Таможенный тариф — это перечень таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны.
Он выполняет несколько функций: 1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции; 2) является источником поступления средств в бюджет государства (фискальная); 3) служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки (стимулирующая).
Виды таможенного тарифа:
- простой или одноколонный;
- сложный или многоколонный.
Таможенная пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.
Ставка таможенной пошлины – количественное выражение налога.
Виды таможенных ставок:
1) генеральная, максимальная по своей величине, применяющ-ся в отношении стран с которыми нет торговых соглашений о предоставлении льготных режимов;
2) минимальная, средняя по размеру, примен-ся в отношении стран с которыми заключены соглашения о предоставлении режима наибольшего благоприятст-ния;
3) преференциальная, минимальная по размеру, принем-ся в отношении 29 наименее развитых стран.
Виды таможенных пошлин:
По движению потоков товаров:
- экспортные пошлины (функции: фискальная, административная);
- импортная пошлина (функции: регулирующая, фискальная, администр-я);
- транзитная пошлина (функции: администр-ая, фискальная).
По сущности и содержанию:
- сезонные пошлины, примен-ся ограниченное время для выравнивания цен, формирования структуры рынка;
- антидемпинговые пошлины, взимаются с иностранных производителей при реализации товара по цене ниже реальной себестоимости;
- компенсационные пошлины (в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли).
По способу расчета:
- адвалорные, исчисляемые в %-х от таможенной стоимости партии товаров;
- специфические, в виде твердой денежной ставки с единицы объема, веса, мощности;
- смешанные или комбинированные, сочетание 2-х предыдущих пошлин (пример, 3% чего-то, но не менее 20 евро за 1 тонну).
В адвалорных – легко подсчитать, но не учитывается качество. В специфических – все условия и различия учитываются, но считать сложно.
Уровень действительной таможенной защиты:
Q=(T1-A*T)|(1-A), где Q – эффективная ставка таможенного тарифа,
T1- номинальный тариф на готовую продукцию
T – номинальный тариф на сырье, полуфабрикаты
А – доля сырья и полуфабрикатов в готовой продукции.
Опред. Оптимальный тариф – тот уровень тарифа, который обеспечивает максимальный уровень экономического благосостояния.
Последствия введения импортных таможенных пошлин:1. Если страна вводит импортные пошлины, то возрастает внутренняя цена. 2. Сокращается объем потребления импортного товара.
3. Сокращается объем импорта.
4. Возрастает внутреннее производство.
5. Увеличивается доходная часть гос. Бюджета
27. Нетарифные методы регулирования внешней торговли. Экономический эффект от введения импортной квоты и ее отличие от импортного тарифа.
Нетарифные методы делят на: Экономические и Административные (методы прямого ограничения и методы косвенного ограничения)
Экономические: антидемпинговый (особые пошлины); политика валютного курса; финансовые (субсидии, санкции); контроль таможенной стоимости; защитные меры допол. таможенного обложения (акцизы); импортные депозиты; уравнительные налоги и сборы.
Методы прямого ограничения (действуют на торговлю):
1. Прямой запрет экспорта или импорта.
2. Добровольное ограничение экспорта или импорта.
3. Квотирование – количественное ограничение объемов экспорта или импорта.
4. Контингентирование – ограничение по качеству и стране происхождения.
5. Обязательное содержание местных компонентов (осуществление какой-либо деятельности на территории гос-ва, выпуск полуфабрикатов).
6. Специальные сборы.
7. Лицензирование.
Методы косвенного ограничения (ничего не запрещают, но создают условия при которых торговля невозможна; действуют в сфере торговли):
1. Санитарно-ветеринарные нормы.
2. Технические, технологические, трудовые стандарты.
3. Требования к упаковке и маркировке.
4. Бюрракратические формальности.
Квоты (контингенты) — количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений. Квотирование нашло широкое применение в российской практике в первой половине 90-х годов, практически касаясь только экспорта (за исключением вооружений и военной техники). Торговля товарами в пределах установленных квот осуществляется по лицензиям. Разновидностью квот являются и «соглашения о добровольном ограничении экспорта» между странами по отдельным видам товаров отраслей, находящихся в кризисном состоянии на определенный срок. Квоты бывают: экспортные, импортные, глобальные, индивидуальные.
Лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций. Основными видами лицензий являются: а) автоматическая, или генеральная, по которой разрешается беспрепятственный вывоз (ввоз) товаров, включенных в соответствующие списки, в течение определенного времени; б) разовая, или индивидуальная лицензия, разрешающая вывоз (ввоз) определенного товара конкретному экспортеру/импортеру с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения или назначения, а иногда и таможенного пункта, через который должен проследовать.
Виды лицензий: 1) Простая лицензия – документ, подтверждающий право лицензиата на осуществление производственной деятельности на основе технологии при сохранении данного права за лицензиаром, действующей в течен. ограниченного срока на конкретной территории при условии возможности выдачи лицензиаром неограниченного кол-ва лицензий. 2) Исключительная лицензия – документ, ….(см. выше), но возможностью выдачи только одной лицензии, действующей на конкретной территории в ограниченные сроки. 3) Полная лицензия – предполагает утрату лицензиаром право на производственную деятельность и передачу всех имущественных прав лицензиату.
Валютные ограничения представляют собой регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и являются частью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки (с марта 1999 года — 75%).
Импортные депозиты представляют собой форму залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доле к стоимости импортируемого товара (в России — 100%).Последствия от введения импортной квоты (эконом-й эффект): внутренняя цена возрастает; внутреннее потребление сокращается; объем импорта сокращается; внутреннее производство увеличивается; идут потери бюджета от введения таможенной квоты (тогда гос-во берет деньги за лицензию на квоту). Отличие от импортного тарифа: идут потери бюджета от введения таможенной квоты.
28. Внешнеторговая политика: цели, формы. Протекционизм и либерализация внешней торговли.
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторг. политика — целенаправленное воздействие гос-ва на торговые отн. с другими странами.
Эти цели могут носить долговременный и кратковременный хар-р. Наиболее распространенные цели внешней политики: а) обеспечение экон. роста; б) выравнивание структуры платежного баланса; в) обеспечение стабильности нац. валюты; г) изменение стратегии и тактики включения страны в МРТ; д) сохранение полит. и экон. независимости страны; е) сохранение экон. и военного превосходства.
Существуют две основные формы внешнеторговой политики государства: - фритредерство, или политика свободной торговли; - протекционизм.
Фритредерство — политика гос-ва, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экон. обмена.
Протекционизм – политика гос-ва, направленная на защиту отечественных производителей от иностр. конкуренции. В своей крайней форме протекционизм принимает форму экон. автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно.
В реальности фритредерства и протекционизма, в чистом виде не проводится, а действуют как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающие взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в опр. периоды развития региональной и мировой торговли. В 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации, а в 70-80-е годы отмечена волна «нового» протекционизма. В 90-е годы в мировой торговле доминировала политика свободной торговли. Протекционизм часто приобретает специфический регион. характер: внутри экон. интеграционных объединений происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена, но одновременно усиливается дискриминационный режим в отношениях с III странами. При этом: а) происходит постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе «режима наибольшего благоприятствования»; б) на региональном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования, позволяющие повышать таможенные пошлины в случаях нанесения «значительного ущерба» нац. пром., пострадавшей от импорта иностр. товаров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35