Рефераты. Банки (курс лекций)

Первым в Царстве Польском в 1870 году был основан Ком­мерческий банк в Варшаве. В 1871 году был открыт еще один круп­ный банк — Варшавский учетный банк. В 1872 году был создан коммерческий банк вЛодзи. После финансового кризиса 1873 года и первого банковского краха в России в 1875 году царское прави­тельство ввело меры по ограничению открытия новых банков,

215


которые распространились и на Польшу. Поэтому лишь в 1897 году был создан следующий польский банк — Лодзинский купеческий. Ограничения Министерства финансов России на учреждение но­вых банков на территории Царства Польского были полностью отменены лишь к 1908 году. За отменой ограничений последовал значительный рост количества банков и суммарного объема опе­раций: если в 1873—1895 годах в Польше существовало только 3 банка, то в 1900—1906 годах их стало 4, в 1910-м — 6 а в 1914-м - 9.

Однако большинство активных операций польских коммерчес­ких банков вплоть до конца первого десятилетия XX века носило краткосрочный характер. Из-за ограничений в своих уставах они не имели права вести ипотечные операции, основывать и финан­сировать промышленные предприятия, принимать в собственность не полностью оплаченные акции и облигации, посредничать в размещении этих ценных бумаг на денежном рынке. Это значи­тельно сужало возможности сотрудничества банков с промыш­ленностью, причем по мере роста такого сотрудничества банки старались тем или иным образом обходить указанные ограниче­ния. Многие польские коммерческие банки тесно сотрудничали с российским банковским капиталом. Например, Варшавский ком­мерческий банк имел весьма разветвленную сеть своих отделе­ний, в том числе в Санкт-Петербурге и Киеве.

К концу 90-х годов XX века в Польше насчитывалось более 1600 банков, в их числе:

• 81 частный банк (в том числе с долей государственного уча­стия);

• 6 чисто государственных банков;

• 9 дочерних банков иностранных кредитных институтов;

• 4 совместных банка;

• 1510 небольших кооперативных банков.

Всего на территории Польши действовало 1843 банковских отделения, или одно отделение на 21700 жителей. В банковской отрасли занято 240000 человек.

До 1989 года в польской банковской системе доминировал Национальный банк Польши (НБП). Кроме того, значительную роль традиционно играли кооперативные банки (КБ). Подавляю­щее большинство из них входило в систему государственно-коо­перативного банка продовольственного хозяйства (БПХ). Эти бан­ки выполняли и продолжают выполнять важные функции, ориен­тируясь на розничный и мелкооптовый банковский продукт для

большого числа мелких и средних клиентов, удаленных от круп­ных городских центров. Среди клиентов КБ — сельские жители, крестьянские и ремесленные хозяйства, предприниматели, бюд­жетные учреждения и организации. Кооперативные банки ведут также кассовое исполнение бюджетов гмин (орган власти в низ­шей административно-территориальной единице Польши). Если проводить аналогию с Россией, то можно сказать, что в Польше они во многом играют роль муниципальных банков. БПХ и КБ были учреждены как единая система в 1975 году на базе уже суще­ствовавших ссудо-сберегательных кооперативов. Собственность на капитал в Банке продовольственного хозяйства делилась поровну государством и кооперативными банками. КБ учреждались и фун­кционировали на кооперативных началах и до 1990 года обязыва­лись объединяться в систему БПХ.

С переходом к рыночной экономике стала преобразовываться и система кооперации — кооперативы были подвергнуты проце­дуре «люстрации», их деятельность была приостановлена. С конца 1990 года была отменена обязательность вхождения кооператив­ных банков в БПХ. Кооперативным банкам было предписано обязательное проведение общих собраний членов кооперативов на предмет добровольного определения дальнейшей судьбы коо­ператива. Вследствие этого к 1993 году вне системы БПХ числи­лось уже 390 кооперативных банков.

До начала перехода к рыночной экономике БПХ, а через него и кооперативные банки получили значительную финансовую по­мощь от государства и действовали далеко не всегда по строго коммерческим принципам. С переходом к рыночной экономике эта помощь резко сократилась. В результате у БПХ и многих КБ выявились значительные проблемные активы и прямые убытки. С января 1994 года была приостановлена деятельность 11 КБ. Два из них ликвидированы путем продажи другим банкам, в восьми вве­дено внешнее управление. Положение более чем 800 банков было признано проблемным, от них потребовали разработки программ улучшения. По 657 банкам такие программы впоследствии были одобрены Национальным банком Польши, а по 250 — успешно реализованы. В отношении 299 кооперативных банков сохранялась угроза ликвидации или банкротства.

Таким образом, в целом положение БПХ и входящих в него КБ оказалось далеко не благополучным, и возникла потребность в существенных преобразованиях. Больших затрат требовали ликви­дация и реструктуризация системы БПХ и КБ в целом. В итоге

появился новый закон от 24 июня 1994 года «О реструктуризации кооперативных банков и Банка продовольственного хозяйства», предусматривающий три звена системы КБ:

1. Кооперативные банки. Учредителями КБ могут быть не ме­нее 10 физических лиц или не менее 3 юридических лиц. Банк учреждается (с согласия НБП) и действует (управляется) по пра­вилам кооператива. Основные решения принимаются по принци­пу: один пай — один голос. КБ вправе выполнять почти все функ­ции обычного коммерческого банка, но только в пределах своей гмины.

2. Региональный банк (РБ) или региональное договорное объе­динение (центр) КБ. Банки добровольно входят в состав РБ, но обязываются оформлять вхождение типовым договором как его акционеры. Они вправе быть акционером только одного РБ (за некоторым исключением) своего региона, который учреждается и функционирует только в форме акционерного общества. Реше­ния в РБ принимаются по принципу: один член (акционер) — один голос, т.е. независимо от количества акций, находящихся в собственности акционера. Акционерами РБ с согласия председа­теля НБП могут быть не только кооперативные банки, но акцио­неры, не являющиеся КБ, не имеют права голоса.

РБ вправе выполнять широкий спектр банковских функций, но только в пределах своего региона, границы которого определя­ются и изменяются самими РБ по согласованию с председателем НБП и министром финансов. Первоначально РБ были учреждены в городах Быдгощ, Кошалин, Краков, Люблин, Олштын, По-знань, Жешув, Варшава, Вроцлав.

Территориальная сфера деятельности РБ и КБ ограничивается законом с целью обеспечить предложение банковского продукта на селе и в местах, удаленных от крупных городских центров, предотвратив перелив банковского капитала в другие места его приложения.

По отношению к кооперативным банкам своего региона РБ выполняет функции банковского центра (представляет интересы, ведет текущие счета, счета обязательных резервов, межбанковс­кие расчеты, кредиты в порядке рефинансирования, осуществля­ет надзорные функции и т.д.). Перед вышестоящим банком РБ представляет свое региональное объединение кооперативных бан­ков как единое целое (например, представляет два финансовых отчета — отчет РБ как центра регионального объединения коопе­ративных банков и консолидированный отчет за все региональное объединение КБ).

3. Вышестоящий банк, функции которого возлагаются на пре­образованный и реструктурированный БПХ. Банк организован и функционирует как АО. Его акционеры — РБ и Госказна (Мини­стерство финансов). В число акционеров без права голоса допуска­ются и другие польские и международные фининституты, иност­ранные юридические лица. Решения в банке принимаются по прин­ципу: одна акция — один голос. РБ входят в краевой банк по дого­вору объединения.

Функции краевого банка сводятся в основном к координации деятельности входящих в него РБ и КБ. Он ведет текущие счета и счета обязательных резервов РБ, расчеты между ними, осуществ­ляет вложения и поиск источников финансовых средств на польских и зарубежных финансовых рынках, проводит международные фи­нансовые операции и т.д. Краевой банк также контролирует фи­нансовое положение входящих в него региональных банков, от­числяет обязательные резервы в НБП за краевое объединение РБ, получает кредиты в порядке рефинансирования от НБП для РБ, осуществляет надзор за ними, выполняет другие функции краево­го финансового и организационного центра.

Согласно закону БПХ и РБ обязаны создавать общий гаран­тийный фонд для оказания возвратной финансовой помощи коо­перативным и региональным банкам своей системы (фонд фор­мируется из их ежегодных взносов в размере до 5% от суммы на-логооблагаемого дохода), а также ипотечный фонд для предостав­ления ипотечных кредитов в размере до 60% стоимости залога.

Принятый закон, предусматривающий административно-эко­номическое давление на КБ, в целом необходимое для их выжи­вания, в сочетании с финансовой помощью государства позволя­ет надеяться, что система КБ, РБ и БПХ в рыночных условиях не только выживет, но и укрепится, расширит свое присутствие и роль на финансовом рынке страны.

В первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к функциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои учреж­дения девяти региональным госбанкам.

Процессу приватизации госбанков предшествовала их реструк­туризация и капитализация. Затраты на рекапитализацию, соста­вившие 1,9 млрд долларов, легли на правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году на базе соглашения с МВФ и Всемирным банком, предоставившими на эти цели 600 млн долларов. Позднее Всемирный банк выделил

ещё 450 млн долларов. В марте 1993 года был принят закон о фи­нансовой реструктуризации. До марта 1994 года были реструкту­рированы проблемные кредиты на сумму в 15,6 млрд злотых. В середине 1995 года процесс приватизации замедлился, за 1993— 1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков (Bank Kreditowy, Bank Slaski и Bank Przemislovo-Handlowy). Эллайд Айриш Бэнкс, Европейский банк реконструкции и развития и голландский Ай-Эн-Джи Бэнк Эн-Ви выкупили меньшую долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более привлека­тельные польские банки. После этого была принята «смешанная концепция приватизации», согласно которой часть государствен­ных банков должна была консолидироваться в финансовые груп­пы и лишь затем поэтапно приватизироваться.

Решение о слиянии было принято с целью усилить отечествен­ную банковскую систему в преддверии открытия банковского сек­тора для иностранных институтов в связи с присоединением Польши к Европейскому союзу в качестве ассоциированного члена.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.