Именно во время второго периода совершенствования института торговых посредников (1990 ¾ 1993гг.) многие вновь создаваемые предприятия принимают посредническую деятельность как одну из основных целевых задач в уставной деятельности. Это позволило резко расширить круг торговых посредников во внешнеэкономической деятельности. Для мелких и средних предприятий, стремящихся выйти на внешний рынок, стало возможным пользоваться услугами не только специализированных внешнеэкономических объединений и внешнеэкономических холдингов, созданных на базе реорганизованных правительственных структур МВТ СССР, но и услугами областных, республиканских и других региональных внешнеторговых объединений.
Упростилась сама процедура предоставления услуг внешнеторговыми посредниками. Так, Указом Президента № 213 была отменена специальная регистрация предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и для осуществления посреднической деятельности, которая была обязательна в предыдущие три года. Российские предприятия независимо от форм собственности получили право осуществлять ВЭД с момента их создания, т. е. с даты регистрации их в местных органах исполнительной власти. Определенные шаги, облегчившие становление института торговых посредников, были сделаны в этот период в области валютного и таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности по снятию ограничений на бартер, сокращению перечня подлежащих лицензированию и квотированию товаров (работ и услуг), изменению порядка налогообложения и др.
В результате всех этих мероприятий увеличилось число фирм и организаций, обслуживающих предприятия-экспортеры как торговые посредники. Этот процесс напрямую связан со значительным ростом участников ВЭД в России. Так, если на начало 1989 года право выхода на внешний рынок имели 55 министерств, 150 производственных объединений и 8 многоотраслевых научно-технических комплексов (МНТК), то уже к концу 1991 года число участников внешнеэкономической деятельности достигло 28 тысяч.
Образование Российской Федерации как независимого государства существенно изменило и подход к регулированию внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, в том числе и посредников. Это проявилось в следующем. Во-первых, была произведена отмена административных ограничений выхода на внешний рынок, исключая случаи прямой угрозы национальной безопасности. Во-вторых, начались потенциальное сокращение числа квотируемых и лицензируемых экспортных товаров и переход к тарифным методам регулирования экспорта. Одновременно с этим был введен механизм конкурсной продажи экспортных квот, а также сделан переход к оплате экспортной пошлины в иностранной валюте, уплачиваемой после платежа поставки иностранным контрагентом. В-третьих, были приняты также меры, как упорядочение экспорта стратегически важных сырьевых товаров, установление таможенных границ, создание инструментов сертификации и контроля за качеством импортной продукции, разработка информационной системы обслуживания ВЭД. И, наконец, самым значительным шагом в этот период следует признать принятие Таможенного кодекса Российской Федерации (1993 г.).
Распад в 1991 году общесоюзной системы централизованного планирования экспорта и импорта и последовавший за ним кризис внешнеэкономической деятельности (расстроились хозяйственные связи, резко сократилось производство) заставили предприятия искать новые варианты увеличения сбыта своей продукции на внешних рынках. В этих условиях посредники явились важным фактором, который стимулировал развитие внешнеэкономических связей в условиях кризиса сбыта. Однако регулирование их деятельности все больше выпадало из поля зрения государства.
Развитие посреднической деятельности на втором этапе шло по трем основным направлениям. Во-первых, крупные промышленные предприятия, которые ранее пользовались посредническими услугами внешнеторговых фирм своих министерств, стали совершенствовать собственный внешнеторговый аппарат ¾ службы и специализированные органы, которые выполняют организационные, кредитно-расчетные, транспортные, рекламные, аналитические и другие внешнеторговые функции. Этот аппарат в зависимости от экономических обстоятельств мог быть создан в качестве внутрифирменного подразделения или как относительно самостоятельная внешнеторговая фирма. Нередко в последнем случае внешнеторговая фирма получала статус юридического лица с собственным балансом и начинала обслуживать не только учредившее предприятие, но и другие фирмы, т. е. фактически превращалась во внешнеторгового посредника. Предприятие-учредитель строит свои отношения с такой внешнеторговой фирмой на основе договоров поручения или комиссии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50