|
1. Административные методы
Плановые директивы, включая
экспортные квоты, лимиты импорта, задания по валютной выручке.
Регистрация участников внешне-экономической деятельности.
Регистрация внешнеторговых посредников.
Планово-индикативные показатели, включая поставки для государственных
нужд, экспортные квоты.
Регистрация спецэкспортеров сырья и
контрактов на его экспорт.
Валютный контроль.
2. Экономические методы
Налоги на экспорт и импорт.
Кредитование и расчеты через систему государственных банков.
Договоры по экспорту и импорту с внешнеторговым посредником.
Экспортный и импортный тарифы.
Кредитование и расчеты через коммерческие банки.
Договоры по экспорту и импорту с внешнеторговым посредником.
3. Валютные регуляторы
Множественный курс рубля.
Нормативы отчисления в валютные фонды предприятий, обязательной продажи валюты предприятий, обязательной продажи в фонд погашения внешнего долга, в союзно-республиканский и республиканские фонды.
Централизованное распределение
валюты на нужды импорта.
Биржевой курс рубля.
Нормативы отчисления в валютные
фонды предприятий, обязательной продажи валюты на внутреннем рынке.
Рыночное распределение валюты среди
импортеров.
Приступая к рыночным реформам, важно, как свидетельствует опыт других стран, не совершать резких, неподготовленных переходов от прямых к косвенным методам регулирования. Сохранить взаимосвязывающий интерес увеличения прибыли для хозяйственных субъектов — участников ВЭД и государства может только создание стимулирующего экономический рост хозяйственного механизма внутри страны.
К сожалению, 90-е годы стали для России временем создания, наоборот, дестимулирующего экономический рост экономического механизма. По мнению отдельных авторов,[64] он сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: а) массовую форсированную приватизацию; б) одномоментную либерализацию цен; в) разовое “открытие” экономики внешнему миру; г) рестриктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг производителей.
Как видно из перечня элементов дестимулирующего экономического механизма, одномоментное открытие экономики (по степени либерализации внешнеэкономических связей Россия сразу же превзошла страны с прочными рыночными традициями) является заранее спланированным действием правительства в угоду осуществлению своих представлений о модели экономического реформирования, которая должна “запустить” рыночные механизмы в России. При этом все аргументы по прошествии семи лет реформ о том, что такое “открытие” экономики внесло весомый вклад в “усечение” отечественного производства, по-прежнему отвергаются.
Именно поэтому регионы, вводя новые механизмы регулирования ВЭД, основанные преимущественно на экономических методах, должны с разумной осторожностью применять эти “методы”. Проанализируем, в чем их новизна по сравнению с нетарифными методами регулирования ВЭД.
В ходе преобразований механизма регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий экспортеров-импортеров и торговых посредников в течение 1991 — 1997 годов были апробированы на практике следующие элементы нетарифных ограничений, носящих по преимуществу административный характер (см. рис. 6).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.