франция
Главный банк страны — Банк Франции — был учрежден еще 18 января 1800 года первым консулом Наполеоном Бонапартом с целью возрождения ослабшей в результате революционного катаклизма экономической активности. Банк был организован как частное акционерное общество с уставным капиталом 30 млн франков, на часть которого подписался и сам Наполеон. Первоначально, согласно уставу от 13 февраля 1800 года, банк функционировал только в Париже, на конкурентной основе с другими существующими учреждениями.
Из числа держателей 200 крупнейших пакетов акций банка составлялась Генеральная Ассамблея. Члены Генеральной Ассамблеи назначали 15 регентов — Генеральный совет банка, которому поручалось осуществлять управление им, и трех ревизоров, контролирующих финансовую деятельность. Генеральный совет избирал Центральный комитет из трех человек. 14 февраля 1803 года это новое учреждение было наделено первой официальной «хартией», предоставлявшей ему эксклюзивное право эмиссии в Париже на 15 лет. В 1806 году вместо Центрального комитета были введены должности управляющего и двух его заместителей, назначаемых императором. Уставные документы Банка Франции регулировали его деятельность вплоть до 1936 года.
Право эмиссии, предоставленное Банку в 1803 году и подтвержденное в 1806 году, возобновлялось до 1945 года четырежды. Постепенно охватив города, где размещались «учетные отделения», оно — в результате поглощения эмиссионных банков департаментов страны — распространилось в 1848 году на всю территорию Франции.
До 1848 года банкноты Банка Франции имели «свободный курс», т.е. могли быть не приняты в качестве платежного средства. Кроме того, объемы эмиссии не подвергались никаким ограничениям, но Банк должен был обеспечить по первому требованию обмен выпущенных им банкнот на металлические деньги. Кризис, , наступивший вследствие волнений 1848 года, повлек за собой
введение «принудительного курса», который освобождал эмиссионный центр от обязанности оплачивать предъявляемые ему банкноты. Он предполагал также замену «свободного курса» «курсом законным», при котором частные лица и государственные кассы обязывались принимать банкноты в качестве средства платежа. Для сбалансирования введения «принудительного курса» эмиссия была ограничена. «Принудительный» и «законный» курсы были отменены законом от 6 августа 1850 года, но потом вновь введены на время войны 1870 года. Затем их пути разошлись. Действие «принудительного курса» прекращалось или вновь восстанавливалось по мере эволюции финансовой ситуации в стране. «Законный курс» (обязанность принимать банкноты в качестве средства платежа), напротив, никогда после 1870 года не оспаривался.
Проникновение Банка в провинцию, довольно ограниченное до 1848 года (к этому времени существовало только 15 отделений), расширилось со второй половины XIX века, число отделений достигло 160 в 1900 году и 259 в 1928 году. Параллельно с географическим распространением деятельность Банка была отмечена значительным увеличением объема операций:
• постоянно расширялось содействие экономике благодаря согласованному проведению политики умеренных учетных ставок и смягчению условий учета ценных бумаг;
• в 1834 году получили распространение банковские авансы под ценные бумаги. Их действие сначала распространялось лишь на государственные ценные бумаги, но постепенно охватило и другие их категории;
• благодаря увеличению видов операций по обслуживанию владельцев счетов и вкладчиков в ценные бумаги расширялись связи с клиентами;
• Банк Франции принял участие в поддержании курса национальной валюты путем покупки и продажи золота по фиксированной цене. Операции продолжались в течение всего времени действия режима конвертируемости. Восстановление в 1914 году «принудительного курса» приостановило эту деятельность до 1926 года, когда эмиссионный центр вновь получил право проводить операции на обменном рынке с целью стабилизации франка;
• наконец, в обмен на эмиссионную привилегию Банку было поручено бесплатно оказывать кассовые услуги бухгалтерии Казначейства и предоставлять государству кредиты, когда того требовала финансовая ситуация в госсекторе.
В период новейшей истории деятельность центрального банка страны находилась в зависимости от других государственных властей: закон 1936 года допускал их прямое вмешательство в управление банком (с этого года Банк Франции стал подконтролен правительству и руководители основных подразделений Банка назначались правительством). Так, 15 регентов были заменены 20 советниками, из которых лишь 2 избирались Генеральной Ассамблеей. Для управляющего и его двух заместителей была отменена обязанность быть держателями определенного количества акций.
Согласно закону от 2 декабря 1945 года капитал Банка Франции был передан 1 января 1946 года государству, вследствие чего Банк Франции до сих пор сохраняет статус государственного учреждения. Реформы 1936-го и 1945 года вывели из сферы частных интересов всякое участие в управлении эмиссионным центром и упрочили государственный контроль, однако не урезали независимость управляющего по отношению к органам государственной власти и не сократили признанную за банком управленческую автономию.
В 1973 году в уставные документы были внесены очередные поправки. Состав Генерального совета претерпел серьезные изменения: советники стали назначаться не как представители определенных экономических и финансовых кругов, а исходя из их личной компетентности. Существенно возросли полномочия Генерального совета. Число ревизоров, представляющих государство, было сокращено с 2 человек до 1, но полномочия оставшегося ревизора существенно возросли. За Министерством экономики и финансов было оставлено право одобрять распределение прибыли и размер дивидендов.
Лишь в 1993 году с принятием Закона об Уставе Банка Франции он стал в определенной мере независимым. Независимость Банка Франции обеспечивается тем, что на него возложена ответственность за определение и проведение денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности цен в рамках общей экономической политики правительства, а также коллегиальностью его руководства.
Закон провозглашает принцип гласности и определяет условия, на которых Банк Франции должен отчитываться за свою деятельность перед органами государственной власти. Предусмотрено, что управляющий Банком Франции должен не реже раза в год направлять Президенту Республики и Парламенту отчет об операциях Банка, денежно-кредитной политике и ее перспективах. Кроме
того, информация о счетах Банка Франции доводится до сведения Комиссий по финансам Национального собрания и Сената. Управляющий Банком Франции может заслушиваться Комиссиями по финансам обеих палат по их запросу и сам может попросить эти комиссии заслушать его.
Основным инструментом денежно-кредитной политики является регулирование процентных ставок, чья динамика непосредственно влияет на динамику валютного курса франка и на количество денег в обращении. Кроме того, уровень процентных ставок, разница между краткосрочной и долгосрочной процентными ставками оказывают прямое воздействие на спрос субъектов экономики на кредиты и регулирует направление финансовых потоков между денежными вложениями и неденежными финансовыми активами. Механизм регулирования процентных ставок основан на осуществлении кредитных интервенций на межбанковском рынке через кредитные аукционы или под залог векселей на срок 5—10 дней. Бывшим, более «грубым» инструментом денежно-кредитной политики являются обязательные резервные требования.
Режим обменного курса и паритет франка устанавливаются Правительством, а Банк Франции от имени государства и в рамках общих направлений валютной политики, формируемых министром экономики и финансов, регулирует соотношение франка и иностранных валют.
Все упомянутые функции Банка Франции имеют в большей или меньшей степени непосредственно экономическую направленность. Когда банк осуществляет выпуск банкнот для облегчения обращения ценностей малыми количествами; когда он держит под контролем валютные курсы и проводит интервенции с целью поддержания в требуемых пределах той или иной валюты;
или же, в ещё большей степени, когда он вмешивается в работу денежного рынка с целью изменения в ту или иную сторону про- ;
центных ставок, банк одновременно осуществляет и экономическую функцию. Но в некоторые периоды центральный банк выполнял экономическую функцию ещё более явно. Так, восстановление хозяйства во Франции во многом было основано на сочетании среднесрочных кредитов с несколькими следовавшими один за другим перепоручительствами или переучётами. Притом на вершине этой конструкции было задействовано рефинансирование со стороны центрального банка.
Основными руководящими органами Банка Франции являются:
1. Совет по денежно-кредитной политике. В его задачу входит:
разработка денежно-кредитной политики, контроль над динамикой агрегатов денежной массы, определение круга операций, осуществляемых центральным банком, и обязательств, которые денежно-кредитная политика налагает на кредитные учреждения. В рамках этих задач Совет устанавливает порядок проведения Банком Франции ссудных, учетных, залоговых, валютных операций, сделок с обратным выкупом и предоставления гарантий по данным видам операций; устанавливает параметры политики обязательных резервов (базу исчисления, нормы отчислений).
Совет возглавляется управляющим Банка Франции, помимо которого в него также входят: два его заместителя и шесть членов из числа специалистов в области экономики и финансов. Члены Совета назначаются Советом министров по представлению глав палат парламента Франции и руководителя экономического и социального совета. Причем срок полномочий шести рядовых его членов определяется жребием: для двух человек он составляет 3 года, еще для двух — 6 лет, для остальных — 9 лет. Члены Совета, назначенные на 6 и 9 лет, могут быть выбраны для исполнения этих функций повторно. Работа в Совете ведется на постоянной основе и исключает любую другую государственную или частную профессиональную деятельность (за исключением традиционно разрешенной преподавательской деятельности, работы в международных организациях и т.п.).
Совет собирается не реже 1 раза в месяц, но фактически — раз в две недели. Решения принимаются Советом в присутствии не менее двух третей его членов. В случае равного распределения голосов «за» и «против» голос председателя Совета является решающим. В случае отсутствия кворума Совет собирается повторно, и решения принимаются простым большинством голосов. В работе Совета по денежно-кредитной политике с совещательным правом голоса могут принимать участие премьер-министр республики и министр экономики и финансов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20