Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

Главной причиной возникновения и развития внешнеэкон. связей между странами является МРТ. Основные направления развития внешнеэкон. связей в современных условиях: 1. восстановление и развитие экспортного потенциала страны; 2. использование иностр. кредитов для технического переоснащения; 3. повышение конкурентоспособности росс. товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства; 4. изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного пр-ва в форме высокоточных технологий; 5. обеспечение экон. безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

42. Особенности и роль ВЭД в современной России.

До 90-х годов XX века ВЭД в СССР была строго контролируемой государством сферой. Только Внешторг мог выходить на внешние рынки. Даже министерства должны были подавать заявку на приобретение того или иного товара или на поставку чего-либо за рубеж. С 90-х годов страна изменилась и изменились условия ВЭД. Прежде всего, либерализация. Этот процесс имел неоднозначный эффект. С одной стороны, изменился порядок выхода предприятия на внешний рынок. Это стало гораздо проще. Любое предприятие могло стать участников ВЭД. С другой стороны неурегулированность этого процесса привела к значительным потерям в экономике для ряда отраслей, т.к. продукция не могла конкурировать с аналогичной продукцией других стран, например, легкая промышленность, товары народного потребления. Но при этом ряд отраслей смогли пережить переломный момент, сохранили  и упрочили свои позиции – металлургия, энергетика, сырье. В результате преобразований изменилась структура экспорта и импорта. Экспорт – сырье, энергоресурсы. Импорт – товары народного потребления, оборудование. Конкурентоспособные отрасли:

- сырье, топливо

- активно развиваются – авиа, космос, вертолетостроение, торговля оружием.

Конкурентные преимущества России в целом состоят в следующем: наличие ресурсов, наличие технологии, достаточно высокий уровень образования.

Внеш.торговли РФ не удалось занять в системе. Мировой торговли (МТ) то место , кот. Принадлежало СССР.

Внешняя торговля имеет положительное сальдо(т.е. экспорт превышает импорт)

Экспортный сектор: носит отраслевую структуру. Доминирует: нефть, нефтегазовая продукция, газ, металлы, лес, машины и оборудование. Гл. задачи: экспортные товары с более высокой степенью переработки (не нефть, а бензин). Преодоление в целом сырьевой направленности экс. на перерабатывающую промышленность. Главные участники ВЭД: ФРГ, Испания, Нидерланды, Китай.

Импорт: машин и оборудования, продовольствия (24%), лекарственные препараты. Главные .импортеры: ФРГ, Нидерланды, Испания, Индия, Китай, Страны СНГ (Украина, Белоруссия).

Инвестиционное сотрудничество (прямые, порт., прочие инвестиции. (движение ссудного кап.)) преобладают прочие инв., на 2м месте портфельные, на 3м прямые инв. (самые выгодные для РФ)

Причина из-за, кот. низкий уровень инвестиций: 1 неразвитость экономики; законодательной базы 2. инвестиции сосредоточены в нефтегазовом комплексе (большие прибыли для инвесторов) Характерен вывоз капитала из РВ (в основном предпринимателями). Существует бегство капитала.

Производственное и научно-техническое сотрудничество - характеризуется крупными концернами, заводами по сборке иностранных товаров на территории РФ.

Функции ВЭД строятся.: 1) организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах. 2) международное признание потребительской стоимости продуктов МРТ. 3) организация международного денежного обращения. 4) повышение  ВВП и рост благосостояния нации. Результатом развития ВЭД является: экономия хозяйственных затрат, ускорение НТП., прогрессивные структурные сдвиги в национальной экономике, рост национального .дохода страны, рост уровня жизни насел.

Конкурентные преимущества и недостатки экономики России – опережение соперников, завоевание и укрепление позиций на заруб рынках. Под конкурентоспособным  товаром подразумевается сопоставление потребительских и ценовых показателей товара. Главные показатели конкуренции: объем ВВП, доля расходов в структуре ВВП, прирост золотовалютных резервов, соотношение средних индексов цен на импортируемые товары и экспортируемые услуги. Всемирный банк определяет национальную конкурентоспособность по методике, имеющей 381 показатель. Факторы, помогающие достигнуть преимущества: крупные объемы природных ресурсов, трудовые ресурсы, наличие в некоторых отраслях ВПК уникальных технологий. Конкурентные слабости экономики России: высокая ресурсоемкость и затратность производства, преобладание в отраслях нар хозяйства отсталых технологий, засилие бюрократии и криминализация экономики. Модели внешней торговли предполагает: либерализацию торговли, участие России в ВТО, поддержка отечественных экспортеров, приближение отечественного хозяйства к международному уровню.



43. Субъекты и условия осуществления ВЭД. Формы выхода предприятий на внешние рынки.

Субъект ВЭД – это предприятия, государство. Предприятия могут классифицироваться по:

- виду хоз. деятельности и характеру совершаемых операций (торговые, финансовые, производственные).

- по правовому положению (организационно-правовые формы в соответствии с законодательством страны).

- по характеру собственности ( частные, государственные, корпоративные, кооперативные).

- по принадлежности капитала и контролю (национальные, смешанные, совместные).

Формы выхода на внешние рынки – непосредственно напрямую, через посредников – ТПП, ассоциации делового сотрудничества, совместные предприятия.

Поскольку ВЭД – категория уровня хозяйствующего субъекта, то её главными субъектами являются фирмы, предприятия и организации.

Фирма – это образовавшийся в процессе разделения труда хозяйствующая единица, зарегистрированная в соответствующей организационно-правовой форме.

Классификация  по ряду критериев:

1.                  По виду хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и характеру операций:

·                    Промышленность,    с/х,      агропромышленный комплект,   транспорт,   страхование

·                    Транспортно-экспедиторские,     инжиниринговые,   туристические услуги.  

·                    Лизинговые, рекламные

2.                  По организационно-правовой форме:

a)                  Коммерческие организации:

·                             Хозяйствующие товарищества и общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)

·                             Производственные кооперативы

·                             Государственные, муниципальные, унитарные предприятия, предприятия на праве полного хозяйственного ведения

      б) некоммерческие организации:

·                             Потребительские кооперативы

·                             Общественные организации

·                             Объединения (союзы, ассоциации)

3.                  По характеру собственности:

·                         Частные

·                         Государственные

·                         Государственно-частные

·                         Кооперативные

4.                  По принадлежности капитала и контролю:

·                         Национальные

·                         Иностранные

·                         Смешанные

5.                  По сфере деятельности:

·                    Национальная

·                    Международная

Способы выхода предприятий на внешний рынок

 2 способа: 1.Прямой- экспортер или импортер сам занимается поиском иностранного контрагента. Используется продажа и закупка промышленного сырья на долгосрочной основе. – при экспорте и импорте дорогого оборудования – при проведении закупок гос. учреждениями, предприятиями и фирмами. + - более тесные связи с зарубежными партнерами – лучше изучить условия зарубежного рынка    - быстрее приспособить свои потребительские программы к потребностям зарубежного рынка. 2. Косвенный- предполагает экспорт/импорт товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения договора с торговым посредником. Используется: на слабоизученных отдаленных рынках и рынках малой емкости.- при продвижении нового товара - при ввозе в страну крупных товаров, товаров, монополизированных крупными торговыми фирмами. + - собственная сеть сбыта и тех.обслуживание у торг. посредника. –хорошее знание особенностей местного рынка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.