Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

Национальное регулирование миграции. Гос. миграционная политика — это политика гос-ва, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она подразделяется на эмигра­ционную и иммиграционную.

Выделяют 3 направления иммиграционной политики:

I. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же  предупреждаются. 2.Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи. 3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.

Большинство принимающих стран используют се­лективный подход при регулировании и иммиграции. Смысл его в том, что гос-во не препятствует въезду тех категорий работников, кото­рые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя: 1.Качественные требования к профессиональной квалификации иностр. рабочей силы, в частности 2.Введение возрастного ценза для въезжающих. 3 Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. 4. Ограничения полит. хар-ра. 5.Прямое квотирование импорта рабочей силы (кол-во), 6 Ограничение времени работы в стран. 7 Национально-географические приоритеты, отра­жающие предпочтительные регионы иммиграции. 8. Система санкций, действующих в отн. незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Можно выделить следующие направления эмиграционной политики гос-в: стимулирование трудовой миграции; огр. трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты: жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими фин. и юр. га­рантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов; лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отд. категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за гос. счет; проведение таможенной политики, предусматри­вающей таможенные льготы для возвращающих­ся трудящихся-эмигрантов. разработка программы рабочих мест для реэмиг­рантов; выдача кредитов и предоставление льгот реэмиг­рантам на постройку и приобретение жилья; выдача кредитов для открытия собственного биз­неса.

Международное регулирование миграции ведущая роль принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Отличительной особенностью уча­стия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, рабо­тодателей и профсоюзов. МОТ осуществляет деятельность по следующим на правлениям: Разработка конвенций и рекомендаций о труде. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Международная организация по миграции (МОМ) разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.

В функции МОМ входит: - способствовать упорядочению и планированию миграции граждан; - способствовать перемещению квалиф-ой раб.силы и членов их семей; - организовывать перемещение беженцев и др.

34. Экономическое содержание международного научно-технического сотрудничества. Основные формы передачи  технологий.

Можно выделить три группы основных способов передачи технологии: внутрифирменный обмен (на него приходится 2/3 мировой торговли технологиями); межфирменные соглашения о передаче технологий; межфирменные поставки машин, оборудования и другой промышленной продукции, сопровождающиеся передачей технологий, Но обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экон. содержанию на коммерческие (возмездные) и некоммерческие (безвозмездные).

К некоммерческим формам передачи технологии относят: научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки); обмен результатами исследовании посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и пром. предприятий (стажировки, командировки и др.); обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.

К коммерческим формам передачи технологии относят передачу технологии по лицензионным договорам, путем продажи оборудования и материалов (или передачи в аренду), оказания услуги типа инжиниринг, через учреждение совместных фирм (предприятий) и т.п. Комм. формы передачи технологии подразделяются на сопутствующие соглашения ("под ключ", "под готовую продукцию", "рынок в руки") и самостоятельные формы (лицензионные соглашения, безлицензионные формы передачи технологии и кооперационные соглашения).

Из сопутствующих форм передачи технологии соглашения на условиях "ВОТ" (строить, передавать) и "рынок в руки" (с обеспечением сбыта продукции) встречаются в настоящее время довольно редко. В то же время соглашения “под ключ широко распространены во многих странах. Они предполагают поручение фирме-исполнителю (подрядчику) научно-технических разработок, поставок необходимого оборудования и строительства промышленного или иного объекта от стадии проектирования до поставок и монтажа оборудования. Соглашения "под ключ" обеспечивают возможность приобретения не только определенных технических, но и управленческих знаний, и обходятся заказчику дешевле, чем самостоятельное выполнение всего комплекса работ          Соглашение под готовую продукцию отличается тем, что покупатель получает предприятие в свое распоряжение только после начала производства продукции.

Лицензионные соглашения основная форма передачи технологии, предусматривают передачу на опр. срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в обл. науки и техники. Их можно классифицировать по признакам, характеризующим: степень автономности лицензии (самостоятельные и зависимые — сублицензии).  Сублицензию предоставляет лицензиат, явл. владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором. Патентными обычно именуют лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами.

К беспатентным обычно относят лицензии, предметом которых явл. разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, ноу-хау). Передача ноу-хау может осуществляться по разным каналам, в т. ч. и без заключения лицензионного соглашения, например при обучении технического персонала, установке и наладке оборудования, решении задач организационного, управленческого характера, изменении технологического процесса в соотв. с требованиями лицензиата и др.

Смешанные (передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами). Часто приобретение ноу-хау осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентами или авторскими правами.

Объем прав на использование технологии (простые, исключительные и полные). При простой (неисключительной) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату, право на использование объекта пром. собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам. При исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Полные лицензии в соответствии, с которыми в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента.

Права лицензиара использовать усовершенствование объекта лицензии, осуществленные лицензиатом. Некоторые лицензии предоставляют лицензиару право использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществленные лицензиатом (возвратные лицензии), другие лицензии такого права лицензиару не дают.

К безлицензионным формам относят передачу технологии посредством: поставки оборудования и материалов; предоставление услуг типа инжиниринг -совокупность работ прикладного характера, включающих предпроектные технико-экономические исследования и обоснования оптимальности планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную доработку технологии, проектную промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта с выдачей спецификаций компонентов или оборудования, соответствующих требованиям заказчика, а также последующие услуги или консультации.

Услуги типа инжиниринг оказываются за плату в соответствии со специально заключаемым контрактом: 1. Создания совместных фирм (предприятий). Такая форма технологического обмена наиболее прибыльна и рентабельна как для фирмы — "донора" (которая облегчает себе задачу проникновения на новые рынки), так и для фирмы — "реципиента" (повышающей конкурентоспособность выпускаемой продукции вследствие привлечения более современных технологий); 2  Передачи оборудования в аренду, которая в зависимости от сроков действия договоров подразделяется на рентинг (до 1 года), хайринг (от 1 года до 2—3 лет) и лизинг (свыше трех лет). К кооперационные соглашения - взаимное предоставление технологии с последующим обменом и сборкой; совместная разработка изделий, включая проектирование, изготовление и сборку. Выделяются следующие виды производственной кооперации:

Подрядное кооперирование -стороны заключают договор на изготовление опр. изделия из материала заказчика или поставщика. Совместное производство комбинирование разных форм кооперации в зависимости от потребностей партнеров.

35. Международная экономическая интеграция: сущность, предпосылки, цели и формы.

 Интеграция – это процесс сращивания экономических механизмов ряда национальных экономик, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки интеграции:

1.интернационализация внешнеэкономической деятельности;

2.углубление МРТ;

3.научно-техническая революция (сокращается жизненный цикл товара  => рынок сбыта нужно постоянно увеличивать);

4.повышение степени открытости национальных экономик.

Условия экономической интеграции:

1.географическая близость интегрирующихся стран;

2.близость уровней экономического развития и системы хозяйствования (уровень развития определяет структуру);

3.обширность экономических проблем и задач, стоящих перед странами, вступающими в интеграционную группировку. Есть два второстепенных фактора:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.