Рефераты. Банки (курс лекций)

Эстонские банки активно переносят свою деятельность на Лат­вию и Литву и восстанавливают связи с Россией. Это обусловлено тем, что национальный рынок невелик. Так, Ханзабанк открыл филиалы в Санкт-Петербурге и Риге, приобрел 9-й по величине банк Латвии Дойче Леттинге Банк, именуемый теперь Ханзабанк — Латвия. Дочерняя инвестиционная компания Ханзабанка «Хан-за Инвестнент Менеджмент» планирует учредить в Финляндии пер­вый европейский инвестиционный фонд, который будет разме­щать привлеченные средства исключительно в странах Балтии. «Ханза Инвестнент Менеджмент» выступает в качестве главного консультанта Сосьете Женераль Балтик Республике Фонд, зак­рытого инвестиционного трастового фонда, учрежденного в 1994 году в оффшорной зоне острова Гернси. И появление такой ком­пании в Эстонии не является случайным, так как в ней очень быстрыми темпами развивается и отечественная инвестиционная отрасль. С 1995 года в Эстонии было основано 23 инвестиционных фонда, управлявших к концу 1997 года активами в 1,4 млрд крон (175 млн немецких марок). Их деятельность регулируется вступив­

шим в апреле 1997 года новым законом об инвестиционных фон­дах, отвечающим нормативам ЕС.

Эстонская финансовая система интегрирует в мировой финан­совый рынок и благодаря доступу эстонских банков к средне- и долгосрочным займам международных финансовых учреждений. В результате доля среднесрочных кредитов в их портфелях постоян­но растет. Кроме положительных моментов, прямой доступ на меж­дународные рынки капитала, по мнению ряда экспертов, может привести к"повышению количества кредитов, выдаваемых риско­ванным секторам экономики, в частности, — компаниям, осуще­ствляющим операции с недвижимостью. Незначительный объем безнадежных кредитов (около 2 % совокупного кредитного порт­феля) свидетельствует скорее о благоприятном экономическом климате, нем о качестве кредитов. Банк Эстонии, осознавая воз­можную опасность в случае ухудшения общеэкономической ситу­ации в стране, потребовал от коммерческих банков повысить ко­эффициент достаточности собственного капитала с 8 до 10% и одновременно увеличить резервы на покрытие безнадежных долгов.

Серьезной проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение меж­ду ЦБ РФ и Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.

* * *

Таким образом, банковская система Эстонии является наибо­лее благополучной среди банковских систем бывших прибалтий­ских республик СССР. Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили консолидацию банков­ского сектора, защитив его на переходном этапе от иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков, расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.

латвия

В Латвии в 1989—1992 го­дах появилось 67 финансово-кредитных учреждений, мно­гие из которых не располага­ли ни достаточным собствен­ным капиталом, ни квалифи­цированными специалистами. К 1995 году количество бан­ков сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У боль­шинства из прекративших свое существование банков были ото­званы лицензии, ряд из них объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11. Приведенная ди­намика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для бан­ковского сектора тяжелым периодом.

Наиболее громким и болезненным стало банкротство круп­нейшего латвийского банка Балтия (с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 % вкладов на­селения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Бал­тия привлекал депозиты под проценты значительно выше рыноч­ных, а также предоставил в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные российские гособ­лигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило од­ной из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступле­ния в бюджет Латвии за год.

Всего к началу 1996 году свою деятельность прекратили бан­ки, на долю которых приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что позволяет дать оценку этому про­цессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса простирались от рис­кового финансирования торговых операций и неудачных спекуля­ций с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика латвийского центрального банка, рас­сматривавшего конкуренцию как наиболее эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе­

ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и не­хваткой квалифицированных управленческих кадров.

Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при реше­нии вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуаль­ным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридичес­кие лица и акционеры банка компенсации не получили.

Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы бан­ковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либе­ральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным акти­вам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установлен­ной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в креди­товании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер ком­пенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Много­кратно повышен минимальный размер собственного капитала бан­ков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).

Процесс совершенствования регулирования банковской сис­темы сопровождался ее концентрацией. Крупнейшим банком стра­ны является Парекс Банк с активами, по данным на 1997 год, в размере 173 млн лат, за ним следует Латвияс Унибанк (158 млн лат) и Ригас Коммерцбанк (106 млн лат).

Несмотря на пережитое потрясение, банковская система Лат­вии имеет позитивную тенденцию развития: только в 1996 году активы латвийских банков выросли на 36 %, их акционерный ка­питал — на 42 %, общий объем предоставленных кредитов — на 16 %, привлеченных вкладов — на 31 %.

Достаточно высокий уровень оказания финансовых услуг в стра­не еще больше возрастет благодаря подключению все большего числа банков к системе СВИФТ и другим электронным платеж­ным системам. Наряду с этим в Латвии действуют либеральные банковские законы: латыши и иностранцы могут иметь счета в любой валюте, отсутствуют ограничения по операциям с валю-

той, имеется возможность открытия закодированных счетов, мо­гут осуществляться услуги, свойственные банкам оффшорных зон. Всё это создаёт условия для привлечения внимания к Латвии ино­странных бизнесменов. В Риге уже действуют филиал французско­го Сосьете Женераль и представительство германского Дрезднер Банка. Выгодное географическое положение, наличие трех пор­тов, хорошей коммуникационной сети и многочисленное русско­язычное население обуславливает значительный приток свобод­ных средств из республик бывшего СССР.

По данным Латвийской ассоциации коммерческих банков, 24% совокупного капитала банковского сектора в размере 2,2 млрд долларов принадлежит иностранцам, по большей части с Востока. По другим источникам, этот показатель колеблется от 40 до 50 %. Десятки миллионов долларов ежемесячно проходят через латвий­ские банки по пути на Запад. Оборотной стороной высокодоход­ного бизнеса стали контрабанда и отмывание грязных денег, так как законов по борьбе с последним пока не существует. Однако рано или поздно Латвии придется ужесточить банковское законо­дательство, если она хочет войти в Европейский союз.

Итак, банковская система в Латвии пережила кризис позже, чем в Эстонии, он был намного более жестоким и длительным. Его причинами стали: слабые банковское законодательство и над­зор, рискованные кредитные вложения латвийских банков, от­сутствие эффективной системы защиты национальной валюты от спекуляций и многое другое. Введение после кризиса жесткой си­стемы банковского регулирования быстро дало положительные ре­зультаты. Этому способствовало: выгодное экономическое поло­жение страны, развитая инфраструктура для торговли, либераль­ное банковское законодательство в отношении широких прав кли-. ентов банков и высокий уровень банковской тайны.

литва

К 1995 году в Литве после ряда банкротств функциони­ровало лишь 19 банков (при­близительно 1 банк на 200 тыс. населения). К середине 1997 года в стране осталось лишь 11 действующих банков. По­

скольку литовские банки слишком долго работали в условиях, не отвечавших международным стандартам, государству пришлось пре­доставлять гарантии под активы четырех из семи крупнейших бан­ков с тем, чтобы предотвратить их крах с непредсказуемыми для всей экономики последствиями. Около 20 % всех банковских акти­вов Литвы приходится на просроченные кредиты, поэтому даже для избежавших банкротства литовских банков западными банка­ми было приостано"влено большинство кредитных линий.

Место временно ушедших с прибалтийских рынков частных банков западных стран пока заняли их правительства и междуна­родные финансовые организации, понимающие, что без их по­мощи Литве, как и другим странам Балтии, не удастся построить современную банковскую систему и наладить тесные экономичес­кие связи с Западом. Германия принимает участие в создании и финансировании Литовского банка развития, который будет пре­доставлять местным компаниям производственные кредиты сро­ком на 5—7 лет.

Усиление влияния международных финансовых организаций благоприятно сказалось на банковском секторе Литвы. В частно­сти, под давлением МВФ и Всемирного банка санация банковс­кого сектора стала приоритетной задачей правительства и парла­мента страны. Наметилась тенденция роста независимости Наци­онального банка Литвы и реализации его планов по ужесточению банковского надзора. Также в стране идет реформа в области ва­лютной политики: к ЦБ переходят функции валютного управле­ния, обсуждается вопрос об отмене привязки лита к доллару США и его переориентации на корзину валют или на евро.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.