Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

За минувшее десятилетие самостоятельной деятельности на внешних рынках многие отечественные предприятия и объединения в регионах при остром дефиците квалифицированных специалистов по внешней торговле были вынуждены обратиться к помощи специализированных независимых фирм, выступающих в качестве  внешнеторговых посредников. Инициированный потребностью предпринимателей, не имеющих опыта работы ни во внутренней, ни особенно во внешней сфере обращения, но стремящихся во что бы то ни стало попасть на внешние рынки, процесс создания инсти­тута торговых посредников со временем приобрел самостоятельную экономи­ческую жизнь в рамках структуры национальной экономики. Этому процессу в России в решающей степени способствовал переход ее экономики к рыноч­ной системе.

Сегодня, когда институт внешнеторговых посредников стал неотъемле­мым элементом коммерческой инфраструктуры российского общества, выстраи­вание региональных механизмов регулирования внешнеэкономической деятель­ности без учета деятельности института торговых посредников является некорректным. Между тем в современных исследованиях, посвященных регу­лированию внешнеэкономической деятельности регионов, этот аспект прак­тически остается неисследованным.[1]  Особую остроту проблеме исследования придает непризнание  де-юре института торгового посредничества, потому что пока в России, в отличие от других стран, не существует ни специального закона, закрепляющего нормы, касающиеся посредников, ни от­дель­ных по­ло­же­ний по это­му во­п­ро­су, на­при­мер, в но­вом Гра­ж­дан­ском ко­де­к­се (ГК РФ).[2]

В этих ус­ло­ви­ях  ис­сле­до­ва­ние скла­ды­ва­ю­щих­ся в  эко­но­ми­че­с­кой пра­к­ти­ке форм и ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков яв­ляет­ся ак­ту­аль­ной проблемой не только экономической, но и других смежных наук.

Актуальность данной проблеме придает и не­оп­ре­де­ленность в оцен­ке ком­мер­че­с­ко­го по­сред­ни­че­ст­ва, его роли в стабилизации нынешнего экономического развития России. С од­ной сто­ро­ны, ряд эко­но­ми­стов, на­блю­дая за по­сте­пен­ным вы­те­с­не­ни­ем за счет им­пор­та с вну­т­рен­не­го рын­ка оте­че­ст­вен­ных то­ва­ров, тре­бу­ют вос­ста­но­в­ле­ния кон­т­ро­ля за экс­пор­том и им­пор­том, вве­де­ния мо­но­по­лии на ряд ста­тей экс­пор­та и по­л­но­го ли­цен­зи­ро­ва­ния им­пор­та как ос­нов­но­го ис­то­ч­ни­ка бед рос­сий­ских товаропро­из­во­ди­те­лей. При этом они пред­ла­га­ют во­ле­вым ре­ше­ни­ем со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва со­кра­тить чи­с­ло по­сред­ни­че­с­ких стру­к­тур, осу­ще­ст­в­ля­ю­щих внеш­не­тор­го­вые опе­ра­ции, за­крыть до­с­туп на внеш­ний ры­нок“че­л­но­кам” и дру­гим мел­ким по­сред­ни­кам.

С дру­гой сто­ро­ны, Правительство РФ вплоть до августовского кризиса 1998 года последовательно про­дол­жало кур­с на ли­бе­ра­ли­за­цию внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­сти, что повышало ро­ль тор­го­вых по­сред­ни­ков во внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, регионов. Двойственное отношение к институту торговых посредников, сложившееся сегодня в России, требует уг­луб­лен­ной  про­ра­бот­ки научных под­хо­дов к это­му сло­ж­но­му эко­но­ми­че­с­ко­му яв­ле­нию в рам­ках кон­це­п­ции но­вой внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой док­т­ри­ны Рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва и пра­к­тиче­с­кой тран­с­фор­ма­ции ме­ха­низ­мов го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­­ней тор­го­в­ли, в том чи­с­ле и на ре­ги­о­наль­ном уров­не.

Ана­лиз сложившейся си­ту­а­ции по­вли­ял на вы­бор дан­ной те­мы дис­сер­та­ции и кру­га рас­смо­т­рен­ных в ней про­б­лем, на­шед­ших от­ра­же­ние в кон­крет­ном со­дер­жа­нии ее глав и па­ра­гра­фов.

Со­сто­я­ние на­уч­ной раз­ра­бо­тан­но­сти те­мы. В оте­че­ст­вен­ной эко­но­ми­че­с­кой на­у­ке толь­ко на­чи­нают­ся раз­ра­бот­ка про­б­лем, ка­са­ю­щих­ся ха­ра­к­те­ра и сущ­но­сти от­кры­тия эко­но­ми­ки, вклю­че­ния Рос­сии в ми­ро­хо­зяй­ст­вен­ные свя­зи, изу­че­ние осо­бен­но­стей ме­ха­низ­ма ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой сфе­ры, внеш­ней тор­го­в­ли при пе­ре­хо­де от цен­т­ра­ли­зо­ван­но­го пла­ни­ро­ва­ния к ры­но­ч­ным от­но­ше­ни­ям (И. До­ро­нин, Э. Ко­че­тов, Л. Ма­к­си­мо­ва, В. Кол­лан­тай, А. Не­ки­пе­лов, В. Обо­лен­ский,  В. Ореш­кин, М. Са­ра­фа­нов, С. Си­та­рян, И. Фа­мин­ский, Г. Ша­га­лов и др.).

Ре­ги­о­наль­ные ас­пе­к­ты уп­ра­в­ле­ния эко­но­ми­кой, в том чи­с­ле внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­стью, пред­ста­в­ле­ны в ра­бо­тах Л. Абалкина, Ю. Алексеева, А. Алисова, Г. Ани­си­мо­вой, С. Бо­ри­со­вой,  Л. Вар­дом­ско­го, Н. Гла­зы­ри­на, С. Глазьева, А. Гран­бер­га, П. Ма­к­си­мо­ва, А. Мерцалова,  Т. Морозовой, Н. Не­кра­со­ва, Е. Стро­е­ва.

Тор­го­вое по­сред­ни­че­ст­во как не­отъ­е­м­ле­мая часть ры­но­ч­ной эко­но­ми­ки, как ры­но­ч­ный “фе­но­мен” в по­ст­со­вет­ском об­ще­ст­ве рас­сма­т­ри­ва­ет­ся в тру­дах Н. Бе­ли­ко­вой, О. Бо­дя­ги­на, Е. Пу­зи­ко­вой, Н. Се­ме­но­ва, Л. Стров­ско­го.

Тор­го­вое по­сред­ни­че­ст­во как яв­ле­ние сфе­ры те­не­вой эко­но­ми­ки в со­вет­ский пе­ри­од изу­ча­лось В. Ис­прав­ни­ко­вым, В. Ку­ли­ко­вым, В. Та­ций, А. Шо­хи­ным, А. Яко­в­ле­вым.

В за­ру­бе­ж­ной эко­но­ми­че­с­кой на­у­ке тор­го­вое по­сред­ни­че­ст­во рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как бо­лее ши­ро­кое по­ня­тие, как ус­то­яв­ша­я­ся ка­те­го­рия ме­ж­ду­на­род­ной тор­го­в­ли. В об­щем пла­не зна­чи­мость ин­сти­ту­та тор­го­во­го по­сред­ни­че­ст­ва для эко­но­мик пе­ре­ход­но­го пе­ри­о­да от­ра­же­на в ра­бо­тах Я. Кор­наи, В. Ле­он­ть­е­ва, П. Лин­дер­та, А. Мар­шал­ла, Ф. Хай­е­ка, Л. Эр­хар­да.

Проблемы регионализации российской экономики, механизмы, формы и методы управления во внешнеэкономической сфере регионов, становление коммерческой инфраструктуры и, в частности, института торговых посредников изучены слабо, фрагментарно. Это приводит к необходимости углубленного исследования названных проблем по управлению деятельностью торговых посредников в регионе.

Цель данного дис­сер­та­ци­он­но­го ис­сле­до­ва­ния  состоит в выявлении места и роли института торговых  посредников в формируемом механизме управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) региона.

Ис­хо­дя из этой це­ли бы­ли по­ста­в­ле­ны сле­ду­ю­щие ос­нов­ные ис­сле­до­ва­тель­ские за­да­чи:

— раскрыть теоретические основы формирования института торговых  посредников во внешнеэкономической сфере как неотъемлемого элемента рыночной экономики и ее коммерческой инфраструктуры;

— охарактеризовать процесс либерализации внешнеэкономической деятельности и ее влияние на развитие торгового посредничества;

— выявить эволюционные этапы развития механизма регулирования внешнеэкономической деятельности;

— проанализировать процессы регионализации российской экономики и их влияние на внешнеэкономическую деятельность торговых посредников;

 — ис­сле­до­вать на при­ме­ре от­дель­но­го ре­ги­о­на (Ор­лов­ской об­ла­с­ти) зарождение фор­м и ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния внешнеэкономи­че­с­кой де­я­тель­но­сти, этапы возрождения торгового по­сред­ни­чества;

 — на ос­но­ве развивающейся теории и практики регионального менеджмента пред­ло­жить ва­ри­ан­ты оп­ти­ми­за­ции ре­гу­ли­ро­ва­ния ВЭД торговых посредников.

Объ­ект ис­сле­до­ва­ния — ре­ги­о­наль­ная си­с­те­ма внеш­не­эко­но­ми­че­с­ких свя­зей и ее под­си­с­те­ма — тор­го­вое по­сред­ни­че­ст­во.

Предмет исследования — внешнеэкономические и управленческие отношения в сфере торгового посредничества на региональном уровне.

Ме­то­до­ло­ги­че­с­кую и те­о­ре­ти­че­с­кую ос­но­ву ис­сле­до­ва­ния составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике управления ВЭД, программные разработки, директивные и законодательно-нормативные документы. В работе использованы ди­а­ле­к­ти­че­с­кий ме­тод по­з­на­ния, ме­то­ды ана­ли­за и син­те­за, сравнения и обобщения, си­с­тем­но­го и историко-логического под­хо­да к рас­смо­т­ре­нию объ­е­к­та ис­сле­до­ва­ния. При­ме­ня­лись так­же ме­то­ды эко­но­ми­че­с­ко­го, фи­нан­со­во­го, ста­ти­сти­че­с­ко­го ана­ли­за внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков — юри­ди­че­с­ких и фи­зи­че­с­ких лиц, ме­то­ды экс­перт­ной оце­нки, со­ци­о­ло­ги­че­с­ко­го ис­сле­до­ва­ния и про­гно­зи­ро­ва­ния.

Эм­пи­ри­че­с­кой ос­но­вой ис­сле­до­ва­ния являются За­ко­ны Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и нор­ма­тив­ные ак­ты, из­да­вав­шие­ся Пре­зи­ден­том и Пра­ви­тель­ст­вом Рос­сии, от­но­ся­щи­х­ся к стра­те­гии и та­к­ти­ке ре­фор­ми­ро­ва­ния си­с­те­мы внеш­не­эко­но­ми­че­с­ких свя­зей; фа­к­то­ло­ги­че­с­кие ма­те­ри­а­лы ста­ти­сти­че­с­ких сбор­ни­ков и пуб­ли­ка­ций спра­во­ч­но­го ха­ра­к­те­ра; до­ку­мен­ты ор­га­нов го­су­дар­ст­вен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­ра­в­ле­ния Ор­лов­ской об­ла­с­ти; опы­т при­ня­тия уп­ра­в­лен­че­с­ких ре­ше­ний, ка­са­ю­щих­ся тор­го­во­го по­сред­ни­че­ст­ва в ­ ма­лом биз­не­се; ли­ч­ный опыт ра­бо­ты ав­то­ра в торгово-посреднических фир­мах г. Ор­ла.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.