Рефераты. Банки (курс лекций)

Банки (курс лекций)

франция

Главный банк страны — Банк Франции — был учреж­ден еще 18 января 1800 года первым консулом Наполео­ном Бонапартом с целью возрождения ослабшей в ре­зультате революционного ка­таклизма экономической ак­тивности. Банк был органи­зован как частное акционерное общество с уставным капиталом 30 млн франков, на часть которого подписался и сам Наполеон. Первоначально, согласно уставу от 13 февраля 1800 года, банк функционировал только в Париже, на конкурентной основе с другими существующими учреждениями.

Из числа держателей 200 крупнейших пакетов акций банка составлялась Генеральная Ассамблея. Члены Генеральной Ассамб­леи назначали 15 регентов — Генеральный совет банка, которому поручалось осуществлять управление им, и трех ревизоров, конт­ролирующих финансовую деятельность. Генеральный совет изби­рал Центральный комитет из трех человек. 14 февраля 1803 года это новое учреждение было наделено первой официальной «хар­тией», предоставлявшей ему эксклюзивное право эмиссии в Па­риже на 15 лет. В 1806 году вместо Центрального комитета были введены должности управляющего и двух его заместителей, на­значаемых императором. Уставные документы Банка Франции регулировали его деятельность вплоть до 1936 года.

Право эмиссии, предоставленное Банку в 1803 году и подтвер­жденное в 1806 году, возобновлялось до 1945 года четырежды. По­степенно охватив города, где размещались «учетные отделения», оно — в результате поглощения эмиссионных банков департамен­тов страны — распространилось в 1848 году на всю территорию Франции.

До 1848 года банкноты Банка Франции имели «свободный курс», т.е. могли быть не приняты в качестве платежного средства. Кроме того, объемы эмиссии не подвергались никаким ограниче­ниям, но Банк должен был обеспечить по первому требованию обмен выпущенных им банкнот на металлические деньги. Кризис, , наступивший вследствие волнений 1848 года, повлек за собой

введение «принудительного курса», который освобождал эмисси­онный центр от обязанности оплачивать предъявляемые ему бан­кноты. Он предполагал также замену «свободного курса» «курсом законным», при котором частные лица и государственные кассы обязывались принимать банкноты в качестве средства платежа. Для сбалансирования введения «принудительного курса» эмиссия была ограничена. «Принудительный» и «законный» курсы были отмене­ны законом от 6 августа 1850 года, но потом вновь введены на время войны 1870 года. Затем их пути разошлись. Действие «при­нудительного курса» прекращалось или вновь восстанавливалось по мере эволюции финансовой ситуации в стране. «Законный курс» (обязанность принимать банкноты в качестве средства платежа), напротив, никогда после 1870 года не оспаривался.

Проникновение Банка в провинцию, довольно ограниченное до 1848 года (к этому времени существовало только 15 отделе­ний), расширилось со второй половины XIX века, число отделе­ний достигло 160 в 1900 году и 259 в 1928 году. Параллельно с географическим распространением деятельность Банка была от­мечена значительным увеличением объема операций:

• постоянно расширялось содействие экономике благодаря со­гласованному проведению политики умеренных учетных ста­вок и смягчению условий учета ценных бумаг;

• в 1834 году получили распространение банковские авансы под ценные бумаги. Их действие сначала распространялось лишь на государственные ценные бумаги, но постепенно охватило и другие их категории;

• благодаря увеличению видов операций по обслуживанию вла­дельцев счетов и вкладчиков в ценные бумаги расширялись связи с клиентами;

• Банк Франции принял участие в поддержании курса нацио­нальной валюты путем покупки и продажи золота по фикси­рованной цене. Операции продолжались в течение всего вре­мени действия режима конвертируемости. Восстановление в 1914 году «принудительного курса» приостановило эту дея­тельность до 1926 года, когда эмиссионный центр вновь по­лучил право проводить операции на обменном рынке с це­лью стабилизации франка;

• наконец, в обмен на эмиссионную привилегию Банку было поручено бесплатно оказывать кассовые услуги бухгалтерии Казначейства и предоставлять государству кредиты, когда того требовала финансовая ситуация в госсекторе.

В период новейшей истории деятельность центрального банка страны находилась в зависимости от других государственных вла­стей: закон 1936 года допускал их прямое вмешательство в управ­ление банком (с этого года Банк Франции стал подконтролен правительству и руководители основных подразделений Банка назначались правительством). Так, 15 регентов были заменены 20 советниками, из которых лишь 2 избирались Генеральной Ассам­блеей. Для управляющего и его двух заместителей была отменена обязанность быть держателями определенного количества акций.

Согласно закону от 2 декабря 1945 года капитал Банка Фран­ции был передан 1 января 1946 года государству, вследствие чего Банк Франции до сих пор сохраняет статус государственного уч­реждения. Реформы 1936-го и 1945 года вывели из сферы частных интересов всякое участие в управлении эмиссионным центром и упрочили государственный контроль, однако не урезали незави­симость управляющего по отношению к органам государственной власти и не сократили признанную за банком управленческую автономию.

В 1973 году в уставные документы были внесены очередные поправки. Состав Генерального совета претерпел серьезные изме­нения: советники стали назначаться не как представители опреде­ленных экономических и финансовых кругов, а исходя из их лич­ной компетентности. Существенно возросли полномочия Генераль­ного совета. Число ревизоров, представляющих государство, было сокращено с 2 человек до 1, но полномочия оставшегося ревизо­ра существенно возросли. За Министерством экономики и финан­сов было оставлено право одобрять распределение прибыли и раз­мер дивидендов.

Лишь в 1993 году с принятием Закона об Уставе Банка Фран­ции он стал в определенной мере независимым. Независимость Банка Франции обеспечивается тем, что на него возложена ответ­ственность за определение и проведение денежно-кредитной по­литики для обеспечения стабильности цен в рамках общей эконо­мической политики правительства, а также коллегиальностью его руководства.

Закон провозглашает принцип гласности и определяет усло­вия, на которых Банк Франции должен отчитываться за свою де­ятельность перед органами государственной власти. Предусмотре­но, что управляющий Банком Франции должен не реже раза в год направлять Президенту Республики и Парламенту отчет об опера­циях Банка, денежно-кредитной политике и ее перспективах. Кроме

того, информация о счетах Банка Франции доводится до сведе­ния Комиссий по финансам Национального собрания и Сената. Управляющий Банком Франции может заслушиваться Комиссия­ми по финансам обеих палат по их запросу и сам может попросить эти комиссии заслушать его.

Основным инструментом денежно-кредитной политики явля­ется регулирование процентных ставок, чья динамика непосред­ственно влияет на динамику валютного курса франка и на коли­чество денег в обращении. Кроме того, уровень процентных ста­вок, разница между краткосрочной и долгосрочной процентными ставками оказывают прямое воздействие на спрос субъектов эко­номики на кредиты и регулирует направление финансовых пото­ков между денежными вложениями и неденежными финансовы­ми активами. Механизм регулирования процентных ставок осно­ван на осуществлении кредитных интервенций на межбанковском рынке через кредитные аукционы или под залог векселей на срок 5—10 дней. Бывшим, более «грубым» инструментом денежно-кре­дитной политики являются обязательные резервные требования.

Режим обменного курса и паритет франка устанавливаются Правительством, а Банк Франции от имени государства и в рам­ках общих направлений валютной политики, формируемых ми­нистром экономики и финансов, регулирует соотношение фран­ка и иностранных валют.

Все упомянутые функции Банка Франции имеют в большей или меньшей степени непосредственно экономическую направ­ленность. Когда банк осуществляет выпуск банкнот для облегче­ния обращения ценностей малыми количествами; когда он дер­жит под контролем валютные курсы и проводит интервенции с целью поддержания в требуемых пределах той или иной валюты;

или же, в ещё большей степени, когда он вмешивается в работу денежного рынка с целью изменения в ту или иную сторону про- ;

центных ставок, банк одновременно осуществляет и экономичес­кую функцию. Но в некоторые периоды центральный банк выпол­нял экономическую функцию ещё более явно. Так, восстановле­ние хозяйства во Франции во многом было основано на сочета­нии среднесрочных кредитов с несколькими следовавшими один за другим перепоручительствами или переучётами. Притом на вер­шине этой конструкции было задействовано рефинансирование со стороны центрального банка.

Основными руководящими органами Банка Франции являют­ся:

1. Совет по денежно-кредитной политике. В его задачу входит:

разработка денежно-кредитной политики, контроль над динами­кой агрегатов денежной массы, определение круга операций, осу­ществляемых центральным банком, и обязательств, которые де­нежно-кредитная политика налагает на кредитные учреждения. В рамках этих задач Совет устанавливает порядок проведения Бан­ком Франции ссудных, учетных, залоговых, валютных операций, сделок с обратным выкупом и предоставления гарантий по дан­ным видам операций; устанавливает параметры политики обяза­тельных резервов (базу исчисления, нормы отчислений).

Совет возглавляется управляющим Банка Франции, помимо которого в него также входят: два его заместителя и шесть членов из числа специалистов в области экономики и финансов. Члены Совета назначаются Советом министров по представлению глав палат парламента Франции и руководителя экономического и со­циального совета. Причем срок полномочий шести рядовых его членов определяется жребием: для двух человек он составляет 3 года, еще для двух — 6 лет, для остальных — 9 лет. Члены Совета, назначенные на 6 и 9 лет, могут быть выбраны для исполнения этих функций повторно. Работа в Совете ведется на постоянной основе и исключает любую другую государственную или частную профессиональную деятельность (за исключением традиционно разрешенной преподавательской деятельности, работы в между­народных организациях и т.п.).

Совет собирается не реже 1 раза в месяц, но фактически — раз в две недели. Решения принимаются Советом в присутствии не менее двух третей его членов. В случае равного распределения го­лосов «за» и «против» голос председателя Совета является решаю­щим. В случае отсутствия кворума Совет собирается повторно, и решения принимаются простым большинством голосов. В работе Совета по денежно-кредитной политике с совещательным правом голоса могут принимать участие премьер-министр республики и министр экономики и финансов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.