3. Основные теории мировой экономики
1.Теория Меркантилизма
Родоначальник - Томас Манн (к. 15-сер.17 вв)
Богатство нации измеряется исключительно запасом денег, т.е. золота и серебра, Политика в области торговли – протекционизм, путем стимулирования импорта и ограничения экспорта.
2. Теория абсолютных преимуществ. Адам Смит.
Каждая страна должна участвовать в м/д. торговле, поскольку получает выгоды от нее, и специализироваться на том товаре, в производстве которого имеет абсолютные преимущества, т.е. наименьшие издержки.
3.Принцип сравнительных преимуществ, Давид Риккардо.
В случае отсутствия абсолютных преимуществ для участия в международной торговле, страна должна специализироваться на производстве товара, отставание по которому наименьшее.
4.Теория О. Хекшера и Б. Олина.
Разрушительные последствия I мировой войны обусловили глобальные изменения структуры факторов производства промышленно развитых стран Европы – труда, земли и капитала. Экономисты О. Хекшер и Б. Олин разработали теорию соотношения факторов производства, в соответствии с которой экономика страны должна специализироваться на производстве такой продукции, изготовление которой требует использования факторов производства, имеющихся в избытке. Низкие цены этих факторов обеспечивают возможности производства конкурентоспособной продукции.
Ограничения: - Совершенная конкуренция на мировом рынке; Единая технология производства; Единые покупательские предпочтения; Абсолютная мобильность факторов производства внутри страны и их мобильность между странами; Рассматриваются 2 страны,2 фактора производства и 2 товара.
5.Теория В. Леонтьева.
Теория заключается в том, что, используя теорему Хекшера–Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера – Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.
Новейшие теории
1.МодельТехнологического отрыва (Дж.Хикс)
Часть стран получает монопольные преимущества временного хар-ра на основе разработки и реализации новых технологий и инноваций
2. Внутриотраслевая торговля
Специализация на подвиде, пользующемся макс. спросом и удовлетворение всех ост. Потребностей в данном товаре за счет импорта.
3.Теория реализации эффекта от масштаба
4.Концепция жизненного цикла товара
Страна донор – страна реципиент.
1 этап- возникновение товара (рост кривой по стрелка потребления производства и времени внизу)
2. рост
3. зрелость (производство ниже потребления на 2 и 3 )
4.исчезновение (пересечение производства и потребления ) насыщение рынка своей страны, перенос производства в другую страну,
4.Механизм функционирования современного мирового хозяйства
МХ состоит из :
1. субъектов - 2. МЭО -
1)нац. экономики стран мира 1) международная торговля
-промышленно развитые-48 - товары, услуги, финансовые инструменты
- развивающиеся -132
новые индустриальные страны 2)международное движение капитала
среднеразвитые развив. страны - движение ссудного капитала
низкоразвитые развив страны - движение предпринимательского капитала
- страны с переходной экономикой – 37 прямые инвестиции;
2) региональные интеграционные группировки портфельные инвестиции
3)международные экономические организации
4)международные корпорации 3) Международная миграция рабочей силы
МНК (МНБ) 4)м/д научно-технический обмен
ТНК (ТНБ) 5)м/д вал.- финансовые отношения
Все эти субъекты действуют в условиях основных современных тенденций: индустриализации, транснационализации, глобализации,
Одним из основных элементов товарного производства является рынок.(нац, регион, мировой) Главн. признак рынка - конкуренция, (конкуренция покупателя, борьба за него). Воздействие на пропорции происходит через механизм спроса-предложения.
Мировой рынок по материально вещественному делению: -Товарно-сырьевой рынок; -рынок услуг(связь, транспорт, быт обслужив., туризм); -капитал; -рабочая сила; -НТО( научно- технич. обмен);
-ВТ-торговля высокими технологиями
Рынок работает посредством вал.- финанс. Отношений (цены,курсы валют)
Мир. рынок обладает свойством избирательности (должен быть спрос). На национальном или внутр. рынке, товары продаются по внутр. ценам. Мировой ранок выступает в кач. регулятора цен и масштабов производства.
На конкуренцию на мировом рынке труднее оказать давление На мир. рынке произошли изменения баланса рынков, главенств. место - электроника, высокие технологии, машиностроение, химия, нанотехнологии. Быстро развивается рынок услуг. Услуга- товар только на мир. рынке, а на внутр-нет.
На мир. рынке господств. место заним. ТНК, кот. влияют на перемещение товаров и цены на них.
Страны с развитой экономикой хар-т: механизм конкурентной борьбы; внутр. самонастройка на НТП; высока производит. труда; эффективность производства ; высокий жизненный уровень.
Существует 3 основных признака капитализма:
- смешанная экономика( наличие разл. форм собственности с преобладанием частного капитала)
- распределение товаров и услуг на основе конкуренции. (каждому свое: капиталисту- прибыль; работнику- зарплату; потребителю- цены) рыночный механизм подает каждому свои сигналы.
- Высокий уровень капитализации, дохода, кот. направлен на дальн. получение дохода в мат. форме.
- Капитализм формирует для каждого из участников мотив для развития.
Выделяют 5 наиболее типичных моделей кап.экономики:
1.Американская – индивидуализм, Построена на рын. мех-ме саморегулирования экономики с низкой долей госсобственности ,и с минимальным вмешательством гос-ва в экономику.
+большая гибкость экономич, мех-ма; быстро происходит переориентация на рынке конъюнктуры; высокая степень предпринимат. Активности – ориентация на нововведения, особенно результативна при большой емкости внутр. рынка.
- психология индивидуализма и постоянная конкуренция.
2.Европейская - социально ориентированная экономика. (Германия, Швеция, Франция, Финляндия)
--Активное возд. гос-ва на функционирование рыночных отношений; сильная система соцобеспечения; Значительный удельный вес госсобственности в валовом нац. продукте; собств. Гос-ва – до 50%; система обеспечивает высокие достижения при строгом балансе труда и результатов.
3.Японская – четкое и эффективное взаимодействие правительства, профсоюзов, владельцев предприятий.
Патернализм, патриотизм, коллективизм. Эта модель распространена на многие страны ю-в Азии (Сингапур, Гонконг, Тайвань)
4.Латино-Американская – сильное, не всегда грамотное вмешательство гос-ва в экономику коррупция и криминализация общества, Ориентация на удовлетворение спроса ведущих кап. стран. Опирается на значит, сырьевые ресурсы и дешевую раб силу, засилье армии.
5.Африканская-многообразие форм собств. и рын. отношений; малограмотность, беспомощность гос-ва в регулировании экономич. Процессов, эксплуатация неквалифицир. труда; неразвитые трудовые отношения; грубое вмешательство гос-ва в экономику.
5.Интернационализация и глобализация как наиболее характерные тенденции развития современной мир. экономики.
Глобализация мир. хоз-ва – высшая ступень интернационализации МХ, предполагает кроме количественного увеличения объемов МЭО еще и кач. изменения структуры МЭ к построению единого рынка товаров и услуг и всех факторов производства.
Регионализация – обособление отдельных регионов МХ с введением единых условий развития и функционирования. – первопричина глобализации
Глав. тенденцией мир. экон. явл-ся постиндустриализация (преобладание услуг в произ-ве и потреблении, выс.уровень образования ,новое отношение к труду, повышен-е внимание к окруж. среде, гуманизация (социализация) экономики ,информатизация общ-ва, возрождение малого бизнеса. Ведет к глуб. изменениям в МХ (измен-ся структура произ-ва и потреб-я ВВП за счет увеличения доли услуг).
2. Состав отстающих и лидир. по уровню развития стран меняется. Вслед за Японией в число разв. стран вошли Ю. Корея, Сингапур и Тайвань. Скоро возможно и другие новые индустр. страны 3.Интернационализация хоз. жизни - измер-ся рядом показателей: экспортная квота, доля ин. товаров на внутр. рынке, объем экспорта тов.и услуг на душу населения, отношение иностр. капит-влож. к ВВП страны, их доля в ее ежегод. инвестиц, доля раб.силы в общ. числе занятых, доля иностр. патентов и лицензий в общ. Числе зарегистрир.в стране пат. и лиценз. Рост уровня интернац-ции определ-ся деят-ю ТНК все больше превращает МХ в единый рынок тов.и услуг, раб.силы ,капитала - такой процесс назыв-ют глобализацией, кот. в сущ-ти явл-ся более высокой стадией интерн-ции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35