|
Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т. д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти.
Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения.
Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты — это частные социальные практики либо обычаи.
Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу (к примеру, институт представителей президента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаметальную потребность. Так, важнейший институт — собственность — Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству [1].
Общая черта тех и других — выполняемые функции. функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово «функционирование» означает очень простую вещь — приносить обществу пользу.
Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.
Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т. е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. Понятно, в чем конкретно он выражается: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.
Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда [2, р.713]. Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны я не абсолютны Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства. В таком случае пересечение функций. дисфункций. явных и латентных функции можно изобразить в виде логического квадрата (рис. 33). Подобный прием нам еще пригодится, когда мы перейдем к социальным санкциям.
Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.
Мы закончили рассмотрение крупного тематического блока. Надо систематизировать полученные знания, сосредоточив внимание на ключевых понятиях:
фундаментальные потребности
явные функции
общества
латентные функции
социальные институты
функции института
главные институты
дисфункции института
неглавные институты
социальные практики
ЛИЧНОСТЬ
1. Человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Научное понимание Л. опирается на марксистское определение сущности человека как совокупности общественных отношений. Отсюда вытекает, что свойства, присущие Л., не могут быть врожденными, а в конечном счете определяются исторически данным строем об-ва. Об-во, основанное на частной собственности на средства производства, подавляет и уродует развитие Л. С ликвидацией капитализма и утверждением социализма открывается дорога к всестороннему, целостному развитию личности. На основе создания материально-технической базы коммунизма, развития коммунистических общественных отношений и осуществления культурной революции формируется новая человеческая Л., гармонически сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
2. В психологии — каждый отдельный человек с присущими ему индивидуальными особенностями характера, интеллекта, эмоциональной сферы. К психологическим свойствам Л. относятся характер, темперамент, способности человека, а также особенности протекания психических процессов. При непрерывном изменении психических состояний (переживаний, мотивов поведения и т. п.) психологический склад или облик Л. остается в известной мере постоянным, что связано с относительным постоянством условий жизни, с типологическими особенностями нервной системы индивида. Изменения психологического склада Л.— следствие тех изменений, к-рые происходят в бытии человека, следствие процесса общественного воспитания. Л.— это связная совокупность внутренних черт и особенностей человека, через к-рые преломляются все внешние воздействия. Источником активности Л. являются многообразные личные и общественные потребности человека. Субъективное в Л. (переживания, сознание, потребности) неотделимо от объективных отношений, складывающихся между человеком и окружающей действительностью. Уровень развития Л. зависит от того, насколько исторически прогрессивны эти отношения. Л. советского человека формируется в условиях социалистического об-ва в соответствии с требованиями коммунистической морали.
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. Взаимоотношение Л. и о. различно в разные исторические эпохи, т. к. нет «об-ва вообще», а реально существуют определенные общественно-экономические формации, и нет «личности вообще», ибо Л. есть всегда продукт исторически данного общественного строя. Ложная теория о якобы вечном антагонизме личного и общественного выдает за «вечное» лишь то, что характерно в особенности для капитализма и имеет исторически преходящий характер. В условиях социализма взаимоотношение личного и общественного характеризуется новой закономерностью, сочетанием личных и общественных интересов, в конечной тенденции — их гармонией. При социализме и коммунизме совпадают источник удовлетворения, общая направленность личных и общественных интересов. Как О. в целом, так и каждый член его заинтересованы в научно-техническом прогрессе, в постоянном росте производительности труда, в растущем удовлетворении материальных нужд и культурных запросов членов О. Это совпадение интересов О. и Л. по коренным вопросам их жизни не исключает отдельных частичных и временных противоречий, когда, напр., требуется личное подчинить общественному. Правильное сочетание общественных и личных интересов зависит, с одной стороны, от роста общественного богатства, от деятельности руководящих организаций, от последовательного проведения ими в жизнь лозунга партии «Все во имя человека, для блага человека», с др. стороны — от каждого члена О., от его сознательного служения общественному интересу. Создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, дальнейшее развертывание социалистического демократизма, неуклонный подъем материального и культурного благосостояния народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда—таковы необходимые предпосылки для достижения полной гармонии личного и общественного важнейшие средства на пути к ассоциации, в к-рой, говоря словами Маркса и Энгельса, свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.