Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

1. чувства затруднения

2. осознание проблемы

3. пометки ее решения (выдвижение ее гипотезы)

4. развитие идеи, решение ее до имперических последствий

5. наблюдение и эксперимент, которые осуществляются ради решения проблемы

Дьюи вывод: истинным является то решение, которое  в наибольшей степени обеспечивает успешность действий человека. Дьюи понимает истину как другие представители прагматизма Пирс и Джеймс.



ВОПРОС 37

Неопозитивизм сложился как 3-я историческая форма позитивизма.

Первым этапом позитивизма был классический позитивизм. Он был основан Кантом в 19 веке. В его трудах “Курс позитивной философии”, “Дух позитивной философии”. Позитивизм как понятие имеет несколько толкований:

- как совокупность взглядов Канта и его последователей 30-40-хх годов 19 века

- как совокупность концепций всех позитивистов 19 века (Миль, Спенсер)

- все позитивистские течения 19-20 века

- как метод широко проникший в теорию познания, логику, историю, социологию, этику

- Вторым этапом позитивизма был махизм  или эмпириокрицизм (Авенариус).

Третьим этапом был неопозитивизм. Его основателем считается ШЛИК. Программа позитивизма выглядит:

1. Познание должно быть освобожденным от всякой философской интерпретации.

2. Предшествующая позитивизму философия (традиционная), рассматривается как метафизическая. В связи с этим позитивисты предлагают упразднить или разработать такую науку, которая включает в себя философию и экономический обзор системы знаний, либо заменить учением о соотношении между науками и о языке.

3. В центр новой философии положить новый путь, который должен преодолеть метафизику, возвыситься над противоположностями (материализмом, идеализмом). И этот средний путь должен представить 3-е нейтральное философское направление.

Важнейшим положением концепции Канта и его учеников: Роберти, Лаврова, Михайловского, является прогресс в рамках порядка. Важнейшим механизмом осуществления его они считали религию, как орудия объединения людей. Позитивистское отношение к религии характерно для многих позитивистов. Спенсер в религии видел ответ на необъяснимые загадки бытия, для некоторых - форма удовлетворения потребностей человека.

Классический позитивизм пытался вывести изучение общественной жизни из под влияния философии. Негативно относились к философии истории.

В связи с этим Кант выдвинул учение о 3-х стадиях общественного развития в зависимости от изменения умонастроения людей: теологическая (господство религиозного учения); философская (метафизическая, с представлениями о бытие, первооснове и первопричине мира); позитивная (отрицающая предшествующую философию).

В сфере этики классический позитивизм придерживался альтруистического принципа, который был сформулирован Кантом: “Жить для других”.

Спенсер утверждал, что чувства социальности передаются по наследству.

Второй этап позитивизма - эмпириокрицизм (“Критика опыта”). Этот этап развития позитивизма связан с именами Авенариуса “О предмете психологии”, “Философия как мышление о мире”.

Маха “Познание и заблуждение”, “Анализ ощущения и отношения физического к критическому”.

Эмпириокритики занимались критикой опыта, стремились очистить его от всего, что могло быть истолковано как признание факта объективности, независимости от наших ощущений, какой бы то ни было реальности.

Эмпириокрицизм исходил из субъективно идеалистической предпосылки  о неразрывности связи объекта и субъекта. Опыт у них очищен от объективного, его элементами являются ощущения. Именно они и есть источники всего содержания познания, следовательно, все существующее - это ощущения или их сочетание.

Неопозитивизм - это 3-ий этап позитивизма, пришел на смену чисто опыта эмпириократиков в 20-е годы 20 века.

В истории неопозитивизма выделяются 4 направления:

1.логический атомизм, который провозглашает тождественность структуры мира и структуры математической логики;

2.логический позитивизм венского кружка с принципом «верификации»: проверки как средства отличия научных высказываний от метафизических и философских. Представители: Шлик, Карнат, Франт. В 30 - 40-е годы 20 века образовалось еще 2 направления позитивизма:

3.семантический позитивизм, который решает проблему слов, терминов и выражений (Тарский, Морис)

4.философия лингвистического анализа, исследование философских проблем с позиции лингвистики: Альтер, Айдукевич, Остин. Кое какими воззрениями к ним примыкали Гарский, Вингенштейн.

Неопозитивизм возник как течение борющееся за подлинную философию. Этот подход они объясняли тем, что классическая философия допускает неяс7ность рассуждения, усложненность языка и оперирование мистическими понятиями типа «чистый разум». Неопозитивисты стремились применить в философии данные естествознания и математики.

Философский атомизм или математическая логика - направления занимались исследованием структурных отношений в любом материале. И тем не менее представители данного направления вскрыли такие отношения и связи, которые существуют как в сфере мышления так и во внешнем мире. Они сделали вывод, что все противоречия в развитии наук, включая и философию имеют чисто формально-логическую природу.

Так Рассел усмотрел корни этих противоречий в несовершенстве языка и предложил ряд правил, ограничивающих пользование им. Он разработал систему математической логики, язык которой полностью исключал возникновение парадоксов через использование логических средств. Не менее категоричен вывод Рассела, что метод логического анализа способствует разрешению философских проблем. Логику он объявил сущностью философии. И делает вывод: Философия - это не теория, а деятельность, состоящая в анализе языка науки и имеющая цель устранить  из него все метафизические высказывания и термины. Именно те понятия и термины, которые характеризуют объективность знаний о мире, объясняют как он существует и, что он независим от человеческого сознания. Эту концепцию Рассел назвал логическим атомизмом. В ней признана возможность наличия идеального языка, причем логическая структура идеального языка объявляется Витгенштейном тождественной логической структуре мира. Идеальный язык состоит из атомарных предложений, которые описывают простейшие чувственные впечатления, рассматриваемые как точные предложения атомарных фактов.

Традиционные философы не могут рассуждать как атомисты. Рассел объяснил это тем, что все их рассуждения основаны на неправильном пользовании языком, поэтому их язык выражен не ясно. На этом основании все заключения традиционной философии объяснялись бессмысленными, ошибочными, т.е. не истинными и не ложными. По мнению логического анализа заслуживают внимания лишь эмпирические предложения, которые доступны проверке. Т.е. логические атомисты или неопозитивисты 1-го направления одной из задач логического анализа считали необходимость отделения предложений имеющих смысл от тех, которые не имели смысла. Таким путем они стремились очистить науку от бессмыслицы или от метафизики. Они считали вслед за Витгенштейном, что существует 2 принципиально отличных вида знаний:

·фактуальное или эмпирическое, дающее знание о мире, суждения фактуальных наук имеют систематический характер

·формальные знания. К ним неопозитивисты относили логику и математику, т.к. они не несут никакой информации о мире, но представляют возможность преобразовать знания имеющиеся о нем. Предложения, которыми пользуются эти науки являются аналитическими. Они истинны при любом фактическом положении вещей. Иначе говоря, истинность определяется принятыми правилами языка.

Для определения имеет ли предложение смысл, логические позитивисты разработали специальный прием - верификацию. Его суть в том, чтобы сравнить предложение с фактами, т.е. указать конкретно эмпирическую ситуацию, в которой оно оказывается истинным или ложным.

Представители венского кружка с помощью верификации устанавливают не только истинность или ложность предложения, но и устанавливают его смысл. Основой их концепции был принцип «знание предложения заключается в методе его проверки». Т.о. осмысленность суждений определялась возможностью точно указать эмпирические условия его истинности.

Представители логического позитивизма (2-ое направление) попытались преодолеть не только метафизические предложения, но и этические и эстетические суждения они объявили бессмысленными. В этот разряд попали и теоретические предложения. Это было вызвано тем, что они напрямую не были связаны с чувственным содержанием или не имели отношения к конечному числу фактов. В связи с этим неопозитивисты этого направления  пошли на ослабление принципа верификации, заменив понятие верификация - верифицированностью. После этого они использовали понятие подтвержденность, т.е. возможность хотя бы частичного эмпирического подтверждения. Но они не смогли определить сущность не подтвержденности, не обнаруживающей возможности. И они верифицированность дополнили новым принципом когеренции, т.е. связанности и не противоречивости теоретической научной системы. В соответствии с ним логическая конструкция или система предложений должна была строиться по определенным логическим правилам.

Карнас ввел принцип терпимости, с помощью которого можно было определить чистоту логических правил и построения логических конструкций.

Принимаемые в аспекте принципы терпимости, аксиомы и гипотезы могли выбираться произвольно, но с соблюдением принципа их внутренней непротиворечивости. В таком случае истинность определялась и проверялась согласованность предложений с условиями принятыми  правилами построения системы, с принятой терминологией и возможностью сведения предложений с элементарными предложениями.

3-ий этап - семантический позитивизм. Важным этапом стала теория языковых каркасов, разработанная Карнасом, который обосновывал правомерность высказываний об абстрактных объектах, без которых не могла обойтись наука, и которые не могли быть сведены к элементарным или протокольным предложениям.

Понятие “языковой каркас” было подчинено особым правилам и представляло собой языковую систему, позволяющую говорить о тех или иных предметах.

В связи с тем, что семантический позитивизм решал только проблему слов и выражений, терминов и предложений, он не мог удовлетворять требованиям философии неопозитивизма.

4-ое направление. И эту функцию решено взять на себя философии лингвистического анализа. Основы этой философии начал разрабатывать Вингенштейн. Он выдвинул идею идеального языка, содержащего высказывания только о фактах и исключающий возможность языковой путаницы. Позднее в дополнение идеи идеального языка была введена мысль о мудрости обыденного языка, который связан с деятельностью людей и отражает тысячелетнюю мудрость человека. Истинную философскую деятельность Вингенштейн усматривает в анализе языка, в выделении и описании многих способов употребления слов и выражений в различных “языковых играх”. Все существующие до сих пор философские суждения Вангейштейм определил как языковые игры. Мир у него представляет человеческий опыт. Он выступает в различных видах и формах, принимает различные очертания, сочетания в зависимости от того, как о нем думают, т.е. в зависимости, что о нем говорят.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.