Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

Положительные стороны МК: - произошло расширение производственной сферы МХ; - стимулирование НТП и ускорение внедрения его достижений в сферу массового производства; - снижение трансакционных издержек и ускорение процессов оборачиваемости различных ресурсов.

Отрицательные стороны МК:

- искусственное расширение границ экономики отдельных стран, следствием которого может стать инфляция;

- усиление зависимости отдельных государств в результате отсутствия возможности обслуживания своего внешнего долга и предъявляемыми вследствие этого политическими требованиями;

- политическая зависимость неплатежеспособных заемщиков.

Основные формы МК:

По срокам кредитования: сверхкраткосрочные (до 3-х мес.); краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (от 1 года до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По источникам кредитных средств:

- внутреннее кредитование;

- иностранное кредитование;

- смешанное кредитование.

По назначению:

- связанные (целевые) кредиты – кредиты, предназначенные для реализации какой-либо программы в сфере международной торговли товарами и услугами. По ним нужно отчитываться перед междунар. финанс. организациями (МБРР, МАР);

- финансовые кредиты – используются на любые цели без последующего отчета;

- смешанные кредиты – предназначены для обслуживания комбинированных форм вывоза капитала.

По видам кредита:

- товарные, предоставляемые в основном экспортерами своим импортерам (продажа в кредит);

- валютные, выдаваемые банками в денежной форме.

По технике предоставления:

- финансовые (наличные), зачисляемые на счет заемщика в его распоряжение;

- акцептные в форме акцепта тратты банком;

- депозитные сертификаты;

- облигационные займы и др.

С точки зрения обеспечения:

- обеспеченные кредиты – кредиты, выдаваемые при наличии залога;

- бланковые кредиты – необеспеченные кредиты, выдаваемые под гарантию государства или крупного банка.

По валюте займа:

- в валюте страны-кредитора;

- в валюте страны-заемщика;

- в валюте третьей страны;

- в международной счетной валютной единице (СДР).

В зависимости от того, кто является кредитором:

- частные кредиты, предоставляемые банками, фирмами и т.п.;

- правительственные кредиты, выделяемые правительствами;

- кредиты международных и региональных валютно-финансовых организаций;

- смешанные кредиты.


32. Мировой кризис внешней задолженности: причины, последствия, пути урегулирования.

Кризис внешней задолженности означает, что страна не в состоянии обслуживать суверенный или частный внешний долг.

Локальные  кризисы  внешней  задолженности, начались в первые послевоенные десятилетия. Уже в 1956 г. было зафиксировано первое соглашение о реорганизации внешнего долга. До 1982 г., было заключено 70 таких соглашений с 46 развивающимися странами на общую ∑ 27,7 млрд. $. Сложившаяся за 70-е годы система зависимости платежеспособности стран-должников от чрезмерно высоких экспортных доходов или крупных внешних заимствований не выдержала снижения доходов и увеличения оттока финансовых ресурсов. В первые годы долговой кризис носил характер м/д кредита, угрожавшего банкротством странам-должникам, банкам-кредиторам и дестабилизацией странам их базирования и м/д кредитно-финансовой системе в целом. В эпицентре кризиса оказались ТНБ, преимущественно американские, и крупные латиноамериканские страны-заемщики. Масштабы и концентрация внешнего долга развивающихся стран, значительно превысившие их собственные капиталы, достигли критического уровня.

В этих условиях банкротство какой-либо одной крупной страны-дебитора угрожало цепной реакцией банкротств среди кредиторов, и прежде всего частных банков. Вслед за этим были неизбежны банкротства и среди стран-должников, т. к. платежеспособность многих из них зависела от периодического возобновления внешних заимствований. Во второй половине 80-х годов долговой кризис перерос в общеэкономический, охватив сферу производства и потребления с тяжелыми социальными последствиями. Однако угроза массовых банкротств комм. банков и краха системы международного кредита миновала. Банки создали механизмы защиты, увеличили резервы. Только в нач. 90-х годов платежный кризис стал терять свою остроту. Ослаблению долгового кризиса содействовали изменение политики Запада и частных кредиторов, создание международной системы урегулирования внешней задолженности, усилия самих развивающихся стран.

Непосредственно спровоцировали кризис внешние факторы: экономики многих развивающихся стран не выдержали резкого ухудшения мирохозяйственных условий при переходе от 70-х к 80-м годам, приведшего к сокращению притока и к увеличению оттока финансовых ресурсов. Внешние причины долгового кризиса сформировались в 1973-80 гг. Это мировые цены и банковские кредиты. 70-е годы характеризовались многократным увеличением мировых цен на нефть и другие виды сырья. Среди внутренних факторов, спровоцировавших долговой кризис преимущественное значение имели неэффективная структура экономики, неправильная долговая политика стран-дебиторов, их нереалистичная политика в сфере кредита и валютных операций, способствовавшая массовому «бегству» капиталов, неэффективное использование средств, просчеты в составлении нац. программ развития, увлечение дорогостоящими, амбициозными проектами.

Банки пром. развитых стран думали, что страны-заемщики заинтересованы в соблюдении внеш. долг. обязательств. Они рассчитывали на отзыва займа при сокращении кредитования до того момента, пока погашение долгов будет прекращено. Расширяя свои м/д операции, банки рассчитывали на поддержку и поручительство своих правительств. Правительства развивающихся стран брали внешние займы по полит., а не экон. соображениям, то они прибегали к отказу от платежей. Внеш. задолженность стала одним из основных факторов застоя в экономике развивающихся стран. Объем задолженности и долговых платежей достиг таких размеров, что не только выплатить, но и удержать долг на достигнутом уровне без его снижения было невозможно. Запад вырабатал новую долговую стратегию основу составили «план Миттерана» (1988 г.), «план Брейди» (1989 г.) и решение «большой семёрки» МВФ, МБРР, ЕЭС. В 1988г. главы гос-в и правительств 7 ведущих стран согласились предоставить ряду государств-должников более благоприятные условия переноса сроков погашения задолженностей, списать часть долгов, увеличить объем помощи. Суть «плана Брейди» разнообразить формы фин. поддержки развивающихся стран, позволять снизить долг комм. банкам и платежи по его обслуживанию. Предусматривалось, использования таких форм, как выкуп развивающимися странами у банков своих долговых обязательств со скидкой, преобразование этих обязательств в ценные бумаги с меньшим номиналом или под более низкие %-ы.

Новая стратегия Запада состоит из блоков: Первый блок рекомендаций проведения глубоких экон. реформ кризисными странами. Второй блок - уменьшение платежей кризисных стран. Льготы для наименее развитых стран предусматривались в отн. задолженности по гос. экспортным кредитам в соотв. с «планом Миттерана». Странам-кредиторам предлагались варианты расчетов по задолженности: списание 1/3 долга и отсрочка погашения остальных 2/3 на 14 лет с начислением %-ов по рыночной ставке; перенос всей ∑ долга на 14 лет %-ы по которой устанавливаются из расчета рыночной ставки, уменьшенной на 3,5%, а е! она будет ниже 7% годовых, то наполовину рыночной ставки; предоставление отсрочки долговых платежей на 25 лет, но с взиманием, %-ов по рыночной ставке.

В урегулировании долговых платежей широко применяется реструктуризация (реорганизация), т. е, перенос или отсрочка (пролонгация) платежей. Реструктурируются, т. е. предоставляется отсрочка на платежи, подлежащие выплате в течение 1 года, 2-3 лет и на более длительный срок. Реструктуризация долгов избавляет должников и кредиторов от необходимости вести переговоры ежегодно. Реструктурируются долги как иностр. гос-ам, так и частным кредиторам, соглашения о реорганизации подписываются с Парижским или с Лондонским клубами.

В соответствии с «планом Брейди» была разработана и действует в настоящее время техника осущ. операций по снижению долговой нагрузки. Она начала применяться прежде всего при операциях по снижению долга на 50%. Соглашения о проведении операций по СЗОД, повышая вероятность оплаты оставшегося долга странами-должниками, повышают их кредитоспособность, открывают возможности получения новых кредитов.

33. Международная миграция рабочей силы: сущность, формы. Нац. и международное регулирование миграционных процессов.

Международная миграция раб. силы – это перемещение экономически активного населения из одних гос-в в другие в целях трудоустройства, вызванное причинами экон. и неэкономического хар-ра.

Формы миграции. С точки зрения направления потоков раб. силы:1 эмиграция- выезд из страны населения в целях трудоустройства; 2. иммиграция – въезд в страну экономически активного населения в целях трудоустройства; 3. реэмиграция – возврат ранее выехавшего населения в страну прежнего базирования. С временной точки зрения:1. временная миграция (срочная, может достигать 5,7, 15 лет); 2. безвозвратная миграция. С территориальной точки зрения:1. межконтинентальная; 2. внутриконтинентальная. По степени законности легальная, нелегальная По уровню квалификации высококвалифицированная, низкоквалифицированная..

Структура миграции: МОТ- Международная организация труда. 1.Официальные мигранты (имеющие законное право на осуществление трудовой деятельности). 2 Нелегальные мигранты. 3 Рабочие-фронтальеры (люди которые ежедневно пересекают границу, чтобы достичь места своей работы).

Причины международной миграции раб. силы. Экон. хар-ра: Различный уровень з/п и качества жизни. Следование за капиталом (за производственным капиталом; это транзитная миграция; создаются филиалы за рубежом, куда едут специалисты). Различия в приоритетности развития отраслей. Наличие органической безработицы (орган-ая безраб-ца характерна для трудоизбыточных регионов, где потенциально отсутствуют вакантные места). Неэкон. хар-ра: Полит. (войны, революции, смена власти). Религиозные (вынужденная или не вынужденная миграция). Причины личного характера. Климатические причины.

Осн. центры миграции м/д раб.силы. 1) США (традиционный центр, но не эффективный; 8-9 млн. мигрантов) Проводится жесткий отбор мигрантов; провод-ся политика на сокращение въезда мигрантов. 2) Зап. Европа (малоперспективен, т.к. миграция идет внутри ЕС). При наличии трудовой визы разрешен въезд членам семей; на въезд низкоквалиф-ной раб.силы введены квоты. 7 млн. мигрантов. 3) Австралия. Въезд не ограничен, если вы осуществляете инвестиции или являетесь представителем редкой профессии. 350 тыс. мигрантов. 4) Ближний Восток. Привлекается раб.сила для работы в нефтедобывающей пром. 4 млн. мигрантов. 5) Азиатско-Тихоокеанский регион. Страны НИС; существует транзитная и нелегальная миграция. Официальная миграция – 3 млн., 87% - транзитная. 6) Латинская Америка (Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Привлекается высококвалиф-ная раб.сила; сезонная миграция из близлежащих государств. 3 млн. мигрантов. 7)ЮАР. Сельская, сезонная миграция, 2 млн. человек. Привлечение высококвалиф-ной раб.силы, 500 тыс. человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.