Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

3. Основные теории мировой экономики

1.Теория Меркантилизма

Родоначальник - Томас Манн (к. 15-сер.17 вв)

Богатство нации измеряется исключительно запасом денег, т.е. золота и серебра, Политика в области торговли – протекционизм, путем стимулирования импорта и ограничения экспорта.

2. Теория абсолютных преимуществ. Адам Смит.

Каждая страна должна участвовать в м/д. торговле, поскольку получает выгоды от нее, и  специализироваться на том товаре, в производстве которого имеет абсолютные преимущества, т.е. наименьшие издержки.

3.Принцип сравнительных преимуществ, Давид Риккардо.

В случае отсутствия абсолютных преимуществ для участия в международной торговле, страна должна специализироваться на производстве товара, отставание по которому наименьшее.

4.Теория О. Хекшера и Б. Олина.

Разрушительные последствия I мировой войны обусловили глобальные изменения структуры факторов производства промышленно развитых стран Европы – труда, земли и капитала. Экономисты О. Хекшер и Б. Олин разработали теорию соотношения факторов производства, в соответствии с которой экономика страны должна специализироваться на производстве такой продукции, изготовление которой требует использования факторов производства, имеющихся в избытке. Низкие цены этих факторов обеспечивают возможности производства конкурентоспособной продукции.

Ограничения: - Совершенная конкуренция на мировом рынке; Единая технология производства; Единые покупательские предпочтения; Абсолютная мобильность факторов производства внутри страны и их мобильность между странами; Рассматриваются 2 страны,2 фактора производства и 2 товара.

5.Теория В. Леонтьева.

Теория заключается в том, что, используя теорему Хекшера–Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Иными словами, американский экспорт по сравнению с импортом более трудоемок и менее капиталоемок. Этот вывод противоречил всем существовавшим ранее представлениям об экономике США. По общему мнению, она всегда характеризовалась избытком капитала и в соответствии с теоремой Хекшера – Олина можно было ожидать, что США экспортируют, а не импортируют высококапиталоемкие товары.

Новейшие теории

1.МодельТехнологического отрыва (Дж.Хикс)

Часть стран получает монопольные преимущества временного хар-ра на основе разработки и реализации новых технологий и инноваций

2. Внутриотраслевая торговля

Специализация на подвиде, пользующемся макс. спросом и удовлетворение всех ост. Потребностей в данном товаре за счет импорта.

3.Теория реализации эффекта от масштаба                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

4.Концепция жизненного цикла товара

Страна донор – страна реципиент.

1 этап- возникновение товара (рост кривой по стрелка потребления производства и  времени внизу)

2. рост

3. зрелость (производство ниже потребления на 2 и 3 )

4.исчезновение (пересечение производства и потребления ) насыщение рынка своей страны, перенос производства в другую страну,















4.Механизм функционирования современного мирового хозяйства

МХ состоит  из :

1. субъектов -                                                                                   2. МЭО -

1)нац. экономики стран мира                                                      1) международная торговля

-промышленно развитые-48                                                       - товары, услуги, финансовые инструменты

- развивающиеся -132

новые индустриальные страны                                           2)международное движение капитала

среднеразвитые развив. страны                                           - движение ссудного капитала

низкоразвитые развив страны                                              - движение предпринимательского капитала

- страны с переходной экономикой – 37                                           прямые инвестиции;

2) региональные интеграционные группировки                                  портфельные инвестиции

3)международные экономические организации

4)международные корпорации                                                     3) Международная миграция рабочей силы

МНК (МНБ)                                                                                4)м/д научно-технический обмен

ТНК (ТНБ)                                                                                 5)м/д вал.- финансовые отношения

Все эти субъекты действуют в условиях основных современных тенденций: индустриализации, транснационализации, глобализации,

Одним из основных элементов товарного производства является рынок.(нац, регион, мировой) Главн. признак рынка - конкуренция, (конкуренция покупателя, борьба за него). Воздействие на пропорции происходит через механизм спроса-предложения.

Мировой рынок по материально вещественному делению: -Товарно-сырьевой рынок; -рынок услуг(связь, транспорт, быт обслужив., туризм); -капитал; -рабочая сила; -НТО( научно- технич. обмен);

-ВТ-торговля высокими технологиями

Рынок работает посредством вал.- финанс. Отношений (цены,курсы валют)

Мир. рынок обладает свойством избирательности (должен быть спрос). На национальном или внутр. рынке, товары продаются по внутр. ценам. Мировой ранок выступает в кач. регулятора цен и масштабов производства.

На конкуренцию на мировом рынке труднее оказать давление На мир. рынке произошли изменения баланса рынков, главенств. место - электроника, высокие технологии, машиностроение, химия, нанотехнологии. Быстро развивается рынок услуг. Услуга- товар только на мир. рынке, а на внутр-нет.

На мир. рынке  господств. место заним. ТНК, кот. влияют на перемещение товаров и цены на них.

Страны с развитой экономикой хар-т:  механизм конкурентной борьбы; внутр. самонастройка на НТП; высока производит. труда; эффективность производства ; высокий жизненный уровень.

Существует 3 основных  признака  капитализма:

- смешанная экономика( наличие разл. форм собственности с преобладанием частного капитала)

- распределение товаров и услуг  на основе конкуренции. (каждому свое: капиталисту- прибыль; работнику- зарплату; потребителю- цены) рыночный механизм подает каждому свои сигналы.

- Высокий уровень капитализации, дохода, кот. направлен на дальн. получение дохода в мат. форме.

- Капитализм формирует для каждого  из участников мотив для развития.

Выделяют 5 наиболее типичных моделей кап.экономики:

1.Американская – индивидуализм, Построена на рын. мех-ме  саморегулирования экономики с низкой долей госсобственности ,и с минимальным вмешательством гос-ва в экономику.

+большая гибкость экономич, мех-ма; быстро происходит переориентация на рынке конъюнктуры; высокая степень предпринимат. Активности – ориентация на нововведения, особенно результативна при большой емкости внутр. рынка.

- психология индивидуализма и постоянная конкуренция.

2.Европейская - социально ориентированная экономика. (Германия, Швеция, Франция, Финляндия)

 --Активное возд. гос-ва на функционирование рыночных отношений; сильная система соцобеспечения; Значительный удельный вес госсобственности  в валовом нац. продукте; собств. Гос-ва – до 50%; система обеспечивает высокие достижения при строгом балансе труда и результатов.

3.Японская – четкое и эффективное взаимодействие правительства, профсоюзов, владельцев предприятий.

Патернализм, патриотизм, коллективизм. Эта модель распространена на многие страны ю-в Азии (Сингапур, Гонконг, Тайвань)

4.Латино-Американская – сильное, не всегда грамотное вмешательство гос-ва в экономику коррупция и криминализация общества, Ориентация на удовлетворение спроса ведущих кап. стран. Опирается на  значит, сырьевые ресурсы и дешевую раб силу, засилье армии.

5.Африканская-многообразие форм собств. и рын. отношений; малограмотность, беспомощность гос-ва в регулировании экономич. Процессов, эксплуатация неквалифицир. труда; неразвитые трудовые отношения; грубое вмешательство гос-ва в экономику.

5.Интернационализация и глобализация  как наиболее характерные тенденции развития современной мир. экономики.

Глобализация мир. хоз-ва – высшая ступень интернационализации МХ, предполагает кроме количественного увеличения объемов МЭО еще и кач. изменения структуры МЭ к построению единого рынка товаров и услуг и всех факторов производства.

Регионализация – обособление отдельных регионов МХ с введением единых условий развития и функционирования. – первопричина глобализации

Глав. тенденцией мир. экон. явл-ся постиндустриализация (преобладание услуг в произ-ве и потреблении, выс.уровень образования ,новое отношение к труду, повышен-е внимание к окруж. среде, гуманизация (социализация) экономики ,информатизация общ-ва, возрождение малого бизнеса. Ведет к глуб. изменениям в МХ (измен-ся структура произ-ва и потреб-я ВВП за счет увеличения доли услуг).

2. Состав отстающих и лидир. по уровню развития стран меняется. Вслед за Японией в число разв. стран вошли Ю. Корея, Сингапур и Тайвань. Скоро возможно и другие новые индустр. страны 3.Интернационализация хоз. жизни - измер-ся рядом показателей: экспортная квота, доля ин. товаров на внутр. рынке, объем экспорта тов.и услуг на душу населения, отношение иностр. капит-влож. к ВВП страны, их доля в ее ежегод. инвестиц, доля раб.силы в общ. числе занятых, доля иностр. патентов и лицензий в общ. Числе зарегистрир.в стране пат. и лиценз. Рост уровня интернац-ции определ-ся деят-ю ТНК  все больше превращает МХ в единый рынок тов.и услуг, раб.силы ,капитала - такой процесс назыв-ют глобализацией, кот. в сущ-ти явл-ся более высокой стадией интерн-ции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.