Обращение в НЦ позволяет, прежде всего, повысить безопасность чеков в качестве средства платежа. Даже в нерабочие для банков дни коммерсанты незамедлительно информируются о недействительности чека. В случае же, если пострадавший клиент предупредит только свой банк, то тот в течение не более двух суток подтверждает недействительность чека. По данным Банка Франции, сумма таких чеков достигает порядка 2 млрд фр. в год. На начало 1996 года в НКНЧ значилось 4,6 млн закрытых счетов, а также 4,9 млн случаев утери или кражи чеков.
До сих пор Национальная картотека пополнялась за счет сведений, предоставляемых банками, жандармерией и полицией. С открытием нового центра количество обращений увеличилось с 5000 в день до более чем 10000, и число пользователей картотекой продолжает расти. Ее абонентами уже являются Национальная
е\ »
компания железных дорог, Управление общественного транспорта Парижа, большинство крупных магазинов и 20% ювелирных. К 2000 году к ней получат доступ все супермаркеты. Альтернативой описанным структурам Банка Франции являются гарантийные компании, которые взимают с торговых предприятий страховые сборы в размере примерно 2% стоимости чеков и гарантируют их 100% оплату.
Второе место в иерархии средств платежа занимает кредитная карточка. Ее используют более 20 млн французов при совершении как коммерческих, так и розничных операций. Терминалы установлены в большинстве торговых точек (более 50000), имеется широкая сеть банкоматов (около 14500). Благодаря этому Франция входит в число стран мира, лидирующих в данной области как с точки зрения технической оснащенности, так и по числу совершаемых операций.
Специалистами Банка Франции уделяется серьезное внимание развитию расчетной сети. В 1997 году закончены работы по наладке новой системы расчетов в режиме реального времени. Эта система вместе с защищенной нетто-системой и системой скоростной доставки составляют основу механизма обработки крупных сумм.
Внедренные новые технологии и меняющиеся методы работы привело руководство Банка Франции к выводу о необходимости сокращения штатов служащих. Особое недовольство служащих вызвала попытка закрыть в 90 (из 211) отделениях Центробанка кассовые центры, обеспечивающие местные банки денежной наличностью. Она была сорвана профсоюзами, членами которых являются 40—50% штатных работников Банка. Профсоюзы провели в декабре 1997 года летучие забастовки, сорвав доставку наличности в Марселе и других городах страны. Кроме профсоюзов в оппозиции планам сокращения кассовой сети Банка Франции и мэры городов, в которых кассовые центры ЦБ могут быть закрыты.
На конец 1996 года персонал Банка Франции, включая региональные отделения и производственные предприятия, насчитывал 16782 человека, или на 1,51% меньше, чем в предыдущем году. Большинство сотрудников — женщины. Составляя 74% всех работающих, они, однако, слабо представлены в руководстве — 18%. Отмечается некоторое старение контингента. Лица моложе 25 лет составляли в конце 1996 года 0,44% против 3,2% в 1992 году. Планка возрастной категории 25—34 лет опустилась в 1996 году до
18,6% против 27,8% в 1992 году. Служащие от 35 до 44 лет представляли 48,9% против 44,8% в 1992 году. Значительно увеличилась доля сотрудников старше 45 лет. Средний стаж работы в банке — 17 лет 6 мес. против 15 лет 1 мес. в конце 1995 года.
Ежегодно более 5000 человек интересуются условиями конкурса, дающего право поступить на работу в Банк Франции. К участию в конкурсе допускаются 3000 человек, из них в 1996 году было принято на работу 136 человек против 278 в 1995 году. 406 сотрудников освобождены от занимаемой должности, в том числе: 80,1% — в связи с достижением пенсионного возраста, 6,4% — по собственному желанию, 5,4% — по инвалидности и 4,4% — уволены.
В 1996 году средний месячный заработок сотрудников Банка (до вычета налогов) составил 18381 франк, увеличившись на 3% по сравнению с предшествующим годом. 10 наиболее высокооплачиваемых получают 1 млн фр. в год каждый. Бухгалтер начинает с 108468 фр. в год и заканчивает карьеру с годовым окладом 162969 фр. Жалованье руководителя среднего звена поднимается с течением времени с 134840 до 244770 фр. в год. Кроме заработной платы каждому сотруднику выдаются «квартирные» в размере 9000 фр. в год. Это не относится к генеральным директорам, пользующимся служебной квартирой в Париже, и директорам территориальных отделений, обязанным жить непосредственно в учреждении.
Среди преимуществ работы в Банке Франции следует отметить очень гибкий график рабочего времени (менее продолжительного, чем в других учреждениях), пятинедельный оплачиваемый отпуск с предоставлением пяти дополнительных дней, уменьшающий подверженность сотрудников характерным для нашего времени стрессам. Большинство служащих (72,3%) пользуются гибким графиком работы. Доля лиц, занятых неполный рабочий день, увеличивается (в частности, с 24,5% в 1995 году до 25% в 1996 году). Число отгулов в 19% году составило 2384 против 1741 в 1995 году.
Служащим Банка Франции, как и работникам национальной железнодорожной компании, городского транспорта и других отраслей, предоставлены некоторые льготы. Они платят взносы в пенсионный фонд в течение 37,5 лет вместо 40, как в частном секторе. Как и у служащих госсектора, их пенсия рассчитывается исходя из заработной платы последних 6 месяцев, тогда как в частном секторе учитываются годы с наивысшей зарплатой за
25-летний период. Сотрудники Банка Франции имеют право выхода на пенсию в возрасте 60 лет. Наряду со своими коллегами из других банков они могут получать кредиты по ставкам на 30% ниже рыночных. Оплаченный отпуск по беременности и родам составляет 33 недели против общепринятых минимальных 16, больничные листы оплачиваются до 3 месяцев в год.
Столовая Банка Франции отпускает в среднем 3 тыс. обедов в день. В 1996 году средняя стоимость одного обеда была 96,18 фр., из которых лишь 17,37 фр. оплачивалось клиентом.
Четко налажено медицинское обслуживание и, в частности, профилактика профзаболеваний. При продолжительности заболевания более трех месяцев врач может потребовать, чтобы работник был временно переведен на работу в полсмены с полной оплатой. С 1946 года проводится ежегодный осмотр всех сотрудников с регистрацией и исправлением малейших отклонений зрения. Особое внимание уделяется соблюдению режима работы с компьютерами (установка, защищенность, время пользования, оборудование рабочих мест, их соответствие существующим нормам
и т.д.).
При продвижении по службе сотрудники БФ предпочитают переездам из города в город повышение квалификации в системе профессиональной подготовки, на которое тратится 6,8% фонда заработной платы. Каждый служащий проводит в среднем шесть дней в году в центрах подготовки персонала в Марн-ла-Валле или
Пуатье.
Последним законом, регламентирующим банковскую деятельность во Франции, является закон 1984 года. Он охватывает практически всю финансовую систему, но его действие не распространяется на сам Банк Франции, Казначейство, финансовые службы почтового ведомства, эмиссионные банки заморских территорий и депозитно-сохранную кассу, а также предприятия, чья деятельность регламентируется кодексом страховых компаний, бирж и учреждений, занимающихся сбором средств наймодателей по проведению операций, предусмотренных кодексом строительства и жилищ. Предыдущие законы 1941-го и 1945 годов касались только так называемых «зарегистрированных» банков и финансовых учреждений; половина финансовой системы не подпадала под действие этих законов.
Обязанности по контролю над осуществлением банковской деятельности распределены между тремя различными коллегиальными органами: Комитетом по банковской регламентации, Ко-
митетом кредитных учреждений и Банковской комиссией. Совещательные и исследовательские функции предоставлены Национальному совету по кредиту. Банк Франции играет, в этих учреждениях важную роль благодаря полномочиям, предоставленным управляющему и его представителю, а также благодаря возложенным на него обязанностям ведения их секретариатов.
Комитет по банковской регламентации располагает широкими полномочиями, направленными на обеспечение нормальных условий функционирования, безопасности и наблюдения за банковской системой. В его компетенцию входят, в частности:
• условия осуществления банковской деятельности. Комитет устанавливает минимальную сумму капитала, которым в любой момент должны располагать кредитные учреждения, условия приобретения капитала кредитных учреждений, общие правила предоставления услуг;
• характеристики операций, осуществляемых кредитными учреждениями и их филиалами;
• правила бухгалтерского учета и управления. Комитет, в частности, определяет порядок ведения кредитными учреждениями счетов;
• инструменты и правила осуществления кредитной политики (не вступая в противоречие с полномочиями, предоставленными Банку Франции).
Принимаемые Комитетом распоряжения публикуются в «Официальном вестнике» после одобрения их министром экономики, финансов и бюджета. Банк Франции обеспечивает их осуществление. Подготовкой работы Комитета занимается главным образом Дирекция кредитных учреждений согласно указаниям высшего должностного лица Министерства финансов, прикомандированного к Банку Франции в качестве Генерального секретаря упомянутого Комитета. Другие службы Банка Франции также содействуют ;
подготовке и осуществлению принимаемых Комитетом распоряжений. Ежегодный доклад, представляемый Национальным сове- , том по кредиту, сопровождаемый сборником законов, касающихся банковской деятельности, содержит отчет с комментариями за каждый календарный год деятельности Комитета и о состоянии ] действующего законодательства.
В состав Комитета по банковской регламентации входят ми-нистр экономики, финансов и бюджета (председатель), управляющий Банком Франции (вице-председатель) и четыре других члена, назначаемых постановлением министра экономики, финан
сов и бюджета на срок 3 года, представитель французской ассоциации банковских учреждений и два других лица, выбранных по признаку их высокой компетентности. Министр и управляющий могут представлять друг друга, четыре других члена могут быть замещены заместителями, назначаемыми на тех же условиях, что и они сами.
Комитет кредитных учреждений уполномочен принимать решения и предоставлять разрешения или индивидуальные отсрочки, предусмотренные законами и подзаконными актами, банковским учреждениям, за исключением тех из них, которые подведомственны Банковской комиссии. К компетенции Комитета также относятся:
• выдача лицензий (и их изъятие) на осуществление банковских операций и операций с ценными бумагами;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20