Фома Аквинский высшим началом мира как и Августин Считал бытие, это христианский бог, сотворивший мир , но в отличии от Августина , он различал актуальное и потенциальное состояние мира. В зависимости от актуальности он выделяет 4 уровня бытийности вещей, т.е. в какой форме актуальное начало реализуется в вещах.
1 форма - определенность вещи
2 форма - как конечна причина
3 форма - как действующая причина
4 форма - как организующий принцип
Форма существует сама по себе независимо от материи. Это дух, ум, разумная душа. В связи с этим высшее из сотворенных сущих. Причем разумная человеческая душа не погибает со смертью тела. В этом плане Фома Аквинский отдал дань Платону.
Компромисс между верой и разумом он толковал: для спасения человеческого рода необходимо существование некоторой науки, которая базируется на божественном откровении ибо человек соотносится с богом, как со свое целью. Именно с ним соотносятся усилия и действия людей, поэтому человеку нужно для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, но дается через божественное откровение.
Природу наук он обосновал как двоякую. Одни из них непосредственно исходят из естественно познавательной способности (геометрия, химия, арифметика - мы познаем это в ходе обучения). Другие науки, основанные на высшем смысле, на идеях относятся к священному учению, которым обладает бог.
В связи с этим Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования бога:
1. из понятия движения: в мире все движется, должен быть перводвигатель - это бог.
2. из производящей причины в мире существует некая производящая причина, которая обуславливает все и это бог.
3. из понятия возможности и необходимости - есть вещи, которые могут быть и не быть, если нет сущего, то и нет бытия. А коль есть бытие, то есть в мире то, что необходимо кроме случайного - это и есть бог.
4. из понятия совершенства вещей: есть сущность которая для всех является сущностью - это есть бог.
5. из распорядка и целесообразности: в природе по его мнению все целесообразно и исправлено к лучшему исходу. Любая цель достигается не случайно, а руководима сознательностью воли. Цель для всего полагает бог.
Бог, являясь распорядителем всего сущего, провидит отдельные недостатки, которые есть в жизни. Но эти недостатки бог не устраняет дабы не потерпела ущерба совершенство всеобщего блага. Зло для того, чтобы вещь отступала от блага.
Спор между номиналистами и реалистами идет по существу между восприятием действительности и наименованиями, которые мы используем. Сформировав универсалии, которые существуют в троичном виде Аквинский примерил их (номиналистов и реалистов). Он утверждает, что универсалии существуют до вещей в божественном разуме;
в самих вещах как их сущность или форме;
после вещей, т.е. в человеческом разуме, как результат познания абстракции.
За концепцию по универсалиям Аквинского назвали умеренным реалистом, в отличии от реализма Платона, который утверждал, что общее существует вне вещей.
Ортодоксальная церковь признала материю как одну их 2-х природ Христа. Фому назвали пятым учителем церкви. Идея - от бога, вещь - наш разум. Концепция Аквинского об универсалии повлияла на формирование учений о логике и гносеологии Гоббса и Локка. Признание общего в конкретной единичной вещи, универсалий до вещи, а это уже материализм позволил считать учение номиналистов, что универсалии существуют только в человеческом разуме, мышлении и эта концепция была осуждена Собором в 1092 году. Тезис Аквинского о наличии общих понятий лег в последствии в идеалистический рационализм Лейбница, Декарта, а положение о независимости высших универсалий использовали Кант и Гегель.
Августин Блаженный как основоположник учения о божественном проникновении в человеческое познание предопределил мистицизм.
Наиболее ярко это в православной традиции развили Иоанн Богослов и Василий Великий
ВОПРОС 22..Антропоцентризм и гуманизм как специфические черты философии эпохи Возрождения. (невесь)
Период 15 - 18 века. Этот период считается периодом возрождения ценностей и идеалов античности. Эпоха развития техники, естествознания, математики и механики.
Возрождение - это итог развития средневековой культуры, выявило все лучшее, что было в этот период.
Главная ориентация в эту эпоху - это человек.
Философия помогла найти человеку его место в жизни. Особое значение придавалось мышлению. Оно было в этот период антропоцентрическое - это бог начало всех вещей, а человек центр всего мира. Человек может все. Мировоззрение носит ярко выраженный гуманистический оттенок. Человек толковался как свободное существо, творец самого себя и свободного мира. Сотворив мир, а затем человека бог дал людям свободную волю.
В философии менее всего говорилось о греховной сущности человека, испорченности его природы. Ставка делалась на собственные силы человека.
Важным элементом был оптимизм, культ творчества. Материально-чувственная деятельность принимает сакральный характер, появилась идея прометивизма - человек как творец мира, сотрудник бога.
Философия в это время носит антисхоластический характер. Представителем антисхоластической философии являлся Николай Кузанский. Он утверждал пантеистическое направление - единому ничего не противоположно, единое есть век, оно тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное больше чего ничего быть не может. Единое - минимум. Отношение мира и бога, как отношение целого и части. Центр и окружность космоса- это бог, поэтому мир не бесконечен, у него нет предела, где мир был бы замкнут.
Учение Кузанского, а вместе с ним Коперника, Бруно заложили основы появления рационализма и эмпиризма в философии 17 - 18 века.
Растущие знания о природе требовали замены схоластического метода мышления новым непосредственно обращенным к реальному миру. Применение механистического вызвало прогресс в познании физического мира. Разум стал инструментом и механизмом преобразующим мир.
Философия возрождения – это своеобразный синтез античности и средневековья. С одной стороны присутствует Бог, с другой стороны Бог не является одним лицом как это было в средневековье.
Учение Кузанского о максимализме и минимализме – это диалектика. С другой стороны после Кузанского Коперник развивая свои идеи произвел революцию в астрономии и ее осмыслении.
Практически места для Бога не остается и это подтвердил Джордано Бруно, создав теорию бесконечности вселенной и бесчисленности миров находящихся в ней. Складываются основы новой мировозренческой установки, где человек становится центром мироздания.
В средние века активность вечности рассматривалась как способность к провиденциализму (сжигала научные книги, авторов в тюрьму и т.д.)
Провиденциализм заменяется личностной активностью, это практически освобождает человека от божественной зависимости. В этот период благодаря творчеству художников Л. Да Винчи, Микилеанжило, свободолюбивые идеи и культ человека проникают в культуру. Если раньше художественное творчество сосредотачивалось на написании божественных картин, библейских сюжетов, то теперь приоритет отдается творческой личности. Но личность была мифологизирована. Эпоха возрождения материалистического подхода понимания мира. Философия пыталась объяснить положение человека и его бытия.
ВОПРОС 23
Философия и наука нового времени .Новоевропейский тип рациональности: Ф.Бекон, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.
Ф. Бекон в работе «Новый органон» провозгласил тезис «Знание - сила». Этим он обосновал цель и предназначение науки; разработал принципы индуктивного метода познания; развел теологические и философские знания.
Наука должна быть по нему знанием ради знания. конечная цель - открытие, изобретение, которое удовлетворяет потребности и улучшает жизнь, поэтому в науке надо усилить критическую и позитивную ее сторону.
Критическая сторона направлена на выявление причин человеческих заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь он говорит об учениях, об идоле и критикует метод познания. Говоря об идоле сознания, как искаженных образах действительности ложных представлениях и понятиях Бекон выделил идола рода (ложное представление мира присуще всем людям, как результат ограниченности ума и чувств), идола пещеры (искаженное представление о действительности, связанное с субъективностью ее восприятия). Эти два идола можно преодолеть с помощью образования предлагал Бекон.
Идолы рынка - ложные представления, связанные с неправильным употреблением слов.
Идолы театра - ложные представления о мире, сформированы не критическим подходом к различным философским теориям.
Эти 2 идола приобретаются человеком с помощью ума, который осмысливает общий опыт и приоритет отдается мыслителям.
Бекон делает вывод: схоластическая философия плодотворна на словах, она абстрактна, сосредоточена на выведении частного из общего. Этой теории познания (схоластической) он противопоставил индуктивный метод, который имел как практическое так и социальное значение. Бекон считал, что этот метод правильно ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека, увеличивает его власть над силами природы и содействует человеческому счастью. Он родоначальник эмпиризма, признание в познании ведущей роли опыта, который является ни чем иным как изображением внешнего мира в сознании человека. Опыты должны ставиться по методу индукции.
Т.о. индуктивный метод и обрыв схоластики от философии привели Бекона к теории двойственной истины. В ней он провел разграничение предмета, функций и способов познания в теологии и философии. Теология изучает бога - это богознание. Цель теологии защитить и обосновать религиозное учение.
Философия изучает природу. Цель ее - изучение законов природы и разработка метода познания природы.
В зависимости от разных целей методы познания у теологии и философии различны.
Теология опирается на сверх естественные откровения, авторитет священного писания и церкви. Философия - на совпадение мысли с действительностью, и опирается на истину.
Бекон создал опытно-индивидуальную методологию, в соответствии с этим он разработал метод эмпирического познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46