Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

ВОПРОС 34

Федоров относится к религиозной философии. Свое учение он связывает с христианством, с православием, центральными идеями которых он считает воскресения и вечности жизни. Дом человека - это достижение сверх нравственности, осуществление синтеза теоретического и практического разума. Именно посредством знания человек должен слепые и врожденные ему силы в орудие и органы человечества. Установив т.о. господство над природой, человечество победит смерть. В эволюции общества Федоров выделил 2 этапа:

1.зооморфический - характеризуется центробежностью, люди здесь одержимы стремлением к самосохранению на базе эгоизма. На этом этапе силы человека разобщены и направлены на с себе подобными. Идет борьба наций с нациями, классов с классами. Вызвано это тем, что у людей нет общей цели (общего дела). В связи с этим господствует противоречие между мыслью и действием. Научные достижения используются для борьбы людей друг с другом. Идеальный социальный строй должен быть основан на единстве сознания и действия, где каждый гражданин общества будет исполнять свой долг, долг соотнося его с общей целью. Это и есть:

2.психометрический этап - идеальный строй. На этом этапе перед человечеством станут две задачи:

§                    управление природой на земном шаре и в пределах всей вселенной

§                    подчинение слепых сил природы должно осуществить воскрешение всех наших предков.

Позитивное представление о прогрессе Федоров считал аморальным, т.к. оно базировалось на бессердечном отношении современных поколений к понятиям прошлого, на их стремлении создать благополучие живущего поколения за счет страданий, смерти предков.

Концепцию воскрешения мертвых Федоров строил на вере в научный и технический прогресс. Имел ввиду воскрешение в не преобразованном теле, или не преображенном теле, в отличии от преображенного тела по христианскому учению.

Царство небесное - это преображенный космос с заселенными на других планетах людьми, в этом смысле воскрешенными из мертвых. За это философию Федорова называют философией космизма. Т.о. Федоров предполагал соединить сознание и деятельность и космические процессы.

В социальных вопросах миросозерцание Федорова родственно славянофилам. Он идеализировал патриархальный строй, монархию, и критически был настроен к Западной культуре. Однако он ратовал за научно-технический прогресс. Вера в силу науки и техники обусловлена оригинальным подходом к толкованию апокалипсиса. Обычно апокалипсис представляют пассивным, Федоров изобразил его активным. Все апокалипсические пророчества предложил толковать как условные, ибо нельзя толковать конец мира как фатум. Фатальный конец мира, описанный в апокалипсисе  наступит как результат путей зла, и говорить о том, что если человечество  не будет исполнять заветы Христа, то неотвратимо будет то-то. Федоров предлагает христианскому человечеству соединиться для общего братского дела победы над смертью и всеобщего воскрешения. Таким путем он предлагал избежать фатальность конца мира, явления антихриста, страшного суда, ада и перейти в вечную жизнь. С этой целью Федоров призывал человечество к активности использования достижений науки и техники ради общего дела и прежде всего борьбы со смертью. Победа над смертью, всеобщее воскрешение не есть только дело бога при пассивности человека. Это есть богочеловеческое, т.е. дело коллективной человеческой активности. Философия Федорова оказала большое влияние на мировоззренческие  взгляды Толстого и Достоевского.



ВОПРОС 35

В понятие современная зарубежная философия входит вся философская мысль Западной Европы и Америки начиная с 90-х годов 19 века. Это широкое толкование данного термина.

В узком смысле  современная зарубежная философия объединяет философов последней трети 20 века. Это совокупность всех составляющих ее направлений и течений, либо преобразовавшихся, либо вновь возникших в 20 веке в Европе, Америке и ряде стран Востока.

Охарактеризовать весь этот период крайне сложно и вызвано это 2-мя обстоятельствами:

§                    школы и направления философии постоянно палемизируются и тем самым заимствуют друг у друга понятия и подходы, и тем самым предлагают различные варианты решения определенных проблем

§                    сами по себе проблемы столь различны, что не допускают однозначного подхода к их решению

Современная зарубежная философия принципиально отличается не только своим подходом, но и концептуальными воззрениями о предшествующих философских идеях.

Лозунг «Знание - сила» объединил ученых разных направлений и поэтому пути ее реализации были различны у Бекона, Локка, Канта, Гегеля, Маркса, Гоббса, Лейбница.

Православие разума, которое характерным для первоначального утверждения капитализма и утверждения человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов имело принципиальное значение для развития философии. Это вызвано тем, что культ разума был оппозицией не только существовавших  до этого времени позиций, но и неразумному феодальному обществу. В этот период было дано толкование обществу и человеку.

Рационализм, господствующий до середины 19 века, придал философии целесообразность как духовному явлению. Философия 20 века зафиксировала в человеческом духе сознательные и бессознательные процессы (инстинкты, интуиция, воля, эмоции). Безусловно классическая философия тоже обращалась к интуиции, но превыше всего ценилось то, что было подконтрольно разуму и, что было способно принимать рациональную, т.е. сознательную форму. Философия 20 века больше внимания стала уделять ценности и спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и значению его нерациональных элементов. В связи с этим был изменен акцент в определении рационального или иррационального, как в духовном опыте так и в психике человека. Хотя еще Кант впервые отдал предпочтение практическому разуму, когда исследовал проблемы нравственности и права человека, он разделил его сущность. Практический разум у Канта стоял выше перед теоретическим, который занимался проблемами гносеологии. Усиление внимания философов к иррационализму связано и с поворотом науки к проблемам определения путей развития цивилизации и в связи  с этим человеческим проблемам.

Прогресс науки и техники породил философствование  и их антигуманизм. Неприязненное отношение к науке связано с тем, что научно-техническая философия породила ряд злободневных социальных проблем.

Попытка более целостных, чем в классической философии, понимания человека, его сознания и духа, привела к возникновению «философии жизни», отвергшее механистическое объяснение  явлений и процессов. Начало новому типу философствования «философия жизни» преодолевал точки зрения разума, положил Шопенгауэр в труде «Мир как воля и представление».

Иногда его философию жизни называют философией воли. Все, что существует Шопенгауэр понимает как волю, волю к жизни. Воля имеет универсально космический образ, а каждая сила в природе объединяется как воля. Отсюда всякая телесность - это объективность воли.

Инстинкты и порывы животных - это тоже действие воли. Человек, как таковой, суть, проявление воли, поэтому его природа иррациональна, ибо разум по отношению к воле вторичен, воля безусловна, именно в ней лежат истоки всего остального.

Вывод: Мир - это воля, его проявление - это ее манифестация, все приковано к ней и тем самым воля субстанция, абсолют. Вследствие чего идеалистический рационализм с его различными представлениями о разуме уступил место воле, которая по сути своей является иррациональной.

В отличии от Шопенгауэра Ницше в своих работах «Происхождение трагедии из духа музыки» так говорил Заратустра, Бергсон «Введение в метафизику», «Творческая эволюция»  разработали теоретические основы философии жизни.

Ницше противопоставляет жизненное искусство  символизированное образом Диониса интеллектуальному искусству Аполлона, ведущему к разложению и деградации жизни в теории.

Искусство Шопенгауэр и Ницше повторяет как проявление воли. Но в отличии от Шопенгауэра Ницше волю толкует как «волю к власти» - это центральная идея и центральное понятие  философии Ницше. Жизнь по Ницше представляет собой специфическую волю, аккумулирующие силы, она стремиться к max чувства власти, и это в равной степени относится как к живому, так и к неживому миру. Т.о. Ницше антологизировал, т.е. внедрил в само бытие иррациональную человеческую способность, т.е. волю. Такое внедрение Ницше потребовалось:

§                    для борьбы с бездуховностью и аморализмом современной ему жизни

§                    для философского обоснования сверх человека как субъекта новой морали, основанной на врожденном благородстве, аристократичности и врожденном здоровье.

Человек должен быть ближе к природе и поэтому необходимо воспитать сильных личностей, способных повести за собой людей. И смыслом каждого человека должно быть - «Живи опасно». Понятие жизнь у Ницше  заменено понятие бытие. Ибо в первом был вложен смысл движения и становления, во втором статическое состояние. Ницше писал: «Нет бытия есть только становление». Он выступал против того, чтобы положить в основу понятия становления первооснову, которая могла бы быть устойчивой. Жизнь у Ницше это: с одной стороны - человеческая жизнь и основы бытия, с другой стороны определенные отношения человека к основе бытия. Он утверждал, что каждый человек чувствует, осознает и познает ее на основе переживания, сопереживания, интуиции, веры и любви. В отличии от Шопенгауэра Ницше придал понятию воля, социально-нравственный оттенок. И выбранная им категория центр его концепции «воля к власти. Наиболее значимый критерий любого типа поведения и любого общественного явления. По Ницше хорошо все то, что укрепляет сознание власти, плохо, что вытекает из слабости.

Вывод Ницше: рациональная деятельность не способствует повышению воли к власти, ибо преобладание интеллекта парализует волю к власти, подменяя деятельность рассуждениями. Именно это легло в основу отрицания Ницше  христианской морали, которая проповедуя любовь к ближнему подрывает волю к власти. Воля к власти рассматривается им как основа права сильного. Это превыше всех моральных, религиозных и их нормативных установок. Таким правом должен воспользоваться человек во всех сферах своей жизни. Аналогичным образом Ницше оценивает демократию, где масса составляет оппозицию власти. Из права сильного воля к власти выведены все основания морали Ницше. Он считал, что понятия добра  и зла, которые существуют в иудео-христианской морали, которая препятствует полному самовыражению человека и он предлагал произвести переоценку ценностей и упразднить результаты «восстания рабов» в морали и возродить мораль господ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.