Рефераты. Банки (курс лекций)

Обе страны проводят работу по борьбе с отмыванием денег, что свидетельствует об их стремлении к европейской интег )ации, создают систему страхования вкладов. В целом развитие их б ihkob-ских систем следует оценить как поступательное.

болгария

\

В 1991 году в Болгарии было 60 государственных банков, к 1995 году их чис­ло сократилось до 11. Одно­временно с сокращением госбанков появлялись новые частные банки. К 1996 году их количество увеличилось

до 35. В таком составе банковская система страны вошла в полосу тяжёлого кризиса. Проблемы в банковском секторе возникли из-за недействующих ссуд, накопившихся с 1991 года. Общая сумма долгов болгарским коммерческим банкам достигла 372 млрд ле­вов, из которых 174 млрд приходится на госсектор, остальные — на частные компании. Центробанк, оставаясь акционером госбан­ков, чтобы не нанести ущерба репутации страны, принял меры по предотвращению их банкротства.

По международным стандартам, все госбанки Болгарии имели отрицательную величину чистых активов. Согласно докладу МВФ, распространённому в 1996 году, на рекапитализацию государствен­ных и частных банков пришлось бы направить около 30% всех

государственных расходов. На конец 1995 года убытки болгарских банков составили 230 млн долларов. Огромные бюджетные расхо­ды на санацию банковской системы воздействовали подрываюше на процесс преобразований в стране и не дали ожидаемого эф­фекта.

В 1996 году МВФ и Болгария подписали программу реоргани­зации банковского сектора страны. В рамках этой программы 16 мая 1996 года был. принят Закон о банкротстве банков, которым ЦБ Болгарии было предоставлено право открывать через суды процедуру банкротства банков. Ещё в конце 1995 года только по­явление слуха о предстоящем закрытии банков и намерение пра­вительства обсудить данный законопроект вызвали серьёзные про­блемы с ликвидностью у некоторых болгарских банков из-за круп­ных изъятий депозитов. Принятие же закона вызвало волну пани­ческих изъятий вкладов. Этому разрушительному воздействию под­верглись практически все банки, поскольку инвесторы не знали, какие из них будут закрыты. В результате банки были вынуждены установить строгие квоты на ежедневные выплаты денег по вкла­дам. Остановить процесс изъятия депозитов не смогло и принятие Закона о гарантировании государством банковских депозитов (100% — для физических и 50% — для юридических лиц).

Первым результатом принятия Закона о банкротстве стало зак­рытие Национальным банком Болгарии и обращение в городской суд Софии с заявлением об объявлении банкротства двух круп­нейших банков страны — Первого частного банка и Минералбан-ка. Созданный в 1981 году Минералбанк понёс в 1995 году убытки на сумму 121 млн долларов, а его долг иностранным кредиторам составил 240 млн долларов. Кроме того, ЦБ Болгарии заявил о том, что будет поощрять слияние банков с целью концентрации банковского сектора. В результате к маю 1997 года разорились 14 банков страны, в том числе 5 из 11 госбанков. Это привело к паде­нию курса лева с 70 до 3000 за доллар, прежде чем ЦБ смог стаби­лизировать в феврале 1997 года курс на отметке 1500 за доллар. В ходе этого разрушительного процесса улетучились инвалютные резервы страны, так как болгарские компании перевели твёрдую валюту за рубеж, а местные вкладчики, потеряв доверие к бан­кам, хранят наличную валюту дома. Хотя мелкие вкладчики бол­гарских банков, благодаря системе страхования депозитов, и смогли вернуть замороженные средства в полном объёме, многие из них предпочли сразу получить свои валютные вклады в левах по фик­сированному курсу и не ждать их возврата в долларах и немецких

марках в рассрочку. Но это не смогло восстановить доверие к банковской системе, и размер наличной валюты, находящейся в Болгарии на руках населения, по различным оценкам эквивален­тен 600—1000 млн долларов. Сокращению валютных резервов так­же способствовали выплаты западным кредиторам, связанные с обслуживанием внешнего долга (11,5 млрд долларов).

Выход из сложившейся тяжёлой ситуации правительство стра­ны усмотрело в реформировании банковского сектора путём при­ватизации оставшихся госбанков — Балабанка, Экспресс банка, Хеброс банка, Объединённого болгарского банка и Постбанка. В середине 1998 года они были выставлены на продажу иностран­ным учреждениям. Быстрая реструктуризация госбанков была не­обходима для успешного функционирования системы валютного управления. По мнению правительства, госбанки должны играть ведущую роль в проведении ограничительной денежно-кредитной политики, которая привязывает денежную массу к уровню инва­лютных резервов. Система валютного управления предусматривает также ужесточение надзора за банками, в том числе проведение ежегодных аудиторских проверок в соответствии с международ­ными стандартами и повышение нормы достаточности собствен­ного капитала (до 6% в 1997 году и 12% в 1999 году). Допуск ино­странных партнёров к участию в приватизации национальной бан­ковской системы направлен на укрепление финансовых рынков, стимулирование инвестиций и искоренение коррупции.

Хотя правительство и одобрительно относится к идее привле­чения зарубежных инвесторов, однако всё-таки есть опасения, что банки попадут в «ненадёжные» руки и новые их владельцы смогут объявить банкротами неплатёжеспособные предприятия-должни­ки, а целые отрасли национальной промышленности за бесценок перейдут в руки иностранцев.

Но несмотря на любые опасения, альтернативы участию в приватизации национальной экономики иностранных инвесторов, видимо, нет. И первым приватизируемым крупным государствен­ным коммерческим банком стал Объединённый болгарский банк. Согласно подписанному ЕБРР, местным государственным Бул-банком и американской фондовой компанией «Оппенгейнер энд Ко» соглашению инвесторы приобретают 99,6% акций банка. Они планируют потратить на приобретение акций, рекапитализацию и модернизацию банка до 48 млн долларов. ЕБРР и Булбанк получат по 35% акций, Оппенгейнер — 30%.

Правительство и Национальный банк Болгарии предпринима­

ют активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских кризисов, подобных кризису первой по­ловины 90-х годов. Помимо введения системы валютного управле­ния и установления жёстких требований достаточности собствен­ного капитала банков, введён запрет на рефинансирование ком­мерческих банков Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику, в результате которой банки превратились в финансо­вые пирамиды, которые перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что позволит при­влечь к суду «кредитных миллионеров».

* * *

Итак, банковский сектор страны, пройдя пик кризиса, нахо­дится в стадии реформирования в направлении денационализа­ции, привлечения иностранных инвесторов, повышения требова­ний банковского надзора с целью возврата доверия к националь­ной банковской системе.

Румыния

Нарождающийся фи­нансовый сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в результате банкротства нескольких банков и взаимных фон­дов. Сектор не отвечает по­требностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны. Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде всего, следующие: влияние

правительства на госбанки, неадекватное регулирование и несо­вершенство законодательной базы.

В 1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерчес­ких банков, однако финансовый сектор страны на 67% его сово­купных активов контролировался 4 крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.

В марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валют­ный рынок. Это стало следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту энергоноси­телей.

Весьма неудачными были действия Национального банка Ру­мынии и в области надзора за деятельностью коммерческих бан­ков страны, и в выборе механизма санации банков, столкнув­шихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Меж­ду тем своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса банковского сектора, связанного с техни­ческими банкротствами некогда ведущего частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.

Банк Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с нояб­ря 1995 года находился под особым надзором ЦБ, который оказы­вал ему большую финансовую поддержку. Всего банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия Феликс не был единственным банком, получавшим от нацио­нального банка помощь. В 1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрез­вычайным фондам, неоднократно оказывал поддержку испыты­вающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специаль­ных займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.

В 1996 году в Румынии произошла смена правительства и ре­формирование банковской системы пришло в движение. В сентяб­ре 1996 года Сенат одобрил предложение правительства, предус­матривающее следующие меры: Фонд частной собственности пе­редаёт находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государ­ственной собственности в обмен на акции других компаний; ка­питал банков наращивается за счёт эмиссий новых акций, но го­сударство пока не теряет контрольного пакета; государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парла­мент преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в полном владении государства, но подпа­

дающее под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка Румынии. СЕС остался по преимуществу сбе­регательным банком, но ему разрешили также заниматься и дру­гими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка обес­печены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.

Ещё одним, хотя и запоздавшим, но всё равно актуальным шагом стало создание Фонда страхования вкладов. Все банки, при­нимающие вклады, обязаны сделать в него взнос в размере 1% от уставного капитала. Фонд гарантирует выплату вкладов до 10 млн лей (3 тыс. долларов). Одновременно с созданием Фонда ЦБ пре­кратил всякую поддержку неплатёжеспособных банков. Шаткая и сотрясаемая скандалами банковская отрасль Румынии привлека­ет, тем не менее, иностранных инвесторов: в 1996 году лицензию получил RoBank с участием английского и турецкого капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.