Рефераты. Банки (курс лекций)

переходом коммерческих банков к современным методам менед­жмента и оценке кредитных рисков. Еще одна причина финансо­вых трудностей банков кроется в диверсификации их деятельнос­ти на международных рынках акций и облигаций в качестве фи­нансовых консультантов и дилеров. Падение активности на этих рынках в 1994 году и в начале следующего года привело к сниже­нию прибыльности этих операций.

В связи с тем, что большая часть руководителей банков и выс­ших должностных лиц официальных властей являются выпускни­ками двух известных учебных заведений: Национальной школы администрации и Политехнической школы, они, как правило, всегда находят общий язык. Поэтому французские банки в боль­шей степени, чем в других странах, решают проблемы, которые обычно входят в компетенцию исполнительных органов власти. В частности, они обеспечивают декларирование и взимание различ­ного рода налогов для государства. Это приводит к росту расходов по управлению и общему снижению их рентабельности.

Вследствие неравномерного распределения промышленности по территории страны региональные французские банки (за ис­ключением банков Парижского района, Лион-Гренобле, Эльзаса и ещё нескольких) обычно испытывают сложности с полным раз­мещением свободных ресурсов.

Для преодоления перечисленных выше трудностей французс­кие банки обостряли конкуренцию между собой. Во второй поло­вине 90-х годов наблюдалось усиление рекламной кампании в по­пытках стимулировать спрос на заимствования. Частные банки так­же развернули кампанию против специальных финансовых учреж­дений, созданных под эгидой государства и пользующихся его поддержкой, а также против взаимных фондов и кооперативных обществ, которые неподотчетны акционерам и не всегда заботят­ся о прибыли, что негативно сказывается на функционировании финансового рынка.

Весьма интересной с точки зрения организации банковской системы является наблюдающаяся во Франции тенденция кон­центрации финансовых потоков (на долю 10 крупнейших банков приходится 80% совокупного баланса финансово-кредитных уч­реждений страны) одновременно с диверсификацией счетов кли­ентов (почти 95% общего количества счетов приходится на долю региональных учреждений).

Призывы коммерческих банков к ускорению реформы бан­ковского сектора вызваны стремлением к переделу рынка вкладов

населения. Наиболее популярный сберегательный инструмент, так называемый Ливре А («сберегательная книжка»), предлагается только сберкассами и почтой. Аналогичным продуктом (Ливре Б) располагают кооперативные банки. На такую сберкнижку каждый француз может положить до 100 тыс. фр. под установленную госу­дарством процентную ставку (3,5%). Доходы вкладчика не облага­ются налогом. Субсидии государства на эти вклады (общим чис­лом 48 млн) составляют 750 млрд фр. Представители коммерчес­ких банков считают, что наличие у сберкасс, почты и коопера­тивных банков льготных сберегательных инструментов мешает справедливой конкуренции французских кредитных институтов и является главной причиной их отставания от зарубежных банков. Почти триллион франков на депозитах Ливре А и Ливре Б нахо­дятся в институтах, не заинтересованных в получении прибыли. Для комбанков эти средства потеряны, поэтому они призывают дать право оперировать льготными сберкнижками всем французс­ким банкам, а сберкассы преобразовать в кооперативные банки.

Первая сберегательная касса во Франции была открыта в 1818 году в Париже по инициативе Бенжамена Делессера и герцога де Ларошфуко-Лианкур с целью принятия сбережений от эконом­ных и предприимчивых простых людей. Затем по её примеру были созданы другие кассы. А в 1835 году был принят первый закон, давший им статус частного общественно полезного учреждения. Сегодня их называют «публично-правовыми учреждениями, не преследующими цели извлечения прибыли», т.е. они могут в соот­ветствии с их изначальным назначением привлекать средства и выдавать кредиты — в определенных пределах, но не распределя­ют чистой прибыли, полученной от этой деятельности. Эти сред­ства должны ими использоваться либо для пополнения собствен­ных средств, либо для обеспечения клиентам особых льгот. В 1837 году был принят новый закон, по которому функция хранения и управления собранными средствами была передана Депозитно-сохранной кассе. В последние два десятилетия французские сбере­гательные кассы расширили круг выполняемых операций и функ­ций и постепенно превращаются в настоящие банки. В 1978 году они получили право открывать чековые счета и постепенно стали предлагать частным лицам все виды депозитных и сберегательных инструментов. В 1983 году сберкассы добились права направлять до 30% своих средств на предоставление ссуд предприятиям. К 1990 году они получили полную самостоятельность в использовании

средств при условии соблюдения правил предосторожности, зато потеряли право на налоговые льготы. В рамках проходящего про- цесса упрощения они теперь подчиняются нормам общего права, но сохраняют свою специфику, выражающуюся в отсутствии час-

тных акционеров.                                         

Сберегательные кассы, трансформирующиеся в коммерческие банки, чему неизбежно сопутствует усложнение обязанностей, возложенных на персонал, долгое время испытывали проблемы от недостаточной квалификации персонала, который до конца 70-х годов ограничивался лишь работой со сберкнижками и жи­лищными ссудами. Вследствие этого производительность труда работников была существенно ниже, чем в коммерческих банках, притом, что уровень зарплаты несколько даже превышал средний

показатель по данной профессии.

35% Сбербанка принадлежит государственной Депозитно-со-хранной кассе, остальными владеют 35 французских региональ­ных сберегательных касс, имеющих 4274 отделения. В Компании сберегательных касс занято 38 тыс. служащих. Она является пятой банковской группой в стране по величине баланса (1004 млрд фр.) и второй по сумме депозитов (1102 млрд фр.). На французские сберкассы приходится 10—15% национального денежного рынка (для сравнения германские сберкассы контролируют 40%, испан­ские — около 40%, итальянские — более 30% своих рынков).

Собственный капитал французской Компании сберкасс со­ставляет 62,1 млрд фр. В 1995 году ее прибыль составила 1,6 млрд фр. До этого она последовательно снижалась: в 1994 году до 1,32 млрд фр. против 1,77 млрд фр. в 1993 году и 2,07 млрд фр. в 1992 году. Однако сумма предоставляемых ею кредитов продолжала ра­сти: 51,4 млрд фр. в 1992 году, 59,9 млрд фр. в 1993 году и 75,1 млрд фр. в 1994 году. Эти кредиты весьма дешевые и позволяют финан­сировать строительство дешевого жилья. Поэтому преобразование Ливре А и Ливре Б в обычные, более доходные для банков депо­зиты, по мнению сберкасс, приведет к сокращению социально орие! чрованных кредитов. Кроме того, 10% своей прибыли Сбер­банк ежегод. о распределяет в качестве «социального дивиденда»

на общественные нужды.

Таким образом, счета типа Ливре А и Ливре Б за 30 лет их существования давно уже превратились из чисто экономического ;

в политико-экономический фактор, влияющий на отношения избирателей к властям. Не только их отмена, но и понижение про­центной ставки по этим счетам может привести к возникновению

угрозы спокойной работе правительства. Поэтому пока реформа французского сектора сбережений, начавшаяся в 1990 году, за­вершилась созданием Центрального фонда сберегательных и стра­ховых касс (ЦФССК), 60% акций которого принадлежит нацио­нальной Компании сберкасс, а 40% — Депозитной кассе. Одной из основных задач ЦФССК является оказание помощи региональ­ным кассам в финансировании крупных проектов.

Норма сбережений во Франции весьма велика. Ее уровень в течение 90-х годов практически не менялся и составлял 13—14%. Однако структура сбережений претерпела существенные измене­ния, следствием которых стало постепенное «снижение статуса» и сберкасс и других банков за счет превращения банков из управля­ющих капиталом вкладчиков в его хранителей. Это подтверждает­ся следующими данными: еще в 1980 году 75% всех денежных средств семейных бюджетов находились в управлении банков или сберкасс, в 1994 году эта цифра снизилась до 40%. Значительно выросла роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных исполнителей поручений» клиентов. Доля банковских продуктов, соответствующих этой функции банков, увеличилась с 7,3% в 1980 году до 38,7% в 1994 году, что отражает быстрые темпы роста взаимных фондов и вкладов по страхованию жизни. Таким обра­зом, роль кредитных институтов в качестве «уполномоченных ис­полнителей поручений» все более вытесняет их собственную по­средническую деятельность.

Кроме того, бросается в глаза смещение центра тяжести в пользу долгосрочных инвестиционных инструментов, доля которых в де­нежных накоплениях из семейных бюджетов выросла с 4% в 1980 году до 24% в 1994 году. Доля краткосрочных вкладов за этот же период сократилась с 53% до 36%, а среднесрочных — с 23% до 11%. При этом поведение вкладчиков зависит от множества фак­торов, связанных с финансово-экономическим положением стра­ны, и от ориентации населения на сбережения или текущее по­требление.

Французское правительство предпринимает усилия к вырав­ниванию условий для всех участников банковского рынка, но ре­шение одних проблем подчас создает столько же других. Для ис­правления накопившихся за долгие годы искажений, связанных со специализацией учреждений и нарушением принципов конку­ренции, потребуются огромные затраты времени, денег и уси­лий.

Дальнейшим развитием событий во французском банковском секторе должна стать волна поглощений и слияний банков. Серь­езным препятствием на пути данного процесса стоят действую­щие законы о занятости. Они не позволяют провести необходи­мое для сокращения расходов крупномасштабное сокращение рабо­чих мест, и реструктуризация банковской системы потеряет смысл. Правительство же, осознавая необходимость реформы, при без­работице свыше 12% не готово изменить трудовое законодатель­ство. Однако, если барьеры на пути поглощений и слияний фран­цузских банков между собой или с учреждениями из континен­тальных европейских стран не будут сняты и стагнация будет затя­гиваться, то французский банковский сектор может стать легкой добычей англо-саксонских банков.

Такое развитие событий имело бы очень неблагоприятные по­следствия для развития французской промышленности, так как местные банки активно финансируют создание и функциониро­вание предприятий. На их долю приходится около 60% (1200 млрд фр.) всех кредитов, предоставленных членами Ассоциации фран­цузских банков. Причем 75% (900 млрд фр.) этой суммы прихо­дится на мелкие и средние предприятия, из которых 300 млрд фр. -- краткосрочные и 600 млрд фр. долгосрочные ссуды.

Кстати, во Франции иностранными считаются такие банки, абсолютное большинство капиталов которых принадлежит иност­ранцам, в частности иностранным банкам. К концу 1998 года здесь насчитывалось 165 иностранных банков (отделений и филиалов), из которых 61 из стран Европейского сообщества и 104 из других стран мира. Что касается банков из стран Сообщества, то они распределялись следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.