Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

Но все же основной составляющей менеджмента является управление персоналом. Именно оно во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Человеческие отношения - основа деятельности менеджера.


(Вариант 2)

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда появилась необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. В последствии наука об управлении развивалась не как ряд последовательных, взаимосвязанных разделов теории, а как отдельное направление исследований по теории и практике управления. Эти самостоятельные направления в исследованиях формировали вокруг себе приверженцев и в конечном итоге получили название школ управления.  

Сущность и содержание каждой концепции (школы) следующие:

1. Концепция научного управления(1885-1950гг).

Родоначальник - Тейлор. Он впервые сформулировал вывод о том, что работа по управлению это определенная специальность и что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников будет выполнять те работы, которые она лучше всего делает. Именно благодаря разработанной им концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Принципиальным в этой концепции является то, что Тейлор отказался от, так называемого, линейного управления, т.е. по его выражению "от военного типа организации" и разработал альтернативную систему разделения труда между мастерами и бригадирами по функциям. Таким образом, он впервые провозгласил необходимость разделения труда непосредственно в сфере управления. Этим была заложена основа функциональной организации управления. Однако в учении Тейлора было заложено ряд ошибок. Основной из них является то, что он полагал, что для достижения цели достаточно лишь создать экономическую заинтересованность для работника и делал упор на, так называемого, экономического человека, целью которого якобы является стремление в получении большей выгоды от своего труда. Вторая ошибка Тейлора заключается в том, что он полагался чрезмерно на подчинение человека воле управляющего в процессе труда.

2. Концепция административного управления (классическая школа управления) (1920-1950гг).

Анри Файоль основатель и "отец менеджмента". Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Он считал, что следуя этим принципам предприятие достигнет наивысших результатов. Заслуга Файоля заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций. Другое направление этой школы касалось структуры организации. При этом организация рассматривалась как замкнутая система в отличии от концепции научного управления.

Анри Файоль также разработал 14 общеизвестных принципов управления:

1.        принцип разделения труда,

2.        принцип полномочия и ответственности, что означает право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая часть. Где даются полномочия там возникает ответственность.

3.        дисциплина - предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками,

4.        единоначалие - означает, что работник должен получать приказы только от одного начальника,

5.        подчиненность личных интересов общим,

6.        единство направления - означает, что каждая группа, действуя в рамках единой цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя,

7.        вознаграждения персонала,

8.        централизация,

9.        скалярная цель - означает, что это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях: от самой высокой должности вниз до самого низа по существу это иерархический ряд в структуре управления,

10.     порядок,

11.     справедливость,

12.     стабильность рабочего места для профессионала,

13.     инициатива,

14.     корпоративный дух.

3. Концепция управления с позиции психологии и человеческих отношений(1930-1950гг).

Эта школа развивалась в 1930-1950 годах. Создатели концепции определили менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Из этой концепции зародилось определение управления как такового, а именно:

Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей или отдельных исполнителей на основе познанных и объективно действующих законов и закономерностей для достижения заранее поставленных целей. Данная формулировка заключает в себе ряд принципиальных положений, которые закрепляют понятийный аппарат рассматриваемой концепции. Эти особенности следующие:

1.        В процессе управления воздействие осуществляется на людей, а также через них на материально-вещественные элементы экономической и финансовой системы, а также на социальную систему.

2.        Под управленческим воздействием понимается только такое воздействие, которое лично обосновано, т.е. должен соблюдаться научный подход к управлению. Основой для этого должны быть избраны соответствующие объективные законы и закономерности.

3.        Данная концепция закрепляет целевой подход к управлению, а именно в управлении всегда должна быть поставлена цель, а все операции и процедуры по управлению должны быть направлены на реализацию этих целей.

Основоположниками этой концепции считаются Мэри Фоллет и Мэлтон Мэйо. Они считали, что даже четко разработанные рабочие операции и высокая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда и что силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми могут превзойти усилия руководителей при администрировании. Работники реагируют на давление со стороны своих коллег и близких по рабочей группе людей сильнее, чем на указания руководителей или материальные стимулы.

(Вариант 3)

Развитие науки управления характеризуется множественностью школ и подходов, разрабатывавших те или иные аспекты менеджмента и оставивших заметный след в понимании проблем науки управления. Ниже представлен вклад основных школ в развитие управленческой мысли.

1.        Школа научного управления.

-                использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;

-                отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения;

-                обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;

-                систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности;

-                отделение планирования и обдумывания от самой работы.

2.        Классическая школа управления.

-                развитие принципов управления;

-                 описание функций управления;

-                систематизированный подход к управлению всей организации.

3.        Школа «человеческих отношений и школа поведенческих наук.

-          применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности;

-          применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

 Рассмотренные научные школы показывают становление и развитие менеджмента как науки, знание которой необходимо для совершенствования практической деятельности каждого из руководителей независимо от уровня их управленческой деятельности и сферы, в которой функционирует управляемое ими учреждение или структурное подразделение. Качество управления невозможно обеспечить путем использования той или другой управленческой школы. Поэтому назвать какую-то из них в качестве главной невозможно. В зависимости от уровня развития учреждения, профессиональной компетенции его руководителей в тот или иной период деятельности трудового коллектива предпочтение может отдаваться той или другой школе. Как правило, эффективность управления достигается при их синтезе, а также при использовании всего арсенала средств, накопленных наукой и передовой практикой.

 В условиях перехода России к рыночным отношениям в области управления деятельностью учреждений произошли существенные изменения. Качественное управление в новых условиях может быть обеспечено только при условии интеграции науки и практики, использовании теоретических положений современного менеджмента, его научных школ и подходов.

3. Советская система управления экономикой с точки зрения теории менеджмента

Концепция управления, определявшая развитие теории и практики управления социалистическим производством в течение семи десятков лет, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики было всестороннее развитие личности. Экономическим фундаментом справедливого распределения по результатам труда выступала общественная собственность на средства производства. План становился главным регулятором производства.

Интерпретация этой парадигмы в процессе построения социализма привела к созданию политизированной экономической теории, обосновывавшей необходимость концентрации производства, его монополизации на государственных предприятиях, закрытость народнохозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука концентрировала внимание на необходимости централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, приоритета народнохозяйственных интересов, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.