Рефераты. Управление внешнеэкономической деятельностью торговых посредников в регионе
В последнем
случае с учетом конкретного региона и его двусторонних соглашений с центром
необходимо четко описать региональный уровень регулирования внешнеэкономической
деятельности, особенно внешней торговли.
В этой связи требу ет пристального внимания и изучения подход к
распределению полномочий в области регулирования внешнеэкономической
деятельности между федеральным центром и субъектами Российской Федерации,
закрепленный в новой Конституции РФ (1993 г.).
Ранее все вопросы
регулирования внешнеэкономических связей находились в исключительном ведении
центральных органов власти. По новой Конституции допускаются совместное ведение
Российской Федерации и субъектами РФ такого вопроса, как "координация
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,
выполнение международных договоров Российской Федерации" (статья 72). Такое
разделение полномочий во внешнеэкономической сфере потребовало и выработки
двухуровневой концепции управления ВЭД (федеральный уровень и региональный
уровень), а следовательно, и создания различающихся по составу элементов
обособленных механизмов регулирования ВЭД.
Конституция РФ
исходит из того, что в условиях рыночной экономики реализация региональных преимуществ
(природных, производственных, транспортных, кадровых) через внешнеэкономическую
деятельность возможна лишь при известной самостоятельности регионов в
регулировании ВЭД. При этом под самостоятельностью регионов понимается единство
их свободы их маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных
ресурсов. Такой подход, на наш взгляд, не оз начает,
что интересы федерального центра отодвигаются как бы на второй план. Центр
реализует "свой" эффект, получаемый на боле е
вы соком уровне и в больших масштабах — эффект
общегосударственной кооперации.
Функции
регионального механизма регулирования внешнеэкономической деятельности,
который представляет собой сочетание факторов развития регионального комплекса,
а также воздействующих на них экономических инструментов (кредиты, налоги,
лицензии и др.), организационных, правовых норм и правил международного,
федерального и регионального уровня, существенно отличаются от функций
общефедеральных. Достаточно емкое представление о функциях этого механизма
дает статья 8 Закона РФ "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" (1995 г.), которая трактует полномочия субъектов РФ в
области внешнеторговой деятельности. В ней, в частности, идет речь о таких
функциях регионального механизма, как:
— координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и
иностранных лиц на территории региона;
— формирование и реализация региональных программ внешнеторговой
деятельности;
— предоставление
дополнительных, по отношению к федеральным, финансовых гарантий участникам
внешнеторговой деятельности;
— предоставление
гарантий и льгот .участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на
территории региона, только в части выполнения их обязательств перед бюджетами и
внебюджетными фондами субъекта РФ;
— создание
страховых и залоговых фондов в сфере внешнеторговой деятельности для
привлечения иностранных з аймов и кредитов;
— заключение
соглашений в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных
федеративных государств, административно-территориальными образованиями
иностранных государств.
Необходимо отметить, ч то перечисленные выше фу нкции могут б ыть
расширены в том случае, если это предусмотрено
двусторонним договором о разгранич ении полномочий
между Российской Федерацией и субъектом РФ , который
подписали уже 44 из 89 субъектов Российской Ф едерации. Так, изучение некоторых из договоров
показало, что в них предусмотрены координация взаимодействия органов субъекта РФ , согласование планов работы по междун ародным и внешнеэкономическим связям, проектов соглашений с зарубеж ными партнерами. Данные
договор ы предусматрив ают право суб ъектов
участвовать в разработке проектов законов и нормативных актов в сфере меж дународных и внешнеэкономических связей, затрагивающих их интересы.
В Орловской области, как и в других субъектах РФ , пока не имеющих с
центром аналогичного договора о разграничении полномочий, механизм
регулирования ВЭД строится на нормативно-правовой
базе Гражд ан ского и
Тамож енного кодексов РФ, федеральных законов, регулирующих ВЭД,
Основного закона ( Устава) О рлов ской обл асти, постанов лений Главы администрации
области.
Таблица
2
Методы
регулирования деятельности внешнеторговых посредников
на
региональном уровне
Прямые методы
Косвенные методы (стимулирование)
1. Целевые региональные программы
развития внешнеэкономических и межрегиональных связей.
2. Квотирование.
3. Лицензирование.
4. Создание региональных
посреднических структур.
5. Создание внебюджетных фондов.
6. Региональные контрольные пакеты
акции, представительство и
управление в советах директоров торговых домов и
других торговых фирм.
7. Региональные стандарты и нормы.
1. Налоговые ставки, стимулирующие
льготное налогообложение.
2. Финансовые гарантии за счет
регионального бюджета.
3. Создание страховых и залоговых
региональных фондов в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения
иностранных займов и кредитов.
4. Регистрация контрактов-паспортов
импортных и экспортных сделок.
5. Моральное убеждение:
организация через средства массовой информации бойкота иностранных товаров,
призыв покупать только отечественные товары и т. п.