Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

а) демонстрационный – когда группировки показывают экономический рост;

б) опасения – если опасаются, что интеграционные группировки возведут барьеры для других стран (пошлины, налоги).

Задачи интеграционных группировок:

1.использование преимуществ экономики масштаба;

2.увеличение емкости внутреннего рынка (расширение рынка сбыта, увеличение платежеспособности);

3.проникновение на новые рынки (актуально, если между странами существуют административные границы);

4.содействие реструктуризации экономики и поддержка молодых отраслей национальной экономики (применение опыта соседних государств в различных молодых отраслях).

Типы экономических интеграционных группировок (каждый тип является этапом)

Преференциальное соглашение – или специальный начальный этап. Он предполагает предоставления режима наибольшего благоприятствования в области торговли. Специальные органы не создаются, регулирование осуществляется на основе двусторонних соглашений.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - пред­ставляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной тор­говле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В от­ношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государст­во-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику.

 В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза прово­дят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли (установление ставок). Существуют три вида ставок:

а) генеральная – устанавливаемая для стран, с которыми не заключены ни какие соглашения в области торговли;

б) минимальная (средняя) – устанавливается для стран, с которыми заключены соглашения о режиме наибольшего благоприятствования;

в) преференциальная – применяется в отношении наименее развитых стран (29 шт.).

 Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не толь­ко во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей си­лы и капитала. Регулируется: секретариат, совет министров. 

Экономический союз предполагает в допол­нение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участни­цами единой экономической полити­ки, создание системы межгосударственного регулирования соци­ально-экономических процессов. Регулируется: секретариат, совет министров, межнациональный комитет по интеграции.

Политический союз – устранение всех ограничений и утрата суверенитета отдельных государств и проведение единой внешней политики. (В настоящее время такого союза не существует).






36. Европейский союз: значение, этапы формирования, механизм, перспективы.

ЕС: Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Греция, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Нидерланды, Великобритания.

Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года, когда был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран. Реальный отсчет развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (кон. 50-х – сер. 70-х годов) этап создания зоны свободной торговли. Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были:  постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;  ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг"; разработка и проведение общей политики в обл. транспорта и с/х;  создание валютного союза; унификация налоговой системы;

Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.

Второй этап (сер. 70-х – сер. 80-х годов) формирование таможенного союза. Проводиться политика в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества. В 79 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап (II половина 80-х – нач. 90-х годов) – этап создания общего рынка. Принимается  ЕЕА (единый европейский акт). Центральное положение ЕЕА создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. К 92 г. были достигнуты следующие цели: устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле; устранены нац. ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран. В этот же период страны ЕС перешли к приведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте и т.д.

Четвертый этап (сер. 90-х годов – нач. 21 века). Создание экон. союза. На основании Маастрихтского договора 1992 г. Европейское экон. сообщество трансформировалось в ЕС. Запланировано пройти три этапа: валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; создается Европейский валютный институт и усиливается координация  макроэкономической политики; взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

В развитии ЕС были и трудности межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. Межгосударственные органы:

Совет Министров ЕЭС - законодательный орган (решения по реализации единой политики ЕС), Европейский совет – директивный орган (входят главы государств и правительств стран-участниц), Комиссия европейских сообществ (КЕС) - исполнительный орган (предоставляет проекты законов, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д.),  Европейский парламент представительный, консультативный орган (взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет)  Европейский суд – высший судебный орган. Существуют еще и другие властные структуры: Европейский фонд регионального развития (предоставляет финансы, помощь при природных бедствиях); Европейский инвестиционный банк (выравнивает уровни экономического развития стран-участниц); разного рода комитеты и комиссии.

В целом интеграция в рамках ЕС оказывает позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего МХ. Так если в 1958 г. для внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта стран в него входящих, а импорта-35%, то в 1992 г. достигли соответственно 59% и 62%.

37. Интеграционные процессы в Северной, Латинской Америке, характеристика, основные группировки, проблемы.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) с  01.01.94 года, в  НАФТА, входят США, Канады, Мексика. На них приходится 20% всего объема мировой торговли. Осн. положения соглашения включают: отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию амер. и канад. компаний в банковском и страховом деле в Мексике; создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окр. среды. В течение 5 лет США отменяет тарифы на импорт из Мексики около 2/3 наименований продукции. Наибольшую выгоду от закл. соглашения получат потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизятся цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказажутся и амер. промышленники, поскольку возрастет приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах амер. экономики, как пр-во электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. Мексика с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экон. развития, примерно 1,6-2,6% годового прироста ВВП. Менее всех выгод от НАФТА поначалу получит Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно - с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА, Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка. В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 году. 

Южноамериканский общий рынок – МЕРКОСУР в 1991 г. заключили торговый пакт МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. В 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы к началу 21 века будут отменены. Создание МЕРКОСУР привело к резкому увеличению взаимной торговли, расширению торгово-экон. сотрудничества с другими регион. торг. группировками. Возросла взаимная инвестиционная активность, нарастают инвестиции из-за рубежа. Успешная деятельность МЕРКОСУР оказывает заметное влияние на полит. стабильность в регионе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.