Новая двухуровневая банковская система, состоящая из Цент
рального банка и коммерческих банков, начала формироваться еще в бывшей ЧСФР в начале 1990 года. В дальнейшем реформирование банковской системы происходило в условиях более благоприятных, нежели, например, в России; не возникало значительных сложностей, связанных с дефицитом госбюджета, опустошением товарного рынка, высокими темпами инфляции и необходимостью обслуживать внутренний и внешний долг.
В 1993 году при разделении ЧСФР на два самостоятельных государства (Чешскую и Словацкую республики) все федеральное имущество, которое было признано совместным, включая и имущество ряда банков, было разделено на три части, две из которых отошли Чехии, а одна — Словакии. Раздел произошел мирно и практически не отразился на стабильности финансовой ситуации — на протяжении 1991—1995 годов валютный курс сохранялся на уровне 27—28 крон за доллар США.
С 1 октября 1995 года конвертируемость чешской кроны значительно расширилась: были сняты ограничения с международных расчетов и движения капитала. В результате чешские граждане не обязаны продавать свою валюту Центральному банку и получили возможность оплачивать заграничные счета (например, за лечение или обучение) без предварительного разрешения ЦБ, а также вывозить за рубеж неограниченное количество национальной валюты. В последнем случае осталось в действии лишь уведомительное правило о вывозе за границу более 200 тыс. крон.
Было отменено лицензирование со стороны Чешского национального банка следующих операций:
• открытие за границей чешскими физическими или юридическими лицами собственного предприятия;
• приобретение чешскими физическими или юридическими лицами более 10% капитала зарубежного предприятия;
• предоставление кредита для финансирования заграничного дочернего предприятия чешской фирмы;
• предоставление чешскими банками кредита иностранным юридическим или физическим лицам на срок более 5 лет;
• приобретение за границей недвижимости чешскими юридическими или физическими лицами.
Однако иностранцы по-прежнему не получили права прямой покупки недвижимости в Чехии; для этого им необходимо прежде открыть здесь своё предприятие. Чешское правительство опасается, что неограниченная скупка иностранцами недвижимости взвинтит цены на жильё, что вызовет серьёзные социальные послед -
ствия. Приняв новый закон, Чехия выполнила положения статьи 8 устава МВФ относительно либерализации международны^ расчётов, что, в свою очередь, является предпосылкой для вступления страны в ОЭСР.
Чешские предприятия и раньше активно обращались за кредитами к иностранным источникам, испросив для этого Лицензию ЦБ, что, впрочем, являлось чистой формальностью, рейчас отменена и она. Интерес к внешним источникам финансирования объясняется более выгодными условиями на международных финансовых рынках: в Чехии процентная ставка колеблется между 11 и 15%.
Проводившаяся в Чехословакии приватизация в банковском секторе началась со специализированных банков, как наименее адаптированных к обслуживанию новой клиентуры и не способствовавших развитию рыночной конкуренции. Приватизация проводилась одновременно со значительной консолидацией их дебиторских кредитов, а также с мерами по увеличению собственного капитала и резервов за счет государственных средств. Часть безнадежных долгов клиентов списана с банков за счет средств госбюджета или переоформлена в задолженность государства. В 1991 году был учрежден специальный Государственный консолидационный банк с функциями агентства по управлению долгами предприятий, принятыми от коммерческих банков государством. Благодаря принятым мерам, финансовое положение коммерческих банков с преобладающей долей государства было существенно улучшено.
В Чехии решение о приватизации не было спонтанным и волюнтаристским. Ей предшествовала тщательная проверка баланса и финансового состояния банков престижными иностранными аудиторскими фирмами или с их участием по обычным международным правилам, новая оценка имущества, привлечение иностранных консультантов и поиск иностранных инвесторов. Была утверждена Ассоциация по гарантиям сбережений и вкладов, финансируемая за счет средств государства и самих банков, существенно подкрепившая их надежность и доверие к ним со стороны клиентуры.
В результате приватизации большая часть акций Промыслового банка была продана иностранному банку, другие распределены по ваучерам. Остальные спецбанки были приватизированы путем распределения акций между широким кругом мелких собственников. Результат такой неудачной приватизации тормозит процессы формирования высокого качества менеджмента, выработку надежной долгосрочной их стратегии.
k середине 1993 года доля государственной собственности составляла: в Чешской сберкассе — 43%, в коммерческом банке «Права» — 44%, в Инвестиционном банке — 45%, в Торговом банке|— 50,5%. На эти 4 банка приходилось около 70% активов всей банковской системы. Их акции активно продаются на фондовой бирже в Праге. В целом чешские коммерческие банки неплохо удовлетворяют потребности рыночной экономики. Объемы банковских кредитов достигают 70 % ВВП (в Венгрии — около 50%, Польше — 30%, ФРГ — 110%). До 80 % кредитов направляется в негосу! арственный сектор.
Осенью 1993 года с целью предоставления быстро развивающейся банковской отрасли возможности для консолидации был введен мораторий на выдачу банковских лицензий резидентам и нерезидентам. Лишь весной 1996 года Совет Чешского национального банка после длительной паузы принял решение о предоставлении ^цензий на создание универсальных банков. Лицензии на учреждение местных дочерних банков получили британский Мид-лэнд Бэ(нк и германский Вестдойче Ландесбанк.
К середине 1996 года в Чехии действовало 53 банка, причем рынок контролировался четырьмя крупными государственными и одним частным банком. На четыре госбанка приходилось более 70% всех банковских операций в Чехии. Из остальных банков 21 являлся полными дочерними компаниями иностранных банков и еще в 19 присутствовал иностранный капитал.
В 1996 году в Чехии разразился банковский кризис. В числе банков, испытывавших трудности с ликвидностью, оказался и самый крупный банк страны — Агробанк, имеющий капитал в 4 млрд крон и располагающий 5% всех депозитов страны, в том числе значительными средствами государственного фонда здравоохранения. В результате ЦБ был вынужден выступить гарантом всех его депозитов и в сотрудничестве с коммерческими банками произвести вливание 6 млрд крон.
Кризис привёл к банкротству двух крупных банков и прекращению существования около десяти мелких (совокупная валюта баланса последних составляет всего 3,75% от общей суммы баланса чешской банковской системы). В результате кризиса структура банковской системы изменилась: число функционирующих в стране банковских институтов снизилось до 48, в том числе 23 — с иностранным капиталом. Основной причиной кризиса стало непоследовательное воплощение в жизнь банковского законодательства, неудачная ваучерная приватизация и отсутствие эффективной сис-
темы надзора за фондовым рынком. Несмотря на настойчивые предупреждения иностранных банков, правительство Чехии не приняло необходимых мер по предотвращению разграбленця возникших в ходе приватизации инвестиционных фондов, значительная часть средств в которых принадлежала иностранным винадчи-кам. Это вызвало резкое падение доверия к Праге на международных рынках капитала. Сложилась непостижимая для иностранцев ситуация, когда крупные чешские банки через инвестиц юнные фонды контролируют промышленные предприятия, явля эщиеся неплатежеспособными должниками этих же банков, и пр •должают предоставлять им кредиты, за счёт которых те обслуживают предыдущие займы. Низкая конкурентоспособность экономики привела к дефициту торгового и платёжного балансов и д вальвации кроны и вместе с высоким уровнем проблемных кредитов затормозила развитие банковского и фондового рынков.
Таким образом, либерализм в экономической госуд фствен-ной политике многими банкирами был распространён в кредитную систему. Кроме того, полицейские расследования, судебные процессы и приговоры по первым банкротствам не служили делу поддержания банковской системы на должном уровне.
На банковском рынке Чехии доминирует так называемая «большая четвёрка» — Комерчни банка, «Ческа спорительна», Инвес-тични и Почтовни банка (ИПБ) и Ческословенска обходни банка (ЧСОБ), на которую приходится 60% банковских активов и 3/4 вкладов клиентов. Именно эти банки больше всего пострадали от девальвации кроны, что привело к падению прибылей по итогам первой половины 1997 года на 35—50% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Просроченные кредиты, предоставленные ими, составляли до четверти кредитных портфелей, резервы на их покрытие явно недостаточны, хотя на формирование резервов направлялось 70—80% прибыли.
В целях санации, реструктуризации и модернизации крупных чешских банков правительство приняло решение продать принадлежащие ему банковские акции иностранным инвесторам. Достигнуто соглашение о приобретении японским инвестиционным банком «Номура» 36% акций ИПБ за 6 млрд крон (175 млн долл.) с условием увеличить собственный капитал ИПБ на такую же сумму. После этого «Номура» будет владеть почти половиной капитала ИПБ. Идёт поиск стратегического инвестора для избежавшего банкротства только благодаря вмешательству ЦБ Агробанка. Планируется продать доли государства в капитале Комерчни банка (50%), «Ческа спорительна» (45%) и ЧСОБ (65%).
\
Однако успех приватизации находится под вопросом из-за разгоревшейся закулисной борьбы по поводу её методов. Нынешнее руководство банков стремится остаться у руля, воспользовавшись капиталом западных инвесторов. Для этого предлагается продавать государственные акции не одному инвестору, который в таком случае автоматически получает контроль над банком, а нескольким. (Осложняет приватизацию и то, что 15% акций Комерчни банка и 25% акций ЧСОБ принадлежит Словакии.
С целью частичного возврата утраченного в ходе кризиса доверия инвесторов Министерством финансов Чехии был разработан план, шэедусматривающий вывод нефинансовых компаний из-под контроля банков и их инвестиционных фондов, а также ряд других мер|
Вступившая в силу с 1 января 1998 года поправка к Закону о банках предусматривает проведение следующих мер:
• банкам запрещается контролировать свыше 50% акций нефинансовых компаний;
• участие в капитале любой отдельно взятой нефинансовой компании ограничивается 15% собственного капитала банка; сумма всех пакетов акций, превышающих 10% капитала нефинансовых компаний, не должна превышать 60% собственного капитала банка;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20