переходом коммерческих банков к современным методам менеджмента и оценке кредитных рисков. Еще одна причина финансовых трудностей банков кроется в диверсификации их деятельности на международных рынках акций и облигаций в качестве финансовых консультантов и дилеров. Падение активности на этих рынках в 1994 году и в начале следующего года привело к снижению прибыльности этих операций.
В связи с тем, что большая часть руководителей банков и высших должностных лиц официальных властей являются выпускниками двух известных учебных заведений: Национальной школы администрации и Политехнической школы, они, как правило, всегда находят общий язык. Поэтому французские банки в большей степени, чем в других странах, решают проблемы, которые обычно входят в компетенцию исполнительных органов власти. В частности, они обеспечивают декларирование и взимание различного рода налогов для государства. Это приводит к росту расходов по управлению и общему снижению их рентабельности.
Вследствие неравномерного распределения промышленности по территории страны региональные французские банки (за исключением банков Парижского района, Лион-Гренобле, Эльзаса и ещё нескольких) обычно испытывают сложности с полным размещением свободных ресурсов.
Для преодоления перечисленных выше трудностей французские банки обостряли конкуренцию между собой. Во второй половине 90-х годов наблюдалось усиление рекламной кампании в попытках стимулировать спрос на заимствования. Частные банки также развернули кампанию против специальных финансовых учреждений, созданных под эгидой государства и пользующихся его поддержкой, а также против взаимных фондов и кооперативных обществ, которые неподотчетны акционерам и не всегда заботятся о прибыли, что негативно сказывается на функционировании финансового рынка.
Весьма интересной с точки зрения организации банковской системы является наблюдающаяся во Франции тенденция концентрации финансовых потоков (на долю 10 крупнейших банков приходится 80% совокупного баланса финансово-кредитных учреждений страны) одновременно с диверсификацией счетов клиентов (почти 95% общего количества счетов приходится на долю региональных учреждений).
Призывы коммерческих банков к ускорению реформы банковского сектора вызваны стремлением к переделу рынка вкладов
населения. Наиболее популярный сберегательный инструмент, так называемый Ливре А («сберегательная книжка»), предлагается только сберкассами и почтой. Аналогичным продуктом (Ливре Б) располагают кооперативные банки. На такую сберкнижку каждый француз может положить до 100 тыс. фр. под установленную государством процентную ставку (3,5%). Доходы вкладчика не облагаются налогом. Субсидии государства на эти вклады (общим числом 48 млн) составляют 750 млрд фр. Представители коммерческих банков считают, что наличие у сберкасс, почты и кооперативных банков льготных сберегательных инструментов мешает справедливой конкуренции французских кредитных институтов и является главной причиной их отставания от зарубежных банков. Почти триллион франков на депозитах Ливре А и Ливре Б находятся в институтах, не заинтересованных в получении прибыли. Для комбанков эти средства потеряны, поэтому они призывают дать право оперировать льготными сберкнижками всем французским банкам, а сберкассы преобразовать в кооперативные банки.
Первая сберегательная касса во Франции была открыта в 1818 году в Париже по инициативе Бенжамена Делессера и герцога де Ларошфуко-Лианкур с целью принятия сбережений от экономных и предприимчивых простых людей. Затем по её примеру были созданы другие кассы. А в 1835 году был принят первый закон, давший им статус частного общественно полезного учреждения. Сегодня их называют «публично-правовыми учреждениями, не преследующими цели извлечения прибыли», т.е. они могут в соответствии с их изначальным назначением привлекать средства и выдавать кредиты — в определенных пределах, но не распределяют чистой прибыли, полученной от этой деятельности. Эти средства должны ими использоваться либо для пополнения собственных средств, либо для обеспечения клиентам особых льгот. В 1837 году был принят новый закон, по которому функция хранения и управления собранными средствами была передана Депозитно-сохранной кассе. В последние два десятилетия французские сберегательные кассы расширили круг выполняемых операций и функций и постепенно превращаются в настоящие банки. В 1978 году они получили право открывать чековые счета и постепенно стали предлагать частным лицам все виды депозитных и сберегательных инструментов. В 1983 году сберкассы добились права направлять до 30% своих средств на предоставление ссуд предприятиям. К 1990 году они получили полную самостоятельность в использовании
средств при условии соблюдения правил предосторожности, зато потеряли право на налоговые льготы. В рамках проходящего про- цесса упрощения они теперь подчиняются нормам общего права, но сохраняют свою специфику, выражающуюся в отсутствии час-
тных акционеров.
Сберегательные кассы, трансформирующиеся в коммерческие банки, чему неизбежно сопутствует усложнение обязанностей, возложенных на персонал, долгое время испытывали проблемы от недостаточной квалификации персонала, который до конца 70-х годов ограничивался лишь работой со сберкнижками и жилищными ссудами. Вследствие этого производительность труда работников была существенно ниже, чем в коммерческих банках, притом, что уровень зарплаты несколько даже превышал средний
показатель по данной профессии.
35% Сбербанка принадлежит государственной Депозитно-со-хранной кассе, остальными владеют 35 французских региональных сберегательных касс, имеющих 4274 отделения. В Компании сберегательных касс занято 38 тыс. служащих. Она является пятой банковской группой в стране по величине баланса (1004 млрд фр.) и второй по сумме депозитов (1102 млрд фр.). На французские сберкассы приходится 10—15% национального денежного рынка (для сравнения германские сберкассы контролируют 40%, испанские — около 40%, итальянские — более 30% своих рынков).
Собственный капитал французской Компании сберкасс составляет 62,1 млрд фр. В 1995 году ее прибыль составила 1,6 млрд фр. До этого она последовательно снижалась: в 1994 году до 1,32 млрд фр. против 1,77 млрд фр. в 1993 году и 2,07 млрд фр. в 1992 году. Однако сумма предоставляемых ею кредитов продолжала расти: 51,4 млрд фр. в 1992 году, 59,9 млрд фр. в 1993 году и 75,1 млрд фр. в 1994 году. Эти кредиты весьма дешевые и позволяют финансировать строительство дешевого жилья. Поэтому преобразование Ливре А и Ливре Б в обычные, более доходные для банков депозиты, по мнению сберкасс, приведет к сокращению социально орие! чрованных кредитов. Кроме того, 10% своей прибыли Сбербанк ежегод. о распределяет в качестве «социального дивиденда»
на общественные нужды.
Таким образом, счета типа Ливре А и Ливре Б за 30 лет их существования давно уже превратились из чисто экономического ;
в политико-экономический фактор, влияющий на отношения избирателей к властям. Не только их отмена, но и понижение процентной ставки по этим счетам может привести к возникновению
угрозы спокойной работе правительства. Поэтому пока реформа французского сектора сбережений, начавшаяся в 1990 году, завершилась созданием Центрального фонда сберегательных и страховых касс (ЦФССК), 60% акций которого принадлежит национальной Компании сберкасс, а 40% — Депозитной кассе. Одной из основных задач ЦФССК является оказание помощи региональным кассам в финансировании крупных проектов.
Норма сбережений во Франции весьма велика. Ее уровень в течение 90-х годов практически не менялся и составлял 13—14%. Однако структура сбережений претерпела существенные изменения, следствием которых стало постепенное «снижение статуса» и сберкасс и других банков за счет превращения банков из управляющих капиталом вкладчиков в его хранителей. Это подтверждается следующими данными: еще в 1980 году 75% всех денежных средств семейных бюджетов находились в управлении банков или сберкасс, в 1994 году эта цифра снизилась до 40%. Значительно выросла роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных исполнителей поручений» клиентов. Доля банковских продуктов, соответствующих этой функции банков, увеличилась с 7,3% в 1980 году до 38,7% в 1994 году, что отражает быстрые темпы роста взаимных фондов и вкладов по страхованию жизни. Таким образом, роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных исполнителей поручений» все более вытесняет их собственную посредническую деятельность.
Кроме того, бросается в глаза смещение центра тяжести в пользу долгосрочных инвестиционных инструментов, доля которых в денежных накоплениях из семейных бюджетов выросла с 4% в 1980 году до 24% в 1994 году. Доля краткосрочных вкладов за этот же период сократилась с 53% до 36%, а среднесрочных — с 23% до 11%. При этом поведение вкладчиков зависит от множества факторов, связанных с финансово-экономическим положением страны, и от ориентации населения на сбережения или текущее потребление.
Французское правительство предпринимает усилия к выравниванию условий для всех участников банковского рынка, но решение одних проблем подчас создает столько же других. Для исправления накопившихся за долгие годы искажений, связанных со специализацией учреждений и нарушением принципов конкуренции, потребуются огромные затраты времени, денег и усилий.
Дальнейшим развитием событий во французском банковском секторе должна стать волна поглощений и слияний банков. Серьезным препятствием на пути данного процесса стоят действующие законы о занятости. Они не позволяют провести необходимое для сокращения расходов крупномасштабное сокращение рабочих мест, и реструктуризация банковской системы потеряет смысл. Правительство же, осознавая необходимость реформы, при безработице свыше 12% не готово изменить трудовое законодательство. Однако, если барьеры на пути поглощений и слияний французских банков между собой или с учреждениями из континентальных европейских стран не будут сняты и стагнация будет затягиваться, то французский банковский сектор может стать легкой добычей англо-саксонских банков.
Такое развитие событий имело бы очень неблагоприятные последствия для развития французской промышленности, так как местные банки активно финансируют создание и функционирование предприятий. На их долю приходится около 60% (1200 млрд фр.) всех кредитов, предоставленных членами Ассоциации французских банков. Причем 75% (900 млрд фр.) этой суммы приходится на мелкие и средние предприятия, из которых 300 млрд фр. -- краткосрочные и 600 млрд фр. долгосрочные ссуды.
Кстати, во Франции иностранными считаются такие банки, абсолютное большинство капиталов которых принадлежит иностранцам, в частности иностранным банкам. К концу 1998 года здесь насчитывалось 165 иностранных банков (отделений и филиалов), из которых 61 из стран Европейского сообщества и 104 из других стран мира. Что касается банков из стран Сообщества, то они распределялись следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20