Рефераты. Банки (курс лекций)

В настоящее время почти половина действующих в Польше коммерческих банков более или менее связана с иностранным капиталом. Из них 12 банков (10 дочерних банков и 2 филиала зарубежных банков) на 100% или почти на 100% принадлежат иностранному капиталу. В 21 банке иностранные инвесторы рас­полагают долей акций, в 7 банках имеют большинство или конт­рольные пакеты акций. На долю этих 33 банков приходится почти 40 % собственного .капитала всей банковской системы страны, а доля иностранного участия составляет около 15%. Это немного, однако надо учесть, что немало мировых банковских структур уже создали в Польше плацдармы для дальнейшей экспансии. НБП, правда, намерен ограничивать совокупную долю иностранных субъектов в активах банковской системы 20 %, но в отношении западноевропейских банков такое ограничение может действовать лишь до вступления Польши в ЕС в качестве полноправного чле­на, к чему она стремится.

Иностранные банки и сами проявляют крайнюю осторожность при разворачивании своей деятельности в Польше: лишь один из них имеет три, другой — два, четыре — по одному отделению, остальные работают с клиентами в центральном офисе. Зарубеж­ные банки в Польше, демонстрируя по многим показателям (на­бор услуг, скорость и качество проведения операций и т.п.) высо­кую конкурентоспособность, отбирают наиболее выгодных кли­ентов прежде всего в области внешнеэкономических расчетов. Они, например, мало работают с ценными бумагами, операции с ко­торыми отличаются малыми рисками, но невысокой доходностью. Доля ценных бумаг в их активах — 10—12% (у польских банков в целом — до 26—27%). В то же время у иностранных банков высок удельный вес межбанковских операций (за счет обслуживания внешнеторговых расчетов многих польских банков). Доля межбан­ковских операций в их активах достигает 30% (у польских банков — 16—17%). Более 50% всего оборота рынка МБК, играющего очень большую роль в банковской системе страны, приходится на 14 крупнейших банков. В пассивах иностранных банков в Польше доля вкладов частных лиц сейчас не превышает 6%, тогда как у польских банков эта доля в пассивах в целом — более 40%.

Изменению сложившейся ситуации не способствует и уже упо­мянутое предпринятое польскими властями по примеру других правительств ужесточение условий выдачи лицензий, а также стремление центрального банка страны ввести контроль над ино­странными инвестициями в целях подавления инфляции путем уменьшения роста денежной массы в обращении. Предложения

НБ Польши сводятся к обязанности иностранных инвесторов, покупающих польские гособлигации и долговые обязательства корпораций, депонировать часть своих вложений на беспроцент­ные счета ЦБ. Такие обязательные депозиты должны уменьшить доходы зарубежных инвесторов от вложений в польские долговые обязательства и сделать их менее привлекательными, сократив приток иностранного капитала в Польшу. Но эти ограничения не касаются прямых иностранных инвестиций в акции, которыми открыто торгуют на бирже.

Ещё одной мерой, направленной на уменьшение инфляцион­ного давления, стало решение Национального банка Польши на­чиная с 15 сентября 1997 года привлекать депозиты от широкой клиентуры под высокие процентные ставки. Тем самым централь­ный банк стимулирует коммерческие банки к повышению ставок по кредитам и сокращению выдачи потребительских кредитов. По мнению НБ Польши, лавина кредитов населению и чрезмерно высокий внутренний спрос сопровождаются резким ростом им­порта. Рост импорта, в свою очередь, ведет к перекосам во внеш­неторговом платежном балансе и в балансе по текущим операци­ям. Эта мера стала следствием многократных неудачных попыток НБ Польши переменить ход событий, повышая основные про­центные ставки и нормы минимального резервирования, и выз­вала сильную критику со стороны Польского банковского союза. Последний считает данную акцию проявлением недобросовест­ной конкуренции, противоречащей принципам свободного рын­ка и ставящей в трудную ситуацию, прежде всего, мелкие банки.

Как и в других странах Восточной Европы, в Польше отмеча­ется резкий рост преступности в банковской системе страны, эф­фективность борьбы с которой остается низкой. За 1992—1995 го­ды банки уведомили ЦБ о 8500 случаях взяточничества, неосмот­рительного кредитования, подделки документов, мошенничества и отмывания денег, из которых по 2200 делам следствие было прекращено, а по 400 — отказано в судебном разбирательстве. Глав­ная причина роста преступности кроется в массовом обществен­ном нгздании особенностей функционирования современной бан­ковской системы. По оценкам аналитиков, основная угроза исхо­дит от преступных группировок, занимающихся отмыванием де­нег: национальные и зарубежные группировки легализовали в Польше порядка 3 млрд долларов, полученных от наркобизнеса, торговли оружием, уклонения от налогов и другой незаконной деятельности. В связи с этим ЦБ высказывается за ужесточение не так давно принятого закона об отмывании денег, в частности,

предлагается создать независимую организацию по мониторингу крупных финансовых операций.

Таким образом, несмотря на рыночные преобразования, бан­ковский сектор Польши развит слабо. Такая оценка дана рейтин-говым агентством Стендард энд Пурз. Основными проблемами остаются недостаточный уровень квалификации банковского пер­сонала и технической оснащенности кредитных институтов, а также очень маленькие, по сравнению с банками развитых стран, раз­меры. Отсюда неизбежными становятся дальнейшие поглощения и слияния в банковском секторе. По оценкам Всемирного банка, относительно слабая конкуренция между банками привела к тому, что чистые процентные маржи в 8 раз превышают аналогичные маржи в странах ЕС, в то время как соотношение операционных затрат к активам у польских банков вдвое выше, чем в ЕС.

* * *

Несмотря на такую строгую оценку солидного рейтингового агентства, не стоит забывать, что Польша ещё в недавнем про­шлом ориентировалась на строительство социализма (не будем вдаваться в методологические определения). По сравнению с ана­логичными странами состояние и динамика развития польской банковской системы не так уж плохи. А оценка, данная рейтинго-вым агентством, справедлива лишь, если сравнивать польские банки с банками развитых капиталистических стран. В Польше за­метно расширилось присутствие иностранных финансовых инсти­тутов, хотя они и проявляют вполне объяснимую осторожность.

Вызывает уважение последовательная позиция польских влас­тей по вопросу приватизации банков. Процесс приватизации осу­ществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесто­ров финансовых учреждений к более сильным. При стагнации это­го процесса применялись различные консолидационные схемы. К сожалению, такой взвешенности не наблюдалось в России. Рест­руктуризация польских банков осуществлялась при участии меж­дународных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.

Развитию польских банков в период рыночных преобразова­ний среди прочих способствовали следующие факторы:

• в Польше не был окончательно истреблен частнопредпри­нимательский дух у населения;

• еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;

• значительное количество этнических поляков проживает за пределами страны.

Национальный банк Польши сузил свои функции до входя­щих в исключительную компетенцию эмиссионного банка, со­хранив при этом за собой функции банковского надзора. В целом его деятельность независима от правительства, что оправдано, особенно в условиях переходного периода, когда «политический маятник» поднимает к власти то левые, то правые силы. В этих условиях независимость ЦБ выступает демпфером между полити­кой и экономикой.

Удачное положение Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило уровень пре­ступности, прежде всего в экономической сфере. Власти страны, в том числе и ЦБ Польши, предпринимают меры по борьбе с преступностью в финансово-кредитной сфере, но они пока недо­статочно действенны.

венгрия

Действующие в Венгрии банки можно разделить на четыре группы.

Первая — крупные уни­версальные банки с разви­той филиальной сетью, об­служивающие широкую клиентуру (ОТР, Будапешт-банк, МНВ, К&Н, Постабанк). Банки этой группы отличаются высокими операционными расходами, составляющими по отно­шению к доходу около 70%.

Вторая — иностранные и местные банки, в основном предла­гающие оптовые услуги и проводящие наступательную региональ­ную стратегию. У них показатель отношения издержек к доходу находится в пределах 20—40%.

Третья — банки, предлагающие наиболее высококачествен­ные услуги в каком-либо сегменте банковской сферы (МКВ, Цен-тральноевропейский международный банк (CIB), Уникбанк, Сити-банк, «Кредитанштальт», Ингбанк, Коммерцбанк).

Четвертая — мелкие учреждения, не занимающие на рынке какой-либо специфической ниши. У банков этой группы недоста­точно капитала, опыта, и со временем их число, видимо, будет сокращаться.

Всего в Венгрии действуют около 40 банков, что, по мнению рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», слишком много для страны с населением 10,5 млн человек. Все они испытывают труд­ности с капитализацией, расширением набора услуг, созданием сети отделений и подбором квалифицированного персонала. С конца 80-х годов число банковских служащих увеличилось в 10 раз и к 1996 году достигло почти 200 тысяч. Однако наблюдается нехватка отделений банков и ограниченность предлагаемых продуктов и услуг.

До середины 90-х годов в банковской системе Венгрии доми­нировали госбанки. Поэтому кампания по их приватизации, раз­вернувшаяся в 1994 году, стала главным событием последнего де­сятилетия XX века. Результатом приватизации госсектора, появле­ния новых участников на банковском рынке, среди которых мно­го крупных, хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно станет интенсивная консолида­ция банковского сектора Венгрии и повышение уровня банковс­кого обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам приватизации банковского сектора Венгрия уже обо­гнала практически все государства Восточной и ряд стран Запад­ной Европы.

До 1995 года Венгрия последовательно проводила рекапитали-зацию крупных банков. Предпринятые в 1992—1994 годах усилия по консолидации банковской системы страны сопровождались вливанием в нее 3,5 млрд долларов (ежегодно до 7% ВВП), но не дали весомых результатов. Вкупе с процентными платежами по госдолгу эти значительные расходы стали основной причиной круп­ных бюджетных дефицитов страны. Причина неэффективности бюджетных вливаний заключается в допущенных серьезных ошиб­ках: не было разработано четкой стратегии развития банковского сектора, не менялось руководство банков, в особенности государ­ственных, которое продолжало работать по старинке, отсутство­вали должный надзор и регулирование банковской деятельности, которыми одновременно занимались сразу 4 разных государствен­ных ведомства. В условиях быстрого ухудшения состояния эконо­мики Венгрия была вынуждена взять курс на ускорение привати­зации в целях обеспечения долгосрочной надежности банковской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.