Рефераты. Банки (курс лекций)

В 1997 году в Литве активизировалась деятельность зарубежных инвестиционных фондов. Лидирующие позиции занимают англий­ские инвестиционные компании «Меркьюри» и «Флеминге», а также германская «ДИТ» и дочерняя компания Дрезднер Банка. Ими заключен ряд соглашений с местными банками-депозитари­ями. Иностранцев привлекают позитивные перспективы экономи­ческого развития страны, наличие высококвалифицированной рабочей силы при относительно низком уровне оплаты труда, тес­ные торговые связи со странами бывшего СЭВ и, прежде всего, с Россией.

китай

Особенности построения банковской системы Китая от­ражают общую ситуацию в стране, в которой одновремен- ' но уживаются элементы адми­нистративно-командной систе­мы и рыночной экономики, а

экономика является «социалистической рыночной». Во главе бан­ковской системы Китая стоит Народный банк Китая (НБК), от­вечающий за денежно-кредитную политику и выполняющий над­зорные функции.

Закон о народном банке Китая был принят 18 марта 1995 года и вступил в силу в тот же день. Этим документом НБК объявляет­ся Центробанком КНР, банком всех других банков и правитель­ства, а также запрещается любое вмешательство в его деятель­ность.

Для обеспечения экономического роста страны и поддержа­ния стабильного курса национальной валюты перед Центробан­ком поставлены следующие задачи:

• разработка и реализация денежно-кредитной политики;

• выпуск денег и управление денежным обращением;

• контроль над деятельностью банковских и финансовых уч­реждений в соответствии с нормативными актами;

• принятие декретов и постановлений о финансовых опера­циях;

• хранение валютных и золотых резервов государства и управ­ление ими;

• сбор статистических данных, проведение опросов и анали­зов, составление прогнозов по финансовым вопросам. Закон дает Центробанку право:

• требовать, чтобы финансовые учреждения депонировали ре­зервы по ставкам ЦБ;

• устанавливать базовую процентную ставку;

• переучитывать векселя финансовых учреждений, имеющих счет в ЦБ;

• предоставлять кредиты коммерческим банкам;

• покупать и продавать на открытом рынке облигации государ­ственных займов или другие государственные облигации, а также валюту.

В качестве эмиссионного института Народный банк Китая не­сет полную ответственность за печатание и выпуск в обращение юаней.

ЦБ ежегодно составляет общий кредитный план, регулирую­щий поступление денег в народное хозяйство. Государственные коммерческие банки исходят из общего плана при составлении собственных кредитных планов, содержащих контрольные цифры по кредитованию, оБъему вкладов и рефинансированию централь­ным банком. Ставки по кредитам и вкладам устанавливаются ЦБ. Коммерческие банки проводят самостоятельную кредитную по­литику только в рамках средств, полученных от сверхплановых вкладов. Рефинансирование банков осуществляется НБК по варь­ируемым ставкам, которые не отражают реальной стоимости кре­дита. В связи с этим возможности комбанков по регулированию собственной ликвидности при помощи этого инструмента весьма ограниченные.

Из традиционных инструментов денежно-кредитной полити­ки используются названный выше переучет векселей и резервные требования. Резервные требования применяются к пассивам ба­ланса, и ставки разнятся в зависимости от принадлежности вкла­дов юридическим или физическим лицам. Названные инструмен­ты регулирования денежной массы недостаточно эффективны, так как переучет векселей малораспространен, а резервные требова­ния перекрываются большими сверхнормативными резер­вами.

Что касается процентных ставок, традиционного в других стра­нах инструмента денежно-кредитной политики, то они не могут применительно к условиям Китая пока рассматриваться как ос­новной инструмент ввиду неразвитости денежного рынка и не­возможности сводного их установления. Однако вместе с сокра­щением доли госсектора в экономике процентные ставки посте­пенно будут выходить в ряд основных инструментов денежно-кре­дитной политики. В этом процессе велика роль НБК, политика которого во многом определяет ставки по краткосрочным креди­там на зарождающемся межбанковском рынке.

НБК жестко подчинен Госсовету Китая и все наиболее важ­ные решения в области денежно-кредитной политики принимает лишь с его одобрения. НБК формирует денежную политику и пред­ставляет на одобрение Госсовета предложения в области регули­рования денежной массы, валютного курса и процентных ставок, которые, как правило, принимаются. По заявлению председателя

Народного банка Китая, решения по установлению процентных ставок принимаются им единолично, и обычно только один или два человека в центральном банке, кроме него, заранее осведом­лены. В этих решениях отражаются не только потребности финан­сового рынка, но и положение в различных секторах экономики, прежде всего в государственном. Так, например, в 1996 году НБК дважды прибегал к снижению процентных ставок, облегчая поло­жение испытывающих кризис госпредприятий и одновременно уменьшая прибыли госбанков. Теоретически государство устанав­ливает значительные маржи между ставками по кредитам и вкла­дам, что в принципе должно обеспечивать банкам солидную при­быль и невозникновение процентных рисков. Однако разграниче­ние кредитов по целям и срокам, а также отсутствие у государ­ственных предприятий стимулов к получению прибыли ведут к ухудшению качества кредитных портфелей банков и быстрому росту дебиторской задолженности. В результате Центробанк был даже вынужден создать специальный компенсационный фонд для ока­зания помощи госбанкам, предоставлявшим госпредприятиям льготные кредиты. В будущем выделение льготных кредитов пла­нируется прекратить.

Имея столь неэффективную, на первый взгляд, финансовую систему, ЦБ Китая , тем не менее, достиг замечательных успехов в сдерживании инфляции в условиях бурного экономического ро­ста. ВВП в 1992—1997 годах рос на 12% в год при среднегодовой инфляции в 13%. Теоретически следующим этапом реформы фи­нансовой системы Китая должно было бы стать введение полной конвертации юаня. Но этому помешал разразившийся мировой финансовый кризис.

Однако ЦБ ещё далеко не полностью наделен полномочиями самостоятельного учреждения, а банковская система слишком слаба, чтобы справиться с потоком иностранных инвестиций, который должен резко увеличиться в случае перехода к полной конвертации национальной валюты. Крупные китайские банки все ещё остаются, в основном, каналами финансирования убыточно­го госсектора, и ЦБ не располагает адекватной системой надзора, которая могла бы обеспечить контроль за потоками капитала. Кро­ме того, даже в нынешних условиях многие китайские фирмы за­нимаются по фиктивным экспортным документам контрабандой капитала, который потом используется для спекулятивных опера­ций на фондовых и фьючерсных рынках. В связи с этим, несмотря на неуклонное укрепление национальной валюты, Китай пока не

вводит полную конвертацию юаня. Китайское руководство плани­рует предпринять этот шаг только после реализации серии мер, направленных на уменьшение зависимости госпредприятий от го­сударственных субсидий, перевод банковского сектора на ком­мерческую основу и более совершенное регулирование фондового рынка. Эти реформы, известные как «переход к социалистической рыночной экономике», должны завершиться к 2010 году.

Вместе с тем в политике НБ Китая всё же прослеживается последовательное стремление к постепенному введению конвер­тируемости юаня. С марта 1996 года национальная валюта начала конвертироваться в четырех экспериментальных центрах: Шанхайе, Шэньгжене, Даляне и провинции Ченьсу. С 1 июля 1996 года ино­странные компании могут покупать твердо конвертируемую валю­ту в любом китайском банке, в то время как до этого они могли купить валюту на так называемых «обменных рынках», где всегда ощущался дефицит то долларов, то юаней. Кроме того, иностран­ные инвесторы получили возможность репатриировать прибыль при условии предъявления справки о полученных дивидендах. Но пока ограничения сняты лишь в области совершения текущих опе­раций.

Серьезные проблемы возникли у Китая в 1997 году в связи с девальвацией валют соседних азиатских стран. Опасность укрепле­ния собственной валюты для Китая заключалась в том, что оно подрывало конкурентоспособность китайских товаров и, следова­тельно, замедляло экономический рост (свыше 11% экспорта Ки­тая приходится именно на эти страны, которые к тому же являют­ся его прямыми конкурентами на нескольких рынках). На фоне девальвации валют соседних стран китайский юань, связанный с гонконгским долларом, курс которого искусственно защищен привязкой к доллару США и завышенными процентными ставка­ми, медленно, но верно рос из-за высокого спроса на него на внутреннем рынке. Вследствие противоречия этой тенденции с интересами национальной экономики НБК ежедневно был вы­нужден скупать на валютных рынках до 100 млн долларов. Вместе с тем девальвация юаня неизбежно должна была привести к даль­нейшему увеличению положительного сальдо внешнеторгового баланса по отношению к США (а в 1997 году оно достигло 44 млрд долларов). Вследствие этого могла начаться торговая война между Вашингтоном и Пекином. Но неблагоприятные события финансового кризиса, затронувшего и Китай, привели к тому, что юань все-таки был девальвирован.

По состоянию на конец 1997 года, валютные резервы состав­ляли свыше 130 млрд долларов (20 млрд в 1991 году). Более 70% этих резервов были номинированы в долларах США и помещены в казначейские облигации США. Однако правительство страны уже неоднократно рассматривало возможность диверсифицировать со­став национальных резервов с целью уменьшить «чрезмерную за­висимость» от одной валюты. Даже упоминание этой темы второ­степенными китайскими правительственными чиновниками при­водит власти США в волнение и делает позицию США более гиб­кой по многим экономическим вопросам.

В рамках проводимой в Китае реформы финансового сектора экономики предусматривается реорганизовать и НБК — перестро­ить его по образцу Федеральной резервной системы США. До 2000 года ЦБ предполагает закрыть большинство из своих более чем 30 провинциальных отделений и организовать 10—15 межрегиональ­ных филиалов, пытаясь таким образом ограничить влияние мест­ных властей на банковский сектор.

Закон о коммерческих банках был принят 10 мая 1995 года и вступил в силу 1 июля. Его целью является защита интересов ком­мерческих банков, их вкладчиков и клиентов, регулирование и контроль их деятельности, обеспечение стабильности банковских операций и финансового сектора. Действие этого документа рас­пространяется на все китайские государственные, частные банки и банки со смешанной формой собственности, кредитные коопе­ративные компании, совместные китайско-иностранные банки, а также дочерние компании иностранных банков. Закон устанавли­вает, что коммерческий банк является юридическим лицом с пра­вом принимать вклады клиентов, предоставлять кредиты и пол­ный набор банковских услуг, в частности таких, как размещение и продажа государственных облигаций, выдача документарных аккредитивов, аренда сейфов и т.н.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.