Из табл. 2 видно, что методы регулирования деятельности внешнеторговых посредников на региональном уровне достаточно ограниченны. На практике в регионах их опробовано ещё меньше, хотя нормативно-законодательная база позволяет делать это вот уже три года.
Засилье на прилавках многих городов России некачественного импортного продовольствия, завозимого в страну в большом объеме именно посредниками, и бессилие местных властей преодолеть это положение, несмотря на огромное желание помочь отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям, свидетельствует о неэффективности региональных механизмов управления ВЭД, об их неадекватности объему и глубине задач по обеспечению развития и процветания регионов. При этом мы далеки от мысли о том, что в рамках одного региона, усилиями только местных органов государственной власти без принятия новых федеральных законов, в частности нового Таможенного кодекса РФ, и изменения экономической политики центра можно преодолеть дестимулирующий экономический механизм ВЭД в целом.
Администрация Орловской области при решении задачи совершенствования механизма регулирования внешнеэкономической деятельности региона исходила из того, что успех дела во многом зависит от правильного представления тех изменений и закономерностей, которые происходят сейчас в организационной структуре народнохозяйственного комплекса, интересов и функций субъектов Федерации, тенденций развития смешанной экономики, методов регионального управления.
Причем учитывалось в первую очередь, что механизм регулирования внешнеэкономической деятельности региона должен по идее представлять собой сочетание различных факторов развития регионального комплекса, а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги, лицензии и т. п.), организационных, правовых норм и правил международного, федерального и регионального уровней. Такой механизм должен реализовать межрегиональные преимущества и интересы, создавая благоприятные условия для подъема экономики региона и страны в целом. Контуры такого механизма явно проступают в концепции внешнеэкономической деятельности, исповедуемой ассоциацией сотрудничества областей центра России “Черноземье”[50], а также в разрабатываемой программе развития внешнеэкономических связей Орловской области на период до 2001 года.
С другой стороны, в области отказались от слепого копирования чужого опыта, от выстраивания схемы управления ВЭД по “мировым образцам”, в соответствии с концепцией полной “либерализации экономики”.
Бралось во внимание, что в зависимости от степени “включенности” того или иного конкретного региона России в систему мирохозяйственных связей механизм регулирования может и должен отличаться большим разнообразием для различных регионов.
В целом совокупность субъективных и объективных факторов, учитывающихся при формировании конкретного механизма регулировании ВЭД в Орловской области, можно было бы представить таким перечнем:
— различие в подходах на разных уровнях управления и регулирования внешнеэкономической деятельности (предприятие — отрасль — регион — государство), которое само есть фактор, способствующий (или тормозящий) процесс включения российской экономики в систему мирохозяйственных связей;
— различие эволюции форм, этапов и особенностей создания механизмов регулирования ВЭД в разных регионах в зависимости от исторических, экономических и других условий;
— различие в согласовании стандартов и действующих нормативов ВЭД регионов с мировыми.
Основными элементами складывающегося в Орловской области механизма регулирования внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день являются:
1. Областной Совет народных депутатов, который по Уставу (Основному закону) области юридически закрепляет основные направления ВЭД области, предложенные исполнительными органами области.
2. Администрация Орловской области, создающая при департаменте экономики и промышленной политики управление внешнеэкономических и региональных связей со своими специфическими подразделениями и отделами, призванными обеспечить для механизма регулирования следующие функции: стратегическое планирование, приток иностранных инвестиций и внешнеэкономический маркетинг, юридическое обеспечение, прогнозирование развития внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности области на ближайшую перспективу.
3. Институт представителей бывшего МВЭС и МИД РФ в Орловской области, на который возлагаются функция согласования внешнеэкономических проектов, проверка зарубежных партнеров и инвесторов, валютное регулирование.
4. Западное таможенное управление (Орловская таможня).
5. Предприятия-экспортеры и предприятия-импортеры и внешнеторговые посредники.
6. Обслуживающие организации.
Схематично взаимодействие отмеченных выше элементов механизма регулирования ВЭД в масштабах Орловской области (через потоки управленческой информации) может быть представлено в виде рис. 7.
Рис.7. Основные элементы механизма регулирования ВЭД Орловской области
Становление нового механизма регулирования ВЭД Орловской области должно обеспечить дальнейшее усиление государственного регулирования экономики в регионе в условиях наметившегося после августа 1998 года выхода из экономического кризиса. В нем существенно усиливается координирующая и контролирующая функции региональных органов управления и их ответственность за результативность внешнеэкономической деятельности.
Оценивая первые шаги на этом пути, следует отметить, что формирование новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне целесообразно, на наш взгляд, увязать с реальной оценкой ее эффективности, т. е. степенью реализации имеющихся местных преимуществ, с поиском путей дальнейшего совершенствования такого комплекса, обоснования возможности превращения внешнеэкономической деятельности в высокорезультативный фактор преобразования регионального производства и условий жизни населения. Это означает заложить в механизм управления обратную связь, т. е. сделать систему саморегулирующейся. Такой подход связан с постепенным обогащением основных форм и методов внешнеэкономической деятельности на основе охвата ими всех стадий общественного научно-производственного процесса, с поэтапной сменой нынешней торговой, посреднической модели ВЭД на инновационно-производственную модель в соответствии с новой геополитической моделью развития России.
Развитие исследований по регионалистике доказало: внешнеэкономический комплекс является органичной и важной частью народнохозяйственного комплекса региона, неразрывно связан с жизнедеятельностью его населения, активно воздействуя на темпы и эффективность его социально-экономического развития.
Опыт последних лет убедительно показал, что в России и ее регионах сможет работать только та модель хозяйствования, которая опирается на национальные и экономические особенности территорий.
Специфические историко-культурные традиции и социопсихологические характеристики населения Орловщины сформировались в условиях продолжительной изоляции России и ее регионов от внешнего мира. Поэтому, занятие ВЭД и торговым посредничеством для многих фирм, индивидуальных предпринимателей и субъектов неорганизованной торговли ("челноков") — это еще и способ знакомства с мировым бизнесом и его правилами. Переплетение на территории Центральной России азиатской и европейской культур, накопленный потенциал прошедших десятилетий командно-административной модели развития и самобытность характера местного населения — все это специфические особенности современной действительности, оказывающие влияние на формирование российской модели экономического развития — национальной модели экономического роста.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50