Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Второй важной особенностью философского способа освоения действительности является СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ (от лат. субстан­ция, т.е. сущность, лежащая в основе). Субстанция - это пре­дельное основание, позволяющее сводить чувственное многообра­зие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, от­носительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм  проявляется в стремлении философов объяснить проис­ходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.

Философия на самых ранних этапах своего развития не имела особых средств выражения собственных идей. Ее специфика проявлялась в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, включал в себя сом­нение.

Таким образом, третьей характерной чертой философского размышления является СОМНЕНИЕ. Именно с сомнения и началась философия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бы­тие? А это сразу же, необходимо предполагает ответ на вопрос: что означает "быть"? Для жизненно-практического миропонимания такая проблема просто не существует. Оно воспринимает бытие как должное: "Живу себе, и все живет, существует и никаких проблем". Начать же размышлять над тем, что в повседневной жизни кажется само собой разумеющимся, - значит усомниться в нравственности и достаточности "житейского подхода" к явлени­ям. А это, в свою очередь, означает сомнение в общепринятом и традиционном типе знания и поведения. Не случайно уже пер­вые древнегреческие философы в качестве одной из важнейших проблем рассматривали проблему различения того, что общепри­нято (мнение), и того, что имелось на самом деле (знание).

Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове­рить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, поставить на более прочный  фундамент те знания, которые выдержали проверку временем. Философия, таким образом, с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность. Однако в раз­ные эпохи она руководствовалась разными мировоззренческими принципами. Отметим следующие из них:

1.КОСМОЦЕНТРИЗМ - отличительная черта наиболее древней (досократовской) философии. За видимым бесконечным многообра­зием тел и явлений природы эллинские мудрецы (VII-VI) вв. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничными и разумными должны быть и их общественный мир, и их нравственность.

2.Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен ТЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. теос - Бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчи­нены ей, как вассалы $ феодально-сословном обществе были под­чинены своему господину. 3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселен­ной. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (гуманизм) означал реабилитацию не толь­ко духа, но и тела человека.


ВОПРОС 9. Методологическая функция философии. Проблемы противоречий и гармонии. (невесь)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существо­вания и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области зна­ния.

Социальная философия, как и иные формы познания, имеет две функции:

- мировоззренческую - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем;

- методологическую - это система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию действительности.

Если говорить в целом о социально-философском познании, то мы должны признать, что в основе методологии лежат приемы и способы познания:

- всеобщий философский метод, как система принципов, законов и категорий диалектики;

- методы, имеющие общенаучный характер;

- специальные методы частных наук.

В истории философии есть два основных философских метода: диалектика и метафизика. Оба дают представление о мире, но имеют свою специфику:

1.        диалектика признает универсальную взаимосвязь явлений и процессов; метафизика отстаивает только случайные связи, возводя их в абсолют, автономность, самостоятельность;

2.        диалектика основывается на принципе развития, на качественных изменениях явлений и процессов; метафизика наоборот не учитывает качественных изменений и сосредотачивает внимание только на количественных;

3.        диалектика исходит из внутренней противоречивости и закономерностей, присущих любому процессу или явлению; метафизика пытается найти противоречия в нашем мышлении, а не в объективной действительности;

4.        диалектика признает борьбу, внутренне присущих явлениям и процессам, противоположностей, как главный источник их развития; метафизика помещает этот источник вне исследуемого объекта.

Таким образом, метод используемый учеными, свидетельствует о методологии научного познания мира. Знание о мире и метод, которые используют ученые, неразрывны. В зависимости от этого ученые делятся на метафизиков и диалектиков. На основе диалектики разрабатываются требования к мыслящему субъекту и к принципам осуществления им познавательной деятельности. Требования представляют собой выводы из всеобщих форм бытия и всеобщих законов действительности. Таким путем осуществляется теоретическое познание деятельности, формы перехода от эмпирических обобщений к теоретическим и затем, к выведению законов, которые, как правило, имеют всеобщий характер. Порядок применения различных методов в общем познавательном процессе, как и в конкретном научном исследовании, называют методикой.

Методология - это учение о методах познания и преобразования действительности. В основе характеристики научности методологии лежат принципы ее применения:

1.        использование мировоззренческих установок к процессу познания;

2.        применение принципа изменения к духовному творчеству вообще, равно как, и к социальной практике.

Методология - это стратегия познавательной деятельности человека, где устанавливается взаимосвязь субъекта и познаваемого объекта, человека с природой и обществом. Это сложная система взаимосвязанных и взаимообусловленных форм духовного освоения действительности. Идет процесс ориентации на внешний мир и построение социально-духовных структур, а также форм самодетерминации человека. Сегодня задача методологии в социальной философии является дать людям более совершенный аппарат познания, который строится на трех источниках:

1.        материалистическое понимание и объяснение исторического процесса;

2.        естественноисторический характер общественного развития;

3.        определяющая роль субъекта истории и цивилизации - человек.

Таким образом, социальная философия как наука включает в себя следующую структуру:

1.        методологические и общетеоретические проблемы науки;

2.        специализированные теории;

3.        прикладные науки.

Последние включают в себя этическую и социальную ценность (познание - это долг, ответственность ученого за свои решения). Таким образом, обе функции социальной философии взаимосвязаны, взаимно переходят друг в друга. Метод включен в мировоззрение, ибо он универсален. Мировоззренческие принципы входят в состав философского метода.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЙ И ГАРМОНИИ. Одним из коренных вопросов мировоззрения и общей методологии являются проблема противоречий и гармоний, которая выражается в универсальном законе нашего познания и бытия. Жизненный путь всех конкретных процессов и явлений проходит через "испытания" противоречиями, в этом же состоит и сущность диалектики, т.е. изучение противоречия в самой сущности предмета или явления. Изучая противоречия через закон единства и борьбы противоположностей, мы:

1.        наблюдаем развитие объективной реальности в процессе ее познания;

2.        выделяем все формы человеческой активности путем раздвоения единого на различное и противоположное;

3.        рассматриваем взаимодействие противоположных сил, как нечто единое во временном изменении и развитии.

Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той, или иной системы, или между системами в процессе столкновения противоположных стремлений и сил. Предметным предельным случаем противоречия является конфликт, который представляет собой различие в форме нетождествености, неодинаковости, доведенное до отрицания. Различия могут быть существенными и несущественными. Существенные различия представляют собой противоположность в сущности, но эта противоположность взаимообусловлена и взаимодействует в рамках единого. Такое противопоставление противоположностей Гегель назвал взаимосвязью "против себя", "не просто иное, а свое иное". Это двойственное отношение внутри целого, единство противоположностей и их борьба. Первым эту особенность отметил Гераклит "все полно противоречий и живет в них". Единство противоположностей обеспечивает устойчивость объекта и его противоположность, устойчивую как бесконечность процесса развития самоотрицания. Единство противоположностей является атрибутом всех форм реальностей материи и духа. Противоречие - это способ бытия всех иерархических форм организации сущего. Эйнштейн, подметив эту особенность, писал, "все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками понять ее".

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В науке - это антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует два основных подхода к социальному развитию:

1.        эволюционистский;

—       стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие через интеграцию;

—       отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.