Такая “широта” уставных документов, естественно, страховала нарождающийся слой частных собственников от возможных неудач при занятии основным своим делом — производством той или иной полезной обществу продукции. Когда же выяснилось, что вся система малого предпринимательства и фермерства в России брошена без поддержки государства на “самовыживание”, что побочные виды деятельности, занесенные в Устав, такие как торгово-закупочная или внешнеэкономическая, помогли новым собственникам переориентироваться в бизнесе и заняться более прибыльным, чем производство товаров, делом — экспортно-импортными операциями.
До сих пор имеются огромные расхождения в цифрах, фиксирующих число хозяйствующих субъектов России, имеющих право на экспортно-импортные операции, и число хозяйствующих субъектов реально осуществляющих хотя бы одну экспортно-импортную операцию в год. Поскольку в целом по РФ статистика не дает такого соотношения, сошлемся на данные Орловской таможни. В первом полугодии 1997 г. из 2135 возможных участников ВЭД осуществляли экспорт или импорт только 360 хозяйствующих субъектов или 16,8%. Не случайно сравнительный анализ итогов 1996 и 1997 годов по линии Орловской таможни показал, что реального прироста участников внешнеэкономических сделок (без “челноков”) ни в 1996, ни в 1997 году в области не произошло.[69]
Отчасти такие показатели могли сложиться в результате того, что многие получатели импорта, зарегистрированные в области, предпочитали для удобства “растаможивать” его в других областях, на других таможенных постах: Москве, Туле, Брянске или Белгороде. Это, естественно, искажало истинную картину импорта в область, потому что участники ВЭД фиксировались не своей таможенной статистикой, а в других регионах. Теперь введен новый порядок оформления товаров и транспортных средств, который предусматривает “растаможивание” груза, предназначенного для Орловской области, только по месту юридического адреса фирмы — получателя товара, т. е. на Орловщине.[70]
Такой порядок таможенного оформления грузов поможет сблизить статистику зарегистрированных участников ВЭД и количество фактически участвующих в ней фирм.
2. Важным элементом механизма регулирования деятельности торговых посредников является налогообложение, за правильностью и полнотой которого следят местные налоговые органы и областная служба налоговой полиции. До принятия Налогового кодекса РФ налоговое регулирование во внешнеэкономической сфере осуществляется посредством более десятка различных видов налогов, большинство из которых непосредственно относится к деятельности торговых посредников. Доходы торгово-посреднических предприятий, стоимость определенных групп экспортных и импортных товаров, лицензирование и сертификация, отдельные виды экспортно-импортных операций являются объектами налогообложения. Наиболее универсальными фискальными инструментами государства являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, специальный налог на импорт (СН).
В этих условиях, когда практически каждый хозяйственный шаг торгово-посреднического предприятия, направленный на увеличение коммерческой выгоды от экспортно-импортных операций, подлежит налогообложению, велико желание торговых посредников уходить от налогов. Делалось и делается это путем работы с “черным налом”, без документального фиксирования сделок, через подкуп таможенных чиновников. В последние годы широкое распространение получили такие способы ухода от налогообложения и сокрытия товара, как псевдоэкспорт и псевдоимпорт, где торговые посредники объединяют “усилия” вместе с предприятиями-экспортерами или предприятиями-импортерами.
Кроме того, в печати появились сведения о таких способах контрабанды как недостоверное декларирование, занижение таможенной стоимости, подмена товарных кодов и страны происхождения, псевдотранзит, фиктивный вывоз товаров на переработку, неадекватные бартерные операции и слишком щедрые “авансовые” платежи при импорте.
Для псевдоэкспорта (ложного экспорта) характерна следующая цепочка: предприятие-экспортер — российский торговый посредник — зарубежная фирма. Поскольку для предприятий-экспортеров существуют налоговые льготы, установленные правительством, то продажная цена предназначенного на экспорт товара значительно ниже того, что реализуется на российском рынке. Вся цепочка участников этой незаконной операции “имитирует” экспорт товара за пределы таможенной границы РФ, составляя соответствующие документы. На самом же деле товар границу не пересекает, он реализуется на российском рынке с большой выгодой для всех участников сделки, чьи услуги по “имитации” экспорта хорошо оплачиваются.
Для псевдоимпорта характерна следующая цепочка: предприятие-импортер — российский торговый посредник — зарубежная фирма. Под видом закупки необходимого для развития производства оборудования или сырья или товаров народного потребления для своих работников предприятие-импортер обращается к российскому торговому посреднику с просьбой об услуге — найти зарубежного партнера, способного поставить нужный товар. Проплачиваются деньги за не поставленный посреднику товар, а тот перечисляет их зарубежному партнеру. Деньги остаются за границей, импорт не поставляется. Цель такой операции — вывоз денежных средств предприятий за границу. Услуги посредников и зарубежных партнеров по “имитации” импорта также оплачиваются.
Размеры псевдоэкспорта и псевдоимпорта огромны, государственный и местные бюджеты недополучают миллиарды рублей. Особенно широко псевдоэкспорт стал распространен в спиртовой и ликеро-водочной промышленности, где предприятия таким путем пытаются присвоить себе акцизный сбор, принадлежащий государству. Работает описанная выше схема: некто (покупатель) через подставные российские и зарубежные фирмы заключает с заводом — производителем спирта договор на поставку энного количества спирта, который якобы будет реализован за пределами России. Этот спирт освобождается от акцизного сбора как экспортный товар. На самом же деле происходит только “имитация” экспорта спирта, который реализуется в виде водки через теневые экономические структуры внутри страны.
О масштабах такого фальсифицированного экспорта в Центральной России можно судить по цифрам, приведенным на совещании руководителей федеральных органов налоговой полиции, проходившем в г. Орле в декабре 1997 года.[71] Так, в 1995 — 1996 гг. 80(!) процентов экспорта продукции орловского ликеро-водочного завода “Кристалл” оказалось псевдоэкспортом. В результате чего бюджет Орловской области недополучил 72 млрд. рублей. Стоимость псевдоэкспорта спирта в Воронеже за 11 месяцев 1997 года составила 100 млрд. рублей, в Белгороде — 104 млрд. рублей, в Брянске — 110 млрд. рублей, в Тамбове — 48 млрд. рублей.
Именно в целях пресечения подобного рода операций, наносящих прямой ущерб государственной казне, и введен с 1 октября 1998 года новый порядок учета спирта и спиртовой продукции.
3. Большое значение в региональном механизме регулирования деятельности торговых посредников призваны сыграть таможенные службы субъектов РФ, которые согласно действующему законодательству занимаются непосредственным проведением мер внешнеэкономической политики в жизнь и контролем за их соблюдением. Начиная с 1994 года данные о развитии внешней торговли в России формируются не на основе государственной статистической отчетности, а на основе таможенной статистики. Поэтому именно в Орловской таможне в последние годы накапливается аналитический материал, необходимый для управления внешней торговлей. Это прежде всего данные о внешнеторговом обороте области, об участниках внешнеэкономической деятельности, о структуре экспорта и импорта, об основных зарубежных партнерах предприятий области. В меньшей степени развиты статистика учета торгово-посреднических операций и данные о торговых посредниках ВЭД. Орловская таможня такими данными располагает не в полном объеме, как не располагает ими и областное управление статистики. Нет специального учета торговых посредников и в регистрационной палате г. Орла. Налоговые службы области ведут учет лишь конкретных операций по купле-продаже на основании соответствующих статей Гражданского кодекса.
Потому весьма актуален вопрос о создании единой областной компьютерной информационной сети, где концентрировались бы все данные о внешнеэкономической, внешнеторговой деятельности области, имеющиеся в регистрационной палате, областной таможне, налоговых органах, областном управлении лицензирования и сертификации, налоговой полиции. Это стало бы важным шагом по улучшению управления ВЭД в регионах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50