Эстонские банки активно переносят свою деятельность на Латвию и Литву и восстанавливают связи с Россией. Это обусловлено тем, что национальный рынок невелик. Так, Ханзабанк открыл филиалы в Санкт-Петербурге и Риге, приобрел 9-й по величине банк Латвии Дойче Леттинге Банк, именуемый теперь Ханзабанк — Латвия. Дочерняя инвестиционная компания Ханзабанка «Хан-за Инвестнент Менеджмент» планирует учредить в Финляндии первый европейский инвестиционный фонд, который будет размещать привлеченные средства исключительно в странах Балтии. «Ханза Инвестнент Менеджмент» выступает в качестве главного консультанта Сосьете Женераль Балтик Республике Фонд, закрытого инвестиционного трастового фонда, учрежденного в 1994 году в оффшорной зоне острова Гернси. И появление такой компании в Эстонии не является случайным, так как в ней очень быстрыми темпами развивается и отечественная инвестиционная отрасль. С 1995 года в Эстонии было основано 23 инвестиционных фонда, управлявших к концу 1997 года активами в 1,4 млрд крон (175 млн немецких марок). Их деятельность регулируется вступив
шим в апреле 1997 года новым законом об инвестиционных фондах, отвечающим нормативам ЕС.
Эстонская финансовая система интегрирует в мировой финансовый рынок и благодаря доступу эстонских банков к средне- и долгосрочным займам международных финансовых учреждений. В результате доля среднесрочных кредитов в их портфелях постоянно растет. Кроме положительных моментов, прямой доступ на международные рынки капитала, по мнению ряда экспертов, может привести к"повышению количества кредитов, выдаваемых рискованным секторам экономики, в частности, — компаниям, осуществляющим операции с недвижимостью. Незначительный объем безнадежных кредитов (около 2 % совокупного кредитного портфеля) свидетельствует скорее о благоприятном экономическом климате, нем о качестве кредитов. Банк Эстонии, осознавая возможную опасность в случае ухудшения общеэкономической ситуации в стране, потребовал от коммерческих банков повысить коэффициент достаточности собственного капитала с 8 до 10% и одновременно увеличить резервы на покрытие безнадежных долгов.
Серьезной проблемой в развитии отношений между Россией и Эстонией стала продажа Банком Эстонии предположительно в Чечню 1,46 млрд рублей, собранных в ходе денежной реформы 1992 года. Этими действиями Эстония нарушила соглашение между ЦБ РФ и Банком Эстонии. Российская сторона в лице МИД РФ требовала компенсировать нанесенный ущерб в валюте по курсу на момент денежной реформы, однако это требование не было удовлетворено, так как Государственный суд Эстонии не нашел состава преступления в действиях лиц, совершивших данную сделку.
* * *
Таким образом, банковская система Эстонии является наиболее благополучной среди банковских систем бывших прибалтийских республик СССР. Быстро преодолев последствия серьезного кризиса начала 90-х годов, власти Эстонии создали эффективную систему банковского надзора, обеспечили консолидацию банковского сектора, защитив его на переходном этапе от иностранных конкурентов. Кроме того, быстрому развитию эстонских банков, расширению их присутствия в соседних странах в значительной мере способствовала благоприятная общеэкономическая ситуация в стране.
латвия
В Латвии в 1989—1992 годах появилось 67 финансово-кредитных учреждений, многие из которых не располагали ни достаточным собственным капиталом, ни квалифицированными специалистами. К 1995 году количество банков сократилось до 45, а к сентябрю 1996 года — до 35. У большинства из прекративших свое существование банков были отозваны лицензии, ряд из них объявлен неплатежеспособными. В 1995 году из 45 банков лишь 16 имели лицензии на прием депозитов, к 1996 году число таких банков сократилось до 11. Приведенная динамика свидетельствует о том, что 1993—1996 годы стали для банковского сектора тяжелым периодом.
Наиболее громким и болезненным стало банкротство крупнейшего латвийского банка Балтия (с ежегодным оборотом в 5 млн долларов), в котором были сосредоточены 40 % вкладов населения и каждый пятый житель Латвии имел вклады. Банк Балтия привлекал депозиты под проценты значительно выше рыночных, а также предоставил в свое время российскому банку Инте-рэк 150 млн руб. в обмен на низкопроцентные российские гособлигации со сроком погашения в 2008 году, что и послужило одной из главных причин банкротства. Примечательно, что самих облигаций никто не видел, так как по соглашению они должны были храниться до погашения в российском банке. Серьезность последствий банкротства банка Балтия подтверждает тот факт, что совокупные убытки банка превосходили налоговые поступления в бюджет Латвии за год.
Всего к началу 1996 году свою деятельность прекратили банки, на долю которых приходилось 40 % всех банковских активов и 41 % банковских вкладов, что позволяет дать оценку этому процессу — «тяжелый кризис». Причины кризиса простирались от рискового финансирования торговых операций и неудачных спекуляций с национальной валютой до противозаконных действий. Не оправдала себя политика латвийского центрального банка, рассматривавшего конкуренцию как наиболее эффективное средство надзора за коммерческими банками. Слабый надзор усугублялся несовершенством систем банковской отчетности и налогообложе
ния, отсутствием необходимой правовой базы, коррупцией и нехваткой квалифицированных управленческих кадров.
Правительство Латвии не смогло остаться в стороне при решении вопроса о возмещении ущерба от банкротства банков. Взяв на себя руководство банком Балтия, оно выплачивало индивидуальным вкладчикам компенсацию в размере до 200 латов, юридические лица и акционеры банка компенсации не получили.
Реакцией властей Латвии для предупреждения в дальнейшем подобных кризисов явилось введение новой жесткой системы банковского регулирования. Ее, действительно, нельзя назвать либеральной. Латвийские банки должны резервировать в Банке Латвии средства, эквивалентные 8 % среднего объема их депозитов, иметь уставный капитал по меньшей мере в 2 млн лат (3,9 млн долл.), сохранять отношение акционерного капитала к совокупным активам на уровне 10% — на 2 процентных пункта выше установленной Базельским комитетом цифры и избегать дисбаланса в кредитовании и владении акциями. Банк Латвии проводит регулярные инспекционные проверки банков, а также обязал их проходить аудиторские проверки признанными независимыми компаниями. Кроме того, банкам запрещено предоставление кредитов инсай-дерам на общую сумму свыше 15 % от собственного капитала и кредитов на особых условиях. Размер открытых валютных позиций ограничен 40 % от собственного капитала. Установлен размер компенсации частным вкладчикам в пределах до 500 латов. Многократно повышен минимальный размер собственного капитала банков до 3 млн латов (5,6 млн долларов).
Процесс совершенствования регулирования банковской системы сопровождался ее концентрацией. Крупнейшим банком страны является Парекс Банк с активами, по данным на 1997 год, в размере 173 млн лат, за ним следует Латвияс Унибанк (158 млн лат) и Ригас Коммерцбанк (106 млн лат).
Несмотря на пережитое потрясение, банковская система Латвии имеет позитивную тенденцию развития: только в 1996 году активы латвийских банков выросли на 36 %, их акционерный капитал — на 42 %, общий объем предоставленных кредитов — на 16 %, привлеченных вкладов — на 31 %.
Достаточно высокий уровень оказания финансовых услуг в стране еще больше возрастет благодаря подключению все большего числа банков к системе СВИФТ и другим электронным платежным системам. Наряду с этим в Латвии действуют либеральные банковские законы: латыши и иностранцы могут иметь счета в любой валюте, отсутствуют ограничения по операциям с валю-
той, имеется возможность открытия закодированных счетов, могут осуществляться услуги, свойственные банкам оффшорных зон. Всё это создаёт условия для привлечения внимания к Латвии иностранных бизнесменов. В Риге уже действуют филиал французского Сосьете Женераль и представительство германского Дрезднер Банка. Выгодное географическое положение, наличие трех портов, хорошей коммуникационной сети и многочисленное русскоязычное население обуславливает значительный приток свободных средств из республик бывшего СССР.
По данным Латвийской ассоциации коммерческих банков, 24% совокупного капитала банковского сектора в размере 2,2 млрд долларов принадлежит иностранцам, по большей части с Востока. По другим источникам, этот показатель колеблется от 40 до 50 %. Десятки миллионов долларов ежемесячно проходят через латвийские банки по пути на Запад. Оборотной стороной высокодоходного бизнеса стали контрабанда и отмывание грязных денег, так как законов по борьбе с последним пока не существует. Однако рано или поздно Латвии придется ужесточить банковское законодательство, если она хочет войти в Европейский союз.
Итак, банковская система в Латвии пережила кризис позже, чем в Эстонии, он был намного более жестоким и длительным. Его причинами стали: слабые банковское законодательство и надзор, рискованные кредитные вложения латвийских банков, отсутствие эффективной системы защиты национальной валюты от спекуляций и многое другое. Введение после кризиса жесткой системы банковского регулирования быстро дало положительные результаты. Этому способствовало: выгодное экономическое положение страны, развитая инфраструктура для торговли, либеральное банковское законодательство в отношении широких прав кли-. ентов банков и высокий уровень банковской тайны.
литва
К 1995 году в Литве после ряда банкротств функционировало лишь 19 банков (приблизительно 1 банк на 200 тыс. населения). К середине 1997 года в стране осталось лишь 11 действующих банков. По
скольку литовские банки слишком долго работали в условиях, не отвечавших международным стандартам, государству пришлось предоставлять гарантии под активы четырех из семи крупнейших банков с тем, чтобы предотвратить их крах с непредсказуемыми для всей экономики последствиями. Около 20 % всех банковских активов Литвы приходится на просроченные кредиты, поэтому даже для избежавших банкротства литовских банков западными банками было приостано"влено большинство кредитных линий.
Место временно ушедших с прибалтийских рынков частных банков западных стран пока заняли их правительства и международные финансовые организации, понимающие, что без их помощи Литве, как и другим странам Балтии, не удастся построить современную банковскую систему и наладить тесные экономические связи с Западом. Германия принимает участие в создании и финансировании Литовского банка развития, который будет предоставлять местным компаниям производственные кредиты сроком на 5—7 лет.
Усиление влияния международных финансовых организаций благоприятно сказалось на банковском секторе Литвы. В частности, под давлением МВФ и Всемирного банка санация банковского сектора стала приоритетной задачей правительства и парламента страны. Наметилась тенденция роста независимости Национального банка Литвы и реализации его планов по ужесточению банковского надзора. Также в стране идет реформа в области валютной политики: к ЦБ переходят функции валютного управления, обсуждается вопрос об отмене привязки лита к доллару США и его переориентации на корзину валют или на евро.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20