Древнеиндийская философия: кроме того делится на 2 больших течения:
1. Ортодоксальное, сформированное на текстах вед., где выделяется веданта и ниманса .
Веданта в своих учениях утверждает, что существует начало и конец мира, используются такие понятия как карма, сансара (переселение), моким (атман), дхарма, все это механизмы переселения душ.
Ортодоксальная древнеиндийская философия развивается на понятии нравственного долга - дхармы. И идет освобождение души не под действием сансары, освободившись душа становится независимой и сливается со своим творцом Атманом.
Ниманса - это направление акцент делает на истинность всех родов познания кроме этого они признают реальность души на ряду с Богом и материальным миром. Философия ниманса лежит в основе всех восточных философий, связанных со здоровьем тела.
2. Неортодоксальное направление связано с школами: локояты и чарвака.
Неортодоксальное направление тяготеет к материалистическому восприятию мира. Первоосновой они считают 4 великие сути: земля, огонь, вода, воздух.
Они признавали реальный мир и реальную жизнь, но в оценке реальной жизни пытались использовать рационалистический идонизм, т.е. человек должен быть счастливым и наслаждаться, но как счастье так и наслаждение всегда связаны со страданием. Человек способен, это в его власти, считают они сделать страдания минимальными.
Т.о. для древнеиндийской философии характерна умозрительность, слабая связь с наукой и традиционализм.
Высшие ценности человеческого бытия заданы религиозно мифологическим мировоззрением.
ВОПРОС 14
Распадается на 2 периода: век бронзы и век железа.
·Это связано с социально-экономическими условиями, которые напрямую выходили на философское обоснование бытия.
·Вторая особенность древнекитайской философии - древнекитайские государства представляли из себя иерархическую деспотию, которая исключает творчество как особый социальный институт.
В связи с этим все религиозные действия осуществлялись царьками, чиновниками, главами влиятельных семей. И это не могло не сказаться на формировании мировоззрения и предфилософской литературе.
Предфилософская литература в Древнем Китае приоритет отдает «культу предка». Живые всей своей жизнью отчитывались перед ними. Фактически в этом был заложен прагматизм бытия и древнекитайская философия в связи с этим ослабила мифологические взгляды и подходы к окружающей реальности и к самому человеку.
Предфилософские произведения Древнего Китая, как и «Книга несен», «Книга перемен», «Книга обрядов» в центр ставит рассуждение о проблеме зла. Делаются попытки искоренения его в первооснове. «Книга историй» фактически являлась базой материалистического восприятия мира. В ней определено 5 начал мира: вода, огонь, дерево, металл, земля.
«Книга перемен» - и Дзын отражают противоречие между природой и человеческим, которое двоично по происхождению - Янь и Инь.
Фактически здесь начинают формироваться естественно научные знания об окружающем мире на мистической основе.
При переходе Китая от рабовладельческой стадии развития к феодальному строю, обозначились ряд философских направлений, которые были использованы конкретными социальными общностями и группами.
Среди философских направлений этого времени наиболее распространены были:
·школа служивых людей (конфуцианство)
·монизм
·даонизм
·школа законников
·школа имен
·натурфилософия
Все эти школы не были едины и распадались в свою очередь на ряд течений, которые вели борьбу между собой. Наиболее значимой и глубокой философской концепцией считается учение Конфуция.
Он в своей реальной жизни испытал многие профессии и только в 50 лет создал свою философскую школу.
Его ученики продолжали учение Конфуция, оформились в течение Лунь-Юнь.
По Конфуцию - нечто - это высшая сила, которая контролирует на земле справедливость и порядок. По воли неба существует социальное неравенство, бедность, пороки.
Небу отводят роль судьбы, рока, доа.
От духа (доа) надо держаться по дальше, служить живым и оправдывать свое назначение на земле.
Учитывая противоречие между людьми и в их социальных связях, Конфуций в поле зрения своего философского учения поставил воспитание и взаимоотношение людей.
В связи с тем, что за все его годы деятельности не удалось реализовать свою концепцию формирования личности, идеал он рассматривает как взгляд в прошлое, а не в будущее. Поэтому в социальной философии он предпочтение отдает отдельным сторонам жизни рабовладельческого общества и критикует на этой основе феодальные отношения.
Этика, по мнению Конфуция, категория которой он выражает понятие Жень человеколюбива, почитает родителей уважает старших, наполнена любовью к детям и заботой о людях.
Конфуций впервые сформулировал принцип Жень - не делай людям того чего не желаешь себе (на восприятие его взял Кант).
Разрабатывая принципы этики Конфуций уделил особое внимание благородству людей, на эту мысль его натолкнули социальные отношения в обществе.
Свою позицию он выразил, характеризуя благородного мужа, который должен бояться трех вещей: воли неба, великих людей, слоя совершенно мудрых.
Конфуций пришел к мысли о необходимости соединения в деятельности каждого человека: знаний и действий.
Ученики Конфуция продолжали разрабатывать его этику, усиливая ее философскую сторону.
Одно из направлений Конфуцианства - Лао-Дзынь, это основная школа даусов. По их мнению мировоззрение человека - это коренная причина сущного, как вечного, высшего, духовного существа.
Человеческие души вносят изменение, эмоции в это сущее. Лао-Дзынь проповедовал метод «психоз», верование, что душа не запятнанная грехами возвращается к своему первоначальному божеству. Развивая свой философский взгляд на мир Лао-Дзынь утверждал, что все предметы составляют единое целое и созданы из бытия и небытия. Причем бытие - это сущность вещей и предметов. Небытие - пустота.
Этическую концепцию Конфуций довел до уровня смирения. Вот почему сегодня даосизм является философской основой суеверий и волшебства.
Другим не менее значительным направлением в Древнекитайской философии является школа законников.
Отрицая иные способы воздействия на людей, они приоритет отдали правовому принуждению. Всем нравственно эстетическим качествам личности они предпочли страх. Такой подход предопределил понимание общественных процессов и социального управления. Тем не менее обосновывая теорию различных возможностей в социальном управлении, школа законников рассматривала государственные должности, как механизм замещения руководителей по способностям и по знатности.
Если говорить в общем, то мы должны отметить, что в древнекитайской философии обнаруживается достаточно большое влияние антиципаций (предвосхищение событий философией).
В основе своей древнекитайская философия идеальна. Говоря о человеке с одной стороны философы этого мира утверждали, что он ничто и ничего не зависит от его деятельности.
Другое направление наоборот утверждает, что человек творец своей судьбы и все зависит от него.
ВОПРОС 15. Социально-культурные предпосылки и источники античной философии: этапы, направления, основные проблемы. Особенности ее отражения в последующих философских воззрениях.
Античная философия развивается на протяжении 12 -13 веков, с 7 века до нашей эры по 6 век до нашей эры. В связи с тем, что она многоаспектна и неоднородна, ученые разделили этот период на 5 этапов:
1. натуралистический период
В центр становятся проблемы природы (физика) и космоса - досократовский период.(пифагорейцы, милетцы и т.д.)
2. гуманистический период
Человек с его этическими проблемами (Сократ, Софисты).
3. классический
с философскими системами (Платон, Аристотель).
4. эллинистических школ, которые занимались моральным обустройством людей и общества (скептики, эпикурейцы).
5. неоплатонизм - универсальная система, доведенная до представления о едином благе.
Проблемы в любом периоде упирались в космос, этику, логику, этому способствовали развивающиеся науки.
Физика - философское учение о природе.
Этика - философское учение о человеке.
Логика - учение о слове и понятиях.
Эти 3 части наиболее зримо выступают в философии античности. Характерными чертами античной философии являются:
·она цельна, слитна, нерасчленина и проблему ее составляют основу для последующих философских учений.
· космоцентрична - охватывает весь космос и одновременно мир человека. Все категории философии универсальны: добро, время, пространство.
· не смотря на то, что все воззрения ученых в этот период связаны с космосом, чувственным и постигаемым, в тоже время она не теоцентрична, т.е. не ставит представление о боге на первое место. Хотя часто космос считается абсолютным божеством, но он не связан с личностным (нет Христа, Будды). Она пантеистична, т.е. множество богов.
·античная философия многое достигла в разработке понятийного аппарата (концепция идей Платона, у стоиков - понятие смысла слова. Эта философия не знает философских законов. Логика - это логика общих имен и понятий.
· этика античности - это этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Поэтому человек наделялся добродетелями и пороками. В этом античная философия достигла высот.
· античные философы умеют найти ответы на координальные вопросы бытия. Их философия функциональна, она помогает людям в жизни. Современные ученые чтят этику Платона и логику Аристотеля, обращаются к ним для решения современных проблем.
Интерес к ней проявился в связи с тем, что она формировалась в поэмах Гомера и Гилеода. Была связана с политическими свободами городов, государств. Она формировалась как самостоятельное культурное образование.
Одной из древнейших философских школ древней Греции считается Милетская школа. Ее представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и другие пытались решить из чего создан мир.
Анаксимен первоосновой считал воздух.
Анаксимандр - анейрон, Фалес - воду.
Вещи возникают в результате тех превращений, которые происходят с первоосновой.
В основу всего они берут субстанцию, которая есть то, что не нуждается для своего объяснения в чем либо другом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46