Но все же основной составляющей менеджмента является управление персоналом. Именно оно во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения - основа деятельности менеджера.
(Вариант 2)
Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. В последствии наука об управлении развивалась не как ряд последовательных, взаимосвязанных разделов теории, а как отдельное направление исследований по теории и практике управления. Эти самостоятельные направления в исследованиях формировали вокруг себе приверженцев и в конечном итоге получили название школ управления.
Сущность и содержание каждой концепции (школы) следующие:
1. Концепция научного управления(1885-1950гг).
Родоначальник - Тейлор. Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает. Именно благодаря разработанной им концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Принципиальным в этой концепции является то, что Тейлор отказался от, так называемого, линейного управления, т.е. по его выражению "от военного типа организации" и разработал альтернативную систему разделения труда между мастерами и бригадирами по функциям. Таким образом, он впервые провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Этим была заложена основа функциональной организации управления. Однако в учении Тейлора было заложено ряд ошибок. Основной из них является то, что он полагал, что для достижения цели достаточно лишь создать экономическую заинтересованность для работника и делал упор на, так называемого, экономического человека, целью которого якобы является стремление в получении большей выгоды от своего труда. Вторая ошибка Тейлора заключается в том, что он полагался чрезмерно на подчинение человека воле управляющего в процессе труда.
2. Концепция административного управления (классическая школа управления) (1920-1950гг).
Анри Файоль основатель и "отец менеджмента". Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Он считал, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.
Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципов управления:
1. принцип разделения труда,
2. принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответственность.
3. дисциплина - предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками,
4. единоначалие - означает, что работник должен получать приказы только от одного начальника,
5. подчиненность личных интересов общим,
6. единство направления - означает, что каждая группа, действуя в рамках единой цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя,
7. вознаграждения персонала,
8. централизация,
9. скалярная цель - означает, что это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях: от самой высокой должности вниз до самого низа по существу это иерархический ряд в структуре управления,
10. порядок,
11. справедливость,
12. стабильность рабочего места для профессионала,
13. инициатива,
14. корпоративный дух.
3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений(1930-1950гг).
Эта школа развивалась в 1930-1950 годах. Создатели концепции определили менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Из этой концепции зародилось определение управления как такового, а именно:
Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей или отдельных исполнителей на основе познанных и объективно действующих законов и закономерностей для достижения заранее поставленных целей. Данная формулировка заключает в себе ряд принципиальных положений, которые закрепляют понятийный аппарат рассматриваемой концепции. Эти особенности следующие:
1. В процессе управления воздействие осуществляется на людей, а также через них на материально-вещественные элементы экономической и финансовой системы, а также на социальную систему.
2. Под управленческим воздействием понимается только такое воздействие, которое лично обосновано, т.е. должен соблюдаться научный подход к управлению. Основой для этого должны быть избраны соответствующие объективные законы и закономерности.
3. Данная концепция закрепляет целевой подход к управлению, а именно в управлении всегда должна быть поставлена цель, а все операции и процедуры по управлению должны быть направлены на реализацию этих целей.
Основоположниками этой концепции считаются Мэри Фоллет и Мэлтон Мэйо. Они считали, что даже четко разработанные рабочие операции и высокая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда и что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителей при администрировании. Работники реагируют на давление со стороны своих коллег и близких по рабочей группе людей сильнее, чем на указания руководителей или материальные стимулы.
(Вариант 3)
Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента и оставивших заметный след в понимании проблем науки управления. Ниже представлен вклад основных школ в развитие управленческой мысли.
1. Школа научного управления.
- использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;
- отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;
- обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
- систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;
- отделение планирования и обдумывания от самой работы.
2. Классическая школа управления.
- развитие принципов управления;
- описание функций управления;
- систематизированный подход к управлению всей организации.
3. Школа «человеческих отношений и школа поведенческих наук.
- применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности;
- применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Рассмотренные научные школы показывают становление и развитие менеджмента как науки, знание которой необходимо для совершенствования практической деятельности каждого из руководителей независимо от уровня их управленческой деятельности и сферы, в которой функционирует управляемое ими учреждение или структурное подразделение. Качество управления невозможно обеспечить путем использования той или другой управленческой школы. Поэтому назвать какую-то из них в качестве главной невозможно. В зависимости от уровня развития учреждения, профессиональной компетенции его руководителей в тот или иной период деятельности трудового коллектива предпочтение может отдаваться той или другой школе. Как правило, эффективность управления достигается при их синтезе, а также при использовании всего арсенала средств, накопленных наукой и передовой практикой.
В условиях перехода России к рыночным отношениям в области управления деятельностью учреждений произошли существенные изменения. Качественное управление в новых условиях может быть обеспечено только при условии интеграции науки и практики, использовании теоретических положений современного менеджмента, его научных школ и подходов.
3. Советская система управления экономикой с точки зрения теории менеджмента
Концепция управления, определявшая развитие теории и практики управления социалистическим производством в течение семи десятков лет, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения по результатам труда выступала общественная собственность на средства производства. План становился главным регулятором производства.
Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание на необходимости централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, приоритета народнохозяйственных интересов, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58