Рефераты. Банки (курс лекций)

• В основе становления современной банковской системы Ки­тая лежит принцип подчинения её интересов общей задаче строи­тельства государственного капитализма, определяемого местны­ми идеологами как «социалистическая рыночная экономика».

• Вся деятельность Народного банка Китая подчинена четким экономическим критериям , задаваемым руководством страны. При этом главной задачей является обеспечение высоких темпов эко­номического роста и быстрое развитие промышленности и сельс­кого хозяйства. В пределах этих строгих рамок НБК обладает ши­рокими правами и полномочиями. Вместе с тем в наиболее важ­ных вопросах денежно-кредитной политики НБК жестко подчи­нен Госсовету Китая, что, в принципе, соответствует существую­щей в Китае жесткой административной системе управления эко­номическими процессами.

• Используемая в Китае система денежно-кредитного регули­рования характеризуется высокой степенью несовершенства: ис­пользуется директивное кредитное планирование с установлени­ем коммерческим банкам контрольных цифр по кредитованию, объему привлеченных средств и финансированию НБК. Использу­емые инструменты денежно-кредитной политики неэффективны, а традиционное в других странах денежное регулирование путем изменения процентных ставок не используется ввиду множествен­ности ставок рефинансирования в зависимости от направлений кредитования и из-за неразвитости денежного рынка.

• Задачи, стоящие перед НБК, и выполняемые им функции в целом характерны для центрального банка. Его внутренняя струк­тура находится в процессе реорганизации — в направлении ук­рупнения его территориальных учреждений. Целью этого процесса является централизация управления банковской системой путем ограничения влияния на неё местных органов власти.

• Второй уровень банковской системы Китая в целом является малоэффективным, его деятельность подвергается жесткому ад­министративному'регулированию, которое, однако, постепенно ослабляется. Быстрое развитие частного сектора экономики стра­ны, имеющего несравненно большую эффективность по сравне­нию с доминирующим пока государственным, приводит к тому, что прагматичное китайское руководство постепенно осуществля­ет переориентацию приоритетов с государственного на частный сектор. Альтернативы этому, видимо, нет, так как процесс стаг­нации экономики Китая приведет к неизбежному обострению последствий несовершенства принципов политического устрой­ства государственной власти и приведет к напряженности в фак­тически уже расслоившемся китайском обществе.

• Неэффективность финансовой системы Китая не является пока препятствием экономическому росту при приемлемых тем­пах инфляции. Вместе с тем огромная доля безнадежных и про­блемных кредитов госпредприятиям в кредитных портфелях ки­тайских банков при слабой системе банковского надзора является весомой потенциальной угрозой устойчивости финансовой систе­мы Китая и, следовательно, всей экономики страны.

• Удачность китайских реформ во многом, видимо, объясня­ется их осторожностью, последовательностью и продуманностью. Так, например, китайский Минфин не стал дожидаться систем­ного банковского кризиса из-за низкого качества активов и уско­рил темпы списания китайским госбанком безнадежной задол­женности. Эти меры сопровождаются внедрением современных стандартов классификации кредитного портфеля по риску невоз­врата и административным введением регламента принятия внут­ренних решений в банках по вопросам предоставления кредитов.

• Неразвитость финансового рынка и сохраняющиеся много­численные кредитные ограничения способствуют нехватке кре­дитных ресурсов в экономике и неэффективному использованию имеющихся средств. Нехватка денег, прежде всего в частном секторе экономики, имеет место при наличии множества потенциальных кредиторов, испытывающих избыточную ликвидность и ищущих

объекты кредитования, альтернативные установленному невыгод­ному размещению средств. Их взаимные потребности удовлетво­ряются посредством заключения незаконных сделок с небанковс­кими финансовыми организациями, с которыми активно борется НБК. Это неизбежные издержки административного регулирова­ния финансовой системы, допускающей элементы частного пред­принимательства.

• Борьба с криминальной деятельностью в финансовой сфере носит в Китае характер, далеко отличный от европейских стан­дартов. В Китае предусмотрена смертная казнь за экономические преступления.

• Неконкурентоспособный национальный банковский сектор в Китае длительное время был огражден от борьбы с иностран­ными банками за внутренний рынок. Роль иностранных банков фактически сводилась к работе с корпоративными клиентами по счетам в иностранной валюте, их инвалютному кредитованию и приобретению ценных бумаг. Впоследствии в связи с необходимо­стью постепенного открытия внутреннего рынка для иностранных банков, отдельным из них стали выдаваться соответствующие ли­цензии.

Итак, банковский сектор Китая находится в процессе посто­янного развития, но его организация и система управления пока отстают от уровня экономических отношений в конкретных сек­торах экономики. Поэтому он во многом является сдерживающим фактором перехода Китая к новому этапу экономического разви­тия. Вместе с тем следует признать, что его структура и система управления соответствовали особенностям китайского переходного периода, а сама банковская система успешно справилась с зада­чей обслуживания плавного перехода от «китайского социализма» к новому экономическому устройству страны.

. Монголия

В банковском секторе Монголии всё ещё сохраняются многие черты жёсткой цент­рализованной системы. Поэтому ему необ­ходимы серьёзные преобразования. Новое банковское законодательство 1990 года спо­собствует созданию инфраструктуры для

обеспечения роста банковского сектора, и он постепенно эволю­ционирует. Ведущие банки страны пытаются завоевать доверие на нестабильном рынке, где, несмотря на прекращение с 1 июля 1996 года Центробанком хождения иностранной валюты и запрет на совершение сделок в ней, продолжает доминировать амери­канский доллар, а не местный тугрик.

При наличии низких ставок по депозитам (на уровне 3%) и жёстких ограничений на их изъятие многие компании и частные лица стараются не прибегать к услугам банков и сразу конверти­руют тугрики в твёрдую валюту.

В банковской системе выделяются 5 ведущих банков с гене­ральной лицензией:

Банк торговли и развития. Создан в 1991 году. Полностью явля­ется государственным, специализируется на экспорте — импорте и управлении активами правительства. Является третьим по вели­чине среди местных банков.

Сельскохозяйственный банк. Учреждён в 1991 году. Доля госу­дарства составляет всего 3%. Банк занимается финансированием сельского хозяйства и смежных отраслей.

Банк нововведений, технологий и инвестиций. Образован в 1991 году. На 85% является собственностью государства. Банк обслужи­вает в основном промышленность и строительство.

Народный банк. Является на 75% государственным Сбербанком. Работает преимущественно с вкладами населения.

Страховой банк. Создан в 1990 году. Специализируется на стра­ховой деятельности.

Всего в Монголии действует 13 коммерческих банков. Из них 4 находится в частных руках полностью. Банков с совместным капи­талом не существует, но у Голомт-банка есть небольшая часть португальского капитала.

Первым полностью коммерческим банком Монголии был Цен-тральноазиатский банк. Он был создан в 1992 году и просущество­вал до июня 1996 года, когда у него была отозвана лицензия за невыплату процентов по депозитам. Причина неплатёжеспособно­сти банка кроется в плохом управлении активами и пассивами, невозврате кредитов и низком их качестве. После проверок, вы­явивших административные нарушения и коррупцию, Централь-ноазиатский банк попал под контроль ЦБ Монголии, который приостановил выдачу ему кредитов, отказал в открытии новых филиалов и наложил штрафы на руководящих лиц.

Крах потерпели всего 3 банка, в том числе Русско-Монгольс-

кий банк. Характерной чертой банковской практики в Монголии является то, что неплатёжеспособные банки не становятся банк­ротами, они, как правило, поглощаются более крупными банка­ми по указанию ЦБ. Хотя в Монголии пока нет иностранных бан­ков, но в связи с открытием в стране крупных месторождений золота и угля возрос интерес к ней банков Канады, Кувейта и других стран.

По мнению Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей банковской системы страны является ре­структуризация безнадёжных долгов. Кроме того, не менее важна приватизация (после неудачной приватизации госпредприятий финансовые учреждения, как и международные организации, за­няли выжидательную позицию). Если приватизация пойдёт по польскому образцу, западные банки охотно купят часть акций. Среди проблем банковского сектора называют относительную либеральность по сравнению с международными стандартами по­ложений, регулирующих деятельность монгольских коммерческих банков.

* * *

Таким образом, в Монголии функционирует слабая, в значи­тельной мере государственная банковская система, соответствую­щая общему низкому уровню экономического развития страны.

вьетнам

Банковский сектор Вьетнама находится в стадии становления. Первым шагом на пути к двухуровневой банковской системе стало создание новых государственных бан­ков — Промышленного и коммерческого банка Вьетнама и Сельскохозяйственного банка развития (Агрибанк). В ноябре 1990

года эти два банка, а также бывшие специализированные банки — Банк внешней торговли Вьетнама (Вьеткомбанк) и Банк инве­стиций и развития Вьетнама — получили статус самостоятельных

коммерческих банков. Одновременно на Государственный банк Вьетнама (ГБВ) было возложено исполнение классических функ­ций центрального банка, а именно: проведение денежной и ва­лютной политики, надзор за финансовой системой и эмиссия на­циональной валюты.

Центробанк Вьетнама имеет статус министерства и управляет банковской системой. Деятельностью ГБВ руководит Центральный банковский совет из 8 членов с участием представителей ряда министерств и ведомств. Вмешательство правительства в важней­шие вопросы денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что ГБВ не имеет реальной независимости и несёт ответственность за финансирование бюджетного дефицита.

На второй ступени банковской системы расположились ком­мерческие банки, инвестиционные банки и банки развития (контролируются государством), финансовые компании и кредит­ные кооперативы. Коммерческие банки подразделяются на гос­банки, банки со смешанным и иностранным капиталом, филиа­лы и представительства инобанков. Частные и государственные финансовые компании занимаются краткосрочным кредитовани­ем торговых операций. Банк инвестиций и развития Вьетнама при­влекает средне- и долгосрочные займы внутри страны и за рубе­жом и предоставляет долгосрочные кредиты промышлен­ности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.