2. Генеральный совет. В его функции входит, прежде всего, принятие решений по вопросам оперативной деятельности Банка Франции, не связанных с осуществлением денежно-кредитной политики. Генеральный совет принимает решения по кадровым вопросам, о расходовании собственных средств банка, составлении и утверждении балансового отчета, проекта использования прибыли, определении размера дивидендов государства, перечисляемых в бюджет, и т.п. В Генеральный совет входят все члены
Совета по денежно-кредитной политике, представитель Государственного казначейства, назначаемый Советом министров Франции, и представитель служащих Банка Франции, избираемый на 6 лет. Решения Совета принимаются в присутствии не менее 7 его членов простым большинством голосов. Голос председателя имеет решающее значение при разделении голосов поровну.
На решения Генерального Совета весьма большое влияние оказывает финансовый инспектор, представляющий правительство в Банке Франции. Он, участвуя в заседаниях Генерального совета, может оспаривать его решения или настаивать на их повторном обсуждении. Кроме того, на заседаниях Совета присутствует аудитор, осуществляющий проверку финансовых отчетов Банка Франции.
Повседневное руководство деятельностью банка осуществляется управляющим банка, его первым и вторым заместителями. Они назначаются декретом Совета министров Франции сроком на 6 лет без права отзыва и не могут занимать эти должности более двух сроков. Такой порядок назначения — своего рода гарантия независимости центрального банка. Управляющий, возраст которого не должен превышать 65 лет, приносит присягу Президенту республики.
Председатель осуществляет руководство Банком Франции, определяет общее направление деятельности всех его подразделений, имеет право назначать служащих на все должности, за исключением должности директора филиала. На эту должность служащие назначаются министром экономики и финансов по предложению председателя Банка Франции. Кроме того, председатель может самостоятельно устанавливать порядок интервенционных операций и величину процентных ставок. В случае отсутствия председателя его заменяет один из двух заместителей, функции которых четко разграничены между собой: один отвечает за вопросы денежной политики, другой — за административные.
Работа Банка Франции ведется через его структурные подразделения, осуществляющие следующие виды деятельности (по данным 1995 года):
• изготовление банкнот — 2025 сотрудников;
• управление денежным обращением, сортировка банкнот — 2013;
• управление безналичными платежами — чеки, переводы и др. операции — 1965;
• управление иностранными операциями — 370;
• разработка денежно-кредитной политики, составление и распространение статистических данных, монетарные и финансово-экономические исследования — 573;
• реализация денежно-кредитной политики — 69;
• участие в управлении государственным долгом, операции с ценными бумагами — 226;
• банковский и валютный контроль — 56;
• пруденциальная регламентация и надзор за банковской системой - 238;
• сбор, анализ и передача информации о предприятиях — картотека Фибан, центр диагностики Жеод — 1615;
• управление банковской сетью — 1867;
• бухгалтерский учет — 589;
• управление персоналом — 817;
• управление административно-финансовыми службами — 1696;
• управление информатикой — 656;
• контроль на местах — 154;
• связи с общественностью, прессой, партнерами и подготовка персонала — 251 сотрудник.
Деятельность 26 управлений и отделов Банка, большинство из которых объединено в главные управления, координируется Генеральным секретариатом, являющимся своего рода штабом текущей деятельности Банка Франции.
Банк Франции имеет 211 филиалов, расположенных по всей стране. Раньше он имел более разветвленную филиальную сеть. В 1928 году их было 260, и это количество сохранялось почти 40 лет. Начиная с 1967 года в связи с происходящими изменениями в экономической деятельности и в роли эмиссионного центра филиальная сеть банка неоднократно подвергалась реорганизации. Последнее крупное сокращение сети относится к 1989—1992 годам, когда было закрыто 22 филиала. Каждый филиал возглавляет директор, назначаемый министром экономики и финансов по предложению управляющего Банком Франции. При каждом филиале имеется консультативный орган — совет, в котором количество советников (из числа известных предпринимателей) составляет от 6 до 17 человек в зависимости от размера филиала. Назначение советников сроком на 3 года производит Генеральный совет по рекомендации управляющего Банком Франции. Советники обязаны предоставлять директору филиала информацию о состоянии и перспективах экономической деятельности в данном регионе (районе) и давать соответствующие рекомендации. В функции филиалов входит:
• выпуск банкнот в обращение;
• обслуживание клиентуры, например по операциям с ценными бумагами;
• организация клиринговых расчетов через расчетные палаты;
• сбор информации о деятельности кредитных учреждений;
• оценка банковских рисков;
• консультирование предприятий по вопросам финансового анализа и экспертизы;
• сбор и анализ экономической информации на региональном уровне, в частности с помощью конъюнктурных обследований в различных отраслях экономики. Сложившаяся организационная структура Банка Франции в целом достаточно хорошо обеспечивает выполнение возложенных на него задач.
Для определения целей денежно-кредитной политики и ее проведения в течение года путем интервенций на денежном рынке и через обязательные резервы Банк Франции использует помимо имеющихся в стране и за рубежом данных информацию, которая поступает от его собственной системы статистических, экономических, финансовых и денежно-кредитных исследований. Солидная информационно-исследовательская структура Банка Франции через сеть своих филиалов и учреждений более чем в двухстах провинциальных центрах собирает статистические данные, проводит внутренний монетарный мониторинг, собственные аналитические исследования по вопросам экономического и финансового разв.чтия других стран.
Банк Франции ведет счета коммерческих банков, с которых они снимают необходимые для обслуживания клиентуры наличные средства и на которые сдают для зачисления излишки кассовой наличности. По этим счетам также отражаются операции между клиентами банков и Казначейством, центрами почтовых переводов, а также сальдо ежедневных клиринговых операций между банками и т.п. Кроме того, Банк Франции ведет текущий счет Казначейства.
Банк Франции не может непосредственно предоставлять кредиты государству, не будучи на то уполномоченным законом. Займы и авансы являются предметом соглашений, заключенных между министром финансов и бюджета и управляющим Банком Франции. Эти соглашения должны быть одобрены парламентом. Договор, который в настоящее время лежит в основе отношений между Банком Франции и государством, был подписан 17 сентября
1973 года и одобрен законом от 21 декабря 1973 года. Изначально предел кредитования государства был определен в 20,5 млрд франков. 10,5 млрд франков этого кредита предоставлялись на беспроцентной основе. По остальным 10 млрд франков оплата шла по самым низким процентным ставкам, применявшимся Банком Франции в ходе последних краткосрочных операций на рынке капиталов. Однако для того чтобы свести к минимуму возможные потери Казначейства по результатам деятельности Стабилизационного обменного фонда договор предусматривает, что максимальная сумма кредита возрастает или уменьшается пропорционально понесенным фондом убыткам или полученным им излишкам соответственно. При дефиците увеличение кредита идет за счет беспроцентной его части; при излишках — его снижение осуществляется прежде всего за счет процентной части.
Банк Франции с начала XIX века традиционно обслуживает, помимо коммерческих банков, и других частных клиентов (предприятия, ассоциации, страховые компании и компании по взаимному страхованию, пенсионные фонды). Этот сектор деятельности рентабелен, но весьма незначителен и не является доминирующим. Клиенты обращаются в Банк Франции в основном в поисках надежности и безопасности. Среди услуг, оказываемых Банком Франции своим клиентам:
• аренда сейфов;
• ведение и обслуживание наличных счетов;
• ведение счетов по ценным бумагам;
• услуги по обмену валюты, переводу ее на иностранные счета и др.
Выгодная позиция Банка Франции на стыке государственного и частного секторов экономики открывает ему доступ к информации в этих сферах. Большое внимание, уделяемое Банком Франции поддержанию нейтральной позиции, соблюдению коммерческой тайны, тщательной проверке собранной информации позволило создать развитые банковскую картотеку предприятий, картотеку неуплат по векселям, национальный центр приема сообщений о потерянных и украденных чековых книжках (НЦ), национальную картотеку недействительных чеков (НКНЧ), национальную картотеку невозвращенных кредитов.
Картотека Фибан, содержащая сведения о 2,3 млн предприятий и учреждений, была сформирована еще в те годы, когда Банк Франции занимался переучетом ценных бумаг. В 1981 году она была официально зарегистрирована и стала доступна всей националь-
ной банковской сети, помогая ее структурам избегать участия в сомнительных проектах. Все кредитные учреждения сообщают БФ о каждой задержке платежей, на основании чего составляется информация для банков или для банковской комиссии, когда речь идет об особо серьезных нарушениях.
По данным французского центра по изучению сбережений и собственности, чеки во Франции остаются основным и наиболее надежным платежным средством в стране. Ими регулярно пользуются 96% населения. Это объясняется простотой использования, бесплатностью и многочисленностью областей их применения. В год выписывается более 4,6 млрд чеков. Несмотря на быстрое внедрение кредитных карточек, 67% французов предпочитают чек для оплаты покупок стоимостью свыше 2000 франков. В то же время число неоплаченных чеков в связи с экономическими трудностями и мошенничеством весьма значительное (около 10 млн в год на сумму более 5 млрд фр.). Относительная доля чеков в совокупности средств платежа составляет более 50%, а в стоимостном выражении — около 20%. Стоимость обработки одного чека в среднем составляет 3 франка.
В связи с этим большое значение в хозяйственной жизни страны имеет открытый в Банке Франции и работающий круглосуточно и без выходных национальный центр приема сообщений о потерянных и украденных чековых книжках. Эта служба напрямую связана с НКНЧ, созданной 18 января 1991 года в рамках экономического сотрудничества с Национальным советом по торговле и предоставляющей платные справки более 30000 абонированных банков и другим учреждениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20