• В основе становления современной банковской системы Китая лежит принцип подчинения её интересов общей задаче строительства государственного капитализма, определяемого местными идеологами как «социалистическая рыночная экономика».
• Вся деятельность Народного банка Китая подчинена четким экономическим критериям , задаваемым руководством страны. При этом главной задачей является обеспечение высоких темпов экономического роста и быстрое развитие промышленности и сельского хозяйства. В пределах этих строгих рамок НБК обладает широкими правами и полномочиями. Вместе с тем в наиболее важных вопросах денежно-кредитной политики НБК жестко подчинен Госсовету Китая, что, в принципе, соответствует существующей в Китае жесткой административной системе управления экономическими процессами.
• Используемая в Китае система денежно-кредитного регулирования характеризуется высокой степенью несовершенства: используется директивное кредитное планирование с установлением коммерческим банкам контрольных цифр по кредитованию, объему привлеченных средств и финансированию НБК. Используемые инструменты денежно-кредитной политики неэффективны, а традиционное в других странах денежное регулирование путем изменения процентных ставок не используется ввиду множественности ставок рефинансирования в зависимости от направлений кредитования и из-за неразвитости денежного рынка.
• Задачи, стоящие перед НБК, и выполняемые им функции в целом характерны для центрального банка. Его внутренняя структура находится в процессе реорганизации — в направлении укрупнения его территориальных учреждений. Целью этого процесса является централизация управления банковской системой путем ограничения влияния на неё местных органов власти.
• Второй уровень банковской системы Китая в целом является малоэффективным, его деятельность подвергается жесткому административному'регулированию, которое, однако, постепенно ослабляется. Быстрое развитие частного сектора экономики страны, имеющего несравненно большую эффективность по сравнению с доминирующим пока государственным, приводит к тому, что прагматичное китайское руководство постепенно осуществляет переориентацию приоритетов с государственного на частный сектор. Альтернативы этому, видимо, нет, так как процесс стагнации экономики Китая приведет к неизбежному обострению последствий несовершенства принципов политического устройства государственной власти и приведет к напряженности в фактически уже расслоившемся китайском обществе.
• Неэффективность финансовой системы Китая не является пока препятствием экономическому росту при приемлемых темпах инфляции. Вместе с тем огромная доля безнадежных и проблемных кредитов госпредприятиям в кредитных портфелях китайских банков при слабой системе банковского надзора является весомой потенциальной угрозой устойчивости финансовой системы Китая и, следовательно, всей экономики страны.
• Удачность китайских реформ во многом, видимо, объясняется их осторожностью, последовательностью и продуманностью. Так, например, китайский Минфин не стал дожидаться системного банковского кризиса из-за низкого качества активов и ускорил темпы списания китайским госбанком безнадежной задолженности. Эти меры сопровождаются внедрением современных стандартов классификации кредитного портфеля по риску невозврата и административным введением регламента принятия внутренних решений в банках по вопросам предоставления кредитов.
• Неразвитость финансового рынка и сохраняющиеся многочисленные кредитные ограничения способствуют нехватке кредитных ресурсов в экономике и неэффективному использованию имеющихся средств. Нехватка денег, прежде всего в частном секторе экономики, имеет место при наличии множества потенциальных кредиторов, испытывающих избыточную ликвидность и ищущих
объекты кредитования, альтернативные установленному невыгодному размещению средств. Их взаимные потребности удовлетворяются посредством заключения незаконных сделок с небанковскими финансовыми организациями, с которыми активно борется НБК. Это неизбежные издержки административного регулирования финансовой системы, допускающей элементы частного предпринимательства.
• Борьба с криминальной деятельностью в финансовой сфере носит в Китае характер, далеко отличный от европейских стандартов. В Китае предусмотрена смертная казнь за экономические преступления.
• Неконкурентоспособный национальный банковский сектор в Китае длительное время был огражден от борьбы с иностранными банками за внутренний рынок. Роль иностранных банков фактически сводилась к работе с корпоративными клиентами по счетам в иностранной валюте, их инвалютному кредитованию и приобретению ценных бумаг. Впоследствии в связи с необходимостью постепенного открытия внутреннего рынка для иностранных банков, отдельным из них стали выдаваться соответствующие лицензии.
Итак, банковский сектор Китая находится в процессе постоянного развития, но его организация и система управления пока отстают от уровня экономических отношений в конкретных секторах экономики. Поэтому он во многом является сдерживающим фактором перехода Китая к новому этапу экономического развития. Вместе с тем следует признать, что его структура и система управления соответствовали особенностям китайского переходного периода, а сама банковская система успешно справилась с задачей обслуживания плавного перехода от «китайского социализма» к новому экономическому устройству страны.
. Монголия
В банковском секторе Монголии всё ещё сохраняются многие черты жёсткой централизованной системы. Поэтому ему необходимы серьёзные преобразования. Новое банковское законодательство 1990 года способствует созданию инфраструктуры для
обеспечения роста банковского сектора, и он постепенно эволюционирует. Ведущие банки страны пытаются завоевать доверие на нестабильном рынке, где, несмотря на прекращение с 1 июля 1996 года Центробанком хождения иностранной валюты и запрет на совершение сделок в ней, продолжает доминировать американский доллар, а не местный тугрик.
При наличии низких ставок по депозитам (на уровне 3%) и жёстких ограничений на их изъятие многие компании и частные лица стараются не прибегать к услугам банков и сразу конвертируют тугрики в твёрдую валюту.
В банковской системе выделяются 5 ведущих банков с генеральной лицензией:
Банк торговли и развития. Создан в 1991 году. Полностью является государственным, специализируется на экспорте — импорте и управлении активами правительства. Является третьим по величине среди местных банков.
Сельскохозяйственный банк. Учреждён в 1991 году. Доля государства составляет всего 3%. Банк занимается финансированием сельского хозяйства и смежных отраслей.
Банк нововведений, технологий и инвестиций. Образован в 1991 году. На 85% является собственностью государства. Банк обслуживает в основном промышленность и строительство.
Народный банк. Является на 75% государственным Сбербанком. Работает преимущественно с вкладами населения.
Страховой банк. Создан в 1990 году. Специализируется на страховой деятельности.
Всего в Монголии действует 13 коммерческих банков. Из них 4 находится в частных руках полностью. Банков с совместным капиталом не существует, но у Голомт-банка есть небольшая часть португальского капитала.
Первым полностью коммерческим банком Монголии был Цен-тральноазиатский банк. Он был создан в 1992 году и просуществовал до июня 1996 года, когда у него была отозвана лицензия за невыплату процентов по депозитам. Причина неплатёжеспособности банка кроется в плохом управлении активами и пассивами, невозврате кредитов и низком их качестве. После проверок, выявивших административные нарушения и коррупцию, Централь-ноазиатский банк попал под контроль ЦБ Монголии, который приостановил выдачу ему кредитов, отказал в открытии новых филиалов и наложил штрафы на руководящих лиц.
Крах потерпели всего 3 банка, в том числе Русско-Монгольс-
кий банк. Характерной чертой банковской практики в Монголии является то, что неплатёжеспособные банки не становятся банкротами, они, как правило, поглощаются более крупными банками по указанию ЦБ. Хотя в Монголии пока нет иностранных банков, но в связи с открытием в стране крупных месторождений золота и угля возрос интерес к ней банков Канады, Кувейта и других стран.
По мнению Всемирного банка и Азиатского банка развития, первоочередной задачей банковской системы страны является реструктуризация безнадёжных долгов. Кроме того, не менее важна приватизация (после неудачной приватизации госпредприятий финансовые учреждения, как и международные организации, заняли выжидательную позицию). Если приватизация пойдёт по польскому образцу, западные банки охотно купят часть акций. Среди проблем банковского сектора называют относительную либеральность по сравнению с международными стандартами положений, регулирующих деятельность монгольских коммерческих банков.
* * *
Таким образом, в Монголии функционирует слабая, в значительной мере государственная банковская система, соответствующая общему низкому уровню экономического развития страны.
вьетнам
Банковский сектор Вьетнама находится в стадии становления. Первым шагом на пути к двухуровневой банковской системе стало создание новых государственных банков — Промышленного и коммерческого банка Вьетнама и Сельскохозяйственного банка развития (Агрибанк). В ноябре 1990
года эти два банка, а также бывшие специализированные банки — Банк внешней торговли Вьетнама (Вьеткомбанк) и Банк инвестиций и развития Вьетнама — получили статус самостоятельных
коммерческих банков. Одновременно на Государственный банк Вьетнама (ГБВ) было возложено исполнение классических функций центрального банка, а именно: проведение денежной и валютной политики, надзор за финансовой системой и эмиссия национальной валюты.
Центробанк Вьетнама имеет статус министерства и управляет банковской системой. Деятельностью ГБВ руководит Центральный банковский совет из 8 членов с участием представителей ряда министерств и ведомств. Вмешательство правительства в важнейшие вопросы денежно-кредитной политики свидетельствует о том, что ГБВ не имеет реальной независимости и несёт ответственность за финансирование бюджетного дефицита.
На второй ступени банковской системы расположились коммерческие банки, инвестиционные банки и банки развития (контролируются государством), финансовые компании и кредитные кооперативы. Коммерческие банки подразделяются на госбанки, банки со смешанным и иностранным капиталом, филиалы и представительства инобанков. Частные и государственные финансовые компании занимаются краткосрочным кредитованием торговых операций. Банк инвестиций и развития Вьетнама привлекает средне- и долгосрочные займы внутри страны и за рубежом и предоставляет долгосрочные кредиты промышленности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20