Синтетический учет реализации товаров на предприятиях как розничной, так и оптовой торговли ведется на счете 90 "Продажи". По кредиту данного счета отражается продажная стоимость реализованных товаров, а по дебету - расходы, связанные с реализацией товаров (включая покупную стоимость, расходы на продажу), и налоги.
На основании кассовых документов на сумму выручки от реализации товаров формируется проводка: Д 50 "Касса" К 90-1 "Продажи", субсчет "Выручка".
Одновременно начисляется сумма НДС (если торговая организация является плательщиком налога): Д 90-3 "Продажи", субсчет "НДС" К 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет НДС.
Следовательно, правильное отражение выручки, полученной торговой организацией, в первую очередь зависит от точности исполнения инструкций по учету денежных средств. Порядок поступления денежной выручки, полученной с использованием ККТ в кассу предприятия, установлен Типовыми правилами эксплуатации ККМ.
Формы первичных документов и порядок их использования при осуществлении денежных расчетов с использованием ККМ установлены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Этим Постановлением среди прочих форм установлены формы для учета выручки, передаваемой кассирами-операционистами в кассу предприятия, и порядок использования этих форм при работе с ККМ:
1) Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков (см. приложение N 1), то есть данные о полученной организацией наличной выручке формируются, в том числе и на основании показателей этого журнала, которые должны совпадать с прочими отчетными документами кассира.
Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора (журнал должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции), руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации, а также и печатью. Все записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой, без помарок. Если в журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации;
2) Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5). Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков (см. приложение N 2);
3) Справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6). Применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (смену) (см. приложение N 3);
4) Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5). Применяется в случае, если предприятия имеют в штате нескольких кассиров и несколько кассовых аппаратов. Применение этого документа регламентировано п. 28 Порядка ведения кассовых операций и Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 (см. приложение N 4).
Таким образом, выручка предприятия розничной торговли формируется ежедневно и, соответственно, ежедневно должна отражаться в бухгалтерском учете.
Отражение в бухгалтерском учете списания товара, реализованного розничным магазином, производится на основании товарных отчетов материально ответственных лиц. В товарном отчете отражаются данные о получении и отпуске товара. Форма товарного отчета (форма N ТОРГ-29), как и все прочие формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 (см. приложение N 5).
Для отпуска товара со склада в торговый зал применяется накладная по форме N ТОРГ-13 (приложение N 6). Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй экземпляр - принимающему подразделению для оприходования ценностей.
Заполненный документ подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей. Пунктом 2.2.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема материально ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендовано вести Журнал учета поступления товара, Журнал учета отпуска товара, в которых должны быть указаны номер п/п, дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилии, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар.
Постановлением Госкомстата России N 132 такой вид учетной документации не предусмотрен, но он удобен материально ответственным лицам для ведения сводного учета. Поэтому форму таких журналов рекомендуется разработать самостоятельно.
Если предприятие розничной торговли кроме общего торгового зала имеет еще киоски, ларьки и т.д., находящиеся вне магазина, то материально ответственным лицам, работающим в них, выдается в одном экземпляре Товарный журнал работника мелкорозничной сети по форме N ТОРГ-23 (приложение N 7).
Отпуск товаров в мелкорозничную сеть оформляется расходно-приходной накладной для мелкорозничной сети по форме N ТОРГ-14 (приложение N 8). Данные об отпуске товаров и получении выручки отражаются в книге по совершению операций на основании приходно-расходных документов с выводом каждый раз нового остатка товаров. Записи в книге производятся ответственными лицами, отпускающими товар или принимающими выручку.
В объем розничного товарооборота включается сумма выручки, сданная материально ответственным лицом по окончании рабочего дня в кассу организации. Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером. Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую продан товар, указываются в расходно-приходной накладной. Количество и сумма нереализованных за день товаров указываются в соответствующих графах расходно-приходной накладной. Затем суммы выручки, полученные кассой, сверяются с суммой проданных товаров. Полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.
Пунктом 2.2.8 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема предусмотрено, что материально ответственные лица должны составлять отчет о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней (форма N ТОРГ-29). Сроки устанавливаются руководителем и главным бухгалтером торговой организации, в зависимости от условий работы, объема товарооборота, наличия удаленных и разъездных торговых точек и пр.
Основанием для составления товарного отчета служат первичные приходные и расходные документы. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров (если установлен), номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.
К товарному отчету прикладывается Сопроводительный реестр сдачи документов, составленный по форме N ТОРГ-31 (приложение N 9), к которому и прикладываются все приходные и расходные документы. Реестр составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом на приходные и расходные документы по операциям за отчетный период. Первый экземпляр с приложенными к нему документами под расписку передается в бухгалтерию. Второй экземпляр остается у материально ответственного лица.
На основании товарных отчетов материально ответственных лиц списывается на реализацию стоимость реализованных товаров. Бухгалтерский учет списания стоимости реализованных товаров зависит от формирования учетной цены товара на торговом предприятии.
Розничным торговым организациям дано право учитывать в бухгалтерском учете товары как по покупной, так и по продажной стоимости. Если товар учитывается на счете 41 по покупной стоимости, то его списание ограничивается проводкой: Д 90-2 "Себестоимость продаж" К 41-2 "Товары в розничной торговле".
В этом случае валовой доход торговой организации (или доход от продаж, или выручка) определяется как разница между товарооборотом без вычитаемых налогов и себестоимостью проданных товаров.
Этот показатель автоматически формируется на счете 90 "Продажи" и складывается из товарооборота, за минусом НДС, акцизов и покупной стоимости товара.
В этом случае, кроме проводки Д 90-2 "Себестоимость продаж" К 41-2 "Товары в розничной торговле", следует сделать проводку по отражению суммы реализованной торговой наценки. Это требуется для определения финансового результата от реализации товаров. Проводкой методом "красного сторно" корректируют отраженную по дебету счета 90 "Продажи" покупную стоимость реализованных товаров (в продажной оценке) на разницу между продажной стоимостью реализованных товаров и торговой надбавкой (наценкой), относящейся к проданным товарам.
При учете товаров по продажным ценам применяется счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары.
Корректировка дебетового оборота счета 90 и списание со счета 42 торговой надбавки, относящейся к выбывшим (реализованным) товарам, оформляются, как правило, проводкой: Д 90 "Продажи" К 42 "Торговая наценка" - сторно.
Рассмотрим на примере списание себестоимости товара в случае учета товаров по продажной и покупной стоимости.
Учет товаров ведется по продажным ценам
Пример 45. Предприятие розничной торговли по договору купли-продажи приобрело партию телефонных аппаратов - 100 шт. на сумму 118 000 руб., в том числе НДС 18% - 18 000 руб. Уровень торговой наценки (без НДС) - 40%.
Если учет товаров ведется по продажным ценам, то стоимость реализованных товаров формируется по дебету и кредиту счета 90 "Продажи" в одинаковой оценке, т.е. по продажным ценам. Ежедневно бухгалтер делает следующие проводки.
На основании отчета кассира: Д 50-1 К 90-1.
На основании товарного отчета: Д 90-1 К 41-2.
При этом суммы первой и второй проводок должны совпадать. При таком порядке учета в течение месяца облегчается контроль за правильностью отражения в учете как объема продаж (кредитовый оборот по счету 90-1), так и за правильностью списания товаров материально ответственными лицами (дебетовый оборот по счету 90-2). До закрытия отчетного периода других проводок по балансовому счету 90 не делают.
Когда заканчивается отчетный месяц и бухгалтер получает предварительный баланс, он должен рассчитать сумму торговой наценки, приходящейся на реализованный товар.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58