Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

По свидетельству историков, возраст русского предпринимательства дав­но перевалил за тысячу лет. Такой же возраст имеет и торговля на дальние расстояния, "заморская" торговля, перепродажа больших партий товара с целью обогащения. Об умении русских купцов /торговых людей/ проводить внешне­торговые операции с большой выгодой говорит не только народный фольклор (сказание о Садко). Об этом писал еще в своих записках византийский император Константин Багрянородный (905 ¾ 959 гг.)[13]. Круговорот торговой жизни, торговля с Царьградом, варягами сыграли огромную роль в освое­нии и объединении русских земель. У многих дореволюционных историков было твердое убеждение в том, что средневековая Русь была пронизана духом предпринимательства, в ней важнейшим занятием была торговля, а интересы  жителей  тесно  связаны  с результатом торговых операций. По мнению известного историка В. О. Ключевского, в первом русском своде законов "Русская правда" уже было развитое понимание торгового посредничества, в частности торговой комиссии.[14]

Запрет предпринимательства в 1918 году изъял из российской жизни такой важный элемент экономического развития, как торговое посредничество. В политэкономии социализма с ее отрицанием торго­во-денежных отношений институту торгового посредничества места не нашлось. Более того, под именем"спекуляции" оно стало рассмат­риваться как уголовнонаказуемое преступление, как преступный про­мысел.[15]

Что же касается торгового посредничества на внешнем рынке, то в советских внешнеторговых организациях в прошлом сохранялось устойчивое мнение о нецелесообразности привлечения иностран­ных посредников, поскольку выплата им вознаграждения снижает, мол, эффективность импорта. Свою же деятельность внешнеторговые организации, как посредническую, не оценивали, считая главной своей задачей выполнение директивных установок и планов, сверстанных Госпланом СССР.

Торговое посредничество во внешнеэкономической сфере при социализме было невозможно для частных лиц и отдельных предприятий в силу монополии государства на внешнюю торговлю. Существовали только государственные торговые посредники в виде специальных структур Министерства внешней торговли СССР. Коммерческое посредничество частных лиц в этой сфере квалифицировалось как контрабанда.

Ясно, что допущение в экономику коммерческого  посредничества подрывало бы порядок распреде­ления ресурсов, который был установлен планирующими органами, а значит, и сами основы социалистического способа производства. По­этому Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года однозначно относил все виды коммерческого посредничества к числу преступлений. Разъясняя эту позицию законодателя, Пленум Верховного суда СССР в своем по­становлении по конкретному уголовному делусформулировал поло­жение о том, что коммерческое посредничество характеризует деятель­ность, выражающуюся в выполнении виновным незаконных пос­реднических, в том числе, торговых операций (приобретение фондируемых или планируемых товарных ценностей, реализация продукции, принадлежащей колхозам, совхозам и другим организациям, приобретение дефицитных товаров, строительных материалов и т. п.)[16].

При этом главная вина лиц, осуществляющих коммерческое по­средничество, заключалась в том, что они пытались добиться направ­ления товаров "не в нужном в данный момент для государства направ­лении, а в те организации, предприятия, колхозы, совхозы или тем гражданам,   которые  оплачивают  деятельность   посредника”[17] (подчеркнуто мною. - В.Н.).

В середине 80-х годов в связи с широкой дискуссией в экономиче­ской литературе о роли так называемых "толкачей", служивших по­средниками в отношениях между хозяйственными предприятиями, впервые был поставлен вопрос о необходимости развития легальных форм торгово-посреднической деятельности.[18] К концу 80-х годов в экономической и юридической литературе уже сформировалась довольно устойчивая точка зрения о том, что развитие легального торгового по­средничества сделает "реальным постановку вопроса о декриминализации состава коммерческого посредничества''.[19]

Речь шла о том, что при социалистическом способе производства требовалась полная компетентность централизованного руководства во всех деталях повседневной хозяйственной жизни, так как норма­тивная модель, лежавшая в основе строгих должностных предписаний, не предусматривала резервных и аварийных механизмов для ликвида­ции производственных срывов, не предписывала иных способов пове­дения в критических ситуациях, кроме обращения к той структуре, ко­торая к этим срывам привела. А поскольку обеспечить такую компе­тентность для сотен тысяч предприятий и организаций было невоз­можно, то должен был сам собой наладиться какой-то скрытый меха­низм преодоления хозяйственных неполадок. Скрытый затем, чтобы не опорочить чистоту системы плановой экономики. И такой меха­низм в виде скрытого теневого хозяйственного взаимодействия (бартера, обмена и т. п.) появился еще в тридцатые годы. Огромная актив­ность всех социальных групп, участвующих в производстве ¾ руково­дителей предприятий и подразделений, специалистов, рабочих и кол­хозников, ¾ была направлена на то, чтобы как-то компенсировать де­фекты хозяйственного механизма и все-таки решать свои задачи. Ра­бочие обменивали спирт на запчасти, специалисты использовали лич­ные связи, чтобы достать нужное оборудование, корма ¾ все, что в де­фиците. А поскольку в разряд дефицита при плановой экономике пе­риодически попадают все группы товаров и услуг, то скрытые обмен­ные операции приобретают громадные масштабы. И именно благода­ря им хозяйственный механизм со скрипом, но продолжал функциони­ровать.[20]

Таким образом, скрытое хозяйственное взаимодействие, об­мен дефицитными товарами как способ аварийной ликвидации про­изводственных срывов, запланированных плановой системой хозяйст­вования, изначально были связаны с легальной, открытой экономикой и существовали как реакция на недостатки последней. Уголовное пре­следование скрытого посредничества при таком обмене сути проблемы не разрешало. Поэтому, как только экономистам было позволено не­предвзято оценить систему плановой экономики, сразу был поставлен вопрос о развитии легального торгового посредничества для целей улучшения обмена товарами и услугами между хозяйствующими субъ­ектами. Предполагалось, что этим путем удастся "вытащить" теневые обменные операции на легальное поле рыночного взаимодействия то­варопроизводителей.

Выдвигаемый противниками торгового посредничества аргумент о дешевизне прямых связей между производителем и потребителем в системе планово-директивной экономики не учитывает затраты общества на добывание или перемещение дефицитных товаров и услуг. Мы не стали бы ставить знак равенства между скрытым хозяйственным взаимодействием при помощи "толкачей" и в обход снабженческих органов с собственно торговым посредничеством, но признать первое некой "извращенной" формой второго, на наш взгляд, вполне допустимо.

Развитие действительных рыночных отношений в России, а не их имитация, создание полноценной коммер­ческой инфраструктуры национальной экономики объективно нуждаются в восстановлении такого звена, как институт торгового посредничества. А поэтому возрождение коммерческой инфраструктуры национальной экономики является основой для становления института торговых посредников. Другой основой для этого процесса послужила либерализация внешнеэкономической деятельности государства.

Для более объективной и полной оценки сети торгово-посреднических орга­низаций и фирм, складывающейся в каждом конкретном регионе Российской Федерации, целесообразно определить наиболее типичные группы внешнеторговых посредников.

При этом необходимо уточнить взаимосвязь и различие двух понятий, которые нередко в экономической литературе используются как идентичные, как синонимы. Это понятия "внешнеэкономические связи" и "внешнеэкономи­ческая деятельность". Различение понятий "внешне­экономическая деятельность"  и "внешнеэкономические связи" проводится по уровню связей: первый осуществляется на уровне “предприятие — предприятие”, второй — на уровне “государство — государство”. Внешнеэкономическая дея­тельность осуществляется, прежде всего, на уровне производственных струк­тур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импорт­ной сделки, в то время как внешнеэкономические связи обслуживают прежде всего нужды государства, осуществляются на правительственном уровне, планирование объемов ВЭС и определение перечня номенклатуры товаров и услуг осуществляются "сверху" и обеспечиваются централизованно материаль­ными и валютными ресурсами.

Пока в условиях командно-административной экономики существовала монополия государства на внешнюю торговлю, в России отсутствовал уровень “предприятие — предприятие” в этой сфере. Сам термин "внешнеэкономическая деятельность” (ВЭД) появляется в нашей экономической науке на рубеже 1986/87 годов в связи с переходом на новую систему управ­ления в народном хозяйстве СССР, при помощи которой горбачевская "перест­ройка" пыталась предотвратить нарастающий экономический кризис. Возрождение предпринимательства в ходе последующих рыночных реформ позволило придать понятию “внешнеэкономическая деятельность” новый существенный оттенок. Под ВЭД стала пониматься предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения через таможенные границы государства материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.