• выдача разрешений вносить изменения в положения банковских учреждений, в частности касающиеся передачи пакетов
акций другим владельцам.
Комитет работает под председательством управляющего или его представителя и включает, помимо директора Казначейства, четырех других членов, назначаемых постановлением министра экономики, финансов и бюджета сроком на 3 года: представителя французской ассоциации кредитных учреждений, представителя профсоюзных организаций персонала кредитных учреждений и еще двух компетентных специалистов. Каждого действительного члена Комитета может заменить замещающее его лицо. В Комитет может входить также с правом совещательного голоса один представитель профессиональной организации. Рассмотрение дел, переданных в Комитет, ведение секретариата обеспечиваются Дирекцией кредитных учреждений Банка Франции. Ежегодно Комитет кредитных учреждений представляет Национальному Совету по кредиту отчет, в котором фиксируется и комментируется деятельность Комитета и изменения, происшедшие в банковской системе Франции.
Контрольные и надзорные функции за деятельностью банков во Франции осуществляет Банковская комиссия. Она заменила созданную в 1941 году Комиссию по банковскому контролю. Хотя комиссия согласно действующему законодательству независима от Банка Франции, но фактически возглавляется управляющим Банком Франции и получает от БФ необходимые средства и кадровое пополнение. Рабочим органом Банковской комиссии является его секретариат, состоящий в основном из чиновников БФ. В состав
Банковской комиссии помимо управляющего БФ входит представитель Казначейства, три высокопоставленных госслужащих и два высококвалифицированных специалиста.
Банковская комиссия изучает деятельность кредитных организаций путем анализа их финансовой документации, организации инспекционных проверок с выходом в кредитные организации. Комиссия обеспечивается достоверной информацией благодаря тому, что в обязанности Банка Франции вменен постоянный контроль на местах в кредитных учреждениях. Под надзором Банковской комиссии находятся все кредитные учреждения страны, их филиалы на территории Франции и за рубежом.
В случае установления Банковской комиссией нарушений в деятельности кредитных организаций к ним могут быть применены различные санкции, в том числе:
• предупреждение;
• предписание по восстановлению или укреплению финансового положения;
• ограничение видов деятельности;
• отстранение (полное или на время) руководителей банка;
• денежные штрафы;
• введение временной администрации;
• другие дисциплинарные санкции вплоть до отзыва лицензии
с возможным назначением председателя ликвидационной комиссии.
Однако доминирующей задачей комиссии является выявление на раннем этапе негативных тенденций в деятельности банков.
Национальный совет по кредиту — это консультативный орган по вопросам денежно-кредитной политики. Он изучает условия функционирования банковской и финансовой системы и дает по этим вопросам свои заключения. В Совет также могут направляться для заключения законопроекты и нормативные акты. Совет подчиняется министру экономики, финансов и бюджета. Его вице-председателем является управляющий Банком Франции. В состав Совета входит 51 член, назначаемый правительством. Это — представители государства, парламентских ассамблей, экономического и социального совета, регионов, экономических организаций, профсоюзных организаций и кредитных учреждений, а также 6 признанных специалистов в области экономики и финансов. Функции секретариата Совета выполняет Дирекция исследований и статистики Банка Франции, которая, в частности, составляет го- i довой план Совета по указанию его Генерального секретаря.
Банковское законодательство Франции предусматривает создание консультативного комитета, в обязанности которого входит рассмотрение проблем, связанных с отношениями между кредитными учреждениями и их клиентами. По результатам рассмотрения Комитет дает заключения и рекомендации общего характера. Комитет возглавляет специалист, авторитетный в финансово-банковской области. В его состав входят 20 членов — представители кредитных учреждений и клиентов, назначаемые в равной пропорции.
Второй уровень финансово-кредитной системы Французской Республики представлен коммерческими банками, специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (ипотечные, внешнеторговые банки, страховые и финансовые компании, пенсионные фонды и др.).
Среди 2,2 тысячи кредитных учреждений Франции можно условно выделить следующие их виды:
• универсальные банки — около 400;
• банки взаимного кредита или кооперативные банки — около
200;
• сберегательные и пенсионные кассы — более 300;
• учреждения муниципального кредита — более 20.
Кроме кредитных учреждений, французское законодательство выделяет финансовые общества (более 1000) и специализированные финансовые институты (более 30). Одни из них специализируются на кредитовании и финансировании капиталовложений. Например, Креди Фонсье кредитует землевладельцев и строительные организации, Креди Насьональ за счет государственных субсидий предоставляет кредиты на срок 7—15 лет и гарантии. Другие специализируются на кредитовании мелких и средних предприятий, испытывающих трудности при получении кредитов. В их числе кредитные кооперативы, созданные в 1917 году при поддержке государства. Третья группа специализируется на обслуживании внешнеэкономической деятельности (Французский банк для внешней торговли).
На долю французских банков приходится около 4% валового национального продукта, что соответствует примерно объему производства таких отраслей национальной экономики, как транспорт, энергетика или сельское хозяйство. В банковской системе занято 425 тысяч человек. Велико присутствие французских банков и за рубежом: по количеству филиалов и отделений за границей Франция опережает многие развитые страны. Но, несмотря на
высокий уровень развития, общее состояние второго уровня банковской системы Франции можно охарактеризовать как весьма проблематичное.
Процессы, происходящие во французской банковской системе, в значительной степени являются отражением общенациональной экономической политики. В ней циклически преобладают • стремления то к национализации, то к приватизации. На государственный сектор традиционно приходится значительное число коммерческих банков. С 1946 года были подвергнуты национализации Креди Лионе, Национальный банк для торговли и промышленности и Национальный Парижский банк учета ценных бумаг, в инвестиционных банках появились правительственные комиссары. В 1982 году с целью спасения ряда крупных банков (в том числе Банка Ротшильда, Вормса, Креди дю Нор) были дополнительно национализированы ещё 39 банков. В результате этого под прямым контролем государства оказалось около 90% депозитов и 84% кредитов местных банков.
Вслед за национализацией последовала волна приватизации, начавшаяся в ноябре 1986 года и продолжавшаяся до марта 1988 года. Она затронула почти все банки, кроме группы CIC (Промышленный и коммерческий кредит), Марсельского кредитного товарищества. Банка Бретани и Сосьете Женераль. Приватизация проводилась без увеличения капитала, хотя он и был явно недостаточным по всем критериям, и в ней был слишком велик идеологический фактор.
Для французских банков характерно многообразие видов собственников: капитал кредитного учреждения может находиться в руках акционеров, может быть разрознен между мелкими пайщиками, может принадлежать только государству. Кредитные учреждения во Франции организованы как акционерные общества, кооперативы, коммерческие учреждения или общественные предприятия.
В последние годы французские банки по доходам и рентабельности значительно отстают от конкурентов из стран, близких к Франции по уровню экономического развития. По оценке, высказанной рейтинговым агентством Муди'з в отношении французских банков, их кредитные рейтинги продолжают снижаться, большинство банков относится к категории слабых. Одной из основных причин такого положения называют перекосы, допущенные в процессе либерализации финансового сектора в 80-е годы. Реформы тех лет не привели к реструктуризации рынка, поскольку
не сопровождались отменой норм, гарантирующих занятость. В результате переход от банковского ландшафта, поделенного между отдельными институтами и управляемого государством, к конкурентоспособному банковскому рынку так и не произошел. В 1984— 1995 годах во Франции возникло 330 новых банков, число отделений осталось прежним, а занятость в отрасли сократилась лишь на 3 %. Банковская сеть в стране — одна из самых плотных в мире (на 1 млн жителей — 439 банковских отделений по сравнению с 310 — 320 в США, Великобритании и Нидерландах). Всего на территории страны насчитывается более 26000 отделений банков. Ни одна из банковских групп не доминирует на рынке, который изобилует множеством мелких учреждений, ослабленных кризисом
недвижимости.
В конце 80-х — начале 90-х годов со снижением маржи и, следовательно, прибыли по традиционным кредитным операциям банки обратились к более доходным операциям — с недвижимостью и производными финансовыми инструментами. На протяжении многих лет для французских банков, как и для частных лиц, недвижимость служила надежной формой инвестирования. После резкого скачка цен на недвижимость в конце 80-х годов и последовавшего неожиданного их падения банки остались не только с огромными долгами, но и не знали, как решить эту проблему. Это обусловлено тем, что крупнейшие банки Франции, хотя и являются одними из наиболее капитализированных в мире, но их капитал связан участием в промышленных компаниях. Следствием такой деятельности стали грандиозные убытки (около 250 млрд FF), последовавшие за крахом рынка недвижимости, и резкое снижение доходности капитала французских банков в 1991 — 1995 годах до 5% по сравнению с 18% в США и 15% в Великобритании. При этом следует учитывать, что сама прибыль была получена не за счет улучшения деятельности банков, а за счет сокращения резервов под сомнительные кредиты. В этой ситуации французские банки, в отличие от английских, слишком медленно реагировали на сложившуюся ситуацию в тщетной надежде на быстрое возрождение рынка и не приняли экстренных мер к частичному снижению безнадежных долгов.
Убыточная деятельность банков объясняется не только прямым списанием ипотечных долгов на 150 млрд франков за 1990— 1995 годы вследствие кризиса рынка недвижимости, но и неплатежеспособностью средних и мелких предприятий-заемщиков, снижением объемов корпоративных кредитов, слишком поздним
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20