Рефераты. Банки (курс лекций)

системы. Консолидация банков и последующая их реструктуриза­ция привели к тому, что, если в 1994 году государство контроли­ровало 66,8 % капитала банковского сектора, то в конце 1995 года он на 56,8 % находился в частных руках, причем большая часть капитала принадлежала крупным иностранным инвесторам.

К июлю 1997 года из 43 местных банков 27 являлись частны­ми, причем контрольным пакетом 22 из них владели иностранцы, и они были капитализированы намного лучше, чем государствен­ные банки. Однако 3 стратегических финансовых учреждения ос­таются в руках государства: Венгерский банк развития, кредитую­щий промышленность; Эксимбанк, в задачи которого входит под­держка экспорта; и крупнейший в стране коммерческий банк ОТР, имеющий 378 отделений.

В 1995 году в банке ОТР было аккумулировано около 60% сбе­режений населения и 90% счетов правительства, доля государства в его капитале составляла 80%, активы составляли 31% совокуп­ных активов национальной банковской системы. К середине 1996 года 23% его акций были переданы иностранным институциональ­ным инвесторам, причем на каждого из них приходится не более 2,5% капитала банка. 5% акций было передано служащим и управ­ленческому аппарату банка; 24% — прочим местным инвесторам. Около 20% акций банка владели страховые и пенсионные фонды. Государство сохраняло за собой 25% акций плюс один голос, од­нако участие государства в капитале банка ОТР планировалось сократить до 10%.

Советником в организации продажи банка выступили англий­ский торговый банк «Шредере» и австрийская компания «Креди-танштальт секьюритиз Будапешт», сумевшие оттеснить 17 других претендентов, среди которых фигурировали английский банк «Н.М. Ротшильд» и швейцарский инвестиционный банк «Креди свисс ферст Бостон». В конце 1996 года голландский банк ABN Amro почти за 90 млн долларов приобрел 89% акций пятого по величи­не коммерческого банка в стране — Венгерского кредитного бан­ка МНВ.

Несколько сложнее обстояло дело с приватизацией торгово-кредитного банка «KeresKedelmi es Hitelbank» (K&H), занимаю­щего 2-е место по числу филиалов (154) и 3-е — по величине совокупных активов (2,25 млрд долларов). Однако в январе 1998 года государственное агентство по приватизации объявило о про­даже оставшейся части (44%) акций банка. После этого процесс приватизации банковской системы страны можно считать прак­

тически полностью завершенным: на долю частных владельцев приходится 93% местных банков.

Вместе с разгосударствлением банковского сектора Венгрии резко обострилась конкуренция, существенно повысилось коли­чество и качество услуг, особенно в корпоративном банковском секторе. Электронные банковские услуги получили такое же рас­пространение, что и в любой западной стране, как на межбан­ковском рынке, так и среди банков, обслуживающих широкую клиентуру. К середине 1997 года в Венгрии насчитывалось уже около полутора миллионов владельцев пластиковых карт.

Венгрия является одной из немногих восточноевропейских стран, широко открывших доступ иностранному капиталу к своей программе приватизации, и не только в банковском секторе. Око­ло половины приватизированных в 90-х годах крупных венгерских предприятий контролируется иностранцами. Поскольку банки не могут устойчиво функционировать, если их клиенты испытывают трудности, то донорские вливания иностранного капитала в оте­чественную промышленность благоприятно сказываются и на со­стоянии банковской системы.

Иностранные банки проявляют к Венгрии растущий интерес. В 1995 году фирма «Дженерэл Электрик Кэпитэл Сервисиз» и Евро­пейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выкупили у вен­герского правительства 60%-ную долю в Будапештском банке за 87 млн долларов. «Дженерэл Электрик» приобрела 27,5% акций банка, а ЕБРР — 32,5%. Это была первая в Венгрии сделка, при которой большая доля госбанка была продана инвесторам, к тому же иностранным. В результате Будапештский банк с активами бо­лее чем 215 млрд форинтов (1,54 млрд долларов) и 74 филиалами стал крупнейшим коммерческим банком Венгрии.

В мае 1996 года государство продало свою 25%-ную долю в капитале Внешторгбанка (МКБ), который стал на 50,8 % принад­лежать немецкому Байерише Ландесбанк, на 16,7 % — ЕБРР и на 8,3 % — германскому DEG.

С продажей остальных банков ввиду их малых размеров и неза­видного финансового положения возникают серьезные трудно­сти, в связи с чем они призывают государство объявить морато­рий на предоставление новых лицензий иностранным банкам. По их мнению, такая мера должна стимулировать зарубежные банки покупать местные с целью проникновения на венгерский рынок.

Однако ведущие международные банки уже серьезно заявили о себе на местном рынке и во многом способствовали быстрому

развитию финансового сектора страны в последние годы. Около половины из 40 коммерческих банков Венгрии являются иност­ранными или созданы с участием иностранного капитала. Еще 20 зарубежных банков и финансовых учреждений имеют представи­тельства. Наращивает объем операций Сити-банк, австрийский «Кредитанштальт». Возникают новые специализированные банки, такие, как Деу, Парше, Ханхва. Иностранные банки вкладывают немалые средства в расширение сети своих отделений, инвести­руют в многообещающие прибыльные проекты, создавая таким образом дополнительные трудности для пока не совсем окрепших местных банков. Россия также представлена в Венгерском банков­ском секторе: в 1996 году российский концерн Газпром приобрел 50 % акций мелкого местного банка «Altalanos Ertekforgalmi», имеющего семь отделений.

Анализируя результаты реформы банковского сектора Венг­рии, можно сделать вывод, что он несомненно выиграл как от присутствия иностранного капитала и опыта, так и в плане досто­верности информации о собственности. Все банки были привати­зированы или реформированы под неусыпным оком обществен­ности, и поэтому не возникает сомнений относительно владель­цев банка и связей между ними. Кроме того, благодаря внедрению в банковскую систему Венгрии западных подходов и менеджмента наблюдается постоянное снижение процента недействующих кре­дитов при постоянном увеличении объема выданных кредитов.

Однако с завершением процесса приватизации банковской системы правительство стало больше ориентироваться на внут­ренних инвесторов. Это связано с недостаточным объемом пря­мых иностранных инвестиций в экономику Венгрии. Поэтому в условиях ограниченного притока средств в экономику Венгрии в ее банковском секторе, видимо, будет превалировать процесс сли­яний.

Правительством страны и национальным банком Венгрии в связи с планируемым в 2002 году вступлением Венгрии в Евро­пейский союз проводится последовательная политика на поэтап­ное открытие рынка страны. В рамках этой политики в 1997 году был принят новый закон о ценных бумагах, вступивший в дей­ствие с 1 января 1998 года. В нем содержится положение о даль­нейшей либерализации движения капитала, но сохранены огра­ничения на движение краткосрочного капитала. В соответствии с этим законом иностранцы могут инвестировать только в государ­ственные ценные бумаги со сроком погашения более года, в то

время как максимальный срок погашения дисконтных казначейс­ких векселей составляет только 12 месяцев. Альтернативный дос­туп к краткосрочным инструментам рынка капиталов предлагают ценные бумаги местных инвестиционных фондов. С января 1998 года НБ Венгрии разрешил иностранцам покупать краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги инвестиционного фонда CAIB на сумму до 4 млрд форинтов.

Любая страна, .имеющая желание интегрироваться в мировую финансовую систему, должна придерживаться принципов кон­венций ООН, ЕС и Базельского комитета в отношении усиления борьбы с отмыванием денег. По мере развития этого процесса на Западе преступники ищут пути проникновения на Восток. Поэто­му Венгрия, проводящая политику, ориентированную на страны Западной Европы, уделяет в своей правовой и нормативной базе большое внимание надлежащему исполнению своих обязанностей операторами финансового рынка. Так, в Венгрии предусмотрена идентификация личности клиента при совершении операций на сумму, превышающую 2 млн форинтов, или даже операций на меньшую сумму, вызывающих особое подозрение. Идентифика­ция также требуется в каждом случае при открытии нового счета. Временные рамки для хранения документации определены сро­ком 10 лет. За их нарушение предусмотрены специальные санк­ции, вплоть до отзыва банковских лицензий и штрафов. Кроме того, за банками законодательно закреплена обязанность сооб­щать о подозрительных сделках подразделению по борьбе с отмы­ванием денег.

* * *

Таким образом, по результатам рассмотрения венгерской бан­ковской системы можно сделать следующие выводы:

• Венгерское правительство произвело неудачную попытку со­хранить национальный банковский сектор, повысив его конку­рентоспособность по сравнению с иностранными финансово-кре­дитными учреждениями, присутствующими на местном рынке, за счет огромных для Венгрии бюджетных вливаний. Эти расходы, давшие крупный бюджетный дефицит, нельзя назвать обоснован­ными, так как при слабом внешнем надзоре за банковской систе­мой они не сопровождались процессом реформирования систем внутреннего управления в банках.

• Такая политика правительства дала обратный результат. Сей­час в количественном выражении более половины банков при-

надлежит нерезидентам, причем уровень их капитализации и рен­табельности намного выше, чем отечественных, что позволяет прогнозировать их более успешное развитие и расширение при­сутствия на внутреннем рынке.

• Пришедшие на местный рынок иностранные банки привнесли современные банковские технологии, принятые на западе подхо­ды к вопросам управления.

• В последние годы в Венгрии последовательно проводится политика на дальнейшее открытие рынка, приведение законода­тельства и нормативной базы к европейским стандартам с целью обеспечения условий полной интеграции со странами Западной Европы.

• Значительное присутствие в Венгрии иностранных финансо­вых институтов, а также относительно высокий средний уровень жизни, не обещающий скорых политических потрясений, позволя­ют прогнозировать успешное развитие банковского сектора страны.

чехия, словакия

Чехия, как и другие быв­шие государства социалисти­ческого блока, осуществляет переход от административной к рыночной экономике. При этом большое внимание уде­ляется приватизации государ­ственной банковской системы.

До 1990 года банковское обслуживание клиентов осуществля­ли Государственный банк и четыре спецбанка (инвестиционный, торговый, промысловый и сберегательные кассы). Капитал и акти­вы этих банков полностью принадлежали ЧСФР. Как и во многих других странах, названные спецбанки предоставляли некоммер­ческие кредиты на льготных условиях. Доля таких необоснованных с финансовой точки зрения кредитов составляла до 30% от общей суммы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.