Обе страны проводят работу по борьбе с отмыванием денег, что свидетельствует об их стремлении к европейской интег )ации, создают систему страхования вкладов. В целом развитие их б ihkob-ских систем следует оценить как поступательное.
болгария
\
В 1991 году в Болгарии было 60 государственных банков, к 1995 году их число сократилось до 11. Одновременно с сокращением госбанков появлялись новые частные банки. К 1996 году их количество увеличилось
до 35. В таком составе банковская система страны вошла в полосу тяжёлого кризиса. Проблемы в банковском секторе возникли из-за недействующих ссуд, накопившихся с 1991 года. Общая сумма долгов болгарским коммерческим банкам достигла 372 млрд левов, из которых 174 млрд приходится на госсектор, остальные — на частные компании. Центробанк, оставаясь акционером госбанков, чтобы не нанести ущерба репутации страны, принял меры по предотвращению их банкротства.
По международным стандартам, все госбанки Болгарии имели отрицательную величину чистых активов. Согласно докладу МВФ, распространённому в 1996 году, на рекапитализацию государственных и частных банков пришлось бы направить около 30% всех
государственных расходов. На конец 1995 года убытки болгарских банков составили 230 млн долларов. Огромные бюджетные расходы на санацию банковской системы воздействовали подрываюше на процесс преобразований в стране и не дали ожидаемого эффекта.
В 1996 году МВФ и Болгария подписали программу реорганизации банковского сектора страны. В рамках этой программы 16 мая 1996 года был. принят Закон о банкротстве банков, которым ЦБ Болгарии было предоставлено право открывать через суды процедуру банкротства банков. Ещё в конце 1995 года только появление слуха о предстоящем закрытии банков и намерение правительства обсудить данный законопроект вызвали серьёзные проблемы с ликвидностью у некоторых болгарских банков из-за крупных изъятий депозитов. Принятие же закона вызвало волну панических изъятий вкладов. Этому разрушительному воздействию подверглись практически все банки, поскольку инвесторы не знали, какие из них будут закрыты. В результате банки были вынуждены установить строгие квоты на ежедневные выплаты денег по вкладам. Остановить процесс изъятия депозитов не смогло и принятие Закона о гарантировании государством банковских депозитов (100% — для физических и 50% — для юридических лиц).
Первым результатом принятия Закона о банкротстве стало закрытие Национальным банком Болгарии и обращение в городской суд Софии с заявлением об объявлении банкротства двух крупнейших банков страны — Первого частного банка и Минералбан-ка. Созданный в 1981 году Минералбанк понёс в 1995 году убытки на сумму 121 млн долларов, а его долг иностранным кредиторам составил 240 млн долларов. Кроме того, ЦБ Болгарии заявил о том, что будет поощрять слияние банков с целью концентрации банковского сектора. В результате к маю 1997 года разорились 14 банков страны, в том числе 5 из 11 госбанков. Это привело к падению курса лева с 70 до 3000 за доллар, прежде чем ЦБ смог стабилизировать в феврале 1997 года курс на отметке 1500 за доллар. В ходе этого разрушительного процесса улетучились инвалютные резервы страны, так как болгарские компании перевели твёрдую валюту за рубеж, а местные вкладчики, потеряв доверие к банкам, хранят наличную валюту дома. Хотя мелкие вкладчики болгарских банков, благодаря системе страхования депозитов, и смогли вернуть замороженные средства в полном объёме, многие из них предпочли сразу получить свои валютные вклады в левах по фиксированному курсу и не ждать их возврата в долларах и немецких
марках в рассрочку. Но это не смогло восстановить доверие к банковской системе, и размер наличной валюты, находящейся в Болгарии на руках населения, по различным оценкам эквивалентен 600—1000 млн долларов. Сокращению валютных резервов также способствовали выплаты западным кредиторам, связанные с обслуживанием внешнего долга (11,5 млрд долларов).
Выход из сложившейся тяжёлой ситуации правительство страны усмотрело в реформировании банковского сектора путём приватизации оставшихся госбанков — Балабанка, Экспресс банка, Хеброс банка, Объединённого болгарского банка и Постбанка. В середине 1998 года они были выставлены на продажу иностранным учреждениям. Быстрая реструктуризация госбанков была необходима для успешного функционирования системы валютного управления. По мнению правительства, госбанки должны играть ведущую роль в проведении ограничительной денежно-кредитной политики, которая привязывает денежную массу к уровню инвалютных резервов. Система валютного управления предусматривает также ужесточение надзора за банками, в том числе проведение ежегодных аудиторских проверок в соответствии с международными стандартами и повышение нормы достаточности собственного капитала (до 6% в 1997 году и 12% в 1999 году). Допуск иностранных партнёров к участию в приватизации национальной банковской системы направлен на укрепление финансовых рынков, стимулирование инвестиций и искоренение коррупции.
Хотя правительство и одобрительно относится к идее привлечения зарубежных инвесторов, однако всё-таки есть опасения, что банки попадут в «ненадёжные» руки и новые их владельцы смогут объявить банкротами неплатёжеспособные предприятия-должники, а целые отрасли национальной промышленности за бесценок перейдут в руки иностранцев.
Но несмотря на любые опасения, альтернативы участию в приватизации национальной экономики иностранных инвесторов, видимо, нет. И первым приватизируемым крупным государственным коммерческим банком стал Объединённый болгарский банк. Согласно подписанному ЕБРР, местным государственным Бул-банком и американской фондовой компанией «Оппенгейнер энд Ко» соглашению инвесторы приобретают 99,6% акций банка. Они планируют потратить на приобретение акций, рекапитализацию и модернизацию банка до 48 млн долларов. ЕБРР и Булбанк получат по 35% акций, Оппенгейнер — 30%.
Правительство и Национальный банк Болгарии предпринима
ют активные и достаточно жёсткие меры по предотвращению в дальнейшем банковских кризисов, подобных кризису первой половины 90-х годов. Помимо введения системы валютного управления и установления жёстких требований достаточности собственного капитала банков, введён запрет на рефинансирование коммерческих банков Центральным банком. Кроме того, новый закон о банковской деятельности запрещает директорам потерпевших крах банков входить в состав правления финансовых учреждений, поскольку именно они проводили неосмотрительную кредитную политику, в результате которой банки превратились в финансовые пирамиды, которые перекачивали средства вкладчиков на счета фирм, возглавляемых партнёрами по бизнесу. Также планируется законодательно отменить банковскую тайну, что позволит привлечь к суду «кредитных миллионеров».
* * *
Итак, банковский сектор страны, пройдя пик кризиса, находится в стадии реформирования в направлении денационализации, привлечения иностранных инвесторов, повышения требований банковского надзора с целью возврата доверия к национальной банковской системе.
Румыния
Нарождающийся финансовый сектор Румынии переживает переломный момент. Доверие к нему подорвано в результате банкротства нескольких банков и взаимных фондов. Сектор не отвечает потребностям быстро растущей и остро нуждающейся в средствах экономики страны. Среди факторов, приведших к возникновению трудностей, следует отметить, прежде всего, следующие: влияние
правительства на госбанки, неадекватное регулирование и несовершенство законодательной базы.
В 1996 году в Румынии насчитывалось порядка 30 коммерческих банков, однако финансовый сектор страны на 67% его совокупных активов контролировался 4 крупными государственными банками — Банкорес (банк внешней торговли). Банка Агриола, Румынский коммерческий банк и Румынский банк развития.
В марте 1996 года ЦБ был вынужден закрыть в стране валютный рынок. Это стало следствием валютного кризиса, одной из причин которого было резкое сокращение валютных резервов у госбанков в результате крупных закупок по импорту энергоносителей.
Весьма неудачными были действия Национального банка Румынии и в области надзора за деятельностью коммерческих банков страны, и в выборе механизма санации банков, столкнувшихся с серьёзными проблемами. Реакция ЦБ запаздывала. Между тем своевременное вмешательство ЦБ помогло бы избежать крупнейшего кризиса банковского сектора, связанного с техническими банкротствами некогда ведущего частного банка Дасия Феликс и Кредит Бэнк.
Банк Дасия Феликс, понёсший значительные убытки, с ноября 1995 года находился под особым надзором ЦБ, который оказывал ему большую финансовую поддержку. Всего банк получил от ЦБ около одного триллиона лей (330 млн долларов). Банк Дасия Феликс не был единственным банком, получавшим от национального банка помощь. В 1995—1996 годах ЦБ, прибегая к чрезвычайным фондам, неоднократно оказывал поддержку испытывающим трудности банкам. К маю 1996 года объёмы его специальных займов проблемным банкам подскочили на 29%, что явилось попыткой избежать банковского кризиса в стране, не имевшей системы страхования депозитов.
В 1996 году в Румынии произошла смена правительства и реформирование банковской системы пришло в движение. В сентябре 1996 года Сенат одобрил предложение правительства, предусматривающее следующие меры: Фонд частной собственности передаёт находящиеся у него 30% акций госбанков Фонду государственной собственности в обмен на акции других компаний; капитал банков наращивается за счёт эмиссий новых акций, но государство пока не теряет контрольного пакета; государственный пакет акций продаётся частным инвесторам. Кроме того, парламент преобразовал государственный сберегательный банк СЕС в акционерное общество в полном владении государства, но подпа
дающее под нормативы Закона о банках 1991 года и под надзор Национального банка Румынии. СЕС остался по преимуществу сберегательным банком, но ему разрешили также заниматься и другими видами банковского бизнеса. Вклады клиентов банка обеспечены 100-процентной государственной гарантией, поэтому СЕС по-прежнему рассматривается населением как наиболее надёжное место хранения сбережений.
Ещё одним, хотя и запоздавшим, но всё равно актуальным шагом стало создание Фонда страхования вкладов. Все банки, принимающие вклады, обязаны сделать в него взнос в размере 1% от уставного капитала. Фонд гарантирует выплату вкладов до 10 млн лей (3 тыс. долларов). Одновременно с созданием Фонда ЦБ прекратил всякую поддержку неплатёжеспособных банков. Шаткая и сотрясаемая скандалами банковская отрасль Румынии привлекает, тем не менее, иностранных инвесторов: в 1996 году лицензию получил RoBank с участием английского и турецкого капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20