Рефераты. Шпоры (экономика и финансы)

24. Международная торговля товарами: сущность, формы, географическая и товарная структура, показатели.

Торговля – акт купли-продажи, осуществляемый с целью удовлетворения потребностей 2-х сторон.

Международная торговля – совокупность внешней торговли всех стран мира. (Внешняя торговля – обмен страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт)

Сейчас объем мировой торговли составляет ~ 62 % от других форм МЭО. Объем международной торговли определяется как сумма экспорта всех стран.

Структура МТ: Товары (готовая продукция; сырье и материалы; узлы, запасные части, агрегаты). Услуги. Деривативны (финансовые инструменты-производные ценные бумаги и валюты).

Товар – продукт человеческого труда, предназначенный для обмена.

Основные формы МТ: экспорт товаров; импорт товаров.

Виды экспорта:- вывоз товаров, изготовленных (произведенных, переработанных) в данной стране; вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на м/д аукционах, товарных биржах и т.п.; временный вывоз за границу нац. товаров (на выставки и т.п.) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностр. товаров (на аукционы и т.п.);  вывоз продукции в порядке прямых производственных  связей, а также поставки в рамках ТНК.

Виды импорта: ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного контрагента услуг производственного и потребительского назначения; реимпорт – обратный ввоз из-за границы национальных товаров, ранее ввезенных туда; ввоз сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу; временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;  ввоз продукции в порядке прямых производственных связей и в рамках ТНК.

Географическое направление МТ представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами или их группами, формируемых по территориальному или организационному признаку.

Удельный вес отдельных групп государств в мировой торговле, в % (географическая структура).

Промышленно развитые страны более 71 %; Развивающиеся страны 25-27 %; Бывшие страны СЭВ 4-10 %; Россия - 1,5 %.

Ведущая роль в МТ принадлежит трем центрам развитого мира – США, ЕС и Японии. С распадом СССР и СЭВ удельный вес стран с переходной экономикой в МТ неуклонно снижается.

Товарная структура мировой торговли представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте. Продукция обрабатывающей промышленности - 70 %, продовольствие (снижается удельный вес) - ~ 9%, минеральное сырье и минеральное топливо (сокращается) – ~  8 %, сырье (аграрного характера: хлопок, шкуры) - 5 %, средства вооружения - 1-2 %.

Под влиянием НТП в МТ увеличивается удельный вес готовых изделий; наметилась тенденция роста удельного веса текстиля и одежды.

Показатели, характеризующие участие страны в мировой торговле.

Экспортная квота – отношение экспорта страны к ВВП, выраженное в %: Кэ = Э/ВВП *100%  ,

Норма К=25%, если К больше 25 %, то экономика страны считается открытой. Экспортная квота России – 27 % (доля импорта продуктов растет – это плохо).

Показатель характеризует: зависимость страны от реализации товара на внешнем рынке; конкурентоспособность товара (отрасли, страны) на внешнем рынке. Определить конкретное положение товара можно по сопоставлению данного показателя с показателями индустриализации и темпов экономического роста ( если темпы роста высокие, то товар конкурентоспособен)

Импортная квота представляет собой долю импорта в ВВП. Ки=И/ВВП*100%.

Показатель характеризует зависимость внутреннего потребления от внешнего рынка.

Внешнеторговый оборот – это сумма импорта и экспорта страны.

Чистый экспорт (сальдо международной торговли для отдельно взятой страны)- это разница между экспортом и импортом страны (Э-И).

Коэффициент относительной экспортной специализации

Кэс=(Эн(Т)/Эн)/(Эт/Эн), где Эн(Т)/∑Эн – удельный вес одного товара в общем объеме национального экспорта; Эт/∑Эн – экспорт данного товара во всем мире в общем объеме мирового экспорта. Если Кэс больше либо равен 1, то можно говорить о ярко выраженной специализации данной страны. Если Кэс меньше 1, то специализация страны отсутствует, страна находится в зависимом положении, либо ориентирована на самообеспечение.

Значение нац. торговли, преимущества: Решается проблема сбыта. Страна получает недостающие ресурсы, товары. Решается проблема рабочих мест. Расширяется круг потребительских товаров. Если покупаются технологии, повышается уровень технологического развития. Расширяются границы, повышается уровень производственных возможностей. Объем мировой торговли растет быстрее, чем объем промышленности. На 10% роста промышленности приходится 16% роста торговли (за счет ТНК).

25. Международная торговля услугами: сущность, формы, специфика, структура, тенденции.

Международная торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Услуга – изменение состояний институциональной единицы при ее взаимодействии с другой институциональной единицей на основе взаимовыгодности и взаимосогласия. (институциональная единица – часть из какой-либо совокупности) или Услуга – разнообразный вид деятельности, не имеющий материального носителя в явном виде.

Разница между товарами и услугами

Товар    

Услуга

1. Осязаемый

1. Не осязаемая

2. Храним

2. Не хранима

3. Возможен разрыв во времени между производством и потреблением; не нужен непосредственный контакт

3. Процесс производства и потребления совпадают; необходим непосредственный контакт

4. Количественно измерим и подконтролен при перемещении

4.При перемещении не подконтрольна; трудноконтролируема, следовательно слабо регулируема

Услуги подразделяются на:

1. Неторгуемые услуги (производство и потребление возможно только на территории данной страны, напр., уличное освещение, коммунальные платежи).

2. Торгуемые услуги (поставка возможна за границу):транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные);связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.

3. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, зарплата нерезидентов).

4. Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).

Определяют 112 видов услуг.

Основные формы международной торговли услугами:

- поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территории другой (водный, воздушный транспорт, радиостанции, спутники связи);

- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);

- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалиф-ные служащие ТНК или лица определенных профессий);

- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны(банковские, страховые, аудиторские, рекламные услуги).

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 78% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 23% всего мирового экспорта услуг. Все более широкое распространение получают деловые услуги. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами по­степенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экс­портерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических. Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультаци­онных и строительных услуг.

Тенденции развития:

- снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;

- увеличилась доля туризма в экспорте услуг;

- по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным и динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и пр.;

- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.

Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. Они специализируются на предоставлении деловых услуг, а развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг. Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.

26. Тарифные методы регулирования внешней торговли: сущность, функции и виды таможенных пошлин. Номинальная и эффективная ставка тарифа. Оптимальный тариф.

Инструменты регулирования бывают экономические и административные. Экономические более гибкие, но менее действенные. Административные жесткие, действенные. Для отдельно взятого гос-ва администр-е методы предпочтительнее; для мирового сообщества – экономические.

В зависимости от конкретных целей внешнеторго­вой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних.

В общем виде применяемые во внешней торгов­ле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные ограничения (таможенные по­шлины); 2) нетарифные ограничения. Тарифное ре­гулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.