Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Таким образом, исторический процесс и жизнедеятельность людей неразделимы. Отсюда создается впечатление альтернативности исторических действий людей и объективности законов истории. Осознанность действий людей - это внешняя сторона истории. На эту особенность обратил внимание Гегель, он обосновал, что во всемирной истории наглядно виден факт того, что действия людей дают несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся, о которых они знают и которых они желают. Люди добиваются осуществления своих интересов, но проявляется скрыто "нечто" такое, что или не осознавалось, или не входило в их намерения. Это иное выстраивается  в определенную логику истории и это иное представляет собой  воплощение разума. Гегель делал вывод: разум господствует в мире, так что и всемирный исторический процесс совершается разумно. Разум дает целостность логике истории, законы ее не могут быть объективными. Это первое направление во взгляде на историю, обоснованное Гегелем.

Другая линия истории связана с именами К.Маркса и Ф.Энгельса. Они тоже признавали сознательность человеческой деятельности, всех исторических преобразований, но они не только констатировали роль сознания в истории, но и рассмотрели глубинные детерминанты исторического процесса, более общие результаты исторических действий, которые подчиняются внутренним общим законам. Эта объективная направленность исторического процесса была воспринята, как основа реального человеческого духа.

Таким образом, идеи Гегеля и Маркса о многообразии осознанных, целенаправленных действий людей в общей объективной логике истории, развертываются параллельно. Для Гегеля - это развертывание разума, для Маркса - это объективный закон общественной жизни. В этих двух параллелях предстает обобщенная и сжатая характеристика общества, как естественно-исторический процесс, результат деятельности людей и история индивидуального развития человека. Такой подход позволяет:

1.                 познать историю со стороны единства ее сущности, многообразия форм существования;

2.                 понять развитие общества, как закономерный, объективно-субъективный, деятельностный процесс в его целостном образовании.

Целостность достигается путем изучения аспектов общественной жизни, т.е. во взаимодействии человека и общества. С позиции горизонтального измерения общество предстает как совокупность, взаимосвязь элементов, лежащих в одной и той же плоскости: типы общественных отношений, виды человеческой деятельности, сферы общества. Вертикальное измерение представляет собой единичные эмпирические чувственно воспринимаемые  общественные явления, которые отражают сущностные закономерности самого глубокого порядка. Оба эти измерения позволяют раскрыть глубину гносеологии, отражения общественных процессов в законах, категориях общественного бытия. Общество предстает как многокачественная, многомерная реальность, имеющая различные уровни общественной жизни, законы, которые позволяют объяснять общественные явления и конкретные взаимосвязи. Методологической основой изучения общественных процессов является учет различных принципов дифференциации общества:

1.                 обоснование диалектико-материалистического решения основного вопроса философии, мы характеризуем философскую грань теории общества;

2.                 раскрывая сущность общества, как определенной целостности, мы познаем систему общественной жизни.

Тем не менее, в центре общества стоит человек. Им общество создается, развивается, функционирует, является воплощением его труда. Решение основного вопроса философии в истории человечества - это:

1.      раскрытие сущности человека;

2.      раскрытие оснований его бытия и смысла жизнедеятельности;

3.      раскрытие всех аспектов взаимодействия человека и общества.

Таким образом, осуществляется познание жизни в категориальных формах.

Вебер выделил понятие "идеальный тип" и рассмотрел его роль в историческом познании. С помощью этой категории Вебер попытался охватить исторический процесс с помощью генетических понятий. Это абстрактная модель, имеющая чисто логическое совершенство для людей определенной эпохи. Это эвристическая конструкция, неадекватная действительности. Иначе, идеально типическая конструкция развития, которая позволяет по заранее обдуманному плану свести значительные исторические явления к их действительным причинам. Вебер заметил, что иногда  логический строй понятий и их эмпирическое упорядочение создают насилие над действительностью. Такой идеально типической конструкцией Вебер считал марксистские законы и модели процессов развития. Он отмечал, что их значение неповторимо и значимо для сравнения с реальной действительностью, но они могут быть опасными если рассматривать их как эмпирически значимые или, даже реальные, т.е., по существу - это метафизика в состоянии настоящего и тенденции. Таким образом, ошибка теоретиков научного коммунизма состояла в том, что общефилософские концепции Маркса интерпретировались как конкретно научные подходы к объяснению единства и целостности истории. В связи с этим, единство истории связывалось не столько с материальной природой ее структурных форм самодвижения, сколько с наличием причинных зависимостей одних материальных структур от других. Кроме того, многомерность истории подменялась проблемой соотношения  единства и многообразия. Способы существования индивидов у человеческих общностей оставались вне поля зрения. Это обстоятельство привело к универсализации историко-материалистического учения К.Маркса. В него       включались экономические, политические и иные основания измерения истории.

Социальная философия 20 века формировалась либо с позиции поддержки марксистских идей исторического материализма, либо отрицания этого учения как идеологической конструкции. К положительным моментам марксистской концепции можно отнести разработку и оформление социальной философии в категориальных понятиях. К издержкам мы относим:

1.                 политизацию и идеологизацию исторического процесса;

2.                 слабую связь социальной философии с реальной историей;

3.                 слабое развитие собственных философско-методологических аспектов.



ВОПРОС 53

Носителями социального выступают люди, продукты их символической деятельности. Социальное является свойством любой личности и усваивается индивидом в ходе его жизнедеятельности. Этот процесс называется социализацией. Философы сформировали сущность процесса социализации. Это:

1.                 влияние человека на других людей;

2.                 формирование его психики и перевод ее на новый общественный уровень;

3.                 отход сознания человека от нейрофизиологических процессов.

Из отдельных людей состоят макросоциальные образования в обществе, начиная от малых групп людей, коллективов, вплоть до наций, классов и других общностей. На основе психики и сознания отдельных индивидов образуется психика и сознание социальных групп людей, которые являются системным образованием по отношению к человеку. Кроме внешних проявлений социального существует внутренняя динамика личности, определяющая системные общественные процессы, они, в свою очередь, под влиянием хаоса и порядка формируют нормы общественных отношений, общественных связей, культуры, искусства, этики и морали. Социальное, как общественное никогда не исчерпывается социальным общим. Члены любой социальной группы имеют общие привычки, традиции, способы мышления, но они отличаются друг от друга специфическим. В связи с этим философы сделали вывод: социальное имеет в своей сущности, как общее, так и особенное, специфическое. Все это формируется в ходе деятельности людей и их общественных отношений.

Специфическое имеет два смысла: первый смысл - "все общественное" (в широком смысле); второй смысл - все, имеющее отношение к специфической сфере жизни общества (в узком смысле). В социальной философии, как правило, используется понятие "общественное отношение" в широком смысле, где представлено многообразие форм взаимодействия и взаимосвязей, которые возникают в процессе деятельности людей, входящих в большие социальные группы, а также взаимосвязи, возникающие внутри них.

Человек, как универсальный субъект есть совокупность характеристик, социальных ролей. В связи с этим делается вывод: человек выступает творцом своих собственных общественных отношений и это необходимая форма любой человеческой деятельности. Но, к сожалению, осознавая, предугадывая конечные результаты, человек не может предвидеть, возможную этой деятельности, эволюцию своих общественных отношений. Общественные отношения представляют собой объективную реальность, независимую от воли и сознания людей. Объективный их характер позволяет глубже понять человека как совокупность общественных отношений. Отношения многомерны, понимая их мы понимаем общество как социум в целом. Тем не менее, все богатство социальных общественных отношений сведено к двум большим классам: материальные и духовные. Оба эти класса отношений в совокупности составляют объективную реальность, которая отражается в нашем сознании. Материальные отношения - определяются уровнем развития общества и его социокультурой. Духовные отношения - уровнем содержания и состоянием общественного сознания всей эпохи.

Платон и Гегель высказали зависимость общественного сознания и духовных отношений от объективной реальности. Таким образом, общественное сознание есть одновременно объективная и субъективная реальность. Материальные отношения - результат практической деятельности человека, непосредственное ее отражение. Духовные отношения в своем формировании проходят через сознание людей и являются опосредованными, их первопричина - идеи и духовные ценности. Первопричиной материальных отношений являются потребности и интересы личности. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности духовных не следует понимать по принципу "выводимости". Связь между ними опосредованная, как отражение материальных отношений в общественном сознании, которые становятся идеями и причиной духовных отношений. Классификация материальных отношений идет в соответствии с основными сферами общественного бытия. Классификация духовных (идеальных) отношений осуществляется в соответствии с общественным сознанием и его формами. Какими бы идеальными не были отношения они складываются в ходе практической деятельности. Поэтому в этом аспекте они материальные. Одним из феноменов социальных отношений являются межличностные связи, т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, но они не имеют отношения к их вхождению в большие социальные группы. Это отношения в приятельской и дружеской, служебной среде. Не менее важными являются межличностные отношения в период сложных исторических процессов. Во-первых, ослабляются общественные связи, усиливается апатия масс к различного рода политическим взаимодействиям, появляется установка на выживание  в кругу только близких людей. Во-вторых, в кризисные периоды наблюдается распад межличностных связей и на этой основе происходит всплеск нездоровых отношений в аспекте социальной патологии, появление девиантного поведения, а порой, вплоть до организованной преступности. Разграничения на общественные и межличностные отношения весьма условны, ибо:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.