Рефераты. Банки (курс лекций)

2. Генеральный совет. В его функции входит, прежде всего, принятие решений по вопросам оперативной деятельности Банка Франции, не связанных с осуществлением денежно-кредитной политики. Генеральный совет принимает решения по кадровым вопросам, о расходовании собственных средств банка, составле­нии и утверждении балансового отчета, проекта использования прибыли, определении размера дивидендов государства, перечис­ляемых в бюджет, и т.п. В Генеральный совет входят все члены

Совета по денежно-кредитной политике, представитель Государ­ственного казначейства, назначаемый Советом министров Фран­ции, и представитель служащих Банка Франции, избираемый на 6 лет. Решения Совета принимаются в присутствии не менее 7 его членов простым большинством голосов. Голос председателя имеет решающее значение при разделении голосов поровну.

На решения Генерального Совета весьма большое влияние оказывает финансовый инспектор, представляющий правитель­ство в Банке Франции. Он, участвуя в заседаниях Генерального совета, может оспаривать его решения или настаивать на их по­вторном обсуждении. Кроме того, на заседаниях Совета присут­ствует аудитор, осуществляющий проверку финансовых отчетов Банка Франции.

Повседневное руководство деятельностью банка осуществля­ется управляющим банка, его первым и вторым заместителями. Они назначаются декретом Совета министров Франции сроком на 6 лет без права отзыва и не могут занимать эти должности более двух сроков. Такой порядок назначения — своего рода га­рантия независимости центрального банка. Управляющий, возраст которого не должен превышать 65 лет, приносит присягу Прези­денту республики.

Председатель осуществляет руководство Банком Франции, определяет общее направление деятельности всех его подразделе­ний, имеет право назначать служащих на все должности, за ис­ключением должности директора филиала. На эту должность слу­жащие назначаются министром экономики и финансов по пред­ложению председателя Банка Франции. Кроме того, председатель может самостоятельно устанавливать порядок интервенционных операций и величину процентных ставок. В случае отсутствия пред­седателя его заменяет один из двух заместителей, функции кото­рых четко разграничены между собой: один отвечает за вопросы денежной политики, другой — за административные.

Работа Банка Франции ведется через его структурные подраз­деления, осуществляющие следующие виды деятельности (по дан­ным 1995 года):

• изготовление банкнот — 2025 сотрудников;

• управление денежным обращением, сортировка банкнот — 2013;

• управление безналичными платежами — чеки, переводы и др. операции — 1965;

• управление иностранными операциями — 370;

• разработка денежно-кредитной политики, составление и рас­пространение статистических данных, монетарные и финан­сово-экономические исследования — 573;

• реализация денежно-кредитной политики — 69;

• участие в управлении государственным долгом, операции с ценными бумагами — 226;

• банковский и валютный контроль — 56;

• пруденциальная регламентация и надзор за банковской сис­темой - 238;

• сбор, анализ и передача информации о предприятиях — кар­тотека Фибан, центр диагностики Жеод — 1615;

• управление банковской сетью — 1867;

• бухгалтерский учет — 589;

• управление персоналом — 817;

• управление административно-финансовыми службами — 1696;

• управление информатикой — 656;

• контроль на местах — 154;

• связи с общественностью, прессой, партнерами и подготов­ка персонала — 251 сотрудник.

Деятельность 26 управлений и отделов Банка, большинство из которых объединено в главные управления, координируется Ге­неральным секретариатом, являющимся своего рода штабом те­кущей деятельности Банка Франции.

Банк Франции имеет 211 филиалов, расположенных по всей стране. Раньше он имел более разветвленную филиальную сеть. В 1928 году их было 260, и это количество сохранялось почти 40 лет. Начиная с 1967 года в связи с происходящими изменениями в экономической деятельности и в роли эмиссионного центра фи­лиальная сеть банка неоднократно подвергалась реорганизации. Последнее крупное сокращение сети относится к 1989—1992 го­дам, когда было закрыто 22 филиала. Каждый филиал возглавляет директор, назначаемый министром экономики и финансов по предложению управляющего Банком Франции. При каждом фи­лиале имеется консультативный орган — совет, в котором коли­чество советников (из числа известных предпринимателей) со­ставляет от 6 до 17 человек в зависимости от размера филиала. Назначение советников сроком на 3 года производит Генераль­ный совет по рекомендации управляющего Банком Франции. Со­ветники обязаны предоставлять директору филиала информацию о состоянии и перспективах экономической деятельности в дан­ном регионе (районе) и давать соответствующие рекомендации. В функции филиалов входит:

• выпуск банкнот в обращение;

• обслуживание клиентуры, например по операциям с ценны­ми бумагами;

• организация клиринговых расчетов через расчетные палаты;

• сбор информации о деятельности кредитных учреждений;

• оценка банковских рисков;

• консультирование предприятий по вопросам финансового ана­лиза и экспертизы;

• сбор и анализ экономической информации на региональном уровне, в частности с помощью конъюнктурных обследова­ний в различных отраслях экономики. Сложившаяся организационная структура Банка Франции в целом достаточно хорошо обеспечивает выполнение возложенных на него задач.

Для определения целей денежно-кредитной политики и ее проведения в течение года путем интервенций на денежном рын­ке и через обязательные резервы Банк Франции использует поми­мо имеющихся в стране и за рубежом данных информацию, кото­рая поступает от его собственной системы статистических, эко­номических, финансовых и денежно-кредитных исследований. Солидная информационно-исследовательская структура Банка Франции через сеть своих филиалов и учреждений более чем в двухстах провинциальных центрах собирает статистические дан­ные, проводит внутренний монетарный мониторинг, собствен­ные аналитические исследования по вопросам экономического и финансового разв.чтия других стран.

Банк Франции ведет счета коммерческих банков, с которых они снимают необходимые для обслуживания клиентуры налич­ные средства и на которые сдают для зачисления излишки кассо­вой наличности. По этим счетам также отражаются операции меж­ду клиентами банков и Казначейством, центрами почтовых пере­водов, а также сальдо ежедневных клиринговых операций между банками и т.п. Кроме того, Банк Франции ведет текущий счет Казначейства.

Банк Франции не может непосредственно предоставлять кре­диты государству, не будучи на то уполномоченным законом. Зай­мы и авансы являются предметом соглашений, заключенных между министром финансов и бюджета и управляющим Банком Фран­ции. Эти соглашения должны быть одобрены парламентом. Дого­вор, который в настоящее время лежит в основе отношений меж­ду Банком Франции и государством, был подписан 17 сентября

1973 года и одобрен законом от 21 декабря 1973 года. Изначально предел кредитования государства был определен в 20,5 млрд фран­ков. 10,5 млрд франков этого кредита предоставлялись на беспро­центной основе. По остальным 10 млрд франков оплата шла по самым низким процентным ставкам, применявшимся Банком Франции в ходе последних краткосрочных операций на рынке капиталов. Однако для того чтобы свести к минимуму возможные потери Казначейства по результатам деятельности Стабилизаци­онного обменного фонда договор предусматривает, что макси­мальная сумма кредита возрастает или уменьшается пропорцио­нально понесенным фондом убыткам или полученным им излиш­кам соответственно. При дефиците увеличение кредита идет за счет беспроцентной его части; при излишках — его снижение осуще­ствляется прежде всего за счет процентной части.

Банк Франции с начала XIX века традиционно обслуживает, помимо коммерческих банков, и других частных клиентов (пред­приятия, ассоциации, страховые компании и компании по вза­имному страхованию, пенсионные фонды). Этот сектор деятель­ности рентабелен, но весьма незначителен и не является домини­рующим. Клиенты обращаются в Банк Франции в основном в по­исках надежности и безопасности. Среди услуг, оказываемых Бан­ком Франции своим клиентам:

• аренда сейфов;

• ведение и обслуживание наличных счетов;

• ведение счетов по ценным бумагам;

• услуги по обмену валюты, переводу ее на иностранные счета и др.

Выгодная позиция Банка Франции на стыке государственного и частного секторов экономики открывает ему доступ к информа­ции в этих сферах. Большое внимание, уделяемое Банком Фран­ции поддержанию нейтральной позиции, соблюдению коммер­ческой тайны, тщательной проверке собранной информации по­зволило создать развитые банковскую картотеку предприятий, картотеку неуплат по векселям, национальный центр приема со­общений о потерянных и украденных чековых книжках (НЦ), на­циональную картотеку недействительных чеков (НКНЧ), нацио­нальную картотеку невозвращенных кредитов.

Картотека Фибан, содержащая сведения о 2,3 млн предприя­тий и учреждений, была сформирована еще в те годы, когда Банк Франции занимался переучетом ценных бумаг. В 1981 году она была официально зарегистрирована и стала доступна всей националь-

ной банковской сети, помогая ее структурам избегать участия в сомнительных проектах. Все кредитные учреждения сообщают БФ о каждой задержке платежей, на основании чего составляется информация для банков или для банковской комиссии, когда речь идет об особо серьезных нарушениях.

По данным французского центра по изучению сбережений и собственности, чеки во Франции остаются основным и наиболее надежным платежным средством в стране. Ими регулярно пользу­ются 96% населения. Это объясняется простотой использования, бесплатностью и многочисленностью областей их применения. В год выписывается более 4,6 млрд чеков. Несмотря на быстрое вне­дрение кредитных карточек, 67% французов предпочитают чек для оплаты покупок стоимостью свыше 2000 франков. В то же время число неоплаченных чеков в связи с экономическими трудностя­ми и мошенничеством весьма значительное (около 10 млн в год на сумму более 5 млрд фр.). Относительная доля чеков в совокуп­ности средств платежа составляет более 50%, а в стоимостном выражении — около 20%. Стоимость обработки одного чека в сред­нем составляет 3 франка.

В связи с этим большое значение в хозяйственной жизни стра­ны имеет открытый в Банке Франции и работающий круглосуточ­но и без выходных национальный центр приема сообщений о по­терянных и украденных чековых книжках. Эта служба напрямую связана с НКНЧ, созданной 18 января 1991 года в рамках эконо­мического сотрудничества с Национальным советом по торговле и предоставляющей платные справки более 30000 абонированных банков и другим учреждениям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.