В настоящее время почти половина действующих в Польше коммерческих банков более или менее связана с иностранным капиталом. Из них 12 банков (10 дочерних банков и 2 филиала зарубежных банков) на 100% или почти на 100% принадлежат иностранному капиталу. В 21 банке иностранные инвесторы располагают долей акций, в 7 банках имеют большинство или контрольные пакеты акций. На долю этих 33 банков приходится почти 40 % собственного .капитала всей банковской системы страны, а доля иностранного участия составляет около 15%. Это немного, однако надо учесть, что немало мировых банковских структур уже создали в Польше плацдармы для дальнейшей экспансии. НБП, правда, намерен ограничивать совокупную долю иностранных субъектов в активах банковской системы 20 %, но в отношении западноевропейских банков такое ограничение может действовать лишь до вступления Польши в ЕС в качестве полноправного члена, к чему она стремится.
Иностранные банки и сами проявляют крайнюю осторожность при разворачивании своей деятельности в Польше: лишь один из них имеет три, другой — два, четыре — по одному отделению, остальные работают с клиентами в центральном офисе. Зарубежные банки в Польше, демонстрируя по многим показателям (набор услуг, скорость и качество проведения операций и т.п.) высокую конкурентоспособность, отбирают наиболее выгодных клиентов прежде всего в области внешнеэкономических расчетов. Они, например, мало работают с ценными бумагами, операции с которыми отличаются малыми рисками, но невысокой доходностью. Доля ценных бумаг в их активах — 10—12% (у польских банков в целом — до 26—27%). В то же время у иностранных банков высок удельный вес межбанковских операций (за счет обслуживания внешнеторговых расчетов многих польских банков). Доля межбанковских операций в их активах достигает 30% (у польских банков — 16—17%). Более 50% всего оборота рынка МБК, играющего очень большую роль в банковской системе страны, приходится на 14 крупнейших банков. В пассивах иностранных банков в Польше доля вкладов частных лиц сейчас не превышает 6%, тогда как у польских банков эта доля в пассивах в целом — более 40%.
Изменению сложившейся ситуации не способствует и уже упомянутое предпринятое польскими властями по примеру других правительств ужесточение условий выдачи лицензий, а также стремление центрального банка страны ввести контроль над иностранными инвестициями в целях подавления инфляции путем уменьшения роста денежной массы в обращении. Предложения
НБ Польши сводятся к обязанности иностранных инвесторов, покупающих польские гособлигации и долговые обязательства корпораций, депонировать часть своих вложений на беспроцентные счета ЦБ. Такие обязательные депозиты должны уменьшить доходы зарубежных инвесторов от вложений в польские долговые обязательства и сделать их менее привлекательными, сократив приток иностранного капитала в Польшу. Но эти ограничения не касаются прямых иностранных инвестиций в акции, которыми открыто торгуют на бирже.
Ещё одной мерой, направленной на уменьшение инфляционного давления, стало решение Национального банка Польши начиная с 15 сентября 1997 года привлекать депозиты от широкой клиентуры под высокие процентные ставки. Тем самым центральный банк стимулирует коммерческие банки к повышению ставок по кредитам и сокращению выдачи потребительских кредитов. По мнению НБ Польши, лавина кредитов населению и чрезмерно высокий внутренний спрос сопровождаются резким ростом импорта. Рост импорта, в свою очередь, ведет к перекосам во внешнеторговом платежном балансе и в балансе по текущим операциям. Эта мера стала следствием многократных неудачных попыток НБ Польши переменить ход событий, повышая основные процентные ставки и нормы минимального резервирования, и вызвала сильную критику со стороны Польского банковского союза. Последний считает данную акцию проявлением недобросовестной конкуренции, противоречащей принципам свободного рынка и ставящей в трудную ситуацию, прежде всего, мелкие банки.
Как и в других странах Восточной Европы, в Польше отмечается резкий рост преступности в банковской системе страны, эффективность борьбы с которой остается низкой. За 1992—1995 годы банки уведомили ЦБ о 8500 случаях взяточничества, неосмотрительного кредитования, подделки документов, мошенничества и отмывания денег, из которых по 2200 делам следствие было прекращено, а по 400 — отказано в судебном разбирательстве. Главная причина роста преступности кроется в массовом общественном нгздании особенностей функционирования современной банковской системы. По оценкам аналитиков, основная угроза исходит от преступных группировок, занимающихся отмыванием денег: национальные и зарубежные группировки легализовали в Польше порядка 3 млрд долларов, полученных от наркобизнеса, торговли оружием, уклонения от налогов и другой незаконной деятельности. В связи с этим ЦБ высказывается за ужесточение не так давно принятого закона об отмывании денег, в частности,
предлагается создать независимую организацию по мониторингу крупных финансовых операций.
Таким образом, несмотря на рыночные преобразования, банковский сектор Польши развит слабо. Такая оценка дана рейтин-говым агентством Стендард энд Пурз. Основными проблемами остаются недостаточный уровень квалификации банковского персонала и технической оснащенности кредитных институтов, а также очень маленькие, по сравнению с банками развитых стран, размеры. Отсюда неизбежными становятся дальнейшие поглощения и слияния в банковском секторе. По оценкам Всемирного банка, относительно слабая конкуренция между банками привела к тому, что чистые процентные маржи в 8 раз превышают аналогичные маржи в странах ЕС, в то время как соотношение операционных затрат к активам у польских банков вдвое выше, чем в ЕС.
* * *
Несмотря на такую строгую оценку солидного рейтингового агентства, не стоит забывать, что Польша ещё в недавнем прошлом ориентировалась на строительство социализма (не будем вдаваться в методологические определения). По сравнению с аналогичными странами состояние и динамика развития польской банковской системы не так уж плохи. А оценка, данная рейтинго-вым агентством, справедлива лишь, если сравнивать польские банки с банками развитых капиталистических стран. В Польше заметно расширилось присутствие иностранных финансовых институтов, хотя они и проявляют вполне объяснимую осторожность.
Вызывает уважение последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации банков. Процесс приватизации осуществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. При стагнации этого процесса применялись различные консолидационные схемы. К сожалению, такой взвешенности не наблюдалось в России. Реструктуризация польских банков осуществлялась при участии международных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.
Развитию польских банков в период рыночных преобразований среди прочих способствовали следующие факторы:
• в Польше не был окончательно истреблен частнопредпринимательский дух у населения;
• еще до реформы разрешался мелкий частный бизнес;
• значительное количество этнических поляков проживает за пределами страны.
Национальный банк Польши сузил свои функции до входящих в исключительную компетенцию эмиссионного банка, сохранив при этом за собой функции банковского надзора. В целом его деятельность независима от правительства, что оправдано, особенно в условиях переходного периода, когда «политический маятник» поднимает к власти то левые, то правые силы. В этих условиях независимость ЦБ выступает демпфером между политикой и экономикой.
Удачное положение Польши на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, быстрое расширение иностранного присутствия в экономике страны резко повысило уровень преступности, прежде всего в экономической сфере. Власти страны, в том числе и ЦБ Польши, предпринимают меры по борьбе с преступностью в финансово-кредитной сфере, но они пока недостаточно действенны.
венгрия
Действующие в Венгрии банки можно разделить на четыре группы.
Первая — крупные универсальные банки с развитой филиальной сетью, обслуживающие широкую клиентуру (ОТР, Будапешт-банк, МНВ, К&Н, Постабанк). Банки этой группы отличаются высокими операционными расходами, составляющими по отношению к доходу около 70%.
Вторая — иностранные и местные банки, в основном предлагающие оптовые услуги и проводящие наступательную региональную стратегию. У них показатель отношения издержек к доходу находится в пределах 20—40%.
Третья — банки, предлагающие наиболее высококачественные услуги в каком-либо сегменте банковской сферы (МКВ, Цен-тральноевропейский международный банк (CIB), Уникбанк, Сити-банк, «Кредитанштальт», Ингбанк, Коммерцбанк).
Четвертая — мелкие учреждения, не занимающие на рынке какой-либо специфической ниши. У банков этой группы недостаточно капитала, опыта, и со временем их число, видимо, будет сокращаться.
Всего в Венгрии действуют около 40 банков, что, по мнению рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», слишком много для страны с населением 10,5 млн человек. Все они испытывают трудности с капитализацией, расширением набора услуг, созданием сети отделений и подбором квалифицированного персонала. С конца 80-х годов число банковских служащих увеличилось в 10 раз и к 1996 году достигло почти 200 тысяч. Однако наблюдается нехватка отделений банков и ограниченность предлагаемых продуктов и услуг.
До середины 90-х годов в банковской системе Венгрии доминировали госбанки. Поэтому кампания по их приватизации, развернувшаяся в 1994 году, стала главным событием последнего десятилетия XX века. Результатом приватизации госсектора, появления новых участников на банковском рынке, среди которых много крупных, хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно станет интенсивная консолидация банковского сектора Венгрии и повышение уровня банковского обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам приватизации банковского сектора Венгрия уже обогнала практически все государства Восточной и ряд стран Западной Европы.
До 1995 года Венгрия последовательно проводила рекапитали-зацию крупных банков. Предпринятые в 1992—1994 годах усилия по консолидации банковской системы страны сопровождались вливанием в нее 3,5 млрд долларов (ежегодно до 7% ВВП), но не дали весомых результатов. Вкупе с процентными платежами по госдолгу эти значительные расходы стали основной причиной крупных бюджетных дефицитов страны. Причина неэффективности бюджетных вливаний заключается в допущенных серьезных ошибках: не было разработано четкой стратегии развития банковского сектора, не менялось руководство банков, в особенности государственных, которое продолжало работать по старинке, отсутствовали должный надзор и регулирование банковской деятельности, которыми одновременно занимались сразу 4 разных государственных ведомства. В условиях быстрого ухудшения состояния экономики Венгрия была вынуждена взять курс на ускорение приватизации в целях обеспечения долгосрочной надежности банковской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20