Рефераты. Банки (курс лекций)

Слабым местом государственных комбанков является недоста­ток собственного капитала и тесная связь с Центробанком. Круп­нейший финансовый институт Вьетнама — Вьеткомбанк, финан­сирующий 60—70% всех импортно-экспортных операций, в пос­леднее время активизировал свою деятельность на внутреннем кредитном рынке и рынке кредитных карт. Агрибанк кредитует аграрный сектор и располагает самой большой сетью филиалов. Промышленный и коммерческий банк занимается краткосрочным кредитованием промышленных и торговых компаний.

С введением в 1990 году во Вьетнаме нового законодательства количество банков в стране увеличилось почти до 100. Однако на долю четырёх крупных государственных комбанков приходится 87% активов всех коммерческих банков, и спрос на кредиты со сторо­ны частного сектора продолжает расти.

Вьетнамские госбанки выдали много кредитов госпредприяти­ям, некоторые из которых оказались неплатёжеспособными. И эти безнадёжные долги представляют серьёзную потенциальную угро­зу стабильности банковской системы. Хотя некоторые банки подвер-

гались проверке международными аудиторскими фирмами, у ре­визоров мало возможностей для оценки платёжеспособности за­ёмщиков.

Первые банки со смешанным капиталом появились в 1989 году Крупнейшим из них считаются Вьетнамский экспортно-импорт­ный банк. Морской коммерческий банк и Сайгонский банк про­мышленности и торговли. Контрольный пакет акций может нахо­диться в руках как государства, так и частных лиц. Не отягощён­ные доставшимися от прошлого «плохими» кредитами, эти банки проводят агрессивную и рискованную политику, более восприим­чивы к нововведениям. Как правило, они занимаются операция­ми, к которым не проявляют интереса инобанки. Имеются четыре банка, представляющие собой совместные предприятия, создан­ные госбанками на паритетных началах с банками из Южной Ко­реи, Индонезии, Таиланда и Малайзии.

Начиная с 1992 года во Вьетнаме было создано всего 54 мел­ких акционерных банков. Для многих из них характерны недока-питализация и чрезмерное кредитование фирм, специализирую­щихся на операциях с недвижимостью. Они также нашли способ обходить введённые ЦБ предельные размеры кредитов, гаранти­руя отсроченные аккредитивы, выдаваемые импортёрами, мно­гие из которых не торопились с перечислением банкам выручки от продажи импортных товаров. Поэтому теперь ЦБ требует пре­доплаты 80% стоимости новых аккредитивов.

Именно развитие местных банков является основной целью правительства в сфере банковского дела. Для этого необходимо, прежде всего, повышение к ним доверия со стороны населения. Вьетнамцы традиционно предпочитают хранить свои сбережения дома в твёрдой иностранной валюте или золоте, а не депониро­вать сбережения в банках. По разным оценкам, накопления в зо­лоте составляют 10 млрд долларов или порядка 140 долл. на душу населения. Это довольно крупная сумма для страны, ВВП которой в расчёте на человека равен всего 250 долл. По некоторым оцен­кам, в наличном обращении находится 1,5—2 млрд долл., что ус­ложняет задачи ГБВ по контролю над денежной массой, инфля­цией и стабильностью национальной валюты. В октябре 1994 года был принят закон, согласно которому все денежные операции внутри страны могут осуществляться только во вьетнамских дон­гах. Частично из-за несовершенства банковской системы норма сбережений во Вьетнаме едва достигает 15% ВВП, что значитель­но ниже аналогичного показателя в большинстве стран Юго-Вос­точной Азии.

Во Вьетнаме действуют также филиалы 14 и представительства около 30 инобанков. Инобанки занимаются финансированием экс­портно-импортных операций совместных или зарубежных компа­ний и редко имеют дело с резидентами. Присутствие инобанков оказало значительное положительное влияние на банковский сек­тор страны. В марте 1995 года многие вьетнамские банки подклю­чились к системе СВИФТ. Приход на вьетнамский рынок иност­ранных банков обеспечил постепенный рост спектра банковских услуг. Крупные компании и многие частные клиенты обзавелись кредитными карточками.

С начала 90-х годов темпы роста вьетнамской экономики со­ставляют примерно 10% в год. Во многом это достигнуто благода­ря значительным объёмам иностранных инвестиций, которые за­метно активизировали такие области, как промышленность и сфера услуг. Совокупные долги местных компаний иностранным учреж­дениям составляют около 540 млн долларов США, из которых около 300 млн принадлежат южнокорейским торговым домам\. Общая сумма задолженности Вьетнама в конвертируемой валюте достигла в 1996 году суммы в 5,4 млрд долларов, что составляет 23% ВВП.

Валютный кризис в Азии затронул и финансовую систему Вьетнама. В связи с этим вьетнамские финансовые власти были вынуждены ввести регулирование объёма внешних заимствований. Теперь для получения займов у зарубежных банков вьетнамским фирмам приходится обращаться за разрешением в ГБВ. ЦБ может таким образом отслеживать непогашенную часть займов компа­ний с тем, чтобы она не превышала запланированный на год ли­мит, и обеспечивать рациональное соотношение капитала, моби­лизованного из иностранных и национальных источников. По со­глашению с Международным валютным фондом суверенные за­имствования Вьетнама не должны превышать 100 млн долларов в квартал, включая задолженность госпредприятий, составляющих большую часть компаний страны.

В целях защиты национальной валюты Госбанк Вьетнама раз­работал программу, предусматривающую:

• развитие сотрудничества между производителями промыш­ленной продукции и экспортёрами с целью сократить число посредников и повысить эффективность экономики;

• сокращение государственных расходов;

• принятие мер по оказанию помощи коммерческим банкам в избавлении от сомнительных долгов;

• усиление борьбы с коррупцией.

В банковских кругах Вьетнама отмечается немало случаев кор­рупции. Так, в 1996 году выяснилось, что торговая фирма «Тамек-со» получила от одного из госбанков крупный кредит под недви­жимость непомерно завышенной стоимости, что нанесло ущерб в 27 млн долларов. Четырём мошенникам были вынесены смертные приговоры.

Кроме того, в целях ограничения спекуляций с национальной валютой в конце 1997 года ГБВ ввёл новое положение, устанавли­вающее инобанкам жёсткие лимиты на форвардные контракты в донгах. Банки обычно прибегают к этим операциям с тем, чтобы иметь достаточно наличности для удовлетворения потребностей клиентов в финансировании. Введённое ограничение должно по­мешать накоплению долларов инобанками и оказанию давления на донг, так как в результате азиатского финансового кризиса резко снизился приток твёрдой валюты во Вьетнам, инвалютные резервы которого не превышают 2 млрд долларов. Новое положе­ние вызвало озабоченность у иностранных банкиров, уже рабо­тавших в условиях ограничения на валютные операции. Поскольку донг является неконвертируемой валютой, принятое решение при­вело к возникновению у многих фирм проблем с обменом выруч­ки в донгах на доллары, например для импорта сырья. Но нацио­нальная банковская система оказалась в выигрыше, так как мест­ные банки смогли расширить диапазон своей деятельности. В то же время, с целью получения валюты от иностранных банков и ока­зания помощи местным банкам в погашении краткосрочных дол­гов иностранным компаниям, Госбанк Вьетнама принял решение о проведении операций своп между долларом и донгом. Предпола­гается заключение сделок на две недели, один, два и три месяца.

* * *

Несмотря на достигнутые успехи, банковская система Вьетна­ма остаётся отсталой и неэффективной. О неразвитости местного банковского сектора свидетельствует низкое соотношение объёма банковских депозитов к размеру ВВП, которое намного меньше, чем в других странах на переходном этапе. Основным платёжным средством во Вьетнаме продолжают оставаться наличные деньги. Объём денежной массы в обращении здесь вчетверо больше, чем в странах АСЕАН. Помимо уже названных причин следует упомя­нуть: отсутствие системы обработки банками основных платежей

и услуг по сделкам, отсутствие эффективного рынка капитала, недостаточное правовое обеспечение банковской системы (в час­тности банковского надзора), низкая квалификация служащих, плохой менеджмент, слабое ведение учёта, засилье бюрократии. Все перечисленные негативные факторы осознаются руководством правительства и Госбанка Вьетнама, и это позволяет надеяться на их постепенное устранение. Однако для этого требуется: расшире­ние независимости'Госбанка, приватизация государственных ком-банков, их санация и повышение уровня доверия населения к банковской системе. Во многом решение этих вопросов связано с необходимостью корректировки государственной экономической политики.

КубА

Правительство Кубы в 90-е годы активно занималось реализацией программы модернизации нацио­нального банковского и финансо­вого сектора. В 1995 году на Кубе на­считывалось ЗОЮ сельскохозяй­ственных кооперативов, 212 инве­стиционных проектов с иностранным участием, 635 представи­тельств зарубежных компаний и около 200 тыс. самостоятельно работающих частников. Возвращение в страну иностранных пред­ставителей и постепенное развитие частного сектора вызвали по­вышенный спрос на кредиты и услуги, что потребовало опреде­лённых изменений в банковском секторе. Осуществляемые преоб­разования имеют целью поощрять приток зарубежных инвести­ций, легализовать деятельность частного сектора и предоставить большую самостоятельность госпредприятиям и сельскохозяйствен­ным кооперативам. Руководители страны рассматривают банковс­кую реформу в качестве одного из важных компонентов медлен­ных и осторожных экономических преобразований, направлен­ных на внедрение элементов рыночной экономики.

Реформа преследует также цель расширить внутренний сектор предоставления финансовых услуг, включая открытие пунктов обмена валюты, подготовку финансистов и учреждение кубинс­кого инвестиционного банка. Банковская система получит развет­влённую компьютерную сеть, что позволит органам надзора опе­ративно собирать необходимую информацию.

В 1997 году Правительство Кубы создало новый центральный банк — Банко Сентраль де Куба, который стал преемником Бан­ка Насьональ де Куба. Последний был создан в 1948 году, имел около 200 отделений и с 1960 года сочетал роль центрального с государственным коммерческим банком. Теперь эти две функции разделены. Новый центральный банк является самостоятельным юридическим лицом. Он будет осуществлять надзор и регулиро­вать расширяющийся банковский сектор, который представлен 7 новыми банками и группой финансовых компаний и учреждений, созданных преимущественно за последние два года. Функции ЦБ также предусматривают эмиссию национальной валюты, выработку и осуществление денежно-кредитной и валютной политики.

Специальный указ предусматривает регистрацию и правила, регулирующие деятельность всех банков и финансовых учрежде­ний, имеющих лицензию на совершение операций на Кубе. Ино­странным банкам разрешено открывать только представительства, а не отделения. Лицензии-получили уже 13 зарубежных банков. Однако не исключена возможность появления оффшорных бан­ков в свободных торговых зонах, создание которых разрешено за­коном страны об иностранных инвестициях. В рамках проводимой реформы Народному Сбербанку, имеющему около 500 отделений, разрешено постепенно предлагать коммерческие банковские ус­луги компаниям и другим клиентам. Банко Насьональ де Куба про­должит функционировать как коммерческий банк, который будет обслуживать внешний долг страны, достигший 10,4 млрд долла­ров США.

В отличие от банковских систем, рассмотренных в предыдущих главах, банковские системы, описанные в третьей главе, принад­лежат странам, имеющим более слабый уровень экономического развития, менее высокие средние доходы населения, множество проблем, связанных с переходом от административно-командной системы управления экономикой к ориентированной на свобод­ные рыночные отношения. Современное состояние банковских

систем стран постсоциалистического периода существенно разли­чается. Оно складывалось под воздействием различных политико-экономических факторов. Но несмотря на всю внешнюю несхо­жесть местных условий, в основе развития банковских систем ле­жат единые закономерности, общие причинно-следственные свя­зи, среди которых отметим следующие:

• Страны с более высоким изначальным уровнем экономи­ческого развития имели больше простора для маневрирования между необходимостью проведения жёсткой денежно-кредитной политики и потребностью поддерживать в переходный период го­сударственный сектор экономики и стратегически важные отрас­ли производства. Они также имели больше возможностей сгладить допускаемые ошибки в управлении финансово-кредитной сферой и экономикой в целом без возникновения опасной социальной напряжённости и угрозы смены политического курса.

• Почти все рассмотренные страны стремятся повысить кон­курентоспособность отечественных банков и осторожно подходят к вопросу открытия внутреннего рынка для банков-нерезидентов. Но и сами иностранные финансово-кредитные институты осто­рожно подходят к вопросу расширения своего присутствия в та­ких недостаточно ещё стабильных, по западным меркам, странах, какими являются бывшие страны социалистического блока.

• Масштабное проникновение на местные банковские рын­ки, как правило, происходило после системных банковских кри­зисов, когда правительства стран-реципиентов вынужденно шли на снятие ограничений на деятельность иностранных банков и вы­ставляли на продажу требующие санации, но более привлекатель­ные с точки зрения инвестирования средств крупные государствен­ные или коммерческие банки.

• Молодые государства, в которых правительства последова­тельно принимали решительные и порой непопулярные меры в области денежно-кредитной политики по реформированию бан­ковского сектора, не дожидаясь повторения кризиса, быстро дос­тигли определенной стабилизации финансовой сферы.

• Практически все рассмотренные страны прошли этап сис­темного банковского кризиса или ещё находятся в этом состоя­нии. Общими причинами возникновения нестабильности в фи­нансово-кредитной сфере являются: несбалансированная бюджет­ная политика правительств, доминирование в банковском секто­ре государственных банков, неудовлетворительный кредитный портфель государственных банков, финансировавших неэффек-

тивный государственный сектор экономики, низкий уровень ме­неджмента, слабая система банковского надзора и другие.

• Привлечение на местные рынки хотя бы в ограниченных масштабах иностранных банков стимулирует конкуренцию, при­вносит современные банковские технологии и расширяет приме­нение западных норм финансового анализа и управления. Несмот­ря на несомненную полезность такой интеграции, следует отме­тить, что более высокая надежность западных банков по сравне­нию с местными и более высокая культура обслуживания позво­ляют иностранным финансовым учреждениям занимать самые при­влекательные сегменты рынка клиентуры.

• Наиболее эффективным в плане совершенствования про­цесса управления национальной банковской системой видится опыт Словакии, осуществлявшей масштабное привлечение к управле­нию банками иностранных специалистов-консультантов. В резуль­тате в стране образовался слой национальных кадров, а банки изначально строили свою работу на базе западных стандартов, часто при более жестких, чем в странах Западной Европы, требо­ваниях со стороны центрального банка к минимальному уровню надежности.

• В странах, ищущих интеграции с более сильными соседя­ми, под влиянием международных финансовых организаций про­водится жесткая денежно-кредитная политика, а уровень неза­висимости центрального банка часто даже выше, чем в некоторых западноевропейских странах с более развитой банковской систе­мой.

• Путь приоритетного развития конкретного сектора эконо­мики в ущерб сбалансированности финансовой сферы, выбран­ный в ряде развивающихся стран, оправдан лишь до определен­ного этапа и при условии постепенной, медленной делиберализа-ции денежно-кредитной политики. В ином случае накопленный негативный потенциал в финансовой сфере в конце концов обру­шивается и на конкретный сектор экономики. Мягкая денежно-кредитная политика требует более тонких расчетов, так как созда­вая лучшие возможности для развития экономики, она в то же время заставляет государство балансировать на наклонной плос­кости у обрыва в финансовую пропасть неуправляемой инфляции. Еще одним требованием для временного отказа от жесткой де­нежно-кредитной политики является большой экономический по­тенциал, который бы противопоставил дополнительной инфля­ции сопоставимый прирост ВВП.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.