Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям : по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.
Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно и зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашении олигополистов по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.
13. Цели и методы антимонопольного регулирования. Проблемы его осуществления в экономике России.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Методы регулирования:
-Антимонопольные законы. Развитие законов. Жесткость контроля исполнения законов со стороны государства.
-Стимулирование государством развития платежеспособного спроса всех категорий потребителей: населения, производственного спроса. Это приведет к развитию производства, увеличению количества товаропроизводителей и развитию конкуренции.
-Контроль деятельности естественных монополий, контроль цен на их товары и услуги. Они не могут вести себя как коммерческие структуры. Цена должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем максимизацию получения роста ВВП (главным образом за счет развития реального сектора экономики).
-Государственные меры по выполнению антимонопольного законодательства: ускоренное рассмотрение в суде, ответственность судей за нарушение сроков рассмотрения антимонопольных дел.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.
Проблемы антимонопольного регулирования в России:
-Отсутствие заинтересованности государства в проведении антимонопольной политики (отсутствие серьезных дел в суде, непринятие мер по естественным монополиям, отсутствие защитительных мер по защите потребителей, пострадавших от финансовых махинаций и финансовыми пирамидами, отсутствие контроля за процессом приватизации (аукционы)).
-Слабость судебной (арбитражной) и исполнительной систем.
-Бездеятельность самих антимонопольных органов. Получила развитие в основном деятельность по защите прав потребителей, но на локальном уровне (не как система).
-Коррупция и криминализация.
-Экономическая и технологическая неподготовленность (все это понимали, кроме Гайдара. Переход к свободному рынку от государственного монополизма – утопия.).
-Противоречие интересам олигархов.
-Противоречие интересам региональных властей.
-Плохая управляемость хозяйственными структурами в условиях рынка.
Естественные монополии и их регулирование.
Традиционным субъектом государственного регулирования является деятельность так называемых естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение определенных товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. Эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может полностью удовлетворить рыночный спрос при более низких издержках производства, чем имели бы две или несколько конкурирующих фирм На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне - систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т.п. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов о регулировании деятельности естественных монополий Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
11. Различия между монополией и монопсонией. Примеры. Действия фирмы на монополистических и монопсонистических рынках.
Чтобы понять, каково экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной конкуренции, надо прежде всего понять, что такое несовершенная конкуренция Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену являются несовершенно конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг телефонной связи, являются несовершенно конкурентными.
Какие существуют типы несовершенной конкуренции и какие они создают условия для фирм? Основные типы несовершенной конкуренции:
1. Монополистическая конкуренция.
2. Олигополия.
3. Монополия.
Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В качестве примера можно привести монополию компании "Полароид" на моментальную фотографию, "Газпром" (в России) на поставки газа, услуги местного кабельного телевидения, похоронные бюро, единственный бакалейный магазинчик в маленьком уединенном городке. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России и других странах бывшего Советского Союза, местной телефонной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг регулируется государственной властью
Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.
Например, поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания "Де Бирс", контролировавшая до начала восьмидесятых годов, знает, что чем больше алмазов она продаст тем ниже будет цена на ее продукцию. Значит, сокращая количество продаваемого товара она может влиять на цену своей продукции.
Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска.
Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над рынком и крупной монополией состоит лишь в том что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия
На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия проявляется тенденция не дающая возможности проникновения на .рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли.
Теперь перейдем к вопросу: "Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции - монополистической конкуренции. Здесь, как подразумевает само название, монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако, в данных условиях имеет место и конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары
По существу, монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.
Возможность дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса на свой товар.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода.
8 условиях несовершенной конкуренции существуют еще и редко встречающиеся рынки, рынки с крупными покупателями, где основные условия экономического поведения, на которые должны равняться предприятия создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей.
В качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара) часто выступает США на рынке сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки.
Олигопсония - рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким покупателям Рассматривать экономическое поведение предприятий в условиях двух вышеуказанных типов несовершенного рынка представляется слишком сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко. МОНОПСОНИЯ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58