Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Государству, как наиболее общей форме социальной организации отношений людей, противостоит такая форма социальной организации, как гражданское общество.



ВОПРОС 58

Общественные отношения - это способ существования, развития и самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны. История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений. Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично. Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека: социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная. Эти три сферы формируют три типа социальности:

1.                 отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и общества, человек становится частью общества через принуждение социальных структур;

2.                 отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной формы связи - денег;

3.                 отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.

Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи, функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние, так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в другое, т.е. осуществляется их развитие, как направление изменения материальных и идеальных объектов.

Социальные философы выделяют различные типы механизмов социальных изменений: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и инновационный. Социальные изменения обусловлены развитием связей, которые возникают в недрах общества и которые находятся в постоянном противоречии, конфликтах, дезорганизации. Именно они побуждают людей к общественным преобразованиям в социальных общностях. В результате происходит переход системы из одного состояния в другое, или даже смена качества элементов системы.

Марксистская концепция общественного развития использует изменения на качественном уровне для обоснования формационных процессов. Формация - это определенные производственные отношения, соответствующие определенной социальной структуре общества. Определенной социально-классовой структуре соответствует определенная политическая организация общества, с конкретной системой госвласти, институтов, учреждений, регулирующих политические взаимоотношения между классами, нациями, государством. Всему этому соответствует определенное общественное сознание, психология, идеология. Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу выработать понятие общественно-экономической формации, т.е. характеристики общества в целом, во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает социальную определенность и историческую конкретность. В общественно-экономической формации в качестве главных выделяют материальные отношения, они подчинены объективным законам развития общества. Используя формационный подход и историю человечества, Маркс и Энгельс:

§                    установили повторяемость этапов исторического развития во всей цивилизации;

§                    показали общее, особенное и специфическое в истории отдельных стран и народов;

§                    разработали модель общей тенденции развития человечества.

Развитие каждой формации осуществляется на основе конкретного способа производства материальных благ. Смена формаций, переход от одной к другой, рассматривается как процесс объективный и прогрессивный, однако не учитывался тот фактор, что любая формация прогрессивна до определенного периода после чего начинается упадок или регресс. Теория общественно-экономических формаций обеспечивает понимание и изучение человечества как ступеньки единого, закономерного во всей противоречивости прогресса. Формация представляет естественно-исторический процесс, как неравномерное и прямолинейное восходящее движение. Формация - это различия внутри цивилизации. Цивилизация включает в себя:

§                    всю преобразованную человеком социокультурную и историческую природу;

§                    средства этого преобразования и человека, усвоившего способы жизнедеятельности и способного жить в окультуренной среде.

Таким образом, цивилизация - это совокупность общественных отношений, как форм организации социокультуры, обеспечивающих продолжение и существование социокультурных образований. Серьезным упущением в теории Маркса является то, что из формационных знаний мы не получали познание человека. Приоритет отдавался общественному, по сравнению, с индивидуальным. Цивилизационный подход не исключает деление исторического развития человека на эпохи, на социокультурные образования ( Маркс, Тойнби), на деление общества по сущностным признакам (конкретно-технологическая цивилизация Виннера). Главное, что цивилизационные процессы идут, и в центр будет поставлен человек. Оба подхода - формационный и цивилизационный - имеют право на существование при анализе истории, все зависит от того, какую мы ставим цель и какие результаты мы хотим получить.



ВОПРОС 59

Социальное - это проблема сознания, это то, что способствует формированию специфического способа организации жизнедеятельности. Проблема социального напрямую связана с потребностями человека и общества, и с системой социального творчества, и социальными сообществами. С этим положением согласны все, но категориальный аппарат, сущность подходов к этой проблеме у многих ученых различны. Если говорить о современной социальной философии, то в западной школе социальное отождествляется  с понятием "социетальное" (общественное). Социальная сфера характеризуется такими параметрами как:

1.                 удовлетворение прямых жизненных потребностей членов общества;

2.                 их взаимодействие, различающиеся возрастом, имущественным положением, национальными признаками.

В основе подхода к использованию разных категорий лежат концепции ученых, которые они пытаются осмыслить отношения людей. Одной из первых категорий и наиболее большим философским направлением считается понятие "социальное действие", сюда входят ученые:

1.                 Макс Вебер - его сущностный фактор социального действия;

2.                 Парсонс - единичное действие;

3.                 Дюркгейм - социальный факт.

Второй подход - "социальная связь", иначе - интеракция. Представители:

1.                 Хомас - концепция "теория обмена" - каждый хочет максимального вознаграждения и минимальных затрат;

2.                 Кант - личностная целесообразность - поступай по отношению к другим так, как бы хотел ты, чтобы они к тебе поступали.

Третий подход - "социальная регуляция". Представители:

1.                 Парсонс - концепция "система ценностей", основой которой являются деньги, власть, закон;

2.                 Дюркгейм - социальный стандарт поведения, нормы, принципы;

3.                 Спенсер - "социальный контроль".

Второй подход связан с марксистской теорией, где социальная сфера предстает социальными общностями и их взаимосвязями. В основе марксистского подхода лежит совокупность мотивов и целей общества, "система смыслов". Эту часть марксистской теории, "целерациональность и ценностная рациональность", признавал Вебер. Вторую часть - социальная деятельность людей зависит от характера взаимодействия производительных и сил производственных отношений - признано только марксистами, другие течения эти взгляды не разделяют. Происходит это в связи с тем, что социальные действия типизируют конкретный тип личности, без учета его мотивов и целей бытия. Тем не менее оба направления предполагают наличие социальных институтов, которые представляют собой институализированную форму социальных взаимодействий. В социальные институты включаются такие сущностные характеристики:

1.                 социальное регулирование взаимоотношений;

2.                 распределение функций, прав и обязанностей членов общества;

3.                 обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность института и, одновременно, его относительная независимость и способность к самовозобновлению;

4.                 выполнение круга определенных обязанностей;

5.                 наличие учреждений, которые организуют деятельность людей, осуществляют контроль и обладают необходимыми средствами и ресурсами для управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.