НБ Китая в 1996 году начал активную борьбу с небанковскими финансовыми компаниями, осуществляющими неразрешенные им операции; кульминацией борьбы стало закрытие 133 из 570 действующих в стране таких структур. Среди закрытых институтов — дочерние компании четырех крупнейших государственных банков (Банка Китая, Банка народного строительства , Сельскохозяйственного банка, Промышленно-коммерческого банка), мелкие городские и сельские кредитные кооперативы, дочерние предприятия страховых, фидуциарных и инвестиционных компаний.
Применяются в Китае и более радикальные меры в области надзора за деятельностью кредитных учреждений. Например, в 1996 году суд г.Чжоншаня провинции Гуадун вынес смертные приговоры двум менеджерам Банка Китая за злоупотребления с резервным фондом в размере 710 млн юаней (86 млн долл.), созданным для проведения операций с кредитными карточками «Великая
стена». До ареста приговоренные занимали должности начальника и заместителя начальника отдела в филиале банка в Чжоншане. Два других сотрудника банка получили по пять лет тюремного заключения за невыполнение надзорных функций.
Немного ранее, в 1995 году, китайский суд приговорил девять высокопоставленных госслужащих, включая трёх банкиров, к различным срокам заключения от 8 лет, в том числе к высшей мере наказания, по обвинению в коррупции, охватившей более 400 тысяч чиновников. Вице-президенту Жухайского международного траста и инвестиционной компании был вынесен смертный приговор за получение взятки в размере 450000 юаней (55300 долл.) и пары наручных часов. Директор отдела национальных кредитов также приговорен к смертной казни за злоупотребление служебным положением и растрату 1,15 млн юаней.
Таким образом в Китае пытаются подавить криминальную активность на нарождающихся финансовых рынках: в 1996 году количество преступлений с акциями, облигациями и коммерческими бумагами увеличилось на 87,8% по сравнению с предыдущим годом, а споры по финансовым контрактам — на 32%, что свидетельствует о том, что финансовые нарушения стали серьезной проблемой в Китае.
Недавно в Уголовный кодекс страны были внесены поправки, трактующие отмывание денег и операции с ценными бумагами на основе конфиденциальной информации как уголовные преступления. Однако до сих пор законодательное собрание не приняло пересмотренные основополагающие законы о торговле ценными бумагами и фьючерсами. В 1995 году после большого скандала в Шанхае был введен запрет на облигационные фьючерсы, что затормозило развитие рынка производных финансовых инструментов.
В период с 1978-го по 1994 год количество денег населения Китая, находящихся на банковских вкладах, увеличилось в 101 раз, достигнув рекордной цифры в 235 млрд долл. В таких условиях неслучаен интерес, проявляемый к этой стране иностранными банками.
До 1985 года иностранные банки имели право открывать в Китае только представительства. Их число в настоящее время составляет около 300. С 1985 года инобанкам было предоставлено право открывать в 12 специальных экономических зонах (24 городах) отделения и филиалы. Для образования филиала головной банк должен обладать валютой баланса в размере 20 млрд долл. и предста
вить 35 млн долл. дотационного капитала, а также иметь представительство, работающее на китайском рынке не менее двух лет. Народный банк Китая выдает разрешение на открытие филиалов банкам из стран с эффективной системой банковского надзора при наличии благоприятных политических отношений с данной страной и при условии соблюдения принципа взаимности. Создание совместных банков с участием иностранного капитала не получило широкого .распространения ввиду множества проблем, с которыми сталкиваются участники СП в процессе согласования с китайской стороной.
Длительное время иностранные банки не имели доступа к операциям в национальной валюте и в основном работали с корпоративными клиентами, финансировали их внешнеторговые сделки и приобретали ценные бумаги. Сторонники постепенных преобразований в экономике возражали против либерализации политики в отношении инобанков в связи с тем, что в стране пока ещё нет достаточно развитого рынка и системы регулирования, которые позволяли бы осуществлять полный контроль за деятельностью инобанков в случае отмены ограничений. Кроме того, они критиковали низкие налоговые ставки для инобанков (15%). На это приверженцы курса быстрых реформ, в том числе и НБК, возражали тем, что установленные для инобанков налоговые ставки обычно консолидируются в книгах материнских компаний как прибыль и с этой прибыли взимается налог в стране, где находится головная контора этой компании. В Японии, например, этот налог может достигать 60%. По мнению сторонников открытия внутреннего рынка для зарубежных банков, расширение допуска в страну инобанков обеспечивает столь необходимую конкуренцию и способствует внедрению и распространению современных методов управления.
В результате правительство Китая всё-таки приняло в 1996 году компромиссное решение о доступе ряда иностранных банков к осуществлению в Шанхае операций в местной валюте на экспериментальной основе. Несколько отобранных для этой цели банков получили доступ к привлечению вкладов и предоставлению кредитов в юанях.
В декабре 1996 года НБК выдал лицензии на совершение операций по привлечению депозитов и кредитованию в местной валюте четырём иностранным банкам — Сити-банк, Гонконг Шанхай Бэнкинг Корп., Бэнк оф Токио-Мицубиси и Промышленный банк Японии. В январе 1997 года к ним присоединились ещё
четыре — английский Стэндард Чартеред Бэнк, японские Санва Бэнк и Дайичи Кангье Бэнк, и Шанхай-Пэрис Интернэшнл Бэнк (СП, созданное французским Банк Насьональ де Пари и Промышленным и коммерческим банком Китая). Следует также отметить, что из 8 банков, получивших лицензии, 4 японские, что, по мнению местных аналитиков, свидетельствует о политической подоплёке данного решения (в последние годы Япония неоднократно предоставляла Китаю кредиты на льготных условиях). Одним из условий получения лицензии является открытие иностранными банками своих учреждений в Пудонге, который, по замыслу правительства, должен стать финансовой и коммерческой столицей Китая.
Важным условием реализации реформ в финансовом секторе Китая, по мнению руководителей Народного банка Китая, является ужесточение контроля за использованием инвалютных кредитов, которые китайские государственные предприятия берут в Гонконге. С января 1998 года они должны получать на это разрешение ЦБ. Кроме того, главой НБК обращено внимание иностранных банков на то, что государство не несет ответственности за кредиты, предоставленные совместным предприятиям (объем таких кредитов составляет 20 млрд долл. США из общего 120-миллиардного долга КНР). Также Председатель НБК Дай Сянлун призвал иностранных коммерсантов внимательно изучать положение китайских финансовых институтов, с которыми они собираются сотрудничать. Центробанк предоставляет гарантии на кредиты только государственным специализированным комбанкам. Кредиты государственных инвестиционных компаний обеспечиваются провинциальными администрациями. Центробанк не намерен помогать этим компаниям, а также промышленным и торговым фирмам, если они не смогут выполнить свои обязательства.
В январе 1997 года правительство Китая предписало ЦБ быть главным администратором компаний по управлению взаимными фондами, создаваемых с участием иностранного капитала и предназначенных только для осуществления внутренних инвестиций. Фондам разрешено покупать акции компаний с листингом на фондовых биржах Китая и китайские казначейские облигации, но запрещено заключать фьючерсные товарные сделки. Помимо ЦБ в управлении фондами предписано принимать участие и комиссии по регулированию рынков ценных бумаг. В предписании правительства также отмечается, что зарубежные партнеры совместных фондов должны иметь не менее чем 10-летний опыт работы по управлению взаимными фондами, средства которых эквивалент
ны, по крайней мере, 1 млрд юаней. У иностранного партнера должно быть представительство в Китае. Направляемые в ЦБ документы должны включать соглашение о технологии перевода средств. В состав руководства фондом должен входить хотя бы один китаец. Уставный капитал каждого фонда должен составлять не менее 30 млн юаней, иностранное участие — минимум 25%. Максимальная доля иностранного участия не оговаривается, но предполагается, что колтрольный пакет будет составлен китайской стороной.
В настоящее время в Китае действует около 30 иностранных банков, имеющих свыше ста отделений. Основными проблемами, стоящими на пути дальнейшего развития иностранного присутствия в банковском секторе Китая являются:
• высокий страновой риск;
• языковой барьер;
• разность менталитетов;
• ограниченная конвертируемость юаня;
• чрезмерное и сложно прогнозируемое налогообложение;
• низкое качество отчетности потенциального заемщика, невозможность проведения его независимого аудита;
• низкий уровень правовой обеспеченности банковской деятельности в Китае, сложность использования судебной системы для решения споров;
• большие проблемы, возникающие у кредиторов госпредприятий, по кредитам которых гарантом выступает НБ Китая или правительственные ведомства. При этом орган, выступающий в качестве гаранта, практически никогда не производит выплату по первому требованию, а вступает в длительные переговоры о реструктуризации долга основного заемщика. Лишь при полной неплатежеспособности последнего гарантодатель соглашается выполнить свои обязательства;
• высокая коррумпированность чиновников, осуществляющих надзор за деятельностью инобанков;
• необходимость получения государственного разрешения на предоставление китайским компаниям кредитов в иностранной валюте;
• высокие издержки на учреждения и функционирование филиала иностранного банка, так как цены на товары и услуги часто превышают мировые;
• тенденция к затовариванию рынка;
• сознательные действия китайских властей наофаничениеопе-
раций инобанков, несравненно более мощных, чем собственные банки, на внутреннем рынке с целью снизить их конкурентные возможности. Иностранные банки интересуют китайцев, прежде всего, как носители передовых технологий, услуг и менеджмента.
Раздражение потенциальных инвесторов подтверждается динамикой американских инвестиций в Китае, совокупная величина которых в период с 1979-го по 1996 год составила 35,2 млрд долл., из которых 85% были сделаны после 1992 года. Однако в 1996 году прямые инвестиции снизились до 6,9 млрд долларов по сравнению с 7,5 млрд в 1995 году.
* * *
Результаты рассмотрения банковской системы Китая позволяют сделать следующие выводы:
• На структуру и особенности функционирования китайского банковского сектора наложил отпечаток особый путь развития экономики Китая, отличный от всех других стран.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20