Предусматривалось, что группы возглавят два крупнейших банка — Банк Хандлови (Торговый банк) и банк ПКО СА, которые еще при социализме обладали значительной степенью самостоятельности и специализировались на валютных и торговых операциях. Целью консолидации было названо повышение конкурентоспособности национального банковского сектора по отношению к иностранным кредитным институтам.
В рамках принятого Польским сеймом в апреле 1996 года закона и соглашения, подписанного между банками, банк ПКО получил от государства 100% акций 3 банков: Банк Депозитови-Кре-дитови (Люблин), Поморски Банк Кредитови (Щецин) и По-вшечни Банк Господарчи (Лодзь). При этом банки сохраняли самостоятельность, но проводили общую финансовую политику. Новая группа по сумме баланса и по размерам собственного капитала заняла среди банковских институтов Польши первое место, по размерам прибыли — третье место, по доле на рынке клиентских вкладов (22%) — второе место. В 1998 году эта банковская группа подлежала приватизации, причем в рамках реформы системы социального обеспечения 51% акций предназначался пенсионному фонду. От создания по такому же образцу второй банковской группы правительство отказалось. А Банк Хландеви был успешно продан за более чем 1 млрд долларов.
В начале 1995 года решением Варшавского суда Агробанк, одно из крупнейших на тот момент частных кредитных учреждений Польши, был объявлен банкротом. Главной причиной банкрот
ства явились накопившиеся безвозвратные кредиты. Банк не обеспечил себя вовремя резервами и после введения в законодательном порядке положения о минимальных резервах оказался не в состоянии его выполнить. В результате банкротства пострадали мелкие хозяйства, имевшие счета в Агробанке, 20 сельскохозяйственных кооперативных банков, Государственный фонд поддержки инвалидов, государственная нефтехимическая промышленность — всего 1900 вкладчиков с суммарными требованиями в размере 160 млн злотых. Банкротство Агробанка также поставило в тяжелое положение созданный незадолго до банкротства Гарантийный фонд польских банков, через который удовлетворяются требования большинства вкладчиков.
Описанный случай и многие другие, менее масштабные, сделали необходимым пересмотр рыночных условий для национального банковского сектора. Эта работа была в целом завершена с принятием в июле 1997 года законов о банках и о центральном банке.
Основной целью закона о банках является приспособление банковского права к требованиям современной рыночной экономики и Европейского союза, а также повышение надежности банковского сектора.
Законом сокращена сумма инвестиций банка в отдельное предприятие с 25 до 15% его собственных средств. Это ограничение не касается участия в капитале других банков. Верхний лимит кредита одному заёмщику, напротив, поднят до 25% (10%). Закон уже-сточает меры борьбы с отмыванием денег и уточняет процедуру санации, банкротства и ликвидации финансовых институтов.
Наиболее спорной проблемой обоих законов стала организация банковского надзора. По этому вопросу был достигнут компромисс между левым правительством и центральным банком. Вопреки планам правительства банковский надзор по-прежнему остался одной из функций ЦБ. Однако его действия теперь подлежат контролю со стороны Комиссии банковского надзора, состоящей из представителей ЦБ, Минфина и Президента.
Новый закон о центральном банке в основном укрепил независимость ЦБ, зафиксированную в Конституции страны. В то же время закон предусматривает создание Совета по денежно-кредитной политике, в функции которого входит определение таких ключевых её элементов, как процентные ставки, обменные курсы и нормы минимального резервирования. Совет возглавляется президентом ЦБ и состоит из известных специалистов по экономическим вопросам, назначаемых обеими палатами парламента и Пре-
зидентом. До принятия закона решения по денежно-кредитной политике принимались руководством ЦБ.
Несколько ранее, в декабре 1994 года, был принят закон о фонде страхования вкладов, в котором в обязательном порядке должны участвовать все польские банки. Они должны ежегодно отчислять в фонд сумму, равную 0,4% всех своих подверженных я • риску активов. Фондом страхуются вклады только частных лиц в 1 размере до 1000 ЭКЮ на 100% и в размере до 3000 ЭКЮ на 90% на одного вкладчика в одном банке.
Результатом принятия законов и надлежащего их исполнения стало признание Европейской комиссией состояния банковского надзора в Польше удовлетворительным, поскольку многие банковские директивы ЕС уже включены в законодательство Польши.
Всего за 7 лет рыночных преобразований активная деятельность иностранных банков в Польше стала привычной и не вызывает у общественности прежних отрицательных эмоций. Их преодолению способствовало стремление к скорейшей интеграции в западноевропейские структуры политической элиты страны, которая поняла, что без внешних финансовых вливаний укрепление отечественной банковской системы невозможно. Достаточно сказать, что суммарный собственный капитал всех польских банков меньше капитала любого из первой сотни крупнейших банков мира. Государственный Сбербанк ПКО БП, доминирующий в секторе по привлечению депозитов физических лиц, в 20 раз меньше английского банка «Барклэйз». Банковские депозиты в Польше составляют лишь 30% ВВП по сравнению с 45% в Греции. В связи с этим вопрос о необходимости открытия внутреннего рынка для иностранных банков теряет смысл. Альтернативы их привлечению в рамках реализуемой в Польше стратегии нет. Обсуждаться может лишь место и роль иностранного банковского капитала.
В начальный период рыночных преобразований (1989—1992 годы) перед Национальным банком Польши встала задача преодолеть психологические барьеры, стоящие перед иностранными инвесторами, опасавшимися социально-экономической нестабильности в стране. Большое значение имело и отсутствие инфраструктуры (систем связи, хороших офисных помещений и др.). В этот период активно проявили себя американские и канадские предприниматели польского происхождения. В 1989 году при их активном участии создан первый в посткоммунистической Польше банк с иностранным участием — «Амербанк — Банк Американский в Польше». Двумя годами позже при участии Польско-Американского фонда предпринимательства открылись «Первый Польско-
Американский банк в Кракове», «Польско-Американский ипотечный банк» и «Польско-Канадский Банк Св. Станислава».
Среди крупнейших иностранных кредитных учреждений первыми свои дочерние банки в это же время открыли американский «Citibank Overseas Investment Corporation», австрийские «Creditanstalt Bankverein» и «Raiffeisen Zentralbank». Группа инвесторов из Италии , Франции и Германии (Committ Holding International, Credit lyonnais Global Banking, BfG Bank) создала банк «IBP Bank SA» — Международный банк в Польше. Свои филиалы открыли нидерландский банк «ING Bank» и французский «Societe Generale».
Однако в начале 90-х годов в польских финансовых кругах стало нередко высказываться мнение, что иностранные банки лишь снимают сливки, сосредоточившись на высокодоходных видах операций, особенно в области внешнеторговых расчетов. Они перехватывают наиболее солидных и выгодных клиентов, располагая доступом к новейшим банковским технологиям и прочными тылами в лице материнских структур. В связи с этим Национальный банк Польши с первой половины 1993 года стал проводить в отношении иностранных банков более определенную и целенаправленную лицензионную политику, пытаясь задействовать их в решении ряда насущных проблем (приватизация, санация банковских учреждений и т.п.). Так, в 1993—1996 годах расширение присутствия иностранных банков на польском рынке происходило за счет участия зарубежных инвесторов в приватизации банковских учреждений, в основном госбанков: «ING Bank» приобрёл 25,92% акций «Банка Шленского» г. Катовице и 5,31% акций «Банка Пше-мыслово-Хандлёвского» г. Краков. Европейский банк реконструкции и развития приобрел 23,88% акций «Велькопольского Банка Кредытового» г. Познань, а также 15,06% акций «Банка Пшемыс-лово-Хандлёвского». «The Bank of New York» приобрел 25,14% акций «Банка Гданьского» г. Гданьск, а ирландский «AIB European Investment» из группы «Alied Irish Bank» — 16,26% акций «Велькопольского Банка Кредытового».
Помимо государственных банков иностранцы также приобретали и другие. В 1992 году был приватизирован крупный «Банк развития экспорта» г. Варшава, созданный в 1987 году под эгидой польского МВЭС. Главным его акционером стал австрийский «Commerzbank Aktiengesellschaft» (приобрел 21% акций, остальная часть ценных бумаг распределена среди мелких инвесторов).
НБ Польши умело использовал стремление иностранных банков закрепиться на польском рынке для решения проблем несо-
стоятельности отечественных банков. В марте 1994 года НБП в целях санации приобрел основную часть акций небольшого «Интербанка», который был вскоре с прибылью продан нидерландскому «ABN-AMRO Bank (Polska)». Тогда же в конце 1994 года НБП принял решение выдавать лицензию на деятельность иностранных банков только в случае, если они купят или будут участвовать в санации какого-либо несостоятельного польского банка. С того времени с помощью немецких банков удалось поправить дела или спасти четыре отечественных коммерческих банка. Германские банки следуют в Польшу за своими клиентами, привлекаемыми туда высокими прибылями в условиях быстрого экономического развития.
Среди иностранных акционеров коммерческих банков, действующих в Польше, преобладают американские инвесторы. В общей сумме активов польской банковской системы на них приходится около 4% (почти 30% иностранных капиталов). Такой удельный вес американцев объясняется прежде всего высоким рейтингом крупнейшего иностранного банка в Польше — «Citibank (Poland) SA», развивающего масштабные операции с широкой клиентурой; активностью американских инвесторов из Польско-Американского фонда предпринимательства, который имеет значительные доли в трех банках; а также энергичностью «General Electric Capital Corporation», приобретшей 90% акций гданьского банка «Solidamosc Chase Bank», который стал называться «GE Capital Bank SA» (42-e место). Второе место занимают голландцы (3,5% — в польских активах, 25% — в иностранных капиталах). «Rabobank Nederiaand» приобрел 51% акций банка «Банк Рольно-Пшемысловы» г. Варшава, a ING выкупил контрольные пакеты акций региональных банков с целью развития местных филиалов. Затем следуют международные финансовые организации (в частности, ЕБРР имеет значительные доли в капитале трех польских банков, Международная финансовая корпорация — в одном). На третьем месте — немцы. Удельный вес немецкого капитала пока невелик (2% общей суммы активов, 13% всех иностранных капиталов), однако он создал хорошие стартовые условия для дальнейшей экспансии (четыре собственных банка, значительные пакеты акций в трех крупных польских банках, не считая более мелких пакетов). Крупнейшие германские банки Дойче Банк и Дрезд-нер Банк сконцентрировали свое внимание на корпоративном секторе. На последующих местах — австрийцы (8% иностранных капиталов) и французы (5%). Удельный вес представителей других стран (Италии, Великобритании, Канады, Ирландии, Швейцарии, России) в совокупности не превышает 6%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20