системы. Консолидация банков и последующая их реструктуризация привели к тому, что, если в 1994 году государство контролировало 66,8 % капитала банковского сектора, то в конце 1995 года он на 56,8 % находился в частных руках, причем большая часть капитала принадлежала крупным иностранным инвесторам.
К июлю 1997 года из 43 местных банков 27 являлись частными, причем контрольным пакетом 22 из них владели иностранцы, и они были капитализированы намного лучше, чем государственные банки. Однако 3 стратегических финансовых учреждения остаются в руках государства: Венгерский банк развития, кредитующий промышленность; Эксимбанк, в задачи которого входит поддержка экспорта; и крупнейший в стране коммерческий банк ОТР, имеющий 378 отделений.
В 1995 году в банке ОТР было аккумулировано около 60% сбережений населения и 90% счетов правительства, доля государства в его капитале составляла 80%, активы составляли 31% совокупных активов национальной банковской системы. К середине 1996 года 23% его акций были переданы иностранным институциональным инвесторам, причем на каждого из них приходится не более 2,5% капитала банка. 5% акций было передано служащим и управленческому аппарату банка; 24% — прочим местным инвесторам. Около 20% акций банка владели страховые и пенсионные фонды. Государство сохраняло за собой 25% акций плюс один голос, однако участие государства в капитале банка ОТР планировалось сократить до 10%.
Советником в организации продажи банка выступили английский торговый банк «Шредере» и австрийская компания «Креди-танштальт секьюритиз Будапешт», сумевшие оттеснить 17 других претендентов, среди которых фигурировали английский банк «Н.М. Ротшильд» и швейцарский инвестиционный банк «Креди свисс ферст Бостон». В конце 1996 года голландский банк ABN Amro почти за 90 млн долларов приобрел 89% акций пятого по величине коммерческого банка в стране — Венгерского кредитного банка МНВ.
Несколько сложнее обстояло дело с приватизацией торгово-кредитного банка «KeresKedelmi es Hitelbank» (K&H), занимающего 2-е место по числу филиалов (154) и 3-е — по величине совокупных активов (2,25 млрд долларов). Однако в январе 1998 года государственное агентство по приватизации объявило о продаже оставшейся части (44%) акций банка. После этого процесс приватизации банковской системы страны можно считать прак
тически полностью завершенным: на долю частных владельцев приходится 93% местных банков.
Вместе с разгосударствлением банковского сектора Венгрии резко обострилась конкуренция, существенно повысилось количество и качество услуг, особенно в корпоративном банковском секторе. Электронные банковские услуги получили такое же распространение, что и в любой западной стране, как на межбанковском рынке, так и среди банков, обслуживающих широкую клиентуру. К середине 1997 года в Венгрии насчитывалось уже около полутора миллионов владельцев пластиковых карт.
Венгрия является одной из немногих восточноевропейских стран, широко открывших доступ иностранному капиталу к своей программе приватизации, и не только в банковском секторе. Около половины приватизированных в 90-х годах крупных венгерских предприятий контролируется иностранцами. Поскольку банки не могут устойчиво функционировать, если их клиенты испытывают трудности, то донорские вливания иностранного капитала в отечественную промышленность благоприятно сказываются и на состоянии банковской системы.
Иностранные банки проявляют к Венгрии растущий интерес. В 1995 году фирма «Дженерэл Электрик Кэпитэл Сервисиз» и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выкупили у венгерского правительства 60%-ную долю в Будапештском банке за 87 млн долларов. «Дженерэл Электрик» приобрела 27,5% акций банка, а ЕБРР — 32,5%. Это была первая в Венгрии сделка, при которой большая доля госбанка была продана инвесторам, к тому же иностранным. В результате Будапештский банк с активами более чем 215 млрд форинтов (1,54 млрд долларов) и 74 филиалами стал крупнейшим коммерческим банком Венгрии.
В мае 1996 года государство продало свою 25%-ную долю в капитале Внешторгбанка (МКБ), который стал на 50,8 % принадлежать немецкому Байерише Ландесбанк, на 16,7 % — ЕБРР и на 8,3 % — германскому DEG.
С продажей остальных банков ввиду их малых размеров и незавидного финансового положения возникают серьезные трудности, в связи с чем они призывают государство объявить мораторий на предоставление новых лицензий иностранным банкам. По их мнению, такая мера должна стимулировать зарубежные банки покупать местные с целью проникновения на венгерский рынок.
Однако ведущие международные банки уже серьезно заявили о себе на местном рынке и во многом способствовали быстрому
развитию финансового сектора страны в последние годы. Около половины из 40 коммерческих банков Венгрии являются иностранными или созданы с участием иностранного капитала. Еще 20 зарубежных банков и финансовых учреждений имеют представительства. Наращивает объем операций Сити-банк, австрийский «Кредитанштальт». Возникают новые специализированные банки, такие, как Деу, Парше, Ханхва. Иностранные банки вкладывают немалые средства в расширение сети своих отделений, инвестируют в многообещающие прибыльные проекты, создавая таким образом дополнительные трудности для пока не совсем окрепших местных банков. Россия также представлена в Венгерском банковском секторе: в 1996 году российский концерн Газпром приобрел 50 % акций мелкого местного банка «Altalanos Ertekforgalmi», имеющего семь отделений.
Анализируя результаты реформы банковского сектора Венгрии, можно сделать вывод, что он несомненно выиграл как от присутствия иностранного капитала и опыта, так и в плане достоверности информации о собственности. Все банки были приватизированы или реформированы под неусыпным оком общественности, и поэтому не возникает сомнений относительно владельцев банка и связей между ними. Кроме того, благодаря внедрению в банковскую систему Венгрии западных подходов и менеджмента наблюдается постоянное снижение процента недействующих кредитов при постоянном увеличении объема выданных кредитов.
Однако с завершением процесса приватизации банковской системы правительство стало больше ориентироваться на внутренних инвесторов. Это связано с недостаточным объемом прямых иностранных инвестиций в экономику Венгрии. Поэтому в условиях ограниченного притока средств в экономику Венгрии в ее банковском секторе, видимо, будет превалировать процесс слияний.
Правительством страны и национальным банком Венгрии в связи с планируемым в 2002 году вступлением Венгрии в Европейский союз проводится последовательная политика на поэтапное открытие рынка страны. В рамках этой политики в 1997 году был принят новый закон о ценных бумагах, вступивший в действие с 1 января 1998 года. В нем содержится положение о дальнейшей либерализации движения капитала, но сохранены ограничения на движение краткосрочного капитала. В соответствии с этим законом иностранцы могут инвестировать только в государственные ценные бумаги со сроком погашения более года, в то
время как максимальный срок погашения дисконтных казначейских векселей составляет только 12 месяцев. Альтернативный доступ к краткосрочным инструментам рынка капиталов предлагают ценные бумаги местных инвестиционных фондов. С января 1998 года НБ Венгрии разрешил иностранцам покупать краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги инвестиционного фонда CAIB на сумму до 4 млрд форинтов.
Любая страна, .имеющая желание интегрироваться в мировую финансовую систему, должна придерживаться принципов конвенций ООН, ЕС и Базельского комитета в отношении усиления борьбы с отмыванием денег. По мере развития этого процесса на Западе преступники ищут пути проникновения на Восток. Поэтому Венгрия, проводящая политику, ориентированную на страны Западной Европы, уделяет в своей правовой и нормативной базе большое внимание надлежащему исполнению своих обязанностей операторами финансового рынка. Так, в Венгрии предусмотрена идентификация личности клиента при совершении операций на сумму, превышающую 2 млн форинтов, или даже операций на меньшую сумму, вызывающих особое подозрение. Идентификация также требуется в каждом случае при открытии нового счета. Временные рамки для хранения документации определены сроком 10 лет. За их нарушение предусмотрены специальные санкции, вплоть до отзыва банковских лицензий и штрафов. Кроме того, за банками законодательно закреплена обязанность сообщать о подозрительных сделках подразделению по борьбе с отмыванием денег.
* * *
Таким образом, по результатам рассмотрения венгерской банковской системы можно сделать следующие выводы:
• Венгерское правительство произвело неудачную попытку сохранить национальный банковский сектор, повысив его конкурентоспособность по сравнению с иностранными финансово-кредитными учреждениями, присутствующими на местном рынке, за счет огромных для Венгрии бюджетных вливаний. Эти расходы, давшие крупный бюджетный дефицит, нельзя назвать обоснованными, так как при слабом внешнем надзоре за банковской системой они не сопровождались процессом реформирования систем внутреннего управления в банках.
• Такая политика правительства дала обратный результат. Сейчас в количественном выражении более половины банков при-
надлежит нерезидентам, причем уровень их капитализации и рентабельности намного выше, чем отечественных, что позволяет прогнозировать их более успешное развитие и расширение присутствия на внутреннем рынке.
• Пришедшие на местный рынок иностранные банки привнесли современные банковские технологии, принятые на западе подходы к вопросам управления.
• В последние годы в Венгрии последовательно проводится политика на дальнейшее открытие рынка, приведение законодательства и нормативной базы к европейским стандартам с целью обеспечения условий полной интеграции со странами Западной Европы.
• Значительное присутствие в Венгрии иностранных финансовых институтов, а также относительно высокий средний уровень жизни, не обещающий скорых политических потрясений, позволяют прогнозировать успешное развитие банковского сектора страны.
чехия, словакия
Чехия, как и другие бывшие государства социалистического блока, осуществляет переход от административной к рыночной экономике. При этом большое внимание уделяется приватизации государственной банковской системы.
До 1990 года банковское обслуживание клиентов осуществляли Государственный банк и четыре спецбанка (инвестиционный, торговый, промысловый и сберегательные кассы). Капитал и активы этих банков полностью принадлежали ЧСФР. Как и во многих других странах, названные спецбанки предоставляли некоммерческие кредиты на льготных условиях. Доля таких необоснованных с финансовой точки зрения кредитов составляла до 30% от общей суммы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20