Немаловажным фактором в реализации этого принципа должны стать повышение компетентности кадров, систематическая учеба, повышение квалификации государственных служащих, отвечающих за регулирование деятельности торгово-посреднических структур.
Среди административных средств государственного регулирования внешнеэкономической деятельности торговых посредников широко распространены количественные ограничения вывозимого или ввозимого товара, то есть квотирование экспорта и импорта. Практически полное снятие количественных ограничений на импорт товаров народного потребления подталкивает администрации некоторых российских регионов к введению вопреки общероссийским законам местных квот на объемы ввозимой через границы региона продукции, т. е. по сути дела речь идет о создании собственного таможенного пространства на территории отдельных субъектов РФ. Это противоречит принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности (статья 4 Закона), среди которых — требование единства таможенных территорий Российской Федерации. Так, ссылаясь на необходимость защиты местных производителей, предлагают ввести квоты на объемы поставляемой продукции как из-за рубежа, так и из других субъектов РФ,[94] а за превышение установленных объемов с иногородних поставщиков взимать дополнительную плату (по сути дела местный таможенный тариф), которая должна пополнять местный бюджет.
По нашему мнению, введение таких мер может обернуться самой настоящей торговой войной между различными регионами. Свобода перемещения товаров и услуг по территории России является одним из принципов становления рыночной экономики. Более того, такая свобода развивает конкурентную среду среди товаропроизводителей. Другое дело, когда ограничения, т. е. квотирование импорта определенных групп товаров, производятся правительством Российской Федерации. Заставить орловцев, к примеру, покупать только орловские продукты питания можно только экономически — сделав цену и качество этих продуктов выгодными для покупателей. Административным же путем ограничивать приток разнообразных товаров из-за рубежа или из соседних областей вряд ли целесообразно. Это вызовет ответные меры со стороны соседних областей, и получится торговая война в межрегиональном масштабе.
О реальности такого варианта развития событий говорят некоторые управленческие решения субъектов РФ. Недавно областная Дума Белгородской области приняла Закон “О сборе за реализацию ввезенной на территорию Белгородской области алкогольной продукции (водки)”. Согласно этому Закону, завезенная из-за пределов области пол-литровая бутылка водки будет обходиться покупателю на 9 рублей дороже местной,[95] т. е. это означает не что иное, как введение местных таможенных пошлин в размере почти 50 процентов от стоимости товара. Для торговых посредников, в больших количествах завозивших водку из Курской, Орловской, Московской областей, с Украины и из Белоруссии, это серьезный ограничительный барьер административного рода. Но если соседние области введут такую “местную пошлину” для белгородской водки, это существенно снизит общий экономический выигрыш для белгородского областного бюджета. А о готовности ввести такие меры уже объявили несколько областей.
В связи с этим определенные надежды возлагаются на законопроект, который, по мнению губернатора Белгородской области, должен быть подготовлен в Государственной Думе, где будут выработаны единые “правила игры” в водочном бизнесе. Для территорий “водочные деньги” очень важны. Именно они идут на зарплату учителям, медикам и другим бюджетникам. Поэтому каждый субъект РФ будет стремиться к максимизации потребления на своей территории только своей водки. К чему это приводит в масштабах государства, нетрудно представить. Криминальные структуры найдут дополнительные способы, чтобы обойти эту “местную монополию”, и торговые посредники (“свои” и “чужие”) будут играть здесь важную роль “таранов” местных таможенных границ.
Очевидно, что квотирование товарных потоков на уровне субъектов РФ пока остается проблемой, не находящей приемлемого решения. Что касается экспорта-импорта алкоголя за пределы регионов и Российской Федерации, то кардинальным решением вопроса нам представляется восстановление в полном объеме государственной монополии на спиртоводочную продукцию, и равномерное распределение по регионам поступлений от акцизов. Что касается квотирования других товаров и услуг в региональном масштабе, то необходимо искать подходы, сближающие региональные интересы, а не отталкивающие регионы друг от друга в угоду решения сиюминутных бюджетных проблем. Свой вариант решения этих проблем должны предложить и различные деловые ассоциации субъектов РФ, в частности ассоциация “Черноземье”.
Важной формой государственного регулирования деятельности внешнеторговых посредников в регионе является полнота реализации полномочий субъектов РФ, которые по Закону о внешней торговле “имеют право в пределах своей компетенции осуществлять... координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц” (статья 8, п. 2).
Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивая обратную связь между субъектом и объектом управления. Как правило, контроль основан на потоках информации, циркулирующей между объектом и субъектом управления, дающей картину состояния объекта управления. В случае государственного регулирования деятельности внешнеторговых посредников мы сталкиваемся с отсутствием информации о деятельности целых групп посредников, которые реально обеспечивают экспортно-импортные поставки в регион, но не существуют для региональной статистики, а следовательно, недоступны для полноценного контроля. Это, с одной стороны, группа внешнеторговых посредников, обслуживающих предприятия-экспортеры региона, но не зарегистрированные в регионе, а с другой — группа посредников, не образующих юридического лица на территории региона, хотя являются или предпринимателями, или “челноками” данного региона по месту проживания. В последнем случае органы статистики относят их к сфере “неорганизованной торговли” и измеряют объемы экспортно-импортных операций не статистически, а через методы экспертной оценки: органам ГТК безразлична региональная принадлежность “челноков” и предпринимателей без образования юридического лица, налоговые органы интересует лишь получаемый по итогам года их доход. Таким образом, функция контроля со стороны региональных органов государственной власти над этой категорией участников ВЭД не осуществима в нужном объеме.
Функция контроля за экспортно-импортными потоками товаров, идущими через регион, не выполняется в полной мере и тогда, когда предприятия-экспортеры региона реализуют свою продукцию на внешнем рынке не через собственные сбытовые отделы, не через посредников, расположенных в регионе или созданных предприятием, а через посредников, которых назначает новый собственник предприятия, расположенный за пределами данного региона.
В Российской Федерации пока не сложилась система учета и регистрации внешнеторговых сделок, совершаемых в конкретных регионах не юридическими лицами при том что сегодня на них приходится почти половина импорта продовольствия и до двух третей отдельных групп товаров народного потребления, реализуемых на местных вещевых и продовольственных рынках во всех 89 субъектах Российской Федерации.
Как показывает коммерческая практика, именно эти категории участников внешнеторговых сделок, в подавляющем большинстве своем фактически выступающих в роли посредников (ввозят и вывозят товар ради получения коммерческой прибыли, а не для производственных нужд), более всего склонны утаивать подлинные объемы своей внешнеторговой деятельности, уклоняться от таможенно-тарифных платежей, от налогообложения своей деятельности в полном объеме.
Как уже отмечалось, органы государственной статистики не располагают данными о масштабах “челночной торговли”, нет таких данных ни в новом Министерстве торговли РФ, ни в Таможенном комитете. Все, что относится к неорганизованной торговле в России, оценивается по ориентировочным данным.
Эксперты считают, что на “челночную торговлю” в 1996 году приходилось три четверти закупок за рубежом товаров народного потребления — это примерно на 6 млрд. долларов. Более чем на 1,3 млрд. долларов “челноки” экспортировали за рубеж различных товаров. Челночный бизнес переживает сейчас период значительного спада, который особенно усилился в результате августовского (1998 г.) кризиса. Пройдя пик своего расцвета в 1992 — 1993 годах до введения таможенных пошлин, челночество затем пошло на спад. Если в начальный период “челнок” на китайских кроссовках или турецких куртках мог добиться 300 — 400 процентов прибыли, что сейчас — всего лишь 10 — 30 процентов[96]. Это связано не только с тем, что российский рынок при падающей покупательской способности населения достаточно насыщен импортными товарами, но, прежде всего с тем, что “челночный” бизнес стал контролироваться мафией, стал способом отмывания денежных средств, полученных незаконным путем. Мафия, финансируя “челноков”, не позволяет им обогащаться и делает это для того, чтобы они не вздумали работать только на себя, как это было в первые годы коммерческого туризма[97].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50