Рефераты. Банки (курс лекций)

Обращение в НЦ позволяет, прежде всего, повысить безопас­ность чеков в качестве средства платежа. Даже в нерабочие для банков дни коммерсанты незамедлительно информируются о не­действительности чека. В случае же, если пострадавший клиент предупредит только свой банк, то тот в течение не более двух суток подтверждает недействительность чека. По данным Банка Франции, сумма таких чеков достигает порядка 2 млрд фр. в год. На начало 1996 года в НКНЧ значилось 4,6 млн закрытых счетов, а также 4,9 млн случаев утери или кражи чеков.

До сих пор Национальная картотека пополнялась за счет све­дений, предоставляемых банками, жандармерией и полицией. С открытием нового центра количество обращений увеличилось с 5000 в день до более чем 10000, и число пользователей картотекой продолжает расти. Ее абонентами уже являются Национальная

е\ »


компания железных дорог, Управление общественного транспор­та Парижа, большинство крупных магазинов и 20% ювелирных. К 2000 году к ней получат доступ все супермаркеты. Альтернативой описанным структурам Банка Франции являются гарантийные компании, которые взимают с торговых предприятий страховые сборы в размере примерно 2% стоимости чеков и гарантируют их 100% оплату.

Второе место в иерархии средств платежа занимает кредитная карточка. Ее используют более 20 млн французов при совершении как коммерческих, так и розничных операций. Терминалы уста­новлены в большинстве торговых точек (более 50000), имеется широкая сеть банкоматов (около 14500). Благодаря этому Франция входит в число стран мира, лидирующих в данной области как с точки зрения технической оснащенности, так и по числу совер­шаемых операций.

Специалистами Банка Франции уделяется серьезное внима­ние развитию расчетной сети. В 1997 году закончены работы по наладке новой системы расчетов в режиме реального времени. Эта система вместе с защищенной нетто-системой и системой скоро­стной доставки составляют основу механизма обработки крупных сумм.

Внедренные новые технологии и меняющиеся методы работы привело руководство Банка Франции к выводу о необходимости сокращения штатов служащих. Особое недовольство служащих вызвала попытка закрыть в 90 (из 211) отделениях Центробанка кассовые центры, обеспечивающие местные банки денежной на­личностью. Она была сорвана профсоюзами, членами которых являются 40—50% штатных работников Банка. Профсоюзы прове­ли в декабре 1997 года летучие забастовки, сорвав доставку на­личности в Марселе и других городах страны. Кроме профсоюзов в оппозиции планам сокращения кассовой сети Банка Франции и мэры городов, в которых кассовые центры ЦБ могут быть закры­ты.

На конец 1996 года персонал Банка Франции, включая реги­ональные отделения и производственные предприятия, насчиты­вал 16782 человека, или на 1,51% меньше, чем в предыдущем году. Большинство сотрудников — женщины. Составляя 74% всех работающих, они, однако, слабо представлены в руководстве — 18%. Отмечается некоторое старение контингента. Лица моложе 25 лет составляли в конце 1996 года 0,44% против 3,2% в 1992 году. Планка возрастной категории 25—34 лет опустилась в 1996 году до

18,6% против 27,8% в 1992 году. Служащие от 35 до 44 лет пред­ставляли 48,9% против 44,8% в 1992 году. Значительно увеличи­лась доля сотрудников старше 45 лет. Средний стаж работы в банке — 17 лет 6 мес. против 15 лет 1 мес. в конце 1995 года.

Ежегодно более 5000 человек интересуются условиями кон­курса, дающего право поступить на работу в Банк Франции. К участию в конкурсе допускаются 3000 человек, из них в 1996 году было принято на работу 136 человек против 278 в 1995 году. 406 сотрудников освобождены от занимаемой должности, в том чис­ле: 80,1% — в связи с достижением пенсионного возраста, 6,4% — по собственному желанию, 5,4% — по инвалидности и 4,4% — уволены.

В 1996 году средний месячный заработок сотрудников Банка (до вычета налогов) составил 18381 франк, увеличившись на 3% по сравнению с предшествующим годом. 10 наиболее высокооп­лачиваемых получают 1 млн фр. в год каждый. Бухгалтер начинает с 108468 фр. в год и заканчивает карьеру с годовым окладом 162969 фр. Жалованье руководителя среднего звена поднимается с тече­нием времени с 134840 до 244770 фр. в год. Кроме заработной пла­ты каждому сотруднику выдаются «квартирные» в размере 9000 фр. в год. Это не относится к генеральным директорам, пользую­щимся служебной квартирой в Париже, и директорам территори­альных отделений, обязанным жить непосредственно в учрежде­нии.

Среди преимуществ работы в Банке Франции следует отме­тить очень гибкий график рабочего времени (менее продолжитель­ного, чем в других учреждениях), пятинедельный оплачиваемый отпуск с предоставлением пяти дополнительных дней, уменьша­ющий подверженность сотрудников характерным для нашего вре­мени стрессам. Большинство служащих (72,3%) пользуются гиб­ким графиком работы. Доля лиц, занятых неполный рабочий день, увеличивается (в частности, с 24,5% в 1995 году до 25% в 1996 году). Число отгулов в 19% году составило 2384 против 1741 в 1995 году.

Служащим Банка Франции, как и работникам национальной железнодорожной компании, городского транспорта и других от­раслей, предоставлены некоторые льготы. Они платят взносы в пенсионный фонд в течение 37,5 лет вместо 40, как в частном секторе. Как и у служащих госсектора, их пенсия рассчитывается исходя из заработной платы последних 6 месяцев, тогда как в частном секторе учитываются годы с наивысшей зарплатой за

25-летний период. Сотрудники Банка Франции имеют право вы­хода на пенсию в возрасте 60 лет. Наряду со своими коллегами из других банков они могут получать кредиты по ставкам на 30% ниже рыночных. Оплаченный отпуск по беременности и родам составляет 33 недели против общепринятых минимальных 16, боль­ничные листы оплачиваются до 3 месяцев в год.

Столовая Банка Франции отпускает в среднем 3 тыс. обедов в день. В 1996 году средняя стоимость одного обеда была 96,18 фр., из которых лишь 17,37 фр. оплачивалось клиентом.

Четко налажено медицинское обслуживание и, в частности, профилактика профзаболеваний. При продолжительности заболе­вания более трех месяцев врач может потребовать, чтобы работ­ник был временно переведен на работу в полсмены с полной оп­латой. С 1946 года проводится ежегодный осмотр всех сотрудников с регистрацией и исправлением малейших отклонений зрения. Особое внимание уделяется соблюдению режима работы с компь­ютерами (установка, защищенность, время пользования, обору­дование рабочих мест, их соответствие существующим нормам

и т.д.).

При продвижении по службе сотрудники БФ предпочитают переездам из города в город повышение квалификации в системе профессиональной подготовки, на которое тратится 6,8% фонда заработной платы. Каждый служащий проводит в среднем шесть дней в году в центрах подготовки персонала в Марн-ла-Валле или

Пуатье.

Последним законом, регламентирующим банковскую деятель­ность во Франции, является закон 1984 года. Он охватывает прак­тически всю финансовую систему, но его действие не распростра­няется на сам Банк Франции, Казначейство, финансовые службы почтового ведомства, эмиссионные банки заморских территорий и депозитно-сохранную кассу, а также предприятия, чья деятель­ность регламентируется кодексом страховых компаний, бирж и учреждений, занимающихся сбором средств наймодателей по про­ведению операций, предусмотренных кодексом строительства и жилищ. Предыдущие законы 1941-го и 1945 годов касались только так называемых «зарегистрированных» банков и финансовых уч­реждений; половина финансовой системы не подпадала под дей­ствие этих законов.

Обязанности по контролю над осуществлением банковской деятельности распределены между тремя различными коллегиаль­ными органами: Комитетом по банковской регламентации, Ко-

митетом кредитных учреждений и Банковской комиссией. Сове­щательные и исследовательские функции предоставлены Нацио­нальному совету по кредиту. Банк Франции играет, в этих учрежде­ниях важную роль благодаря полномочиям, предоставленным уп­равляющему и его представителю, а также благодаря возложен­ным на него обязанностям ведения их секретариатов.

Комитет по банковской регламентации располагает широки­ми полномочиями, направленными на обеспечение нормальных условий функционирования, безопасности и наблюдения за бан­ковской системой. В его компетенцию входят, в частности:

• условия осуществления банковской деятельности. Комитет ус­танавливает минимальную сумму капитала, которым в лю­бой момент должны располагать кредитные учреждения, ус­ловия приобретения капитала кредитных учреждений, общие правила предоставления услуг;

• характеристики операций, осуществляемых кредитными уч­реждениями и их филиалами;

• правила бухгалтерского учета и управления. Комитет, в част­ности, определяет порядок ведения кредитными учреждени­ями счетов;

• инструменты и правила осуществления кредитной политики (не вступая в противоречие с полномочиями, предоставлен­ными Банку Франции).

Принимаемые Комитетом распоряжения публикуются в «Офи­циальном вестнике» после одобрения их министром экономики, финансов и бюджета. Банк Франции обеспечивает их осуществле­ние. Подготовкой работы Комитета занимается главным образом Дирекция кредитных учреждений согласно указаниям высшего должностного лица Министерства финансов, прикомандирован­ного к Банку Франции в качестве Генерального секретаря упомя­нутого Комитета. Другие службы Банка Франции также содействуют ;

подготовке и осуществлению принимаемых Комитетом распоря­жений. Ежегодный доклад, представляемый Национальным сове- , том по кредиту, сопровождаемый сборником законов, касающих­ся банковской деятельности, содержит отчет с комментариями за каждый календарный год деятельности Комитета и о состоянии ] действующего законодательства.

В состав Комитета по банковской регламентации входят ми-нистр экономики, финансов и бюджета (председатель), управля­ющий Банком Франции (вице-председатель) и четыре других чле­на, назначаемых постановлением министра экономики, финан­

сов и бюджета на срок 3 года, представитель французской ассоци­ации банковских учреждений и два других лица, выбранных по признаку их высокой компетентности. Министр и управляющий могут представлять друг друга, четыре других члена могут быть замещены заместителями, назначаемыми на тех же условиях, что и они сами.

Комитет кредитных учреждений уполномочен принимать ре­шения и предоставлять разрешения или индивидуальные отсроч­ки, предусмотренные законами и подзаконными актами, банков­ским учреждениям, за исключением тех из них, которые подве­домственны Банковской комиссии. К компетенции Комитета так­же относятся:

• выдача лицензий (и их изъятие) на осуществление банковс­ких операций и операций с ценными бумагами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.