Первым в Царстве Польском в 1870 году был основан Коммерческий банк в Варшаве. В 1871 году был открыт еще один крупный банк — Варшавский учетный банк. В 1872 году был создан коммерческий банк вЛодзи. После финансового кризиса 1873 года и первого банковского краха в России в 1875 году царское правительство ввело меры по ограничению открытия новых банков,
215
которые распространились и на Польшу. Поэтому лишь в 1897 году был создан следующий польский банк — Лодзинский купеческий. Ограничения Министерства финансов России на учреждение новых банков на территории Царства Польского были полностью отменены лишь к 1908 году. За отменой ограничений последовал значительный рост количества банков и суммарного объема операций: если в 1873—1895 годах в Польше существовало только 3 банка, то в 1900—1906 годах их стало 4, в 1910-м — 6 а в 1914-м - 9.
Однако большинство активных операций польских коммерческих банков вплоть до конца первого десятилетия XX века носило краткосрочный характер. Из-за ограничений в своих уставах они не имели права вести ипотечные операции, основывать и финансировать промышленные предприятия, принимать в собственность не полностью оплаченные акции и облигации, посредничать в размещении этих ценных бумаг на денежном рынке. Это значительно сужало возможности сотрудничества банков с промышленностью, причем по мере роста такого сотрудничества банки старались тем или иным образом обходить указанные ограничения. Многие польские коммерческие банки тесно сотрудничали с российским банковским капиталом. Например, Варшавский коммерческий банк имел весьма разветвленную сеть своих отделений, в том числе в Санкт-Петербурге и Киеве.
К концу 90-х годов XX века в Польше насчитывалось более 1600 банков, в их числе:
• 81 частный банк (в том числе с долей государственного участия);
• 6 чисто государственных банков;
• 9 дочерних банков иностранных кредитных институтов;
• 4 совместных банка;
• 1510 небольших кооперативных банков.
Всего на территории Польши действовало 1843 банковских отделения, или одно отделение на 21700 жителей. В банковской отрасли занято 240000 человек.
До 1989 года в польской банковской системе доминировал Национальный банк Польши (НБП). Кроме того, значительную роль традиционно играли кооперативные банки (КБ). Подавляющее большинство из них входило в систему государственно-кооперативного банка продовольственного хозяйства (БПХ). Эти банки выполняли и продолжают выполнять важные функции, ориентируясь на розничный и мелкооптовый банковский продукт для
большого числа мелких и средних клиентов, удаленных от крупных городских центров. Среди клиентов КБ — сельские жители, крестьянские и ремесленные хозяйства, предприниматели, бюджетные учреждения и организации. Кооперативные банки ведут также кассовое исполнение бюджетов гмин (орган власти в низшей административно-территориальной единице Польши). Если проводить аналогию с Россией, то можно сказать, что в Польше они во многом играют роль муниципальных банков. БПХ и КБ были учреждены как единая система в 1975 году на базе уже существовавших ссудо-сберегательных кооперативов. Собственность на капитал в Банке продовольственного хозяйства делилась поровну государством и кооперативными банками. КБ учреждались и функционировали на кооперативных началах и до 1990 года обязывались объединяться в систему БПХ.
С переходом к рыночной экономике стала преобразовываться и система кооперации — кооперативы были подвергнуты процедуре «люстрации», их деятельность была приостановлена. С конца 1990 года была отменена обязательность вхождения кооперативных банков в БПХ. Кооперативным банкам было предписано обязательное проведение общих собраний членов кооперативов на предмет добровольного определения дальнейшей судьбы кооператива. Вследствие этого к 1993 году вне системы БПХ числилось уже 390 кооперативных банков.
До начала перехода к рыночной экономике БПХ, а через него и кооперативные банки получили значительную финансовую помощь от государства и действовали далеко не всегда по строго коммерческим принципам. С переходом к рыночной экономике эта помощь резко сократилась. В результате у БПХ и многих КБ выявились значительные проблемные активы и прямые убытки. С января 1994 года была приостановлена деятельность 11 КБ. Два из них ликвидированы путем продажи другим банкам, в восьми введено внешнее управление. Положение более чем 800 банков было признано проблемным, от них потребовали разработки программ улучшения. По 657 банкам такие программы впоследствии были одобрены Национальным банком Польши, а по 250 — успешно реализованы. В отношении 299 кооперативных банков сохранялась угроза ликвидации или банкротства.
Таким образом, в целом положение БПХ и входящих в него КБ оказалось далеко не благополучным, и возникла потребность в существенных преобразованиях. Больших затрат требовали ликвидация и реструктуризация системы БПХ и КБ в целом. В итоге
появился новый закон от 24 июня 1994 года «О реструктуризации кооперативных банков и Банка продовольственного хозяйства», предусматривающий три звена системы КБ:
1. Кооперативные банки. Учредителями КБ могут быть не менее 10 физических лиц или не менее 3 юридических лиц. Банк учреждается (с согласия НБП) и действует (управляется) по правилам кооператива. Основные решения принимаются по принципу: один пай — один голос. КБ вправе выполнять почти все функции обычного коммерческого банка, но только в пределах своей гмины.
2. Региональный банк (РБ) или региональное договорное объединение (центр) КБ. Банки добровольно входят в состав РБ, но обязываются оформлять вхождение типовым договором как его акционеры. Они вправе быть акционером только одного РБ (за некоторым исключением) своего региона, который учреждается и функционирует только в форме акционерного общества. Решения в РБ принимаются по принципу: один член (акционер) — один голос, т.е. независимо от количества акций, находящихся в собственности акционера. Акционерами РБ с согласия председателя НБП могут быть не только кооперативные банки, но акционеры, не являющиеся КБ, не имеют права голоса.
РБ вправе выполнять широкий спектр банковских функций, но только в пределах своего региона, границы которого определяются и изменяются самими РБ по согласованию с председателем НБП и министром финансов. Первоначально РБ были учреждены в городах Быдгощ, Кошалин, Краков, Люблин, Олштын, По-знань, Жешув, Варшава, Вроцлав.
Территориальная сфера деятельности РБ и КБ ограничивается законом с целью обеспечить предложение банковского продукта на селе и в местах, удаленных от крупных городских центров, предотвратив перелив банковского капитала в другие места его приложения.
По отношению к кооперативным банкам своего региона РБ выполняет функции банковского центра (представляет интересы, ведет текущие счета, счета обязательных резервов, межбанковские расчеты, кредиты в порядке рефинансирования, осуществляет надзорные функции и т.д.). Перед вышестоящим банком РБ представляет свое региональное объединение кооперативных банков как единое целое (например, представляет два финансовых отчета — отчет РБ как центра регионального объединения кооперативных банков и консолидированный отчет за все региональное объединение КБ).
3. Вышестоящий банк, функции которого возлагаются на преобразованный и реструктурированный БПХ. Банк организован и функционирует как АО. Его акционеры — РБ и Госказна (Министерство финансов). В число акционеров без права голоса допускаются и другие польские и международные фининституты, иностранные юридические лица. Решения в банке принимаются по принципу: одна акция — один голос. РБ входят в краевой банк по договору объединения.
Функции краевого банка сводятся в основном к координации деятельности входящих в него РБ и КБ. Он ведет текущие счета и счета обязательных резервов РБ, расчеты между ними, осуществляет вложения и поиск источников финансовых средств на польских и зарубежных финансовых рынках, проводит международные финансовые операции и т.д. Краевой банк также контролирует финансовое положение входящих в него региональных банков, отчисляет обязательные резервы в НБП за краевое объединение РБ, получает кредиты в порядке рефинансирования от НБП для РБ, осуществляет надзор за ними, выполняет другие функции краевого финансового и организационного центра.
Согласно закону БПХ и РБ обязаны создавать общий гарантийный фонд для оказания возвратной финансовой помощи кооперативным и региональным банкам своей системы (фонд формируется из их ежегодных взносов в размере до 5% от суммы на-логооблагаемого дохода), а также ипотечный фонд для предоставления ипотечных кредитов в размере до 60% стоимости залога.
Принятый закон, предусматривающий административно-экономическое давление на КБ, в целом необходимое для их выживания, в сочетании с финансовой помощью государства позволяет надеяться, что система КБ, РБ и БПХ в рыночных условиях не только выживет, но и укрепится, расширит свое присутствие и роль на финансовом рынке страны.
В первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к функциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои учреждения девяти региональным госбанкам.
Процессу приватизации госбанков предшествовала их реструктуризация и капитализация. Затраты на рекапитализацию, составившие 1,9 млрд долларов, легли на правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году на базе соглашения с МВФ и Всемирным банком, предоставившими на эти цели 600 млн долларов. Позднее Всемирный банк выделил
ещё 450 млн долларов. В марте 1993 года был принят закон о финансовой реструктуризации. До марта 1994 года были реструктурированы проблемные кредиты на сумму в 15,6 млрд злотых. В середине 1995 года процесс приватизации замедлился, за 1993— 1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков (Bank Kreditowy, Bank Slaski и Bank Przemislovo-Handlowy). Эллайд Айриш Бэнкс, Европейский банк реконструкции и развития и голландский Ай-Эн-Джи Бэнк Эн-Ви выкупили меньшую долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более привлекательные польские банки. После этого была принята «смешанная концепция приватизации», согласно которой часть государственных банков должна была консолидироваться в финансовые группы и лишь затем поэтапно приватизироваться.
Решение о слиянии было принято с целью усилить отечественную банковскую систему в преддверии открытия банковского сектора для иностранных институтов в связи с присоединением Польши к Европейскому союзу в качестве ассоциированного члена.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20