Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

По роли в мировой политике и экономике эти страны можно подразделить на три группы. Первую образуют семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экон. и полит. взаимоотношениях стран первой группы. Отдельные страны этой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике. В третью группу входят Страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны. Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки – развивающиеся страны, или страны III мира. Они представляют собой особую группу гос-в, отличающихся своеобразием истор. развития, соц-экон. и полит. спецификой. Необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрная минерально-сырьевая специализация экономики и слабое развитие обрабатывающей промышленности, подчиненное место в системе МХ.

Подразделяют: 1. наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, и др.), «новые индустриальные страны» Азии (Сингапур, Ю. Корея, Тайвань, Гонконг). 2 нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, (Кувейт, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ, и др.). Их характерные признаки: высокий доход на душу населения, природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и фин. средств, выгодное экономико-географическое положение. 3 объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП на душу населения (~ 1 тыс. $.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др. 4 Индия, Пакистан и Индонезия – страны с огромными территориями и населением, природно-ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Но низкие величины производства и потребления на душу населения (~ 300 $) заметно тормозят их соц-экон. развитие. 5 наименее развитые страны мира (Афганистан, Сомали, Чад и др.). Некоторые из них не имеют выхода к морю и слабо связаны с внешним миром. В этих странах чрезвычайно низкий доход на душу населения (120 долл.), преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает с/х. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны Вост. Европы и СНГ. Значительным экон. потенциалом обладает Вост. Европа, которая состояла в социалистическом лагере. За последние десятилетия в большинстве из них осуществлены индустриализация и кооперирование с/х. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х гг. превысила 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса привели к замедлению темпов экон. роста, роста производительности труда. Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция.

15. Развитые страны: общая характеристика экономики, место в системе мирового хозяйства, модели развития.

Это – 25  государств, где проживает 1,2 млрд. человек (23% мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, и дают 70-75% мирового промышленного производства. ВВП на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. $. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота. Одна из главных особенностей развитых стран – относительно равномерное распределение доходов, равномерное хозяйственное освоение территории, поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов), большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение ее достижений в производство, высокий процент расходов на медицину, образование, культуру, значительны расходы на охрану окружающей среды (3-4% ВНП). В промышленно развитых странах падает роль добывающих отраслей и развиваются отрасли высоких технологий.

По роли в мировой политике и экономике эти страны можно подразделить на три группы. Первую образуют семерка главных стран: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экон. и полит. взаимоотношениях стран первой группы. Отдельные страны этой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике. В третью группу входят Страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Одним из основных показателей уровня экон. развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Он рассчитывается по методике ООН на основе паритета покупательной способности национальных валют (ППС) и в неизменных цепах. На территории развитых стран находится значительная часть мирового общественного производства. К тому же они расширяют свой контроль над экономикой остальных государств через внешнюю торговлю, систему зарубежных инвестиций, сеть ТНК, монополизацию научно-технических достижений и т.д.

Заметное повышение роли гос-ва в экономике развитых стран произошло после II мировой войны, в результате чего в большинстве из них сложилась так называемая "смешанная" экономика, в которой при господствующей роли частного бизнеса значительное место принадлежит гос. сектору.

В зависимости от соотношения гос. сектора и рыночных элементов хозяйственного механизма можно выделить несколько моделей "смешанной" экономики в развитых странах: либеральная (американская) модель, приоритетная роль частной собственности, рыночно-конкурентный механизм в сфере производства, сбыта, инвестирования использования рабочей силы, высокий уровень социальной дифференциации. Правительство регулирует экономику на макро- и микроуровне через законодательство, налоговую и денежно-кредитную политику в целях развития конкуренции и ограничения власти монополий, смягчения провалов рынка, зашиты интересов отдельных социальных групп населения и т.п. Эта модель характерна для США, Канады, приближаются к ней в определенной степени экономические системы Великобритании, Ирландии, Бельгии, Италии, Франции;  социально-рыночная (германская) модель, это социальное рыночное хозяйство, в котором конкурентный рыночный механизм дополняется созданием особой социальной инфраструктуры. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме (малообеспеченные семьи, безработные, молодежь, мелкие и средние фирмы). Гос-во берет на себя обязательства в обеспечении тех, кто не может самостоятельно обеспечить достаточный уровень доходов, и проявляет большую экон. активность;  шведская модель (Швеция, скандинавские страны, Австралия). Характерен высокий уровень социальных гарантий, основанный на перераспределении доходов и поиске социального консенсуса. Дополнением этой характеристики служат сильные профсоюзы и многообразные "свободные ассоциации", способствующие координации общественных и частных интересов, а также развитие идеологии социального партнерства, закрепленной в соглашениях предпринимателей и профсоюзов, которая реализуется посредством переговоров участников политического процесса. Эта модель еще называется корпоративистской, так как экон. решения осуществляются путем добровольной и постоянной координации конфликтных целей различных групп при активном участии гос-ва. Разновидностью шведской модели может служить японская модель. Это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой возможности частного накопления капитала сочетаются с активной ролью гос-ва в обл. программирования экон. развития, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики при невысокой доле гос-ва в предпринимательском секторе. Особое внимание уделяет гос-во повышению квалификации рабочей силы путем ее непрерывной профессиональной подготовки. Для японской модели характерно также сочетание самых передовых форм организации производства и труда с национальными традициями. Поэтому японскую модель экон. развития называют еще иерархическим корпоративизмом.

Развитая рыночная экономика на протяжении последних столетий продемонстрировала свои преимущества перед другими экон. системами: гибкость и приспособляемость к изменению производительных сил, способность осваивать достижения НТП, быстро реагировать на изменения потребительского спроса и полностью удовлетворять его

16. Особенности развития стран с переходной экономикой и их роль в мировом хозяйстве.

Общая информация: В группу стран с переходной экономикой входят 28 государств, из которых 16 относятся к Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), включая бывшие прибалтийские республики. В 1999 г. на долю 28 стран приходились 5,8% мирового ВВП и 4,4% мирового экспорта товаров и услуг; в том числе 16 стран ЦВЕ - 2,3 и 2,5%. Доля стран СНГ составила соответственно 3,5 и 1,9%, в том числе России - 2,4 и 1,3%. Приведенные данные свидетельствуют об отставании бывших советских республик от стран ЦВЕ в использовании международного разделения труда.

5 стран ЦВЕ (Венгрия, Польша, Словения, Чехия и Эстония) входят в первую группу вступающих в Европейский союз (ЕС). По всем экономическим показателям эта группа значительно уступает странам-членам ЕС. ВВП на душу населения ЦВЕ-5 в 1999 г. составил 4524 долл., в ЕС-15 - 22672 долл., в ВВП доля промышленности равнялась 34% (в ЕС - 29%), доля сельского хозяйства - 5% (в ЕС- 2%), услуг - 60% (в ЕС- 69%). Показатели второй пятерки, вступающей в ЕС, в составе Болгарии, Латвии, Литвы, Румынии и Словацкой Республики значительно ниже - 1958 долл.; 35, 13 и 52% соответственно.

Особенности: Страны с переходной экономикой, преимущественно, появились после распада СССР. Собственно, это – экс-страны социалистического лагеря. Страны с переходной экономикой (или страны с переходом к рыночной экономики) имеют схожие проблемы экономического и социального плана, например такие как: упадок внутреннего производства продукции и т.д. Развитию ССПЭ помогают инвестиции, проводимые развитыми странами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.