Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе

         Такая “широта” уставных документов, естественно, страховала нарождающийся слой частных собственников от возможных неудач при занятии основным своим делом — производством той или иной полезной обществу продукции. Когда же выяснилось, что вся система малого предпринимательства и фермерства в России брошена без поддержки государства на “самовыживание”, что побочные виды деятельности, занесенные в Устав, такие как торгово-закупочная или внешнеэкономическая, помогли новым собственникам переориентироваться в бизнесе и заняться более прибыльным, чем производство товаров, делом — экспортно-импортными  операциями.

         До сих пор имеются огромные расхождения в цифрах, фиксирующих число хозяйствующих субъектов России, имеющих право на экспортно-импортные операции, и число хозяйствующих субъектов реально осуществляющих хотя бы одну экспортно-импортную операцию в год. Поскольку в целом по РФ статистика не дает такого соотношения, сошлемся на данные Орловской таможни. В первом полугодии 1997 г. из 2135 возможных участников ВЭД осуществляли экспорт или импорт только 360 хозяйствующих субъектов или 16,8%. Не случайно сравнительный анализ итогов 1996 и 1997 годов по линии Орловской таможни показал, что реального прироста участников внешнеэкономических сделок (без “челноков”) ни в 1996, ни в 1997 году в области не произошло.[69]

         Отчасти такие показатели могли сложиться в результате того, что многие получатели импорта, зарегистрированные в области, предпочитали для удобства “растаможивать” его в других областях, на других таможенных постах: Москве, Туле, Брянске или Белгороде. Это, естественно, искажало истинную картину импорта в область, потому что участники ВЭД фиксировались не своей таможенной статистикой, а в других регионах. Теперь введен новый порядок оформления товаров и транспортных средств, который предусматривает “растаможивание” груза, предназначенного для Орловской области, только по месту юридического адреса фирмы — получателя товара, т. е. на Орловщине.[70]

Такой порядок  таможенного оформления грузов поможет сблизить статистику за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных уча­ст­ников ВЭД и ко­ли­че­ст­во фа­к­ти­че­с­ки уча­ст­ву­ю­щих в ней фирм.

2. Ва­ж­ным эле­мен­том ме­ха­низ­ма ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков яв­ля­ет­ся на­ло­го­об­ло­же­ние, за пра­виль­но­стью и по­л­но­той ко­то­ро­го сле­дят ме­ст­ные на­ло­го­вые ор­га­ны и об­ла­ст­ная служ­ба на­ло­го­вой по­ли­ции. До при­ня­тия На­ло­го­во­го ко­де­к­са РФ нало­го­вое ре­гу­ли­ро­ва­ние во внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой сфе­ре осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по­сред­ст­вом бо­лее де­сят­ка раз­ли­ч­ных ви­дов на­ло­гов, боль­шин­ст­во из ко­то­рых не­по­сред­ст­вен­но от­но­сит­ся к де­я­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков. До­хо­ды тор­го­во-по­сред­ни­че­с­ких пред­при­ятий, сто­и­мость определенных групп экспортных и импортных товаров, ли­цен­зи­ро­ва­ние и сер­ти­фи­ка­ция, от­дель­ные ви­ды экс­порт­но-им­порт­ных опе­ра­ций яв­ля­ют­ся объ­е­к­та­ми на­ло­го­об­ло­же­ния. Наи­бо­лее уни­вер­саль­ны­ми фи­с­каль­ны­ми ин­ст­ру­мен­та­ми го­су­дар­ст­ва яв­ля­ют­ся на­лог на до­ба­в­лен­ную сто­и­мость (НДС), ак­ци­зы, спе­ци­аль­ный на­лог на им­порт (СН).

В этих ус­ло­ви­ях, ко­г­да пра­к­ти­че­с­ки ка­ж­дый хо­зяй­ст­вен­ный шаг тор­го­во-по­сред­ни­че­с­ко­го пред­при­ятия, на­пра­в­лен­ный на уве­ли­че­ние ком­мер­че­с­кой вы­го­ды от экс­порт­но-им­порт­ных опе­ра­ций, под­ле­жит на­ло­го­об­ло­же­нию, ве­ли­ко же­ла­ние тор­го­вых по­сред­ни­ков ухо­дить от на­ло­гов. Де­ла­лось и де­ла­ет­ся это пу­тем ра­бо­ты с “чер­ным на­лом”, без до­ку­мен­таль­но­го фи­к­си­ро­ва­ния сде­лок, че­рез под­куп та­мо­жен­ных чи­нов­ни­ков. В по­с­лед­ние го­ды ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли та­кие спо­со­бы ухо­да от налогообложения и сокрытия товара,  как псев­до­экс­порт и псев­до­им­порт, где тор­го­вые по­сред­ни­ки объ­е­ди­ня­ют “уси­лия” вме­сте с пред­при­яти­я­ми-экс­пор­те­ра­ми или пред­при­яти­я­ми-им­пор­те­ра­ми.

Кроме того, в печати появились сведения о таких способах контрабанды как  недостоверное декларирование, занижение таможенной стоимости, подмена товарных кодов и страны происхождения, псевдотранзит, фиктивный вывоз товаров на переработку, неадекватные бартерные операции и слишком щедрые “авансовые” платежи при импорте.

 Для псев­до­экс­пор­та (ложного экспорта) ха­ра­к­тер­на сле­ду­ю­щая це­по­ч­ка: пред­при­ятие-экс­пор­тер — рос­сий­ский тор­го­вый по­сред­ник — за­ру­бе­ж­ная фир­ма. По­сколь­ку для пред­при­ятий-экс­пор­те­ров су­ще­ст­ву­ют на­ло­го­вые льго­ты, ус­та­но­в­лен­ные пра­ви­тель­ст­вом, то про­да­ж­ная це­на пред­на­зна­чен­но­го на экс­порт то­ва­ра зна­чи­тель­но ни­же то­го, что ре­а­ли­зу­ет­ся на рос­сий­ском рын­ке. Вся це­по­ч­ка уча­ст­ни­ков этой не­за­кон­ной опе­ра­ции “ими­ти­ру­ет” экс­порт то­ва­ра за пре­де­лы та­мо­жен­ной гра­ни­цы РФ, со­ста­в­ляя со­от­вет­ст­ву­ю­щие до­ку­мен­ты. На са­мом же де­ле то­вар гра­ни­цу не пе­ре­се­ка­ет, он ре­а­ли­зу­ет­ся на рос­сий­ском рын­ке с боль­шой вы­го­дой для всех уча­ст­ни­ков сдел­ки, чьи ус­лу­ги по “ими­та­ции” экс­пор­та хо­ро­шо оп­ла­чи­ва­ют­ся.

Для псев­до­им­пор­та ха­ра­к­тер­на сле­ду­ю­щая це­по­ч­ка: пред­при­ятие-им­пор­тер — рос­сий­ский тор­го­вый по­сред­ник — за­ру­бе­ж­ная фир­ма. Под ви­дом за­куп­ки не­об­хо­ди­мо­го для раз­ви­тия про­из­вод­ст­ва обо­ру­до­ва­ния или сы­рья или то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния для сво­их ра­бот­ни­ков пред­при­ятие-им­пор­тер об­ра­ща­ет­ся к рос­сий­ско­му тор­го­во­му по­сред­ни­ку с прось­бой об ус­лу­ге — най­ти за­ру­бе­ж­но­го парт­не­ра, спо­соб­но­го по­ста­вить ну­ж­ный то­вар. Про­пла­чи­ва­ют­ся день­ги за не поставленный  по­сред­ни­ку товар, а тот пе­ре­чи­с­ля­ет их за­ру­бе­ж­но­му парт­не­ру. День­ги ос­та­ют­ся за гра­ни­цей, им­порт не по­ста­в­ля­ет­ся. Цель та­кой опе­ра­ции — вы­воз де­не­ж­ных средств пред­при­ятий за гра­ни­цу. Ус­лу­ги по­сред­ни­ков и за­ру­бе­ж­ных парт­не­ров по “ими­та­ции” им­пор­та так­же оп­ла­чи­ва­ют­ся.

Раз­ме­ры псев­до­экс­пор­та и псев­до­им­пор­та ог­ром­ны, го­су­дар­ствен­ный и ме­ст­ные бюд­же­ты не­до­по­лу­ча­ют миллиарды руб­лей. Осо­бен­но ши­ро­ко псев­до­экс­порт стал рас­про­стра­нен в спир­то­вой и ликеро-водочной про­мыш­лен­но­сти, где пред­при­ятия та­ким пу­тем пы­та­ют­ся при­сво­ить се­бе ак­циз­ный сбор, при­на­д­ле­жа­щий го­су­дар­ст­ву. Ра­бо­та­ет опи­сан­ная выше схе­ма: не­к­то (по­ку­па­тель) че­рез под­став­ные рос­сий­ские и за­ру­бе­ж­ные фир­мы за­клю­ча­ет с за­во­дом — про­из­води­те­лем спир­та до­го­вор на по­став­ку эн­но­го ко­ли­че­ст­ва спир­та, ко­то­рый яко­бы бу­дет ре­а­ли­зо­ван за пре­де­ла­ми Рос­сии. Этот спирт ос­во­бо­ж­да­ет­ся от ак­циз­но­го сбо­ра как экс­порт­ный то­вар. На са­мом же де­ле про­ис­хо­дит толь­ко “ими­та­ция” экс­пор­та спир­та, ко­то­рый ре­а­ли­зу­ет­ся в ви­де вод­ки че­рез те­не­вые эко­но­ми­че­с­кие стру­к­ту­ры вну­т­ри стра­ны.

О мас­шта­бах та­ко­го фальсифицированного экс­пор­та в Цен­т­раль­ной Рос­сии мо­ж­но су­дить по циф­рам, при­ве­ден­ным на со­ве­ща­нии ру­ко­во­ди­те­лей фе­де­раль­ных ор­га­нов на­ло­го­вой по­ли­ции, про­хо­див­шем в г. Ор­ле в де­ка­б­ре 1997 го­да.[71] Так, в 1995 — 1996 гг. 80(!) про­цен­тов экс­пор­та про­дук­ции ор­лов­ско­го ли­ке­ро­-во­до­ч­но­го за­во­да “Кри­сталл” ока­за­лось псев­до­экс­пор­том. В ре­зуль­та­те че­го бюд­жет Ор­лов­ской об­ла­с­ти не­до­по­лу­чил 72 млрд. руб­лей. Сто­и­мость псев­до­экс­пор­та спир­та в Во­ро­не­же за 11 ме­ся­цев 1997 го­да со­ста­ви­ла 100 млрд. руб­лей, в Бел­го­ро­де — 104 млрд. руб­лей, в Брян­ске — 110 млрд. руб­лей, в Там­бо­ве — 48 млрд. руб­лей.

Именно в целях пресечения подобного рода операций, наносящих прямой ущерб государственной казне, и введен с 1 октября 1998 года новый порядок учета спирта и спиртовой продукции.

3. Боль­шое зна­че­ние в ре­ги­о­наль­ном ме­ха­низ­ме ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков при­зва­ны сы­г­рать та­мо­жен­ные служ­бы субъ­е­к­тов РФ, ко­то­рые со­г­ла­с­но дей­ст­ву­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву за­ни­ма­ют­ся не­по­сред­ст­вен­ным про­ве­де­ни­ем мер внеш­не­эконо­ми­че­с­кой по­ли­ти­ки в жизнь и кон­т­ро­лем за их со­блю­де­ни­ем. На­чи­ная с 1994 го­да дан­ные о раз­ви­тии внеш­ней тор­го­в­ли в Рос­сии фор­ми­ру­ют­ся не на ос­но­ве го­су­дар­ст­вен­ной ста­ти­сти­че­с­кой от­чет­но­сти, а на ос­но­ве та­мо­жен­ной ста­ти­сти­ки. По­э­то­му имен­но в Ор­лов­ской тамо­ж­не в по­с­лед­ние го­ды на­ка­п­ли­ва­ет­ся ана­ли­ти­че­с­кий ма­те­ри­ал, не­об­хо­ди­мый для уп­ра­в­ле­ния внеш­ней тор­го­в­лей. Это пре­ж­де всего дан­ные о внеш­не­тор­го­вом обо­ро­те об­ла­с­ти, об уча­ст­ни­ках внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­сти, о стру­к­ту­ре экс­пор­та и им­пор­та, об ос­нов­ных за­ру­бе­ж­ных парт­не­рах пред­при­ятий об­ла­с­ти. В мень­шей сте­пе­ни раз­ви­ты ста­ти­сти­ка уче­та тор­го­во-по­сред­ни­че­с­ких опе­ра­ций и дан­ные о тор­го­вых по­сред­ни­ках ВЭД. Ор­лов­ская та­мо­ж­ня та­ки­ми дан­ны­ми рас­по­ла­га­ет не в по­л­ном объ­е­ме, как не рас­по­ла­га­ет ими и об­ла­ст­ное уп­ра­в­ле­ние ста­ти­сти­ки. Нет спе­ци­аль­но­го уче­та тор­го­вых по­сред­ни­ков и в ре­ги­ст­ра­ци­он­ной па­ла­те г. Ор­ла. На­ло­го­вые служ­бы об­ла­с­ти ве­дут учет лишь кон­крет­ных опе­ра­ций по ку­п­ле-про­да­же на ос­но­ва­нии со­от­вет­ст­ву­ю­щих ста­тей Гра­ж­дан­ско­го ко­де­к­са.

По­то­му весь­ма ак­ту­а­лен во­п­рос о со­з­да­нии еди­ной об­ла­ст­ной компьютерной ин­фор­ма­ци­он­ной се­ти, где кон­цен­т­ри­ро­ва­лись бы все дан­ные о внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой, внеш­не­тор­го­вой де­я­тель­но­сти об­ла­с­ти, име­ю­щи­е­ся в ре­ги­ст­ра­ци­он­ной па­ла­те, об­ла­ст­ной та­мо­ж­не, на­ло­го­вых ор­га­нах, об­ла­ст­ном уп­ра­в­ле­нии ли­цен­зи­ро­ва­ния и сер­ти­фи­ка­ции, на­ло­го­вой по­ли­ции. Это ста­ло бы ва­ж­ным ша­гом по улуч­ше­нию уп­ра­в­ле­ния ВЭД в регионах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.