Для учреждения коммерческого банка требуется наличие минимального капитала в размере 1 млрд юаней, а для создания городского и сельского кооперативного банка — соответственно 100 млн и 50 млн юаней. Нарушение закона и нормативных актов кредитными учреждениями наказывается штрафом в сумме от 10000 до 50000 юаней, а в особо серьезных случаях НБК может закрыть допустившее нарушения учреждение и отозвать выданную ему лицензию.
Действующие в Китае банки можно разделить на 3 группы:
• первая — специализированные государственные коммерчес
кие банки, выделившиеся из системы НБК. Это Промыш-ленно-коммерческий банк Китая, Банк народного строительства, Сельскохозяйственный банк Китая и Банк Китая;
• вторая группа — местные частные коммерческие банки;
• третья группа — иностранные банки.
Специализированные банки занимают доминирующее положение в банковской системе Китая. На них приходится 72% всех банковских активов. Каждый из них имеет собственную нишу:
• Промышленно-коммерческий банк, обладающий самой большой сетью отделений, работает как универсальный банк, обслуживает городских вкладчиков, обеспечивает платежный оборот в городах, кредитует преимущественно госпредприятия в промышленности и торговле. Основной источник ресурсов — вклады физических и юридических лиц.
• Банк народного строительства занимается инвестиционной деятельностью, предоставляя долговременные кредиты на цели экономического развития. Это направление стало центральным в деятельности банка с тех пор, как прямое бюджетное финансирование было заменено в Китае долгосрочным кредитованием.
• Сельскохозяйственный банк обслуживает сельские районы, но в последнее время стал распространять свою деятельность и на городские территории.
• Банк Китая занимается финансированием внешней торговли и операциями на международных финансовых рынках. Его активы оцениваются в 240 млрд долларов, и по их объему он входит в десятку крупнейших банков мира.
Несмотря на то, что эти банки являются специализированными, они идут по пути универсализации, вторгаясь в сферы деятельности друг друга. Одним из основных источников капитала для коммерческих госбанков служат выпускаемые за границей казначейские векселя.
Управление банковской системой в значительной степени носит директивный характер. Так, например, в 1995 году циркуляром НБК специализированным госбанкам было запрещено совершать трастовые и инвестиционные операции, а также поддерживать связи с взаимными и инвестиционными фондами, заниматься торговлей ценными бумагами. Вместе с тем им было разрешено выпускать собственные облигации и проводить подписку на государственные.
Государственными спецбанками осуществляется интенсивная
программа компьютеризации. Банк Китая, например, тратит на модернизацию информационных технологий порядка 200 млн долларов в год, а Народный строительный банк (НСБ) израсходовал на эти цели 1,8 млрд юаней.
Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед спецбанками, является усиление контроля за деятельностью отделений, которые находятся под влиянием местных органов власти и не желают расставаться с избыточной ликвидностью.
Особого внимания заслуживает ситуация в вопросах кредитования. Государственные органы страны оказывали прямое вмешательство в оперативную деятельность банков с целью кредитования госпредприятий и приоритетных, с точки зрения правительства, проектов. По существу правительство прибегало к этому виду финансирования для предотвращения краха убыточных предприятий. Вмешательство осуществлялось путем распределения кредитных квот среди банков.
Кредитные квоты были введены более 40 лет назад в качестве инструмента контроля центрального правительства за кредитованием госпредприятий. В 1997 году квота была установлена в размере 800 млрд юаней (97 млрд долл.). Выделенная госбанкам квота традиционно использовалась ими на поддержку госпредприятий, в то время как кооперативные и частные предприятия, а также фирмы с участием иностранного капитала испытывали трудности с получением коммерческих и инвестиционных кредитов. Результатом такого волюнтаристского подхода стал огромный процент сомнительной задолженности: по данным НБК 20—25% кредитов четырех государственных банков, контролирующих 80% рынка, являются проблемными по западным стандартам, 5—6% подлежат списанию.
Таким образом, государственные спецбанки находятся в плачевном состоянии и технически являются неплатежеспособными. В целом, по оценкам банковских аналитиков, от 25 до 40% кредитов, выданных всеми китайскими банками, относится к разряду недействующих. По данным рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», эта величина составляет около 25%, или 200 млрд долларов. При этом около трёх четвертей из них вряд ли когда будут погашены.
Для списания безнадежных долгов и постепенного достижения этими банками 8%-ного уровня достаточности собственного капитала Китай намерен эмитировать специальные облигации на 270 млрд юаней (32,6 млрд долларов). В случае удачной рекапита-
лизации банки смогут получить лицензию на расширение операций за рубежом. Относительно небольшой внутренний облигационный долг — порядка 490 млрд юаней, или всего 7% ВВП, — может обеспечить успех специального выпуска облигаций, которые будут, видимо, покупаться мелкими банками, небанковскими финансовыми учреждениями и госпредприятиями.
В связи с необходимостью санации балансов госбанков в 1997 году Минфин разрешил банкам списывать ежегодно безнадежные долги в размере 3% от совокупных активов, вместо ранее предусмотренного 1%. В 1997 году было списано кредитов на 30 млрд юаней. В 1998 году списанию подлежали кредиты на 50 млрд юаней (6,04 млрд долл.), в следующие два года — на 60—70 млрд (около 8 млрд долл.). В рамках реформы финансового рынка вводится классификация проблемных кредитов согласно международным стандартам.
Однако наиболее важным для китайской банковской системы является решение отменить антирыночные кредитные квоты для государственных коммерческих банков, что должно стимулировать развитие частных коммерческих банков, облегчить доступ к кредитам со стороны частных компаний. По мнению аналитиков, отказ от квот может в скором времени привести к сокращению общих объемов кредитования госпредприятий. Китайские госбанки, обремененные безнадежными долгами, в последнее время уже и сами неохотно предоставляли кредиты госпредприятиям, многие из которых с трудом входят в рыночную экономику. Доля госбанков в общем объеме новых кредитов постоянно снижается по мере роста числа новых банков и других финансовых учреждений.
Кроме внутренней конкуренции в группе специализированных банков, ее угроза идет и от частных коммерческих банков. Так, например. Шанхайский Банк связи, первый из таковых, образованный ещё в 1987 году и открывший с тех пор филиалы в Нью-Йорке, Лондоне и Токио, нарушил монополию Банка Китая в области международных финансовых операций.
Ещё в январе 1995 года ЦБ разрешил Банку связи самостоятельно определять объемы кредитования исходя из размеров привлеченных депозитов, а не на основе спущенных сверху квот, что существенно повысило эффективность его деятельности по сравнению с госбанками. В 1994 году банк объявил об увеличении на 44% активов, стоимость которых достигла 25,2 млрд долл., вклады в национальной валюте возросли на 45%, а займы — на 30%. Ин-
тенсивное обучение кадров и контакты с зарубежными банками позволили банку расширить спектр оказываемых услуг и улучшить качество управления.
Располагая 3% банковских активов страны, Банк связи обеспечил среднюю доходность своих активов в 1993 году на уровне 2,37% по сравнению с 0,52% в целом по отрасли. Банк связи в наименьшей степени нуждается в государственной поддержке и имеет меньше всех претензий к центру. Государство владеет лишь 21% его акций, остальное принадлежит местному правительству и госпредприятиям. Банк связи лидирует среди коммерческих банков, в том числе и с участием государства в капитале. Но с каждым днем стремительно расширяется деятельность новых и менее крупных коммерческих банков. Планируется объединить несколько городских кредитных кооперативов в банки с полным набором услуг.
На негосударственный сектор Китая приходится 20% ВВП, однако до ноября 1995 года он не имел своего банка и игнорировался государственными банками. Первым частным банком стал Миншенг, открытый в ноябре 1995 года с уставным капиталом 3 млрд юаней (около 360 млн долларов США). Его учредителями стали 50 фирм, большинство из которых являются членами китайской Промышленной и коммерческой ассоциации негосударственных компаний. Ранее эти компании были вынуждены занимать средства частным путем под 30% годовых на черном рынке.
Традиционное для Китая администрирование распространяется и на регламентацию внутренних механизмов принятия решений в банках. С целью создания банковской системы по западному образцу в Китае еще в июле 1995 года были введены стандартизированные правила кредитования, которые, по мнению их разработчиков, должны обеспечить защиту банков в условиях роста банкротств и помочь банкам стать настоящими коммерческими учреждениями, а не просто органами кредитования государства. Согласно этим правилам банки должны проводить предварительное изучение фирмы на предмет её кредитоспособности. Окончательное решение принимается другим подразделением банка, а не отделом, проводившим исследование. Банк и заёмщик подписывают соглашение с указанием суммы, сроков, процентных ставок и целевого назначения. Банковские ссуды нельзя использовать для инвестирования в ценные бумаги или спекулятивных операций с акциями, фьючерсами или недвижимостью. Если заёмщик
вовремя не погашает ссуду, он обязан будет выплатить дополнительный процент. Правила также запрещают любым государственным ведомствам и фирмам предоставлять ссуды, а также предусматривают защиту интересов банков в случае банкротств фирм. Последние должны заранее информировать об этом банки, задействовать их в процесс ликвидации и обеспечить им компенсацию в виде залога или других гарантированных возмещений.
Кроме банковских организаций в Китае, как и во многих других странах, широкое распространение получили небанковские финансовые компании, которые помимо разрешенных им биржевых, инвестиционных и фидуциарных операций, операций с недвижимостью, вторгаются и в сугубо банковскую сферу — прием вкладов и предоставление кредитов.
Причиной нарушения финансовыми институтами законодательно установленных границ своей деятельности является нехватка кредитных средств в экономике. Избыточный спрос на заемные средства отвечает интересам потенциальных кредиторов, ищущих возможности для вложения средств в условиях небольших или даже отрицательных официальных депозитных ставок. Небанковские финансовые компании предлагают свои услуги обеим сторонам. Результатом тысяч непрофессиональных, во многих случаях мошеннических, сделок на этом «сером» рынке являются миллионные убытки и растущая взаимозадолженность различных финансовых компаний. Даже обращение пострадавших в суд часто не позволяет им получить обратно свои вклады или кредиты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20