Рефераты. Ответы на Государственные экзамены Президентской программы подготовки управленческих кадров (2007г.)...

19. Тенденции развития макроэкономических процессов в России и факторы, их определяющие.

Текущая экономическая политика правительства закладывает основания грядущего экономического кризиса, поскольку не удалось повысить конкурентоспособность промышленности (сырьевой сектор остается единственным конкурентоспособным сегментом экономики). Иллюстрацией тому является разрыв между темпами роста основных отраслей несырьевого сектора и темпами увеличения импорта соответствующих товаров. Объемы производства в машиностроении зависят от спроса, формируемого экспортно-ориентированными сырьевыми отраслями. Национальные производители испытывают серьезное конкурентное давление со стороны иностранных компаний на внутреннем рынке.  Избыточные накопления средств в отдельных отраслях не изымаются через налоги для перераспределения в пользу обрабатывающей промышленности. Такое положение вещей ведет к усилению последствий нефтяной иглы, таких как повышение курса национальной валюты и дальнейшее снижение конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Кризис наступит в результате экономической стагнации: динамика доходов государства целиком и полностью зависит от темпов экономического роста, в то время как расходная часть не была реформирована и остается негибкой. Уже стагнация представляется очень опасной с политической точки зрения, в свете обещаний, данных нынешним правительством. Слабость реформ прежде всего связана со структурой самой власти в России, равно как с зависимостью государственных чиновников от крупных корпораций, управляющих наиболее рентабельными активами. Используемые правительством на данный момент инструменты экономической политики (валютный курс и налоги) явно недостаточны. Тем не менее финансовая система и структура государственного и корпоративного долга выглядят вполне устойчивыми.

Чрезвычайно необходимы дальнейшие реформы. Подобного рода изменения в условиях современной разбалансированной экономики могут привести к очередному кризису, за которым последует фаза роста, иного по своей природе. Современные негативные тенденции могут быть преодолены через пересмотр приоритетов обществом в целом. Прямые иностранные инвестиции и зарубежные компании будут способствовать развитию деловой культуры и конкурентной среды. Эти реформы могут привести к росту производственных расходов в отраслях обрабатывающей промышленности, но в различной степени. Такое изменение может послужить стимулом к перетоку инвестиций в более наукоемкие отрасли. Инвестиционный климат в России остается неблагоприятным, главным образом потому, что государство занимается не только регулированием экономики, но и напрямую управляет активами. Последнее обстоятельство явно подрывает устройство рыночной экономики как таковой.

В российской экономике рента передана в распоряжение частных компаний и в высшей степени концентрирована. Это приводит к тому, что некоторые корпорации более могущественны, чем государство. Единственный способ изменить сложившуюся ситуацию состоит в перераспределении ренты. Тем не менее это представляется невозможным до тех пор, пока не будет завершен процесс перераспределения активов и компании не начнут искать доступа к внешним инвестициям, а следовательно, не станут заинтересованы в формировании «благоприятного имиджа». Правительство не поддерживает те компании, которые уже завершили процесс концентрации активов и активно занимаются привлечением дополнительных финансовых ресурсов. Подобного рода события разрушают привлекательность страны для инвесторов.

Экономика России построена по принципу «группового монополизма». В банковском и энергетическом секторах доминируют квазигосударственные предприятия. В общих чертах, наша экономика выглядит как имитация централизованной советской экономики в рыночных условиях. К квазигосударственным монополиям добавилось несколько частных монополий. Государственное регулирование выстроено в соответствии с их нуждами и не может быть эффективно реформировано по причине их влияния. В пределах такой экономической структуры конкуренция существует, но происходит по поводу перераспределения активов, а не производственных процессов. Россия страдает от незавершенности приватизации. Основной урон экономике наносит не неопределенность, а нынешняя внутренняя экономическая структура.

Сложившаяся структура с трудом поддается изменению главным образом по причине вовлеченности правительства (чиновников) в процесс перераспределения активов. В такой ситуации макроэкономическая политика может быть вполне адекватной и, тем не менее, вести к отрицательным результатам (например, стимулирование роста посредством либерализации). В монополистической экономике сокращение налогового бремени ведет к простому увеличению прибылей. Слабость системы проявляется через рост доходов при неизменной инвестиционной активности.

В любом случае реформы должны носить системный характер, а не ограничиваться отдельными секторами. Поскольку политики в значительной степени ограничены в своих действиях, то в результате реформы также носят весьма ограниченный характер. Наиболее актуальной на сегодня проблемой являются сверхдоходы и чрезмерная аккумуляция финансовых ресурсов в предприятиях экспорториентированных сырьевых отраслей. Правительство может увеличить «отбор» природной ренты, но перед этим оно должно продемонстрировать свою способность эффективно перераспределять эти ресурсы в пользу обрабатывающей промышленности частного сектора, а не в пользу неэффективного госсектора. Необходимо повысить эффективность государственных расходов в целом.

Вопросом первостепенной важности для правительства должно стать привлечение инвестиций в те сектора экономики, которые не в состоянии сделать этого сами, в частности, гражданское авиастроение, ракетостроение и автомобильная промышленность. Правительство должно принимать непосредственное участие в привлечении инвестиций в определенные сектора. Действия правительства по расширению военного заказа и приостановке роста заработной платы в госсекторе были бы вполне оправданными. 

Исследования Института экономики переходного периода свидетельствуют, что экономический рост в России до последнего времени имел восстановительный характер. Рост нового рыночного сектора более чем компенсировал сокращение в «советском» секторе. Появление финансово-промышленный кланов в высшей степени логично на современной стадии развития. Макроэкономическая политика здесь ничего изменить не в силах. В начале 1990-х годов российское правительство было слишком занято проблемами макроэкономического характера, чтобы заниматься вопросами структуры экономики. Результаты, равно как и меры 1998 года, были сугубо макроэкономического свойства и не имели никаких структурных последствий. Правительство пытается дистанцироваться от структурной политики и стремится регулировать экономику страны, используя исключительно макроэкономические инструменты. Привлекательность России для иностранных инвесторов повысится по мере улучшений в структурной и институциональной политике. Перераспределение ренты через правительство в любой форме будет неэффективным. Альтернативой такому подходу может служить формирование стимулов для «олигархов» к инвестированию в целевые отрасли. Текущая экономическая ситуация такова, что доход по инвестициям, предлагаемый в России, значительно превышает таковой в промышленно развитых странах.   

Современная монополистическая структура российской экономики является следствием макроэкономических диспропорций в купе с образованием симбиоза государства и крупных корпораций. Правительство вмешивается в поведение как потребителей, так и производителей посредством инструментов нерыночного характера (бюджет и госбанки). На сегодня правительство не обладает эффективными инструментами перераспределения природной ренты. Единственным доступным способом перераспределения остается увеличение зарплат госсектора. Эти дополнительные средства главным образом сберегаются в виде депозитов в государственном банке «Сбербанк» и транслируются как кредиты обратно в сырьевой сектор экономики (по причине его наибольшей рентабельности). Большая часть финансовых ресурсов в стране находится под контролем «Сбербанка» и «Внешторгбанка», либо аффилированных с частными квазимонополиями банков. Либерализация и приватизация в банковском секторе представляются очень актуальными. Частично этому может способствовать либерализация международной торговли финансовыми услугами, особенно в банковском сегменте. Реформы должны иметь целью структурные преобразования (уделяя особое внимание ценам в широком понимании: стоимость труда, валютный курс, тарифы).

Макроэкономические диспропорции вызвали сегрегацию рынка труда на три четко разграниченные категории: сотрудники и работники финансово-промышленный кланов, работники госсектора и работники малых и средних частных предприятий. Заработная плата в первой категории значительно выше, чем в двух других. 


20. Источники макроэкономической информации в России. Основные приемы и методы анализа макроэкономической информации.

В макроэкономической информации воплощаются  результаты политики - национальной (федеральных властей) и региональной властей. Основной ее источник – статистика, и она же занимается ее анализом.

Важнейшей составляющей информационного обеспечения предпринимательской деятельности  является статистика. Согласно проведенному исследованию ей пользуются свыше 92%  всех категорий лиц, являющихся пользователями маркетинговой информации. Статистическая информация используется  как для выработки долгосрочной стратегии работы в целом и по отдельным направлениям, так и для оценки эффективности своей деятельности и деятельности конкурентов.

В Интернет представлена статистическая информации  разной степени обработки: первичная статистика  — сведения экономического, демографического, социального характера, собранные в обследованных объектах, статистическая информация, подготовленная для проведения экономических исследований (прошедшая сортировку, выборку, группировку по определенным методам, объединенная в банки данных, динамические ряды и т.д.), экономические исследования, отражающие текущее состояние объекта, прогнозирующее возможные варианты его развития. Большая часть баз данных экономической статистики создается государственными организациями, задачей которых является  максимально полное распространение этих сведений среди потребителей. Интернет является одним из основных каналов доступа к подобной информации. Кроме  баз данных национальной статистики в Интернете представлены специализированные источники отраслевой статистики. Источниками статистической информации в Интернет являются специализированные базы, маркетинговые исследования, аналитические обзоры, деловые новости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.