Рефераты. Банки (курс лекций)

• выдача разрешений вносить изменения в положения банков­ских учреждений, в частности касающиеся передачи пакетов

акций другим владельцам.

Комитет работает под председательством управляющего или его представителя и включает, помимо директора Казначейства, четырех других членов, назначаемых постановлением министра экономики, финансов и бюджета сроком на 3 года: представителя французской ассоциации кредитных учреждений, представителя профсоюзных организаций персонала кредитных учреждений и еще двух компетентных специалистов. Каждого действительного члена Комитета может заменить замещающее его лицо. В Комитет может входить также с правом совещательного голоса один представи­тель профессиональной организации. Рассмотрение дел, передан­ных в Комитет, ведение секретариата обеспечиваются Дирекцией кредитных учреждений Банка Франции. Ежегодно Комитет кре­дитных учреждений представляет Национальному Совету по кре­диту отчет, в котором фиксируется и комментируется деятель­ность Комитета и изменения, происшедшие в банковской систе­ме Франции.

Контрольные и надзорные функции за деятельностью банков во Франции осуществляет Банковская комиссия. Она заменила созданную в 1941 году Комиссию по банковскому контролю. Хотя комиссия согласно действующему законодательству независима от Банка Франции, но фактически возглавляется управляющим Бан­ком Франции и получает от БФ необходимые средства и кадровое пополнение. Рабочим органом Банковской комиссии является его секретариат, состоящий в основном из чиновников БФ. В состав

Банковской комиссии помимо управляющего БФ входит предста­витель Казначейства, три высокопоставленных госслужащих и два высококвалифицированных специалиста.

Банковская комиссия изучает деятельность кредитных органи­заций путем анализа их финансовой документации, организации инспекционных проверок с выходом в кредитные организации. Комиссия обеспечивается достоверной информацией благодаря тому, что в обязанности Банка Франции вменен постоянный кон­троль на местах в кредитных учреждениях. Под надзором Банковс­кой комиссии находятся все кредитные учреждения страны, их филиалы на территории Франции и за рубежом.

В случае установления Банковской комиссией нарушений в деятельности кредитных организаций к ним могут быть примене­ны различные санкции, в том числе:

• предупреждение;

• предписание по восстановлению или укреплению финансо­вого положения;

• ограничение видов деятельности;

• отстранение (полное или на время) руководителей банка;

• денежные штрафы;

• введение временной администрации;

• другие дисциплинарные санкции вплоть до отзыва лицензии

с возможным назначением председателя ликвидационной ко­миссии.

Однако доминирующей задачей комиссии является выявление на раннем этапе негативных тенденций в деятельности банков.

Национальный совет по кредиту — это консультативный орган по вопросам денежно-кредитной политики. Он изучает условия функционирования банковской и финансовой системы и дает по этим вопросам свои заключения. В Совет также могут направлять­ся для заключения законопроекты и нормативные акты. Совет под­чиняется министру экономики, финансов и бюджета. Его вице-председателем является управляющий Банком Франции. В состав Совета входит 51 член, назначаемый правительством. Это — пред­ставители государства, парламентских ассамблей, экономическо­го и социального совета, регионов, экономических организаций, профсоюзных организаций и кредитных учреждений, а также 6 признанных специалистов в области экономики и финансов. Фун­кции секретариата Совета выполняет Дирекция исследований и статистики Банка Франции, которая, в частности, составляет го- i довой план Совета по указанию его Генерального секретаря.

Банковское законодательство Франции предусматривает созда­ние консультативного комитета, в обязанности которого входит рассмотрение проблем, связанных с отношениями между кредит­ными учреждениями и их клиентами. По результатам рассмотре­ния Комитет дает заключения и рекомендации общего характера. Комитет возглавляет специалист, авторитетный в финансово-бан­ковской области. В его состав входят 20 членов — представители кредитных учреждений и клиентов, назначаемые в равной про­порции.

Второй уровень финансово-кредитной системы Французской Республики представлен коммерческими банками, специализи­рованными кредитно-финансовыми учреждениями (ипотечные, внешнеторговые банки, страховые и финансовые компании, пен­сионные фонды и др.).

Среди 2,2 тысячи кредитных учреждений Франции можно ус­ловно выделить следующие их виды:

• универсальные банки — около 400;

• банки взаимного кредита или кооперативные банки — около

200;

• сберегательные и пенсионные кассы — более 300;

• учреждения муниципального кредита — более 20.

Кроме кредитных учреждений, французское законодательство выделяет финансовые общества (более 1000) и специализирован­ные финансовые институты (более 30). Одни из них специализи­руются на кредитовании и финансировании капиталовложений. Например, Креди Фонсье кредитует землевладельцев и строитель­ные организации, Креди Насьональ за счет государственных суб­сидий предоставляет кредиты на срок 7—15 лет и гарантии. Другие специализируются на кредитовании мелких и средних предприя­тий, испытывающих трудности при получении кредитов. В их чис­ле кредитные кооперативы, созданные в 1917 году при поддержке государства. Третья группа специализируется на обслуживании внешнеэкономической деятельности (Французский банк для внеш­ней торговли).

На долю французских банков приходится около 4% валового национального продукта, что соответствует примерно объему про­изводства таких отраслей национальной экономики, как транс­порт, энергетика или сельское хозяйство. В банковской системе занято 425 тысяч человек. Велико присутствие французских банков и за рубежом: по количеству филиалов и отделений за границей Франция опережает многие развитые страны. Но, несмотря на

высокий уровень развития, общее состояние второго уровня бан­ковской системы Франции можно охарактеризовать как весьма проблематичное.

Процессы, происходящие во французской банковской систе­ме, в значительной степени являются отражением общенацио­нальной экономической политики. В ней циклически преобладают • стремления то к национализации, то к приватизации. На государ­ственный сектор традиционно приходится значительное число коммерческих банков. С 1946 года были подвергнуты национали­зации Креди Лионе, Национальный банк для торговли и про­мышленности и Национальный Парижский банк учета ценных бумаг, в инвестиционных банках появились правительственные комиссары. В 1982 году с целью спасения ряда крупных банков (в том числе Банка Ротшильда, Вормса, Креди дю Нор) были до­полнительно национализированы ещё 39 банков. В результате это­го под прямым контролем государства оказалось около 90% депо­зитов и 84% кредитов местных банков.

Вслед за национализацией последовала волна приватизации, начавшаяся в ноябре 1986 года и продолжавшаяся до марта 1988 года. Она затронула почти все банки, кроме группы CIC (Про­мышленный и коммерческий кредит), Марсельского кредитного товарищества. Банка Бретани и Сосьете Женераль. Приватизация проводилась без увеличения капитала, хотя он и был явно недо­статочным по всем критериям, и в ней был слишком велик идео­логический фактор.

Для французских банков характерно многообразие видов соб­ственников: капитал кредитного учреждения может находиться в руках акционеров, может быть разрознен между мелкими пайщи­ками, может принадлежать только государству. Кредитные учреж­дения во Франции организованы как акционерные общества, ко­оперативы, коммерческие учреждения или общественные пред­приятия.

В последние годы французские банки по доходам и рентабель­ности значительно отстают от конкурентов из стран, близких к Франции по уровню экономического развития. По оценке, выска­занной рейтинговым агентством Муди'з в отношении французс­ких банков, их кредитные рейтинги продолжают снижаться, боль­шинство банков относится к категории слабых. Одной из основ­ных причин такого положения называют перекосы, допущенные в процессе либерализации финансового сектора в 80-е годы. Ре­формы тех лет не привели к реструктуризации рынка, поскольку

не сопровождались отменой норм, гарантирующих занятость. В результате переход от банковского ландшафта, поделенного меж­ду отдельными институтами и управляемого государством, к кон­курентоспособному банковскому рынку так и не произошел. В 1984— 1995 годах во Франции возникло 330 новых банков, число отделе­ний осталось прежним, а занятость в отрасли сократилась лишь на 3 %. Банковская сеть в стране — одна из самых плотных в мире (на 1 млн жителей — 439 банковских отделений по сравнению с 310 — 320 в США, Великобритании и Нидерландах). Всего на терри­тории страны насчитывается более 26000 отделений банков. Ни одна из банковских групп не доминирует на рынке, который изо­билует множеством мелких учреждений, ослабленных кризисом

недвижимости.

В конце 80-х — начале 90-х годов со снижением маржи и, сле­довательно, прибыли по традиционным кредитным операциям банки обратились к более доходным операциям — с недвижимос­тью и производными финансовыми инструментами. На протяже­нии многих лет для французских банков, как и для частных лиц, недвижимость служила надежной формой инвестирования. После резкого скачка цен на недвижимость в конце 80-х годов и после­довавшего неожиданного их падения банки остались не только с огромными долгами, но и не знали, как решить эту проблему. Это обусловлено тем, что крупнейшие банки Франции, хотя и явля­ются одними из наиболее капитализированных в мире, но их ка­питал связан участием в промышленных компаниях. Следствием такой деятельности стали грандиозные убытки (около 250 млрд FF), последовавшие за крахом рынка недвижимости, и резкое снижение доходности капитала французских банков в 1991 — 1995 годах до 5% по сравнению с 18% в США и 15% в Великобритании. При этом следует учитывать, что сама прибыль была получена не за счет улучшения деятельности банков, а за счет сокращения резервов под сомнительные кредиты. В этой ситуации французские банки, в отличие от английских, слишком медленно реагировали на сложившуюся ситуацию в тщетной надежде на быстрое воз­рождение рынка и не приняли экстренных мер к частичному сни­жению безнадежных долгов.

Убыточная деятельность банков объясняется не только пря­мым списанием ипотечных долгов на 150 млрд франков за 1990— 1995 годы вследствие кризиса рынка недвижимости, но и непла­тежеспособностью средних и мелких предприятий-заемщиков, снижением объемов корпоративных кредитов, слишком поздним

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.