• Германия — 5;
• Италия — 13;
• Великобритания — 12;
• Испания — 9;
• Португалия — 6;
• Бенилюкс — 7;
• другие — 9.
Таким образом, во Франции наблюдается значительное, но вполне традиционное присутствие британских банков и расширение сети итальянских банков. Напротив, количество германских банков относительно небольшое. Иностранные банки во Франции в основном специализируются на обслуживании внешнеэконо
мической деятельности и на операциях на рынке ссудных капиталов. Присутствие на внутреннем розничном рынке перенасыщенного банковского сектора Франции иностранных банков фактически задерживает реструктуризацию рынка.
Серьезным шагом на пути стабилизации банковской системы Франции стало ее присоединение в мае 1994 года к директиве ЕС по системам страхования депозитов. Ранее во Франции руководствовались национальным банковским законом, согласно которому при критическом финансовом положении кредитного учреждения управляющий Банком Франции имел право «призвать» его акционеров к предоставлению необходимой помощи. Необязательный характер данной статьи явился одной из причин того, что ряд французских банков оказался неплатежеспособным несмотря на то, что держателями их акций являлись первоклассные компании.
Действующая же система страхования депозитов является обязательной для всех кредитных учреждений, имеющих офис во Франции, а также для всех их отделений, зарегистрированных за пределами Европейской экономической зоны. Кроме того, в случае менее благоприятных, по сравнению с французскими, условий страхования депозитов в странах регистрации кредитного учреждения отделения последних во Франции дополнительно присоединяются к местной системе страхования. Система страхования охватывает как депозиты в форме ценных бумаг, так и депозиты наличными, связанные с операциями с ценными бумагами. В то же время она не распространяется на депозиты самих кредитных учреждений, страховых компаний, взаимных и пенсионных фондов, а также на обращающиеся долговые инструменты. Директива ЕС оговаривает предельную сумму возмещения — 26 тыс. долл., во Франции же этот предел установлен на уровне 83 тыс. долл. Возмещению подлежат все депозиты каждого вкладчика, имеющиеся в данном кредитном учреждении. Выплата обычно производится, как правило, в течение двух месяцев после соответствующего решения банковской комиссии или суда.
Не совсем благоприятные текущие тенденции французского банковского сектора выдвигают все более строгие требования к контролю над рисками. Для лучшего удовлетворения интересов инвесторов, вкладчиков и других пользователей прозрачной финансовой информацией во французских банках, как и в большинстве других, используется система внутреннего контроля. Она
включает в себя всю совокупность средств, позволяющих банку убедиться в том, что его деятельность направлена на достижение целей, поставленных исполнительным органом в полном соответствии с регламентом, имеющимися людскими ресурсами и нормативами управления. Система внутреннего контроля является гарантом четкого функционирования информационных систем, некоторые из которых прямо влияют на качество финансовой информации.
Кроме того, значение внутреннего контроля возрастает с глобализацией банковской деятельности, финансовыми инновациями и расширением возможностей учреждений, что существенно изменило типы рисков. В одних областях появились новые риски, в других они стали более масштабными и сложными. Все это потребовало упорядочить процедуру и методы внутреннего контроля. Поэтому 1 октября 1997 года вступило в силу Положение Комитета банковской и финансовой регламентации Франции о внутреннем контроле в кредитных учреждениях. Этот документ уточняет и дополняет действующие принципы с учетом французского и зарубежного опыта. Данный документ призван повысить международный авторитет французской банковской системы.
Жесткая конкуренция на французском банковском рынке предъявляет особые требования к качеству обслуживания клиентов, так как оно позволяет сохранять и преумножать клиентуру. При этом среди слагаемых качества рассматриваются: прием посетителей, обработка документации, соблюдение сроков, уважительное отношение к клиенту, индивидуальный подход, отсутствие ошибок в работе, ясность изложения в разговоре, учет пожеланий клиентов. Во многих французских банках созданы подразделения, занимающиеся вопросами качества.
Профессиональным объединением французских банков является Ассоциация французских банков, в состав которой входят Французская ассоциация банков, представляющая банки в собственном смысле этого слова по Франции, а также центральные органы банковских сетей — Национальная федерация сельскохозяйственного кредита, Профсоюзная палата народных банков, Национальная конфедерация взаимного кредита, Национальный центр сберегательных и страховых касс, Центральная касса кооперативного кредита и Центральная федерация взаимного сельскохозяйственного и сельского кредита. Каждое банковское учреждение должно быть членом одного из профессиональных объединений.
* * *
2000 год для французской банковской системы не только рубеж столетий, но и год двухсотлетия Банка Франции. За прошедшие годы мало что осталось от Банка, учрежденного Наполеоном Бонапартом. Вместе с тем банковское дело достаточно консервативно и длительная история банка, как правило, располагает к доверию. И такое доверие к Банку Франции — заслуженное. Банк Франции постепенно органично расширил самостоятельность, не утратив при этом своих функций. Деятельность Банка прозрачна для органов государственной власти, в то же время это не мешает ему эффективно проводить денежно-кредитную политику в целях обеспечения стабильности цен. Эта деятельность находится в рамках общей экономической политики правительства. Налицо система противовесов, ограждающая правительство от соблазна вмешаться в оперативную работу Банка и обеспечивающая согласованность действий Банка с общеэкономическим курсом страны.
Следует признать, что такая система является очень разумной, так как ни один центральный банк не в состоянии коренным образом изменить направление финансовой политики. Он в состоянии лишь выступить демпфером для ошибок людей, проводящих в стране экономическую политику. Несогласованность или, еще хуже, разнонаправленность действий центрального банка и правительства не может дать положительного результата, а приведет к переходу конструктивных споров в политическую борьбу, и, в конце концов, если политический вес руководства Центробанка окажется очень весомым, — к хаосу управленческих решений, финансовым потрясениям и всеобщим отставкам. Поэтому разумным видится система отношений центрального банка и правительства, в которой центральный банк независим в своей оперативной деятельности, но ориентируется на долгосрочную экономическую профамму правительства, если такая, конечно, имеется. Таким образом, необходимо признать приоритет правительства над центральным банком при его широкой автономии.
Во Франции согласованность действий центрального банка и правительства достигается через широкое участие первых правительственных лиц в работе руководящих органов Банка Франции.
Сфера деятельности Банка Франции, пожалуй, одна из самых широких в мире. Помимо практически всех функций, совпадающих, например, с функциями Банка России, Банк Франции
выполняет операции и оказывает услуги, ныне традиционно относящиеся к деятельности коммерческих банков. Кроме того, чрезвычайно важным и интересным видится опыт Банка Франции в создании и организации информационных служб. Помимо общеэкономической пользы такие центры и картотеки позволяют Банку Франции располагать самыми обширными и точными сведениями об участниках финансового рынка, реального сектора и сферы услуг. Это позволяет Банку удерживать свои выгодные позиции на стыке государственного и частного секторов экономики.
Разветвленная финансовая сеть Банка Франции, сопоставимая по плотности с расчетной сетью Банка России, выгодно отличается от нее. Помимо функций расчетного и кассового обслуживания клиентов, французские филиалы эффективно и грамотно осуществляют сбор информации, а также оказывают консалтинговые услуги предприятиям, что создает встречный интерес с их стороны к Банку Франции. Как и в России, наблюдается тенденция к сокращению филиальной сети центрального банка и штатной численности.
Работа в Банке Франции — не столько престижна, сколько надежна. Она не дает сверхдоходов, но обеспечивает достойный уровень жизни, средний для Франции, но высокий по сравнению с другими странами. Кроме денежных выплат, система оплаты труда предусматривает ряд крупных и мелких материальных и социальных льгот. В вопросах пенсионного обеспечения работники приравнены к служащим госсектора, имеющим лучшие по сравнению с работниками частного сектора условия страхования. Все это делает службу в Банке Франции привлекательной, и лишь десятые доли процента служащих решают расстаться с такой работой по собственной воле.
Структура второго уровня банковской системы страны имеет традиционный вид. Вместе с тем это одна из самых разветвленных сетей в мире с низким уровнем рентабельности, недостаточно высокими кредитными рейтингами. Причиной такого положения является нерешительность и половинчатость мер, предпринятых государством в период либерализации. Переход от управляемого государством к конкурентоспособному банковскому рынку пока во Франции не завершен. Процесс реструктуризации банковской системы путем слияний и поглощений еще только набирает свой хсц
Как и в Германии, во Франции частные кредитные учреждения ведут кампанию против специальных финансовых институ
тов, не рассматривающих получение прибыли как главную цель. Такими самыми крупными и значимыми институтами являются сберегательные кассы, представляющие собой не только экономический, но и политический фактор жизни страны.
Хотя многими во Франции и признается, что местные банки недостаточно эффективны, но они «свои» и зачастую жертвуют своей рентабельностью для развития французской промышленности. Так как Франция традиционно выбирала особый путь, уделяла больше внимания собственному промышленному развитию, то поглощение французских банков иностранными привело бы к вынужденной корректировке общего экономического курса развития страны.
БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ БЫВШИХ СТРАН СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ
польша
Царство Польское, до Октябрьской революции входившее в состав Российской империи, отличалось весьма высокой степенью развития банковского дела. Первый в Польше центральный эмиссионный банк был основан
в 1828 году. До 1870 года Польский банк весьма активно выполнял функцию основного кредитора польского промышленного и аграрного секторов. В 1870 году он стал отделением Российского государственного банка и был лишен права эмиссионной деятельности, в связи с этим основную роль на польском финансовом рынке стали играть местные акционерные банки. В конце XIX века в Царстве Польском были открыты первые филиалы российских банков — Азовско-Донского и Рижского. Иностранные банки и их филиалы на территории Польши не действовали, так как их открытие на территории Российской империи было запрещено законами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20