1.Неторгуемые услуги
(производство и потребление возможно только на территории данной страны, напр.,
уличное освещение, коммунальные платежи).
2. Торгуемые услуги (поставка возможна за границу):транспорт
(грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные);связь (почтовая,
курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное);
финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен
валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные
платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);
лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);
правительственные услуги.
3. Факторные услуги – платежи,
возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на
инвестиции, зарплата нерезидентов).
4. Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт,
путешествия и другие нефинансовые услуги).
Определяют 112 видов услуг.
Основные формы международной торговли
услугами:
- поставка услуг через границу, когда
торговля происходит с территории одной страны на территории другой (водный,
воздушный транспорт, радиостанции, спутники связи);
- перемещение потребителя услуг в
страну их производителя (туризм, образование, медицина);
- временное перемещение за границу
физического лица-поставщика услуг (квалиф-ные служащие ТНК или лица
определенных профессий);
- коммерческое присутствие поставщика
услуг на территории другой страны(банковские, страховые, аудиторские, рекламные
услуги).
На мировом рынке услуг преобладают
развитые страны. На них приходится около 78% мирового экспорта и примерно такая
же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится
около 23% всего мирового экспорта услуг. Все более широкое распространение
получают деловые услуги. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами
постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг:
Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика —
туристических. Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг
составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают
значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок,
инженерно-консультационных и строительных услуг.
Тенденции развития:
- снизилась доля фрахта и других
транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в
международной торговле;
- увеличилась доля туризма в экспорте
услуг;
- по темпам абсолютного роста и по
значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным и динамично
развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые,
страховые, аудиторские, консалтинговые и пр.;
- произошло сокращение доли
официальных и правительственных услуг.
Промышленно развитые страны являются
основными экспортерами и импортерами услуг. Они специализируются на
предоставлении деловых услуг, а развивающиеся страны – на предоставлении
туристических услуг. Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо
выше, чем международной торговли товарами.
26.
Тарифные методы регулирования внешней торговли: сущность, функции и виды
таможенных пошлин. Номинальная и эффективная ставка тарифа. Оптимальный тариф.
Инструменты регулирования бывают экономические и административные.
Экономические более гибкие, но менее действенные. Административные жесткие,
действенные. Для отдельно взятого гос-ва администр-е методы предпочтительнее;
для мирового сообщества – экономические.
В зависимости от конкретных целей внешнеторговой
политики государства используют различные ее инструменты или различное
сочетание последних.
В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: 1) тарифные
ограничения (таможенные пошлины); 2) нетарифные
ограничения. Тарифное регулирование
связано с введением таможенных тарифов и пошлин.