Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

Монополистические меры. В различные периоды времени отдельные гос-ва устанавливают свою монополию на торговлю опр. товарами вообще (вкл. и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Иногда такого рода монополия устанавливается в скрытом виде, когда в качестве монопольного продавца или покупателя гос-во определяет государственную компанию.

Технические барьеры устанавливаются в законодательном порядке гос. организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соотв. импортируемой продукции требованиям международных и нац. стандартов, отраслевых норм и техн. предписаний. Одним из видов техн. барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну.

Импортные процедуры представляют собой правила проведения импортных операций при гос. закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Оперативное регулирование дает возможность Правительству РФ, Минэкономразвития и торговли, Федеральной таможенной службе РФ приостановить операции участников ВЭД в случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам, сообщения ложной info в рекламе, таможенной, валютно-финансовой и регистрационной документации.

66. Особенности, уровни, методы экспортного контроля ВЭД

Видимый экспорт – продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу. Невидимый экспорт – предоставление иностранным гражданам и фирмам туристических, транспортных и др. услуг на территории нашей страны. Экспорт, как вывоз капитала – предоставление кредитов и инвестирование в иностранные организации. В экспорт не включаются товары, поставляемые в счет безвозмездной помощи, товары, предназначенные для показа на выставках, товары вывоз которых не носит коммерческого характера.

Система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного порядка вывоза за пределы РФ вооружений и военной техники, а также отд. видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической info, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Целями экспортного контроля являются защита национальных интересов РФ, реализация требований м/д договоров РФ в обл. нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, а также контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения. Принципы государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти, права, обязанности и ответственность участников ВЭД в обл. экспортного контроля определены Законом РФ "Об экспортном контроле" от 18.07.99 г. N 183-ФЗ.

Номенклатура товаров и технологий, подпадающих под экспортный контроль, опр. списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства РФ. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля является Минэкономразвития РФ. Межведомственным координационным органом по экспортному контролю является Комиссия по экспортному контролю РФ, созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 29.01.01 г. N 96.

Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, согласно ст. 19 Закона РФ "Об экспортном контроле" подлежат лицензированию. Лицензии выдаются Минэкономразвития РФ по результатам экспертизы, проводимой межведомственными экспертными советами, образуемыми при Минэкономразвития РФ по соотв. направлениям науки, техники и технологии, в целях определенного соответствия международным обязательствам, государственным интересам и требованиям экологической безопасности. Правила проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.01 г. N 294. Вывоз контролируемых товаров и технологий для демонстрации на выставках или для собственных нужд может осуществляться без лицензий по решению Комиссии по экспортному контролю РФ при условии, что они будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, их вывозящего, и будут возвращены в установленные сроки. В целях установления принадлежности товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю (кроме продукции воен. назначения) организациями, получившими специальное разрешение на осуществление такой деятельности (экспертными организациями), проводится независимая идентификационная экспертиза по заявлению заинтересованных участников ВЭД или по запросам правоохранительных и контролирующих органов. Результаты должны однозначно определять принадлежность (непринадлежность) товара или технологии к продукции, подлежащей экспортному контролю, и используются участниками ВЭД для определения необходимости получения лицензии. Положение о проведении независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля и Правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.01 г. N 477.

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. интеллектуальной собственности, является продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законом РФ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" от 19.07.98 г. N 114-ФЗ и Указом Президента РФ от 01.12.00 г. N 1953 "Вопросы военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами". Координация деятельности и контроль в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами осуществляется Минобороны РФ, МИД РФ, Минфином РФ, Минпромнауки РФ, Минэкономразвития РФ, Минюстом РФ, Комитетом по военно-техническому сотрудничеству, ГТК РФ, СВР, ФСБ РФ, Российским авиационно-космическим агентством, агентством по боеприпасам, агентством по обычным вооружениям, агентством по системам управления и агентством по судостроению. ГТК РФ осуществляет контроль в части, касающейся таможенного оформления ввоза (вывоза) продукции военного назначения, включая импортно-экспортные операции в обл. военно-технического сотрудничества, и таможенного контроля за ввозом (вывозом) этой продукции.

Продукция военного назначения - вооружение, военная техника, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и info в военно-технической области. Отнесение товаров и технологий к продукции военного назначения и выдача соответствующего заключения осуществляет Минобороны РФ. Согласно ст.5 Закона РФ "О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами" система экспортного контроля является одним из основных методов государственного регулирования в области военно-технического сотрудничества наряду с государственной монополией, особым порядком предоставления права на осуществление ВЭД в этой области, лицензированием ввоза и вывоза и таможенным регулированием экспортно-импортных операций. Указом Президента РФ от 01.12.00 г. N 1953 утверждены Положение о порядке предоставления организациям РФ права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и Порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения, импорт и экспорт которой подлежат контролю и осуществляются по лицензиям.

ВЭД в отношении продукции военного назначения могут осуществлять государственные посредники (специализированные федеральные государственные унитарные предприятия, образованное по решению Президента РФ) и организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие право на осуществление ВЭД в отношении продукции военного назначения, предоставляемое Правительством РФ. Организации, получившие такое право, включаются в специальный реестр, который ведет Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству при Правительстве РФ, и получают Свидетельство, заверенное гербовой печатью.

Ввоз (вывоз), временный ввоз (вывоз) продукции военного назначения производятся в соотв. с решениями Президента РФ, Правительства РФ либо Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству по лицензиям, выдаваемым этим Комитетом. Лицензия выдается в одном экземпляре и не подлежит передаче другим лицам. Оригинал лицензии представляется в таможенный орган по месту регистрации владельца лицензии и являются необходимым условием для пр-ва таможенного оформления и проведения таможенного контроля продукции военного назначения.






















67. Финансовые методы государственного регулирования ВЭД в России.

Осн. направления валютной политики регулируются рядом законодательных актов, инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615—1 от 09.01.92 г. и дополнений к нему от 05.07.92 г. В этом акте опр. основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Физ. и юр. лица, как отечеств., так и иностр., принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

Резидентами являются: • физ. лица, постоянно проживающие в РФ, в т.ч. временно находящиеся за границей; • юр. лица, созданные в соотв. с росс. законами, с местонахождением на территории РФ; •дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др.

Нерезидентами считаются: • физ. лица, постоянно проживающие за границей, в т.ч. временно находящиеся в РФ; • юр. лица, созданные в соотв. с законодательством иностр. гос-в, с местонахождением за пределами РФ; • находящиеся в РФ иностр. дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др.

Резиденты (юр. и физ. лица) могут иметь счета и вклады в иностр. валюте в уполномоченных банках РФ. Открывать счета в иностр. банках за пределами РФ резидентам разрешается лишь в особых случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России. В целях полного и своевременного поступления в РФ экспортной выручки от реализации товаров (работ, услуг) отечеств. предприятиями и организациями, а также недопущения незаконного вывоза из страны матер., фин. и других ресурсов по указанию Правительства РФ разработаны и внедряются в жизнь новые формы и методы контроля ВЭД отечеств.предприятий и организаций. В соотв. с Инструкцией Банка России № 19, ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» № 01-20/10283 от 12.10.93 г. с изм. и дополнениями от 01.01.00 г. контроль начинается с момента подписания экспортером и обслуживающим его комм. банком паспорта сделки (ПС), в котором указываются осн. данные контракта (реквизиты экспортера и иностр. контрагента, ∑ сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений (их число составляет сотни тысяч) на электронных машинах эти данные кодируются согласно выбранному классификатору. Копия ПС возвращается комбанком экспортеру и предъявляется последним на таможенном пункте при оформлении экспортного товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с info, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. Вся info по представленным на экспорт товарам направляется в вычислительный центр Государственного таможенного комитета РФ, где она обрабатывается, и на каждую экспортную сделку составляется учетная карточка. В этой карточке содержатся сведения о конкретной отгрузке экспортного товара, реквизиты соотв. комм. банка, указываются сроки поступления экспортной выручки предприятию-экспортеру. Учетная карточка пересылается в соответствующий коммерческий банк, который устанавливает контроль за переводом валюты в РФ в адрес экспортера. После того как экспортеру поступила причитающаяся ∑ платежа, комбанк возвращает учетную карточку в вычислительный центр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.