Рефераты. Учет в торговле

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности могут производиться наличными деньгами, если иное не установлено законом. Гражданским кодексом таких запретов не установлено.

Однако существуют и ограничения: в Российской Федерации установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, который составляет 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке").


Обратите внимание! Если в расчетах наличными деньгами принимает участие индивидуальный предприниматель, указанное положение не применяется.


Согласно Письму ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. N 85-Т и МНС России от 1 июля 2002 г. N 24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами.

При осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт обязательно применение контрольно-кассовой техники (ст. 2 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Таким образом, продавец обязан пробить чек, если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют продажу товаров, выполняют работы или оказывают услуги. Определение терминов "организация" и "индивидуальный предприниматель" даны в ст. 11 НК РФ.

При этом совершенно не важно, кто рассчитывается за товар с организацией или индивидуальным предпринимателем - юридическое или физическое лицо. Главное, что расчеты производятся наличными или с использованием карт. Кассовый чек пробивается в любом случае.

Кроме того, налоговые органы требуют при расчетах между организациями на сумму полученных наличных денежных средств в обязательном порядке не только пробивать кассовый чек, но и выписывать приходный кассовый ордер (Письмо МНС России от 12 мая 2004 г. N 33-0-11/330, Письмо УМНС России по г. Москве от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041).

При этом они ссылаются на действующее законодательство, в частности на Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. Решением Совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. N 40).

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.

О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Но если вдруг организации при покупке товара приходный кассовый ордер не выдали, то с требованиями налоговых органов в этой ситуации можно поспорить. По мнению автора, порядок ведения кассовых операций к данным случаям применяться не должен по следующим причинам.

Безусловно, все операции с наличными деньгами организации обязаны осуществлять в соответствии с Порядком ведения кассовых операций и нормами Закона N 54-ФЗ. Однако именно одновременное применение указанных нормативных актов в основном и создает сложности, связанные с документальным оформлением, при работе с денежной наличностью. Причем они возникают, когда организация выступает как в роли продавца, так и покупателя.

По мнению налоговых органов, вывод о необходимости выписывать приходный кассовый ордер при продаже товара юридическим лицам следует из п. 13 Порядка ведения кассовых операций, который сохраняет свою силу и после вступления в силу Закона N 54-ФЗ. С точки зрения авторов, главная проблема - в неидентичности понятий "касса" и "ККМ". Согласно п. 29 Порядка ведения кассовых операций, кассой может быть специально оборудованное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Из чего следует, что кассой предприятия не может признаваться ККТ, находящаяся, например, в торговом зале организации, который предназначен для иных, нежели хранение денежных средств, целей. И уж торговый зал никак не может быть изолирован "от доступа посторонних лиц", как требует п. 29 Порядка ведения кассовых операций.

В этой ситуации необходимо определиться, на какие из этих двух понятий какие законодательные акты распространяются в части оформления операций по движению денежных средств.

Согласно п. 3 Порядка ведения кассовых операций "прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин".

Порядок поступления денежной выручки, полученной с использованием ККТ, в кассу предприятия установлен Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104.

Формы первичных документов и порядок их использования при осуществлении денежных расчетов с использованием ККМ установлены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. Этим Постановлением также утверждены следующие формы для учета денежной выручки, передаваемой кассирами-операционистами, и порядок использования этих форм при работе с ККМ:

- Журнал кассира-операциониста (форма N КМ-4). Применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. На основании показателей журнала формируются данные о полученной организацией наличной выручке;

- Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5). Применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой ККМ, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков;

- Справка-отчет кассира-операциониста (форма N КМ-6). Применяется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (смену);

- Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5). Используется в случае, если предприятия имеют в штате несколько кассиров и несколько кассовых аппаратов. Применение этого документа регламентировано п. 28 Порядка ведения кассовых операций.

Согласно указанному пункту главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег. Форма этого документа (и его статус первичного учетного документа) установлены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. Это положение Порядка ведения кассовых операций полностью согласуется с п. 3.8 Типовых правил.

Пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации ККМ установлено, что перед началом работы на кассовом аппарате кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы, в том числе разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, под роспись.

Именно с этого момента все денежные расчеты кассира-операциониста с покупателями ведутся не в соответствии с Порядком ведения кассовых операций, а в соответствии с Типовыми правилами эксплуатации ККМ. Деньги из кассы предприятия выданы под отчет кассиру-операционисту, и назад в кассу предприятия эти деньги вместе с полученной дневной выручкой поступят по приходному ордеру после окончания смены кассира-операциониста. На протяжении рабочего дня средства от покупателей поступают в хранилище кассового аппарата кассира-операциониста, где и находятся под его материальной ответственностью, а не в кассу предприятия.

По этой причине при приеме наличных денежных средств и помещения их в специальное хранилище контрольно-кассовой техники, не отвечающее критериям кассы, обязанность выдавать приходный кассовый ордер не возникает. Деньги в кассу, в том смысле, в каком это понятие используется в Порядке ведения кассовых операций, еще не поступили.

Второй причиной, по которой автор считает, что при расчетах с использованием ККМ необходимость выписывать приходные кассовые ордера при получении средств от юридических лиц отсутствует, является дословное прочтение п. 13 Порядка ведения кассовых операций, на который ссылаются налоговые органы, обосновывая свои требования.

Согласно указанному пункту прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Из приведенного выше порядка следует, что он применяется во всех случаях, когда в кассу предприятия (а не в ящик ККМ) поступают любые денежные средства. В том числе и при приеме их от кассира-операциониста, принимающего деньги от лица, приобретающего товары (работы, услуги), и пробивающего их в кассовом аппарате. А также и в иных случаях, не связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), например при расчетах с сотрудниками по зарплате, авансовым отчетам, погашаемым ссудам, при получении наличных денежных средств по договору займа и т.п.

В-третьих, непонятно, на каком основании от организаций требуют выписки на одну и ту же денежную операцию двух взаимоисключающих документов - приходного ордера и чека ККМ. Оформлять эти документы положено разным лицам. Если деньги принимает кассир-операционист (в хранилище своего кассового аппарата под свою материальную ответственность), то он в подтверждение оплаты товара (работ, услуг) в соответствии с пп. "б" п. 4.1 Типовых правил эксплуатации ККМ выдает покупателю чек. Если наличные поступают непосредственно в кассу предприятия, то в соответствии с п. п. 19 - 21 Порядка ведения кассовых операций бухгалтером оформляется, подписывается и регистрируется приходный кассовый ордер, который затем передается в кассу предприятия. Выдача и прием денег в кассу предприятия по расходным и приходным ордерам допускаются только в день их составления. Соответственно, никакому юридическому лицу при точном следовании Порядку ведения кассовых операций не может быть выдан корешок приходного ордера с подписью и штампом кассира о приеме денег. Деньги кассир получит только после закрытия магазина и не от юридического лица, а от кассира-операциониста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.