• банкам запрещается назначать своих служащих в Советы директоров нефинансовых компаний;
• предписывается строгое разделение в банках инвестиционных и банковских операций, операций за свой счет и за счет клиентов.
Правительство подготовило также законопроект, по которому инвестиционные фонды, контролирующие, по некоторым оценкам, 18 из 60 крупнейших компаний страны, должны будут понизить своё предельное участие в капитале компаний с 20 до 11%. Вынуждая банки и инвестиционные фонды продавать принадлежащие им пакеты акций, Правительство рассчитывает повысить ликвидность фондовых рынков и вывести их из состояния застоя.
Решением парламента создан новый надзорный орган, отвечающий за финансовый сектор в целом, за исключением банков, надзор за которыми закреплён за ЦБ. Новая структура подчиняется Министерству финансов. Иностранные инвесторы считают, что эта мера повысит прозрачность финансовых рынков и ограничит возможность злоупотреблений.
В отличие от Чехии, в которой стартовые условия для развития
банковского сектора были более чем благоприятными, Слоюкия после раздела ЧСФР столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. В 1993 году инфляция приблизилась к 30% в год, дефицит госбюджета за первую половину 1993 года достиг 50р млн долларов (около 10% ВВП), официальные резервы ЦБ составляли всего 200 млн долларов. Благодаря высокопрофессиональновй деятельности Национального банка Словакии, последовательной реализации жесткой денежно-кредитной политики инфляция к 1996 году снизилась до 6 % в год (самый низкий показатель в регионе), а официальные резервы ЦБ превысили 3,3 млрд долларов. В результате кредитный рейтинг ЦБ повысился, по разным оценкам, до категории ВАА и ВВ+. Ведущие западные банки предоставляют словацким компаниям многомиллионные кредиты.
Вместе с тем экономика страны испытывает серьёзние проблемы, и ЦБ весной 1997 года был вынужден повысить процентные ставки в стремлении защитить крону. Это вызвало у правительства затруднения с финансированием дефицита бюджета. Следствием стало одобрение в сентябре 1997 года правительством Словакии поправки к Закону о национальном банке. ;
Поправка предусматривает более активное участие ЦБ в финансировании бюджетного дефицита, а именно — обязанность ЦБ покупать государственные казначейские обязательства в размере 10% от государственных доходов по сравнению с ранее установленными 5%. Состав ответственного за принятие решений Банковского совета расширен с 8 до 10 человек. Пятеро из них — независимые эксперты, чьи кандидатуры будут предлагаться Министерством финансов по согласованию с управляющим ЦБ и утверждаться правительством. Согласно прежней редакции закона совет состоял из управляющего и двух его заместителей (по должности), остальные члены (как правило, руководящие сотрудники ЦБ) назначались правительством по предложению главы ЦБ. Ещё одно нововведение касается бюджета ЦБ, который согласно поправке подлежит утверждению парламентом, а не Банковским советом. Подобное наступление правительства на независимость ЦБ подверглось резкой критике со стороны экспертов и представителей ЦБ, опасающихся негативных последствий для стабильности национальной валюты.
Позиция ЦБ подкрепляется следующим серьёзным доводом:
банковский кризис 1996 года в Чехии не затронул словацкие банки: многие словацкие мелкие и средние банки закончили год даже с хорошей прибылью. Секрет благополучия словацких бан
ков следует искать в значительном притоке средств из-за рубежа, прежде всего из Австрии. Треть капитала банковской отрасли страны имеет иностранное происхождение. К тому же сыграло роль умение учиться на чужих ошибках. Если в процессе приватизации до осени 1993 года в Чехии банковские лицензии выдавали чуть ли не всем желающим, то в Словакии сразу установили высокую норму достаточности собственного капитала, которая оказалась недоступной для многих местных банков. Словацким банкам пришлось обращаться за деньгами к иностранным институциональным инвесторам! Помимо денег словацкие власти интересовало еще и привлечение в страну иностранных специалистов в области банков и финансов, так как после разделения Чехословакии отечественные кадры остались в основном в бывшей столице союзного государства Праге. Тем самым, ведущую роль в банковском секторе изначально) занимали иностранные специалисты и местные кадры, не имеюц1ие опыта работы на руководящих постах в банке в условиях административно-хозяйственной экономики ЧСФР и приобретающие Квалификацию в процессе обучения иностранными специалистами.
Национальный банк Словакии работает над укреплением законодательства в отношении неустойчивых комбанков. Это весьма актуально, так как половина всех кредитов словацких банков, около 3 млрд долларов, относится к просроченным. Большая часть этой суммы приходится на три банка, которые должны быть приватизированы. Кроме того, Центробанк добивается от правительства предоставления гарантий банкам, находящимся в процессе преобразования. В этих целях недавно принят закон о страховании депозитов физических лиц в размере до 30 среднемесячных зарплат в стране (около 7 тыс. долл. по текущему курсу). ЦБ также готовится повысить резервные требования.
И Чехия, и Словакия ввели в действие законы, в общих чертах отвечающие принципам конвенций ООН и ЕС и Базельского комитета, в целях противодействия отмыванию денег. Вместе с тем правовая и нормативная база в этих странах имеет некоторые отличия. Так, в Чехии, в отличие от Словакии, предусмотрена идентификация личности клиента при совершении им операций на сумму, превышающую лимит в 500 тыс. крон. Идентификация требуется в каждом случае при открытии нового счёта и при совершении подозрительных операций, даже если их сумма ниже установленного лимита. Сообщение о таких сделках адресуется специальному отделу в Минфине. Словацкое законодательство не пре-
дусматривает временных рамок для хранения документации, а также специальных санкций за несоблюдение правовых норм. В Чехии же установлен 10-летний срок хранения документации и предусмотрен широкий спектр санкций за нарушение правил: от штрафов до отзыва банковской лицензии. В соответствии с законодательством Словакии юристы освобождаются от обязанности сообщать о подозрительных сделках. Банкиры и другие частные лица — резиденты Чехии и Словакии обязаны это делать. Более того, законом не предусмотрена ответственность за нарушение конфиденциальности, что стимулирует раскрытие информации вл, ютям. Дополнительным стимулом в Словакии служит положение р том, что лица, оказавшие помощь следствию, могут получить 20я& стоимости конфискованного имущества.
Широкомасштабная компания за чистоту чешских банковских рядов развернулась в первой половине 1997 года. В апрел( были арестованы председатель третьего по величине банка страны Ин-вестични и Постовни банка (ИПБ) и его заместитель по обвинению в растрате и совершении незаконных сделок на основе конфиденциальной информации. Они являлись не только одними из наиболее влиятельных фигур в деловых кругах, но и поддерживали тесные связи с Президентом страны и его партией. Обвинение касалось покупки банком государственной недвижимости по ценам, вдвое превышающим рыночные. ИПБ и его инвестиционный фонд занимались подобной деятельностью в течение двух лет, расходуя огромные суммы наличными на покупку различных компаний, начиная от пивоваренных заводов и кончая телевизионной станцией. Подозрительное приобретение недвижимости привлекло внимание властей, когда деньги на покупку, поступившие от неназванной группы из Люксембурга, были переведены на счёт частного лица в Бельгии. По законам Чехии растрата классифицируется в том случае, если банк или инвестиционный фонд расходует деньги клиентов на подозрительные сделки. За март — апрель 1997 года были арестованы ещё восемь ведущих банкиров и управляющих инвестиционными фондами, 6 других вызваны в полицию на допрос. 11 высокопоставленных чиновников инвестиционной группы «Мотоинвест» и Агробанка были задержаны полицией по обвинению в манипуляциях активами стоимостью 1,9 млрд крон и присвоении 137 млн крон. В марте 4 брокера были обвинены в краже 1 млрд крон из инвестиционных фондов Trend и Mercia.
Длительное время президент Чехии и министр финансов не особенно обращали внимание на ход рыночных реформ, ссылаясь
на то, что свободный рынок сам решит проблемы. Но после краха ряда банков в 1996 году и закрытия инвестиционных фондов в результате крупных краж и присвоения средств, правительство вынуждено было пойти на принятие жёстких мер. Помимо них правительство решило создать независимую Комиссию по цен-нымюумагам и биржам США. Также Чехия начала разграничивать банковскую деятельность и деятельность по торговле ценными бума: 'ами.
* * *
С] >авнение банковских систем Чехии и Словакии представляет больи :ой интерес, так как их автономное развитие началось после разделения ЧСФР от одной отправной точки. Разный уровень экономического развития стран, становление словацкой банковской системы практически заново, разные подходы к вопросам регулирования деятельности банков привели к тому, что сейчас это уже две абсолютно разные банковские системы.
Чехия, имея более выгодные стартовые позиции, не испытывала в( первой половине 90-х годов инфляционных потрясений, процесс приватизации банков шел планомерно и продуманно. Однако чешские банки управлялись старыми кадрами, хотя и имеющими большой опыт работы в дореформенном банковском секторе ЧСФР, но недостаточно адаптированными для работы в новых условиях. В результате постепенно в чешских банках, контролировавших значительную долю промышленных предприятий, стали преобладать негативные тенденции, связанные с превышением допустимых норм кредитования и низким качеством кредитного портфеля. Наряду с низким уровнем банковского надзора, все это привело к серьезному банковскому кризису. Таким образом, Чехия не смогла в полной мере воспользоваться отличными стартовыми позициями.
В отличие от Чехии Словакия, оставшись практически без кадрового потенциала, менее промышленно развитая, изначально столкнулась с серьезными экономическими трудностями и была вынуждена реализовать жесткую денежно-кредитную политику. Для этого Национальный банк Словакии был наделен высокой степенью самостоятельности. Большое влияние на положительные результаты деятельности словацких банков оказало привлечение иностранных специалистов, обеспечивших создание современного механизма управления отдельными банками и банковской системой в целом.
В противоположность Чехии, уже прошедшей кризис и идущей по пути усиления роли Центрального банка и ужесточения норм банковского регулирования и надзора, Словакия не сделала правильных выводов из ошибок соседей и пошла по пути сокращения рамок самостоятельности национального банка. Наиролее опасным представляется увеличение обязательств банка п® финансированию дефицита государственного бюджета. Тем самым, словацкое правительство не смогло удержаться от опасного соблазна использовать ЦБ как источник недостающих ему средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20