Рефераты. Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Функции и структурные элементы основных институтов общества

функции

Институты

Основные роли

Физические черты

Символиче­ские черты

забота, выхаживание и воспитание детей

семейно-брачные

отец мать ребенок

дом обстановка

кольца обручение контракт

добывание пищи, одежды, жилья

экономически

работодатель наемный работник покупатель продавец

фабрика офис магазин

деньги торговля марка реклама

поддержание законов, правил и стандартов

политические

законодатель субъект права

общественные здания и места

флаг кодекс хартия

содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

религиозные

пастор прихожанин

собор церковь

крест алтарь библия

социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

образование

учитель ученик

школа колледж учебник

диплом степень

Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, ин­квизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных полити­ческих институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, прези­дентства, королевской власти.

Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институ­ты — это частные социальные практики либо обычаи.

Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся прак­тикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной инсти­тут, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу (к примеру, инсти­тут представителей президента России или институт на­ставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаметальную потребность. Так, важнейший институт — собственность — Т. Веблен возво­дил к потребности или склонности человека к соперниче­ству [1].

Общая черта тех и других — выполняемые функции. функцией социального института будем называть ту поль­зу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, сово­купность решаемых задач, достигаемых целей, оказывае­мых услуг. Стало быть слово «функционирование» означа­ет очень простую вещь — приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы проис­ходит вред, будем называть подобные действия дисфунк­цией. К примеру, функция (задача) института образова­ния — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузна­ек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в ми­нус.

Если институт работает как надо, то плюсов у него на­много больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т. е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. Понятно, в чем конкретно он выражается: резкий рост разводов, непра­вильное распределение ролей между мужем и женой, неэф­фективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.

Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Функции и дисфункции бывают явные, если они офи­циально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и ла­тентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К яв­ным функциям школы относятся приобретение грамот­ности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приоб­ретение определенного социального статуса, который поз­волит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завя­зывание прочных дружеских связей, поддержка выпус­кников в момент их вступления на рынок труда [2, р.713]. Можно убедиться, что функции и дисфункции относи­тельны я не абсолютны Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних чле­нов общества и латен­тной для других. То же самое и с дисфунк­цией. К примеру, од­ним важно приобрести в университете фун­даментальные знания, а другим завязать зна­комства. В таком слу­чае пересечение функ­ций. дисфункций. явных и латентных функции можно изобразить в виде ло­гического квадрата (рис. 33). Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкци­ям.

Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем от­личаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Мы закончили рассмотрение крупного тематического бло­ка. Надо систематизировать полученные знания, сосредото­чив внимание на ключевых понятиях:

фундаментальные потребности

явные функции

общества

латентные функции

социальные институты

функции института

главные институты

дисфункции института

неглавные институты

социальные практики

ЛИЧНОСТЬ

1. Человек со своими социально обусловленными и индиви­дуально выраженными качествами: ин­теллектуальными, эмоциональными, во­левыми. Научное понимание Л. опи­рается на марксистское определение сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда вы­текает, что свойства, присущие Л., не могут быть врожденными, а в конеч­ном счете определяются исторически данным строем об-ва. Об-во, основан­ное на частной собственности на сред­ства производства, подавляет и уро­дует развитие Л. С ликвидацией капи­тализма и утверждением социализма открывается дорога к всестороннему, целостному развитию личности. На ос­нове создания материально-техниче­ской базы коммунизма, развития ком­мунистических общественных отноше­ний и осуществления культурной рево­люции формируется новая человече­ская Л., гармонически сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

2. В психологии — каждый отдельный человек с присущими ему индивидуаль­ными особенностями характера, интел­лекта, эмоциональной сферы. К психо­логическим свойствам Л. относятся ха­рактер, темперамент, способности че­ловека, а также особенности протека­ния психических процессов. При не­прерывном изменении психических со­стояний (переживаний, мотивов пове­дения и т. п.) психологический склад или облик Л. остается в известной мере постоянным, что связано с отно­сительным постоянством условий жиз­ни, с типологическими особенностями нервной системы индивида. Изменения психологического склада Л.— следст­вие тех изменений, к-рые происходят в бытии человека, следствие процесса общественного воспитания.  Л.— это связная совокупность внутренних черт и особенностей человека, через к-рые преломляются все внешние воздейст­вия. Источником активности Л. яв­ляются многообразные личные и об­щественные   потребности  человека. Субъективное в Л. (переживания, со­знание, потребности) неотделимо от объективных отношений, складываю­щихся между человеком и окружаю­щей действительностью. Уровень развития Л. зависит от того, насколько исторически прогрессивны эти отноше­ния. Л. советского человека форми­руется в условиях социалистического об-ва в соответствии с требованиями коммунистической морали.

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. Взаимо­отношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют опре­деленные общественно-экономические формации, и нет «личности вообще», ибо Л. есть всегда продукт историче­ски данного общественного строя. Ложная теория о якобы вечном анта­гонизме личного и общественного вы­дает за «вечное» лишь то, что харак­терно в особенности для капитализма и имеет исторически преходящий ха­рактер. В условиях социализма вза­имоотношение личного и обществен­ного характеризуется новой законо­мерностью, сочетанием личных и обще­ственных интересов, в конечной тен­денции — их гармонией. При социализ­ме и коммунизме совпадают источник удовлетворения, общая направленность личных и общественных интересов. Как О. в целом, так и каждый член его заинтересованы в научно-техниче­ском прогрессе, в постоянном росте производительности труда, в растущем удовлетворении материальных нужд и культурных запросов членов О. Это совпадение интересов О. и Л. по ко­ренным вопросам их жизни не исклю­чает отдельных частичных и временных противоречий, когда, напр., требуется личное подчинить общественному. Пра­вильное сочетание общественных и личных интересов зависит, с одной сто­роны, от роста общественного богат­ства, от деятельности руководящих организаций, от последовательного про­ведения ими в жизнь лозунга партии «Все во имя человека, для блага че­ловека», с др. стороны — от каждого члена О., от его сознательного служе­ния общественному интересу. Создание материально-технической базы комму­низма, формирование коммунистиче­ских общественных отношений, даль­нейшее развертывание социалистиче­ского демократизма, неуклонный подъ­ем материального и культурного бла­госостояния народа на основе высоких темпов  развития социалистического производства, повышения его эффек­тивности, научно-технического прогрес­са и ускорения роста производительно­сти труда—таковы необходимые предпосылки для достижения полной гармонии личного и общественного важнейшие средства на пути к ассоциации, в к-рой, говоря словами Маркса и Энгельса, свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.