Потеряв на начальном этапе либерализации внешней торговли контроль над “челночным” импортом, правительство в 1996 году попыталось обложить налогом тех, кто привозит из-за рубежа багаж свыше 50 кг (сейчас норма провоза — 200 кг). Но, встретив серьезное сопротивление, организованное через политические структуры и контролируемые криминальными структурами средства массовой информации, отступило от задуманных мер. С тех пор правительство больше не предпринимало мер, регулирующих коммерческий туризм.
На уровне регионов проблема “челночного” импорта оборачивается целым рядом своих особенностей. Речь идет о невозможности проконтролировать продажу этих импортных товаров, так как на вещевых рынках отсутствуют кассовые аппараты. Сколько продано товара за день, на какую сумму — никто не знает. А значит, и полностью собрать налоги теперь уже в местный бюджет затруднительно. Это во-первых. А во-вторых, большинство “челноков”, осуществляющих поездки за импортом, сами этот товар уже не реализуют. Для этого у них просто не остается времени. Значит, происходит наем вне рамок существующего законодательства продавцов для работы в палатках и магазинчиках на вещевых рынках России. Отдельные “челноки” из шубников и кожников (т. е. ввозящих меховые и кожаные изделия) имеют до десятка торговых точек: павильонов, палаток, лотков, и с точки зрения закона что-то инкриминировать им нельзя — они прикрываются статусом индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Этот способ ухода от налога индивидуальных торговых посредников (каковыми по сути дела являются “челноки”) стал привлекателен и для тех, кто торгует отечественными товарами или импортом, завозимым с крупных оптовых баз в Москве или Санкт-Петербурге. Торговые предприятия, зарегистрированные ранее как общества с ограниченной ответственностью (ООО), кооперативы или закрытые акционерные общества (ЗАО) становятся вдруг принадлежащими лицам, имеющим патент индивидуального предпринимателя. Собственность (в первую очередь основные средства) остается на балансе юридического лица, а вся финансово-хозяйственная деятельность ведется через предпринимателей без образования юридического лица. Значит, налоги — льготные, бухгалтерского учета нет, отчетность перед налоговиками — по тетрадочке, куда они записывают или не записывают (не проконтролируешь!) свои продажи, и ответственности перед людьми, работающими на них, практически никакой: трудовых книжек они в своем большинстве не выдают, в Пенсионный фонд отчисления делают единицы, технику безопасности не обеспечивают и т. д. Так, на 1 января 1998 года темпы роста количества зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица в городе Орле опережали темпы роста количества зарегистрированных юридических лиц и составили соответственно 19,0 и 4,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 1997 года. Среди предприятий — юридических лиц лишь 75,9 процента задействованы в реальном секторе экономики. Таким образом, предпринимателей привлекает в большей степени статус предпринимателя без образования юридического лица.
В этих условиях экономический анализ показал, что налоговые поступления в бюджет от торговли по городу Орлу в 1997 году составили 8 процентов от всей суммы поступлений, в то время как в 1996 году их было вдвое больше — 18 процентов.[98]
Администрация г. Орла в конце 1997 года подготовила проект Постановления “Об упорядочении выделения в аренду земли, нежилых помещений юридическим и физическим лицам для занятия предпринимательской деятельностью”[99], которое предусматривало обязательную перерегистрацию индивидуальных предпринимателей как юридических лиц в случае, когда они имеют более двух торговых палаток и наемный персонал для торговли на вещевых рынках. Предполагалось в этом случае выделять им землю под новые палатки и сдавать в аренду новые торговые площади только после перерегистрации их уже как юридических лиц. Экономический смысл этого постановления — обеспечить контроль за определенной группой посредников, увеличить налоговые поступления в бюджет. Однако его принятие было заблокировано ввиду несовершенства юридической формулы и сопротивления криминальных структур, для которых важно сохранить на рынках наличный оборот денег.
Речь идет о том, что если бы это постановление было принято, то реализация товаров, в том числе челночного импорта, через наемных продавцов на рынках г. Орла потребовало бы перерегистрации со статуса индивидуального предпринимателя в правовой статус юридического лица, тем самым уравнивая правовое положение “челнока” с правовым положением торгово-посреднического предприятия — юридического лица, и выявило бы теневые операции, сделало их прозрачными для контроля и налоговых органов. А это в известной мере есть форма воздействия на внешнеторговые операции в целом.
Торгово-посредническому предприятию уйти от налогообложения значительно труднее, нежели индивидуальному “челноку”, берущему статус индивидуального предпринимателя для реализации ввозимых товаров на внутреннем российском рынке. Конечно, нужно признать, что эта форма административного регулирования внешнеэкономической деятельности далека от совершенства. Среди местных экономистов и правоведов она имеет как сторонников, так и противников, которые пытаются апеллировать к Законам “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, отдельным статьям Гражданского кодекса РФ, якобы права предпринимателей, в случае принятия такого постановления будут нарушены.
Нам представляется, что нарушением действующего законодательства предполагаемая перерегистрация для определенной категории индивидуальных предпринимателей, содержащих для реализации ввозимого путем “челночного” бизнеса (коммерческого туризма) целые штаты наемных людей, не является. Ни о каком нарушении принципа свободы предпринимательства здесь не может идти и речи. Наоборот, оно следует нормам Гражданского кодекса, Кодекса законов о труде (КЗоТ), Закона “О защите прав потребителей”.
Действительно, согласно статье 18 КЗоТ РФ прием на работу физических лиц оформляется приказом руководителя предприятия, организации, учреждения, т. е. юридическим лицом, с обязательным заполнением трудовой книжки, заключением трудового договора (контракта), в котором в обязательном порядке отражаются условия труда, социальные гарантии (медицинское обслуживание, продолжительность рабочего времени, отпуск и др.). Кроме того, статьи 145 и 154 КЗоТ требуют, чтобы к торговле пищевыми продуктами (теми же “ножками Буша”) допускались лишь лица, прошедшие медицинское освидетельствование.
В соответствии со статьями 18, 23 Гражданского кодекса РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но при этом “гражданин вправе нанимать других граждан по трудовому договору лишь для работы в его личном хозяйстве и для обслуживания гражданина-работодателя”.[100]
Изучение коммерческой практики показывает, что если раньше объем экспорта-импорта, приходящегося на одну поездку “челнока”, составлял в среднем 300 — 500 долларов, то сегодня в одну поездку челнока (шубника, к примеру) закупается товара минимум на 50 — 100 тысяч долларов.[101] Самые приблизительные расчеты показывают: чтобы обеспечить хороший сбыт своего товара, им необходимо иметь по крайней мере 10 — 15 торговых точек, а это значит нанять не менее 20 — 30 наемных работников. Получается самое настоящее малое торгово-посредническое предприятие. Но такой организационно-правовой статус сегодня невыгоден из-за несовершенства законодательства о малом бизнесе, и потому статус индивидуального предпринимателя наиболее привлекателен в плане минимизации налогов, уплачиваемых “челноком” государству.
Побудить таких индивидуальных предпринимателей г. Орла пройти перерегистрацию в новом качестве — в качестве юридического лица (ООО, ЗАО, кооператива и т.п.) и должно было упомянутое выше постановление, если бы оно было принято.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50