Слабым местом государственных комбанков является недостаток собственного капитала и тесная связь с Центробанком. Крупнейший финансовый институт Вьетнама — Вьеткомбанк, финансирующий 60—70% всех импортно-экспортных операций, в последнее время активизировал свою деятельность на внутреннем кредитном рынке и рынке кредитных карт. Агрибанк кредитует аграрный сектор и располагает самой большой сетью филиалов. Промышленный и коммерческий банк занимается краткосрочным кредитованием промышленных и торговых компаний.
С введением в 1990 году во Вьетнаме нового законодательства количество банков в стране увеличилось почти до 100. Однако на долю четырёх крупных государственных комбанков приходится 87% активов всех коммерческих банков, и спрос на кредиты со стороны частного сектора продолжает расти.
Вьетнамские госбанки выдали много кредитов госпредприятиям, некоторые из которых оказались неплатёжеспособными. И эти безнадёжные долги представляют серьёзную потенциальную угрозу стабильности банковской системы. Хотя некоторые банки подвер-
гались проверке международными аудиторскими фирмами, у ревизоров мало возможностей для оценки платёжеспособности заёмщиков.
Первые банки со смешанным капиталом появились в 1989 году Крупнейшим из них считаются Вьетнамский экспортно-импортный банк. Морской коммерческий банк и Сайгонский банк промышленности и торговли. Контрольный пакет акций может находиться в руках как государства, так и частных лиц. Не отягощённые доставшимися от прошлого «плохими» кредитами, эти банки проводят агрессивную и рискованную политику, более восприимчивы к нововведениям. Как правило, они занимаются операциями, к которым не проявляют интереса инобанки. Имеются четыре банка, представляющие собой совместные предприятия, созданные госбанками на паритетных началах с банками из Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и Малайзии.
Начиная с 1992 года во Вьетнаме было создано всего 54 мелких акционерных банков. Для многих из них характерны недока-питализация и чрезмерное кредитование фирм, специализирующихся на операциях с недвижимостью. Они также нашли способ обходить введённые ЦБ предельные размеры кредитов, гарантируя отсроченные аккредитивы, выдаваемые импортёрами, многие из которых не торопились с перечислением банкам выручки от продажи импортных товаров. Поэтому теперь ЦБ требует предоплаты 80% стоимости новых аккредитивов.
Именно развитие местных банков является основной целью правительства в сфере банковского дела. Для этого необходимо, прежде всего, повышение к ним доверия со стороны населения. Вьетнамцы традиционно предпочитают хранить свои сбережения дома в твёрдой иностранной валюте или золоте, а не депонировать сбережения в банках. По разным оценкам, накопления в золоте составляют 10 млрд долларов или порядка 140 долл. на душу населения. Это довольно крупная сумма для страны, ВВП которой в расчёте на человека равен всего 250 долл. По некоторым оценкам, в наличном обращении находится 1,5—2 млрд долл., что усложняет задачи ГБВ по контролю над денежной массой, инфляцией и стабильностью национальной валюты. В октябре 1994 года был принят закон, согласно которому все денежные операции внутри страны могут осуществляться только во вьетнамских донгах. Частично из-за несовершенства банковской системы норма сбережений во Вьетнаме едва достигает 15% ВВП, что значительно ниже аналогичного показателя в большинстве стран Юго-Восточной Азии.
Во Вьетнаме действуют также филиалы 14 и представительства около 30 инобанков. Инобанки занимаются финансированием экспортно-импортных операций совместных или зарубежных компаний и редко имеют дело с резидентами. Присутствие инобанков оказало значительное положительное влияние на банковский сектор страны. В марте 1995 года многие вьетнамские банки подключились к системе СВИФТ. Приход на вьетнамский рынок иностранных банков обеспечил постепенный рост спектра банковских услуг. Крупные компании и многие частные клиенты обзавелись кредитными карточками.
С начала 90-х годов темпы роста вьетнамской экономики составляют примерно 10% в год. Во многом это достигнуто благодаря значительным объёмам иностранных инвестиций, которые заметно активизировали такие области, как промышленность и сфера услуг. Совокупные долги местных компаний иностранным учреждениям составляют около 540 млн долларов США, из которых около 300 млн принадлежат южнокорейским торговым домам\. Общая сумма задолженности Вьетнама в конвертируемой валюте достигла в 1996 году суммы в 5,4 млрд долларов, что составляет 23% ВВП.
Валютный кризис в Азии затронул и финансовую систему Вьетнама. В связи с этим вьетнамские финансовые власти были вынуждены ввести регулирование объёма внешних заимствований. Теперь для получения займов у зарубежных банков вьетнамским фирмам приходится обращаться за разрешением в ГБВ. ЦБ может таким образом отслеживать непогашенную часть займов компаний с тем, чтобы она не превышала запланированный на год лимит, и обеспечивать рациональное соотношение капитала, мобилизованного из иностранных и национальных источников. По соглашению с Международным валютным фондом суверенные заимствования Вьетнама не должны превышать 100 млн долларов в квартал, включая задолженность госпредприятий, составляющих большую часть компаний страны.
В целях защиты национальной валюты Госбанк Вьетнама разработал программу, предусматривающую:
• развитие сотрудничества между производителями промышленной продукции и экспортёрами с целью сократить число посредников и повысить эффективность экономики;
• сокращение государственных расходов;
• принятие мер по оказанию помощи коммерческим банкам в избавлении от сомнительных долгов;
• усиление борьбы с коррупцией.
В банковских кругах Вьетнама отмечается немало случаев коррупции. Так, в 1996 году выяснилось, что торговая фирма «Тамек-со» получила от одного из госбанков крупный кредит под недвижимость непомерно завышенной стоимости, что нанесло ущерб в 27 млн долларов. Четырём мошенникам были вынесены смертные приговоры.
Кроме того, в целях ограничения спекуляций с национальной валютой в конце 1997 года ГБВ ввёл новое положение, устанавливающее инобанкам жёсткие лимиты на форвардные контракты в донгах. Банки обычно прибегают к этим операциям с тем, чтобы иметь достаточно наличности для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании. Введённое ограничение должно помешать накоплению долларов инобанками и оказанию давления на донг, так как в результате азиатского финансового кризиса резко снизился приток твёрдой валюты во Вьетнам, инвалютные резервы которого не превышают 2 млрд долларов. Новое положение вызвало озабоченность у иностранных банкиров, уже работавших в условиях ограничения на валютные операции. Поскольку донг является неконвертируемой валютой, принятое решение привело к возникновению у многих фирм проблем с обменом выручки в донгах на доллары, например для импорта сырья. Но национальная банковская система оказалась в выигрыше, так как местные банки смогли расширить диапазон своей деятельности. В то же время, с целью получения валюты от иностранных банков и оказания помощи местным банкам в погашении краткосрочных долгов иностранным компаниям, Госбанк Вьетнама принял решение о проведении операций своп между долларом и донгом. Предполагается заключение сделок на две недели, один, два и три месяца.
* * *
Несмотря на достигнутые успехи, банковская система Вьетнама остаётся отсталой и неэффективной. О неразвитости местного банковского сектора свидетельствует низкое соотношение объёма банковских депозитов к размеру ВВП, которое намного меньше, чем в других странах на переходном этапе. Основным платёжным средством во Вьетнаме продолжают оставаться наличные деньги. Объём денежной массы в обращении здесь вчетверо больше, чем в странах АСЕАН. Помимо уже названных причин следует упомянуть: отсутствие системы обработки банками основных платежей
и услуг по сделкам, отсутствие эффективного рынка капитала, недостаточное правовое обеспечение банковской системы (в частности банковского надзора), низкая квалификация служащих, плохой менеджмент, слабое ведение учёта, засилье бюрократии. Все перечисленные негативные факторы осознаются руководством правительства и Госбанка Вьетнама, и это позволяет надеяться на их постепенное устранение. Однако для этого требуется: расширение независимости'Госбанка, приватизация государственных ком-банков, их санация и повышение уровня доверия населения к банковской системе. Во многом решение этих вопросов связано с необходимостью корректировки государственной экономической политики.
КубА
Правительство Кубы в 90-е годы активно занималось реализацией программы модернизации национального банковского и финансового сектора. В 1995 году на Кубе насчитывалось ЗОЮ сельскохозяйственных кооперативов, 212 инвестиционных проектов с иностранным участием, 635 представительств зарубежных компаний и около 200 тыс. самостоятельно работающих частников. Возвращение в страну иностранных представителей и постепенное развитие частного сектора вызвали повышенный спрос на кредиты и услуги, что потребовало определённых изменений в банковском секторе. Осуществляемые преобразования имеют целью поощрять приток зарубежных инвестиций, легализовать деятельность частного сектора и предоставить большую самостоятельность госпредприятиям и сельскохозяйственным кооперативам. Руководители страны рассматривают банковскую реформу в качестве одного из важных компонентов медленных и осторожных экономических преобразований, направленных на внедрение элементов рыночной экономики.
Реформа преследует также цель расширить внутренний сектор предоставления финансовых услуг, включая открытие пунктов обмена валюты, подготовку финансистов и учреждение кубинского инвестиционного банка. Банковская система получит разветвлённую компьютерную сеть, что позволит органам надзора оперативно собирать необходимую информацию.
В 1997 году Правительство Кубы создало новый центральный банк — Банко Сентраль де Куба, который стал преемником Банка Насьональ де Куба. Последний был создан в 1948 году, имел около 200 отделений и с 1960 года сочетал роль центрального с государственным коммерческим банком. Теперь эти две функции разделены. Новый центральный банк является самостоятельным юридическим лицом. Он будет осуществлять надзор и регулировать расширяющийся банковский сектор, который представлен 7 новыми банками и группой финансовых компаний и учреждений, созданных преимущественно за последние два года. Функции ЦБ также предусматривают эмиссию национальной валюты, выработку и осуществление денежно-кредитной и валютной политики.
Специальный указ предусматривает регистрацию и правила, регулирующие деятельность всех банков и финансовых учреждений, имеющих лицензию на совершение операций на Кубе. Иностранным банкам разрешено открывать только представительства, а не отделения. Лицензии-получили уже 13 зарубежных банков. Однако не исключена возможность появления оффшорных банков в свободных торговых зонах, создание которых разрешено законом страны об иностранных инвестициях. В рамках проводимой реформы Народному Сбербанку, имеющему около 500 отделений, разрешено постепенно предлагать коммерческие банковские услуги компаниям и другим клиентам. Банко Насьональ де Куба продолжит функционировать как коммерческий банк, который будет обслуживать внешний долг страны, достигший 10,4 млрд долларов США.
В отличие от банковских систем, рассмотренных в предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принадлежат странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на свободные рыночные отношения. Современное состояние банковских
систем стран постсоциалистического периода существенно различается. Оно складывалось под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю внешнюю несхожесть местных условий, в основе развития банковских систем лежат единые закономерности, общие причинно-следственные связи, среди которых отметим следующие:
• Страны с более высоким изначальным уровнем экономического развития имели больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период государственный сектор экономики и стратегически важные отрасли производства. Они также имели больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.
• Почти все рассмотренные страны стремятся повысить конкурентоспособность отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты осторожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в таких недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются бывшие страны социалистического блока.
• Масштабное проникновение на местные банковские рынки, как правило, происходило после системных банковских кризисов, когда правительства стран-реципиентов вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и выставляли на продажу требующие санации, но более привлекательные с точки зрения инвестирования средств крупные государственные или коммерческие банки.
• Молодые государства, в которых правительства последовательно принимали решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по реформированию банковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро достигли определенной стабилизации финансовой сферы.
• Практически все рассмотренные страны прошли этап системного банковского кризиса или ещё находятся в этом состоянии. Общими причинами возникновения нестабильности в финансово-кредитной сфере являются: несбалансированная бюджетная политика правительств, доминирование в банковском секторе государственных банков, неудовлетворительный кредитный портфель государственных банков, финансировавших неэффек-
тивный государственный сектор экономики, низкий уровень менеджмента, слабая система банковского надзора и другие.
• Привлечение на местные рынки хотя бы в ограниченных масштабах иностранных банков стимулирует конкуренцию, привносит современные банковские технологии и расширяет применение западных норм финансового анализа и управления. Несмотря на несомненную полезность такой интеграции, следует отметить, что более высокая надежность западных банков по сравнению с местными и более высокая культура обслуживания позволяют иностранным финансовым учреждениям занимать самые привлекательные сегменты рынка клиентуры.
• Наиболее эффективным в плане совершенствования процесса управления национальной банковской системой видится опыт Словакии, осуществлявшей масштабное привлечение к управлению банками иностранных специалистов-консультантов. В результате в стране образовался слой национальных кадров, а банки изначально строили свою работу на базе западных стандартов, часто при более жестких, чем в странах Западной Европы, требованиях со стороны центрального банка к минимальному уровню надежности.
• В странах, ищущих интеграции с более сильными соседями, под влиянием международных финансовых организаций проводится жесткая денежно-кредитная политика, а уровень независимости центрального банка часто даже выше, чем в некоторых западноевропейских странах с более развитой банковской системой.
• Путь приоритетного развития конкретного сектора экономики в ущерб сбалансированности финансовой сферы, выбранный в ряде развивающихся стран, оправдан лишь до определенного этапа и при условии постепенной, медленной делиберализа-ции денежно-кредитной политики. В ином случае накопленный негативный потенциал в финансовой сфере в конце концов обрушивается и на конкретный сектор экономики. Мягкая денежно-кредитная политика требует более тонких расчетов, так как создавая лучшие возможности для развития экономики, она в то же время заставляет государство балансировать на наклонной плоскости у обрыва в финансовую пропасть неуправляемой инфляции. Еще одним требованием для временного отказа от жесткой денежно-кредитной политики является большой экономический потенциал, который бы противопоставил дополнительной инфляции сопоставимый прирост ВВП.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20